Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—авелий  рамаров

   /   

Saveliy Kramarov

   /
             
‘отографи€ —авелий  рамаров (photo Saveliy Kramarov)
   

ƒень рождени€: 13.10.1934 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 06.06.1995 года
ћесто смерти: —ан-‘ранциско, —Ўј
¬озраст: 60 лет

√ражданство: –осси€, —Ўј
—оцсети:


Ѕиографи€

 омедийный киноактер

Ђѕриключени€  рошаї, ЂЅез страха и упрЄкаї, Ђ—казка о потер€нном времениї, Ђ√ород мастеровї, Ђ“ридцать триї, Ђ„Єрт с портфелемї, Ђ‘ормула –адугиї. ≈го роли, даже не очень смешные в сценарии, в зале всегда вызывали смех.

15.12.2006

ƒетство. —ын врага народа

—авелий  рамаров родилс€ в семье известного московского адвоката ¬иктора  рамарова, человека доброго и одержимого желанием помочь абсолютно всем. ¬иктор —авельевич писал научную работу о суде шариата. ¬ своих изыскани€х он заходил все дальше и дальше, одновременно открыва€ дл€ себ€ всю лживость советской системы. Ёто его и погубило. ¬ середине 30-х его арестовали органы Ќ ¬ƒ. ¬скоре  рамарова отпустили, но ненадолго. ¬ конце 30-х его забрали вторично. ¬иктор —авельевич уже больше никогда не увидел своего маленького сына и любимую молодую жену Ѕасю Ц Ѕенедикту —оломоновну.

ћать —авели€ оказалась совершенно неприспособленной к жизни, и заботу о семье вз€л на себ€ брат отца. „тобы не потер€ть работу, Ѕенедикте —оломоновне пришлось развестись с мужем (которого она гор€чо любило). „то поделать, такое было врем€Е

—авелий  рамаров фотографи€
—авелий  рамаров фотографи€

Ђƒорогой папочка, мы с мамой часто вспоминаем теб€. ћама говорит, что мы скоро увидимс€. я очень жду нашей встречи. ”чусь хорошо. ¬ основном получаю четвЄрки и п€тЄркиЕї, - писал маленький —авелий. «десь он лукавил, чтобы не расстраивать отца: училс€ он плохо, а с поведением дела обсто€ли и того хуже.  огда староста класса пригрозил, что с таким поведением и такими отметками его не примут в комсомол, он этому только обрадовалс€. ќн бо€лс€ вступлени€ в комсомол, вернее того момента, когда придЄтс€ встать из-за парты и рассказать всему классу свою биографию, в первую очередь Ц где и кем работают родители. ќн бо€лс€ признатьс€ в том, что его отец осуждЄн и сидит в лагере. ќб этом узнают учител€, вс€ школа, будут смотреть на него как на сына врага народа, а если он скажет, что считает отца ни в чЄм не виноватым, то будет ещЄ хуже, получитьс€, что —авелий не довер€ет советскому суду.

„астенько вместо уроков он бегал в кинотеатр, куда его часто бесплатно пускала соседка по коммуналке тЄт€ ƒус€. ј однажды вместе с при€телем зашЄл в кассы художественного театра. Ќа столике администратора лежал пропуск в театр. ћальчик подошЄл к администратору и заплетающимс€ от волнени€ €зыком назвал фамилию, увиденную на одном из пропуске. “акой трюк он проделывал не один раз, пока его не выследили. јдминистратор провЄл его в свою комнату, хотел вызвать милицию, но почему-то передумал и вместо милиции вызвал маму —авели€.

—авелий  рамаров в фильме
—авелий  рамаров в фильме "Ќеуловимые мстители"

“а приехала, опусти в голову, покорно выслушала администратора, а потом вдруг вскинула брови, ни к кому конкретно не обраща€сь, уверенно произнесла:

- ћой сын станет артистом!

—авелий  рамаров фотографи€
—авелий  рамаров фотографи€

- “ы чего, мама? Ц вздрогнул —авелий. Ц я больше не буду! „естное слово!

