Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр Ћазарев

   /   

Alexander Lazarev

   /
             
‘отографи€ јлександр Ћазарев (photo Alexander Lazarev)
   

ƒень рождени€: 03.01.1938 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
ƒата смерти: 02.05.2011 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 73 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

—оветский и российский актЄр театра и кино

ј.—. Ћазарев - Ќародный артист –оссийской ‘едерации, лауреат √осударственной премии ———–, член —оюза театральных де€телей (с 1962 г.), —оюза кинематографистов (с 1973 г.), јкадемии кинематографических искусств (с 2002 г.). Ќагражден орденом "«а заслуги перед ќтечеством" IV степени, медал€ми за творческие достижени€. ≈го именем названа звезда в созвездии  озерога.

12.11.2006

–одилс€ 3 €нвар€ 1938 года в Ћенинграде, в семье художника. ќтец - Ћазарев —ергей Ќиколаевич (1899-1984). ћать - Ћазарева (“арасова) ќлимпиада  узьминична (1907-1996). —упруга - Ќемол€ева —ветлана ¬ладимировна (1937 г. рожд.), актриса “еатра имени ¬. ћа€ковского. —ын - Ћазарев јлександр јлександрович (1967 г. рожд.), актер театра "Ћенком" и кино. ¬нучка - ѕолина, внук - —ергей.

јлександр Ћазарев фотографи€
јлександр Ћазарев фотографи€

ƒетство јлександра Ћазарева прошло в северной столице - городе, навсегда зан€вшем место в его сердце. ≈го родители относились к советской интеллигенции первого поколени€: они не много зарабатывали, не знали насто€щего достатка, однако покупали книги, посещали театры, прививали дет€м интерес к культуре, художественный вкус.

Ѕезоблачными в детстве —аши можно назвать лишь первые 3 года перед началом войны. —трашные воспоминани€ оставила в пам€ти жизнь в блокадном Ћенинграде. Ѕомбежки, пожары, голод. «имой пришлось сжечь всю библиотеку, отцовскую скрипку... ѕотом семь€ выехала в ќренбург, где прожила несколько мес€цев. «десь родилс€ —ашин брат ёрий. ќлимпиада  узьминична устроилась работать в офицерскую столовую, чтобы хоть как-то прокормить детей.

¬ Ћенинград семь€ Ћазаревых вернулась как только сн€ли блокаду - в 1944-м. √од спуст€ —аша Ћазарев пошел в 1-й класс. ѕосле зан€тий в школе вс€ реб€тн€ послевоенной поры усваивала "уроки жизни" в дворовых компани€х; развлечений было немного - играли в чижа, в казаки-разбойники, ватагой ходили на каток.

Ѕуквально до окончани€ школы јлександр не думал, что он станет актером. Ќо что-то актерское он ощущал в себе уже тогда: после просмотренных кинофильмов, спектаклей ему нравилось изображать увиденного актера, он пыталс€ проникнутьс€ его чувствами. ѕосле "Ѕрод€ги", например, он ходил грустный, чувствовал себ€ заброшенным, одиноким. Ћюбил представл€ть себ€ героем фильма "ћост ¬атерлоо" с –обертом “ейлором, который он смотрел дес€тки раз с неизменным восхищением. ѕересмотрел многие спектакли Ѕƒ“ и “еатра комедии, наиболее попул€рные в те годы.

“вердое решение стать артистом пришло в 10-м классе. ”знав о наборе в Ћенинградский театральный институт, Ћазарев записываетс€ на консультации и проходит первый тур. ћежду тем ранней весной 1955 года в Ћенинград приезжает выездна€ комисси€ Ўколы-студии ћ’ј“а во главе с директором студии ¬.«. –адомысленским.  омиссии предсто€ло произвести отбор желающих и двоих из них зачислить в студию.

”знав о приезде комиссии, —аша решил попытать счастье в школе-студии - до второго тура в Ћенинградском театральном институте оставалось 2 мес€ца. ¬ результате из общего немалого числа претендентов были отобраны и зачислены в школу-студию 2 абитуриента - школьник јлександр Ћазарев и демобилизованный морской офицер јнатолий –омашин. Ёкзамены на аттестат зрелости Ћазарев сдавал, уже официально €вл€€сь студентом школы-студии.

ќсенью Ћазарев отправилс€ в ћоскву. јктерский курс, на который он попал, оказалс€ очень сильным, как стало €сно спуст€ годы - одним из лучших в школе-студии. «десь учились ¬. Ќевинный, ј. ‘илозов, ≈. Ћазарев, ј. –омашин, “. Ћаврова, ј. ѕокровска€ - все будущие народные артисты, талантливый ё. √ребенщиков, рано ушедший из жизни. ѕедагогами €вл€лись ≈.Ќ. ћорес, A.M.  арев, а также большие мхатовские актеры - —. . Ѕлинников, ¬.я. —таницын, —.—. ѕил€вска€, ¬. . ћонюков.

Ћучшие дн€

Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13471
Ѕобби ћур
ѕокор€юща€ пол€рные льды
ѕосетило:4824
јнна ўетинина
ћишель Ћегран. Ѕиографи€
ѕосетило:4158
ћишель Ћегран

 ак и у большинства сверстников и сокурсников, годы студенчества были дл€ Ћазарева счастливой порой жизни - несмотр€ на то, что быт в общежитии ћинистерства культуры на “рифоновской улице был скудным и даже убогим. Ёто было врем€ Ђоттепелиї, первых попыток перемен в общественном сознании. —вободное врем€ т€готило - все жили творческим перенапр€жением, сутками пропадали в студии, до утра читали стихи ¬ерлена, √Єте, ќкуджавы. —поры, обсуждени€, ночные бдени€ в общежитии не прекращались. ∆или по принципу: насто€щий актер должен бросить на алтарь искусства все силы, забыть про удовольстви€.

 огда Ћазарев был на 1-м курсе, молодой педагог школы-студии, артист ÷ентрального детского театра ќлег ≈фремов создал из числа выпускников “еатр-студию молодых актеров (будущий "—овременник"). Ћазарев и его сокурсники принимали посильное участие - таскали декорации, красили, играли эпизодические роли. —пектакль начиналс€ в 10 часов вечера, после репетиций - все это происходило в Ўколе-студии ћ’ј“а. ”же светало, когда молодые актеры пешком возвращались в общежитие на “рифоновку.

–оли Ћазарева в дипломных спектакл€х были разнообразными (педагоги всегда стараютс€ вы€вить различные стороны творческой индивидуальности будущего артиста): Ћазарев был и голливудским красавцем в пьесе “. –еттигана "ќгни на старте", и больным престарелым яковом  оломийцевым в горьковских "ѕоследних", и Ќиколаем јлексеевичем в пьесе ¬. –озова "—траница жизни" ("“вой путь") - при этом его мать играла сама ≈вгени€ Ќиколаевна ћорес.

ѕосле окончани€ школы-студии Ћазарев решает уехать в Ћенинград. ќн добилс€ показа в любимом “еатре комедии, но Ќиколай ѕавлович јкимов молодого артиста не вз€л. "Ќе пригл€нулс€", - со вздохом комментирует теперь јлександр —ергеевич.

ѕришлось возвращатьс€ в ћоскву. » вскоре произошел случай, который Ћазарев считает одним из судьбоносных моментов своей жизни. ќднажды его однокурсница шла на показ к Ќ.ѕ. ќхлопкову и попросила подыграть ей. Ќадо заметить, что дл€ актеров, воспитанных в традици€х системы —таниславского, “еатр имени ћа€ковского казалс€ вызывающе антихудожественным: ќхлопков работал без занавеса, артисты у него выходили из зрительного зала... ¬ этом чуждом по эстетическим воззрени€м коллективе молодые актеры показывали отрывок из студенческого спектакл€ "ѕоследние". ќхлопков быстро прервал их и попросил јлександра прочитать отрывки из ѕушкина и ћа€ковского, а потом предложил этюд: немцы берут в плен нашего израненного партизана. ѕосле этюда јлександру Ћазареву объ€вили, что он прин€т в труппу театра.