Ћучшие дн€

Ёми ”айнхаус: ∆изнь под девизом ЂLive Fast, Die Youngї
ѕосетило:13175
Ёми ”айнхаус
ёрий «ахаров. Ѕиографи€
ѕосетило:11379
ёрий «ахаров
ћаг и чародей ƒэниел –эдклифф
ѕосетило:8705
ƒэниэл –эдклифф

”знав о том, что гор€чо любимый муж погиб в лагере (по официальной версии Ц покончил с собой), Ѕенедикта —оломоновна слегла, и очень скоро еЄ не стало.

—авелий  рамаров фотографи€
—авелий  рамаров фотографи€

Ѕез матери

Ѕез мамы их маленька€ комната опустела и стала большой и странной. ¬ещи расположены на своих местах, а чего-то не хватает. „асто звонили родственники, приглашали в гости, но он отнекивалс€, пропускал зан€ти€ в школе, пока не вспомнил, что в последние свои дни мама просила его, даже требовала зайти в милицию и получить паспорт, ведь ещЄ мес€ц назад ему исполнилось шестнадцать лет. ћама, наверное, чувствовала, что его покидают силы, и хотела, чтобы у сына был этот документ как право на жизнь. ”ныние и тоска в мгновение покинули его, по€вилась цель Ц выполнить мамино желание. —авелий буквально добежал до отделени€ милиции.

ѕаспорт выдавала сурова€ полна€ женщина с угловатыми, мужскими чертами лица. ќна исподлобь€ посмотрела на —авели€:

—авелий  рамаров фотографи€
—авелий  рамаров фотографи€

- „его это ты не похож на евре€?

- –азве? Ц удивилс€ —авелий.

- “очно,- уверенно сказала она, Ц отец и мать евреи, а ты Ц типично русский парень. я оставила свободным место дл€ твоей национальности.  ем ты хочешь быть: русским или евреем?

- Ќе знаю, - растер€лс€ —авелий. Ц ѕишите, как вы считаете нужным.

- «начит, ты русский! Ц утвердительно сказала женщина и сделала соответствующую запись.

—авелий мечтал стать юристом, как папа. Ќо в соответствующие институты детей Ђврагов народаї не брали. ƒа и во многие другие вузы с его анкетными данными вход был закрыт. Ќа семейном совете у д€ди было решено, что по окончании школы —авелий будет поступать в Ћесотехнический институт, что он и сделал.

ƒебют в кино и на сцене

¬ кино —авелий  рамаров попал совершенно случайно. ќднажды, возвраща€сь из института, он увидел, что часть улицы оцеплена заграждением. ¬ы€снилось, что снимают кино. ѕротиснувшись в толпу, он стал наблюдать за происход€щим. ќбъ€вив п€тиминутный перерыв, режиссЄр нервно обходит оцепление и вдруг останавливаетс€ напротив  рамарова: Ђ ћолодой человек, идите ко мнеЕ ¬ы можете сыграть удивление, испуг?ї - Ђне знаю, - призналс€ —авелий. Ц Ќо вообще-то испугатьс€ могу.  огда страшної –ежиссЄр улыбнулс€: Ђ сейчас будет страшної.  огда кинокамера повернулась в его сторону, рот раскрылс€ у него до неверо€тных размеров. Ђ Ќе вс€кому артисту удаЄтс€ сыграть в эпизоде, - сказал —авелию после съЄмки режиссер. Ц ” вас отлична€ фактура! «найте об этомї. «а работу  рамарову заплатили тро€к.

 огда, спуст€ почти год, —авелий увидел себ€ на экране, то очень удивилс€. ƒес€ть секунд смотрели на него выпученные от страха глаза, а рот раст€гивалс€ почти до ушей. ќн поражалс€, как смог так изобразить испуг без вс€ких репетиций. «рители, набившись в зале, хохотали.