— улыбкой вспоминает ј. Ћазарев фразу, которой встретил его директор театра ƒолгопольский: "≈сли не станешь актером - не беда. Ќам все равно нужны такие рослые парни - в "√амлете" некому пики выносить".

ѕо велению судьбы среди молодых актеров, которых в тот день просматривал ќхлопков, была и —ветлана Ќемол€ева - она тоже пришла всего-навсего подыграть своему при€телю и также была прин€та в театр...

¬новь прин€того Ћазарева, высокого, молодого, сразу же ввели на несколько ролей в "√амлете". ќн был ‘ортинбрасом, ћарцеллом, Ѕернардо, √орацио,  оролем-актером,  апитаном при ‘ортинбрасе. „аще всего Ћазарев играл в один вечер три роли, едва успева€ мен€ть костюм и грим. ¬ " лопе" он выходил в рол€х —лесар€ и ѕожарного. ¬ "ѕобеге из ночи" был метрдотелем. «а первые полгода Ћазарев сыграл и јлешу в "јристократах", и —ерге€ в спектакле "—адовник и тень", и милого студента-очкарика  аплина в "ћаленькой студентке" - это уже была заметна€ работа, в которой Ћазарев про€вил склонность к характерным и комедийным черточкам геро€.

ѕосле исполнени€ роли электрика ¬иктора Ѕойцова в спектакле "»ркутска€ истори€" по пьесе ј. јрбузова јлександр Ћазарев "проснулс€ знаменитым". ќхлопкову удалось пропитать этот спектакль уникальной энергетикой, полностью "выложитьс€" - достаточно сказать, что сам режиссер за несколько дней до премьеры слег в больницу. ѕл€ска Ћазарева-Ѕойцова в одной из центральных сцен (свадьба) стала поистине эмоциональной вершиной спектакл€. —ам актер так оценивает значение этой роли в своей судьбе: "я в этом спектакле родилс€. Ќе попади € в "»ркутскую историю" - и € далеко не уверен, что мо€ жизнь сложилась бы так, как она сложилась на сегодн€шний день".

¬сего 2 мес€ца спуст€ после премьеры "»ркутской истории" на афише театра по€вл€етс€ название нового спектакл€ - "¬рем€ любить". ƒл€ своего персонажа - почти идеального и, казалось бы, малодраматичного молодого человека - Ћазарев все же нашел живые и интересные черточки. Ќе случайно в своем отзыве о спектакле один из рецензентов написал провидческие слова: "ј. Ћазарев - актер больших возможностей, пока еще скрытого темперамента; он может интересно про€вить себ€ в будущем".

ћежду тем "врем€ любить" пришло дл€ Ћазарева не только на сцене, но и в жизни: 27 марта 1960 года его трогательный роман со —ветланой Ќемол€евой (который влюбленные долгое врем€ тщательно, но безуспешно скрывали) завершилс€ свадьбой. «астолье было скромным: ¬алентина Ћьвовна, мама —ветланы, приготовила р€бчиков, отнюдь не считавшихс€ тогда деликатесом, выпили самую малость - в этот день шла "»ркутска€ истори€", где предсто€ло играть молодоженам и почти всем гост€м...

“еатральна€ молодость јлександра Ћазарева вписала новые €ркие страницы в его творческую биографию: он замечательно сыграл морского офицера „асовникова - человека, переживающего мучительные внутренние противоречи€, в спектакле "ќкеан" (1961) по пьесе ј. Ўтейна; ясона в "ћедее" ≈врипида.

“риумфальный дебют Ћазарева в "»ркутской истории", его роли молодых героев, в особенности „асовникова в "ќкеане", привлекли внимание кинематографистов. ѕервой работой ј. Ћазарева на киноэкране стала роль янко в фильме "¬ольный ветер" (1961), подкупающем атмосферой молодости и задора.

¬ том же году Ћазарев впервые по€вилс€ на телеэкране в короткометражном фильме "¬рем€ революции" (лента не сохранилась в архивах), где он сыграл революционного матроса, посланного в ѕалату мер и весов устанавливать "новое врем€".

¬ начале 1960-х годов ќхлопков одну за другой включает в репертуар пьесы о молодежи, дл€ молодежи, в которых все шире раскрываютс€ возможности и талант јлександра Ћазарева: "—овременные реб€та" ћ. Ўатрова (ј. Ћазарев в роли строител€ √Ё— ‘еликса), "√олуба€ рапсоди€" Ќ. ѕогодина (продолжение пьесы "ћаленька€ студентка", Ћазарев -  аплин), " ак поживаешь, парень?" ¬. ѕановой (реж. ≈. «отова; Ћазарев в эпизодической роли ѕылкого парн€), "ќпасна€ тишина" ј. ¬ейцлера и ј. ћишарина (авторы выступили и в роли режиссеров; ј. Ћазарев сыграл јлексе€ ”ралова) и другие.

«начительную роль јлександр Ћазарев сыграл на сцене “еатра имени ћа€ковского в последней работе Ќ. ќхлопкова - спектакле 1964 года "ћежду ливн€ми", который был подвержен критике в редакционной статье "ѕравды" (в вину автору и режиссеру вмен€лось то, что Ћенин был показан вне круга соратников, вне общени€ с трудовым народом). ѕришлось разрабатывать новую редакцию, котора€ обсуждалась на открытом партсобрании. ј. Ћазарев в роли матроса √ущи также был вынужден перестроить образ: демагог и предатель с заостренной пластикой и широким жестом, каким был √уща в первой редакции, трансформировалс€ в человека скорее заблудившегос€ в анархистской фразеологии, нежели €вл€ющегос€ убежденным врагом революции.

¬ спектакле "ѕеребежчик" (1964) Ћазарев по€вилс€ на сцене в форме немецкого офицера - он великолепно сыграл обер-лейтенанта ¬альтера Ўеринга, перешедшего на сторону  расной јрмии. ѕо мнению критиков, игра Ћазарева в этой роли отличалась "интеллектуальностью, многообразием красок, тонкостью общего рисунка". “ворческое удовлетворение и зрительский успех принесла Ћазареву роль  ости- апитана в спектакле "јристократы" по ѕогодину. ¬ спектакле "—мерть “арелкина" (1966), поставленном ѕ. ‘оменко, которого пригласил т€желобольной ќхлопков, Ћазарев сыграл ¬арравина. —пектакль был подвержен нападкам со стороны идеологизированной критики, что с полным правом можно считать его "знаком качества".

ѕерва€ крупна€ роль ј. Ћазарева в кино была св€зана с событи€ми войны - он сыграл командира партизанского отр€да ‘едора в первом отечественном многосерийном телефильме "¬ызываем огонь на себ€" реж. —.  олосова. ќднако действительным началом его большой кинематографической биографии можно считать роль ≈вдокимова в фильме "≈ще раз про любовь" (1968) реж. √. Ќатансона.

ѕосле выхода фильма "≈ще раз про любовь" на экраны Ќатансон сказал о Ћазареве: "ѕо-моему, по€вилс€ актер с большим будущим". –ежиссер не ошибс€ - за годы успешной работы в кинематографе Ћазарев сн€лс€ более чем в 50 фильмах, многие из которых заслужили искреннюю зрительскую любовь: "÷веты запоздалые" (1970, доктор “опорков), "ƒемидовы" (1983, ѕетр I), "„елюскинцы" (1984, ќ.ё. Ўмидт), "ƒети солнца" (1985, ¬агин), "ѕо главной улице с оркестром" (1986), "—ело —тепанчиково и его обитатели" (1989, ≈гор »льич –останев), "ћелочи жизни" (сериал, 1992, Ўведов) и другие.

— приходом в “еатр имени ћа€ковского ј.ј. √ончарова в 1967 году началс€ новый этап творчества ј. Ћазарева. ярким событием стал спектакль "ƒети ¬анюшина" по пьесе —. Ќайденова, где Ћазарев виртуозно сыграл  онстантина - старшего сына ¬анюшина. »гра Ћазарева максимально вобрала в себ€ смысловое содержание спектакл€, показывающего, что врем€ ¬анюшина прошло и наступает власть  онстантина - расчетливого, циничного, хищного.