¬скоре, —авелий  рамаров пон€л, что хочет св€зать себ€ с актЄрской профессией, и записалс€ в актЄрскую студию. Ќа сцене он дебютировал с примитивным, но очень смешным номером Ц Ђѕередвижение ро€л€ї. јктЄр неуклюже бралс€ то за одну, то за другую ножку, в муках искажал лицо, в изнеможении падал, отдыхал, взобравшись на ро€ль. «атем была шутка, поставленна€ ћарком –озовским, сменилась пародийным номером:  рамаров сделал шарж на знаменитейшего конферансье јфанаси€ Ѕелова. ѕосле этого —авелий бросил Ћесотехнический институт и поступил во ¬√» .

Ђѕрощайте, голубиї. Ђƒруг мой,  олька!ї

¬ 1960 году яков —егель приступил к съЄмкам фильма по собственному сценарию под названием Ђѕрощайте, голубиї была в этом сценарии роль некого бездельника и хулигана ¬аськи  онопл€нистого, у которого вечно не заводилс€ его мотоцикл Ђ»ндианаї. »менно эту роль он и предложил  рамарову. Ђ“рудно было работать над этой ролью. ¬едь как ни парадоксально, € с самого детства не был знаком ни с одним хулиганом. ≈сли когда-нибудь подозрительный тип по€вл€лс€ на одной стороне улицы, € всегда переходил на другую. Ќо, попада€ на съЄмочные площадки, € становилс€ рабом своей фактуры. » мой актЄрский альбом становилс€ похожим на пособие дл€ начинающего дружинникаї.

ћежду тем в 1961 году јлексей —алтыков в качестве своей дипломной работы вместе с јлександром ћиттой решил экранизировать попул€рную тогда пьесу ј. ’мелика Ђƒруг мой,  олька!ї Ќа роль хулигана ¬аськи он пригласил  рамарова. Ёту роль он позднее назовЄт одной из лучших в своей кинематографической карьере.

“аким образом, двум€ этими, в общем-то, второстепенными рол€ми  рамаров мгновенно сделал себе им€, публика с ходу запомнила его лицо, и дико хохотала при любом его по€влении на экране. ѕоэтому многие советские режиссЄры стали приглашать его в свои картины даже на маленькие роли, прекрасно зна€, что любое присутствие этого актЄра в картине сулит большой успех.

60 Ц 70. √оды триумфа

ѕосле удачного дебюта —авели€  рамарова стали приглашать известные и маститые режиссЄры. Ђѕриключени€  рошаї, ЂЅез страха и упрЄкаї, Ђ—казка о потер€нном времениї, Ђ√ород мастеровї, Ђ“ридцать триї, Ђ„Єрт с портфелемї, Ђ‘ормула –адугиї. ≈го роли, даже не очень смешные в сценарии, в зале всегда вызывали смех. Ќаступило врем€, когда артист был у режиссЄров нарасхват.  рамаров иной раз даже позвол€л себе отказыватьс€ от ролей. ќб одной из них Ц ѕетрухи в ЂЅелом солнце пустыниї он потом долго жалел, не мог себе простить, что не разгл€дел талантливого режиссера и перспективного сценари€.

Ќередко роли писались специально под  рамарова. “ак создатели Ђ“рембитыї очень хотели, чтобы актЄр сн€лс€ у них, но в сценарии роли дл€ него не было. –ежиссер ќлег Ќиколаевский обратилс€ к товарищу —авели€ Ц писателю ¬арлену —тронгену с просьбой придумать что-нибудь. “ак родилс€ образ сапЄра ѕетра, на прот€жении всего действи€ искавшего повсюду мины. ѕосле этого —авелий пон€л, что может играть не только эпизоды.

ќшеломл€ющий успех  рамарову принесла картина ЂЌеуловимые мстителиї, где ему довелось по€витьс€ в кадре всего-то несколько раз, произнес€ фразу Ђј вдоль дороги мЄртвые с косами сто€т! » Ц тишина!ї. ѕочему именно эти слова стали такими попул€рными, никто не знал. Ќо трусливый крамаровский белогвардеец полюбилс€ зрител€м наравне с самими Ђнеуловимымиї. “еперь —авелий ¬икторович стал кассовым аншлаговым гастролЄром. Ќо он не носилс€ по стране, как другие артисты. ¬ыезжал редко, лишь в свободное от съЄмок врем€. ” него одна цель Ц вырватьс€ из коммуналки в отдельную однокомнатную квартиру с телефоном, без которого св€зь с киношниками немыслима.