√ромким триумфом театра стал первый отечественный мюзикл (как значилось на театральной афише) - "„еловек из Ћаманчи". ѕосле тщательного обдумывани€ и взвешивани€ √ончаров предложил роль ƒон  ихота Ћазареву, в котором режиссер, по собственному признанию, увидел "поразительную чистоту, ранимость, убежденность, эмоциональную возбудимость".

–оль —ервантеса - ƒон  ихота стала этапной в творчестве јлександра Ћазарева.  ритики отмечали у артиста "бескомпромиссную требовательность ƒон  ихота", его "воинствующую человечность". ћастерство, с которым исполн€лась Ћазаревым эта роль, вывела его в первый р€д среди артистов не только “еатра имени ћа€ковского, но всего отечественного театра. √ончаров считает, что ƒон  ихот стал "одной из вершин актерской биографии јлександра Ћазарева". "„еловек из Ћаманчи" - несомненна€ победа ј. Ћазарева и его партнеров, победа √ончарова и его помощников, победа театра. Ёто было единодушно признано всеми критиками, театральной общественностью, зрител€ми.

¬ 1977 году за исполнение главной роли в спектакле "¬енсеремос!" по пьесе √. Ѕоровика ј. Ћазарев был удостоен √осударственной премии ———–. јктер тонко сыграл мучительные перемены в душе и миропонимании журналиста  арлоса Ѕланко, чью жизнь за одну ночь переворачивают жестокие преступлени€, творимые у него на глазах чилийской хунтой. ѕрестижной первой премии и диплома 1-й степени был удостоен и следующий спектакль театра на современную тему - "ƒолгожданный" ј. —алынского. ¬едущие роли в нем исполнили ј. Ћазарев и —. Ќемол€ева, впервые сыгравшие на сцене мужа и жену.

√енерал ’лудов, исполненный Ћазаревым в "Ѕеге" (1978), - пожалуй, самый трагический персонаж: это человек сильный, волевой, но при этом м€тущийс€, переживающий драму разлада с самими собой и со своей совестью. Ёта роль, без сомнени€, принадлежит к числу самых трагичных, самых сложных и прекрасных - в конце спектакл€ ’лудов принимает решение вернутьс€ на родину, в грозную неизвестность...

¬ 1980-х годах Ћазарев играет в спектакл€х по горьковской "∆изни  лима —амгина" (1981, –отмистр), "...» порветс€ серебр€ный шнур" ј.  азанцева (1982, писатель ѕевшин), "ћа€ковский начинаетс€" ћ. –озовского (1983, ћа€ковский), "«автра была война" (1985, Ћеонид —ергеевич Ћюберецкий). ¬новь чрезвычайно успешным оказываетс€ сотрудничество с ѕ. ‘оменко в "ѕлодах просвещени€" (1985, «вездинцев). –€д комедийных образов, созданных ј. Ћазаревым, пополнили его работы в спектакле "—мех лангусты" (1986, реж. —. яншин; Ћазарев - ∆орж ѕиту) и весьма успешном " руге" (1988, режиссерский дебют в “еатре имени ћа€ковского “. јхрамковой; Ћазарев - лорд  лайв).

—ледующий спектакль ученицы ј. √ончарова “. јхрамковой - "¬аленсианские безумцы" - закрепил за ней комедийную линию в репертуаре театра, а ее кульминацией стал спектакль "Ўутка мецената" (1992) с Ћазаревым в главной роли. ѕри всей веселости происход€щего на сцене созданный ј. Ћазаревым образ ћецената весьма сложен: в этом человеке чувствуетс€ кака€-то душевна€ усталость, внутренн€€ пустота, которую он пытаетс€ заполнить розыгрышами и не очень изобретательными развлечени€ми. „ерез душевный строй своего геро€ Ћазарев тонко передает атмосферу русского декадентства, настроени€ предвоенного времени. Ѕлагодар€ блистательной работе мастера комеди€ јверченко живет на сцене “еатра им. ћа€ковского уже много лет.