¬ 1967 году он получил предложение главного режиссЄра только что созданного “еатра миниатюр ¬ладимира ѕол€кова поработать в его труппе. ”влеченный идеей расширить свой творческий диапазон —авелий согласилс€ с этим предложением. ¬ качестве своей первой работы в театре он сам выбрал дл€ себ€ материал Ц рассказ ¬асили€ Ўукшина Ђ¬ан€, ты как здесь?ї, который вошЄл отдельным номером в спектакль Ђ—крытой камеройї. Ѕлагодар€  рамарову спектакль имел оглушительный успех. ≈го приглашали всЄ чаще и чаще.

  началу 70-х годов —авелий  рамаров уже прочно занимал место в дес€тке лучших советских комиков, а в 1974 году став заслуженным артистом, он всю ночь проплакал, вспомина€ родителей, поруганное детство и все обиды, нанесЄнные ему окружающими.

¬ 1971 году —авелий  рамаров сн€лс€ в своей лучшей роли - уголовника  осого в фильме Ђƒжентльмены удачиї. Ќа съемках  рамаров познакомилс€ с √еоргием ¬ициным и ≈вгением Ћеоновым, которые вз€ли его под свою опеку. ќни предложили дл€ —авели€ небольшую сценку, где он встречаетс€ с другом детства Ц бывшим детдомовцем. — ¬ициным же  рамаров подружилс€, и великий комик щедро делилс€ с ним своим опытом, мастерством.

ѕериод с 1971 -1975 года можно смело назвать золотым периодом в его кинематографической карьере, так как именно тогда им были сыграны лучшие роли. —реди них: ‘еофан в фильме Ђ»ван ¬асильевич мен€ет профессиюї, Ђинопланет€нинї в ЂЁтой весЄлой планетеї, ѕет€ “имохин в ЂЅольшой переменеї. Ќа него наконец-то обратил внимани€ знаменитый комедиограф Ћеонид √айдай.

¬ 1972 году он решает всерьЄз вз€тьс€ за своЄ профессиональное мастерство и поступает в √»“»—, на актЄрский факультет. ќднако учЄба радости ему не принесла.  ак он сам потом говорил: ЂЌичего мне это не дало, потому что, как € считаю, эту профессию получают от √оспода Ѕога. ≈сли ты одарЄн, если ты рождЄн актЄром, этому нельз€ научить. ћожно научитьс€ культуре, литературе, искусству. ѕрофессии научит невозможно. я училс€ так: ходил в кино, смотрел своих любимых актЄров. Ќо несмотр€ ни на что, € благодарен тем мастерам, которые мен€ н6аучили в институте. “ак что у мен€ теперь два дипломаЕї

«акончив √»“»—,  рамаров так и не устроилс€ ни в один из столичных театров.

Ђ«имою Ц лета, осенью Ц весныЕї

«авистники утверждали, что комический успех —авели€  рамарова заключЄн в асимметричном расположении его зрачков. Ќо ведь это всЄ равно, что объ€снить успех „арли „аплина его нелепой походкой, комизм ёри€ Ќикулина Ц простоватым видом и выражающим вечное удивление лицом.

» в один далеко не прекрасный день высокое начальство спустило негласное указание прекратить снимать  рамарова, поскольку он играет недоумков и кретинов, что не соответствует составу нашего общества. Ѕолее того, вызыва€ своей игрой смех, он оглупл€ет этим самым передовое в мире общество.

” —авели€, лишенного, по существу, любимой работы, были дни и мес€цы отча€ни€, и он сам, самосто€тельно пришЄл к выбору опоры, которой стала дл€ него вера в Ѕога. ћарк –озовский рассказывал, как однажды в его присутствие  рамарову предложили за три концерта тыс€чу рублей Ц сумму по тем временам немалую. ”знав, что в эти три дн€ входит шаббат Ц суббота, когда верующие евреи не имеют право работать, —авелий от гастролей отказалс€. Ќаотрез.

Ќо он не представл€л, что в стране, где официально разрешено вероисповедание, верующий может подвергатьс€ гонени€м.

- ¬ы сорвали представление Ђ“оварищ киної, - гневалс€ на него киноначальник, а просите путЄвку в ‘–√?!

- “уристическую всего-навсего.   тому же представление состо€лось и без мен€. я не понима€, в чЄм мо€ вина?

- ¬ том, что советский артист, которому мы дали им€, сделали известным, мотаетс€ по синагогам! —троите из себ€ верующего!

- ƒа, € бываю на богослужени€х в центральной синагоге, но кому € мешаю этим?

- ¬ы ещЄ молодой человек, чего вам не хватает?

- Ђ«имою Ц лета, осенью Ц весныїЕ

≈го долго не отпускали. ѕотер€ть  рамарова означало изъ€ть из проката дес€тки фильмов с его участием.

Ђ ак артист артистуї

¬ начале 80-х годов  рамаров вместе с јлександром Ћевенбуком написал письмо президенту —Ўј –ональду –ейгану Ц в прошлом тоже актЄру.

Ђ”важаемый господин президент –ональд –ейган! ќбращаетс€ к вам попул€рный в —оветском —оюзе киноартист —авелий  рамаров. я, не переоценива€ свою известность. —тоит вам, гул€€ с супругой по ћоскве, спросить у любого москвича, у любой старушки, даже если вам еЄ подстав€т, и она окажетс€ агентом  √Ѕ, знает ли она —авели€  рамарова, то она об€зательно откроет рот и скажет: Ђј как же! —мешной артист! ћного раз смотрела фильмы с его участием.  ого он только не играл? ѕрезидентов, секретарей ÷  партии не играл. ≈му такие роли не довер€ли, учитыва€ его хулиганское и порою даже воровское кинопрошлоеї.

”важаемый господин президент! —тарушка, кем бы она ни была, скажет вам правду, но не всю. ƒействительно, зрители до сих пор смеютс€ над геро€ми моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. ѕомогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности. ћо€ нынешн€€ велика€ страна, видимо, помочь мне в этом вопросе не можетЕї

√овор€т, это письмо трижды читали по Ђ√олосу јмерикиї. ћожет, о его существовании узнал и –ейган. ќтъезд  рамарова из ———– произошЄл 31 окт€бр€1981 года.

–абота в —Ўј

¬ 1982 году —авелий  рамаров переехал в —Ўј. ¬ то врем€ режиссЄр ѕол ћазурски приступал к съЄмкам антисоветской комедии Ђћосква на √удзонеї и вз€л к себе  рамарова вместе с актЄром »льей Ѕаскиным, с которым —авелий снималс€ в –оссии в ЂЅольшой переменеї. ¬ фильме  рамарову досталась роль кагэбэшника Ѕориса. “ри большие сцены с участием актЄра, стали, пожалуй, самыми смешными эпизодами в комедии.

¬скоре —авелий сн€лс€ в фильме Ђ2010ї, где играл советского космонавта ¬ладимира –уденко. ќт актЄра требовали большей шаржированности образа ј он сопротивл€лс€, утвержда€, что в ———– космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.

¬ комедии Ђ¬озвращение ћоргана —тюартаї —авелий  рамаров сыграл дворецкого »вана, находчивого малого в доме американских богачей. ¬ыходец из –оссии, он замечательно освоилс€ на новом месте, да ещЄ и учит нерадивого хоз€йского сына некоторым премудрост€м вольной жизни, показыва€ многие проказы подростка.

—воеобразным этапом в становлении актЄра в √олливуде стал боевик Ђ расна€ жараї с јрнольдом Ўварценеггером в главной роли.  рамаров по€вилс€ там всего на минуту. Ќо за эту минуту ему предсто€ло произнести многозначительный монолог от имени некого √ригори€ ћусорского Ц работника советского посольства, человека раздраженного и амбициозного, не терпевшего пререканий.

“ем временем на родине актЄра спешно вырезали его фамилию из титров всех фильмов, где он снималс€. ќн не упоминалс€ ни в киносправочниках, ни в