ѕостановка ј. √ончаровым пьесы "∆ертва века" (1994) по пьесе ј.Ќ. ќстровского "ѕоследн€€ жертва" - своего рода "диалог со временем", попытка осмыслить происход€щее "здесь и сейчас" на классическом материале. –абота над спектаклем шла в начале 1990-х годов, когда в стране разразилс€ острый общественно-политический и духовный кризис: система нравственных ценностей была подм€та коммерциализацией жизни, стремлением быстро обогатитьс€ любой ценой. Ћазарев с неверо€тным комедийным темпераментом сыграл в спектакле Ћавра ћироныча - промотавшегос€ купца с неподобающим его положению апломбом. ¬ 1994 году за этот спектакль ј. Ћазарев был удостоен премии ћосквы в области литературы и искусства.

√лавным событием сезона 1995 года стал спектакль “. јхрамковой " ин IV" по пьесе ј. √орина с ј. Ћазаревым в заглавной роли. ѕосв€щена пьеса всевременной мучительности отношений художника и власти, неизменно актуальной в нашем государстве. «а свою работу драматург и актер были удостоены самой престижной театральной премии - "’рустальной “урандот". ¬ последовавшем за " ином IV" спектакле "„ума на оба ваши дома!" (1998), поставленном также “. јхрамковой и также по пьесе √. √орина, Ћазарев играет синьора ћонтекки, а —. Ќемол€ева - синьору  апулетти. ѕо отзывам критики, истори€ взаимоотношений старших ћонтекки и  апулетти "решена наиболее оригинально и неожиданно. Ќемол€ева и Ћазарев играют любовь, перешедшую в ненависть, и ненависть, так до конца и не победившую любовь".

—вой 60-летний юбилей ј. Ћазарев встретил признанным мастером актерского искусства, одним из корифеев и самых любимых публикой актеров театра и кино. ѕоныне он сохран€ет отличный творческий тонус, играет в родном театре, которому верен более 40 лет (јнучкина в гоголевской "∆енитьбе" реж. — јрцибашева, в полюбившихс€ спектакл€х "„ума на оба ваши дома!", " ин IV", "∆ертва века", "ѕлоды просвещени€", "Ўутка мецената", " руг", "—мех лангусты"), в кино, где его участие всегда означает по€вление на экране интересного образа.

¬ числе кинематографических работ ј. Ћазарева - роли в фильмах "¬ызываем огонь на себ€" (1964), "“ака€ коротка€ длинна€ жизнь" (1975), "—обственное мнение" (1976), "’ождение по мукам" (1977), "Ѕархатный сезон" (1978), "„ерез тернии к звездам" (1980), "—казка, рассказанна€ ночью" (1981), "Ѕерегите мужчин!" (1982), "—транна€ истори€ доктора ƒжекила и мистера ’айда" (1985), "ѕриключени€  вентина ƒорварда, стрелка королевской гвардии" (1988), "Ќе сошлись характерами" (1989), "јрбатский мотив" (1990), "“ень, или ћожет быть, все обойдетс€" (1991), "Ѕыть влюбленным" (1992), "ћужской зигзаг" (1992), "Ѕременские музыканты" (2000) и другие.

ј.—. Ћазарев - Ќародный артист –оссийской ‘едерации, лауреат √осударственной премии ———–, член —оюза театральных де€телей (с 1962 г.), —оюза кинематографистов (с 1973 г.), јкадемии кинематографических искусств (с 2002 г.). Ќагражден орденом "«а заслуги перед ќтечеством" IV степени, медал€ми за творческие достижени€. ≈го именем названа звезда в созвездии  озерога.

”влекаетс€ нумизматикой (олимпийска€ тема).

∆ивет и работает в ћоскве.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:12328
‘рэнк ‘ариан
јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20440
јлла Ћарионова
—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:10580
≈вгений ƒрагунов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru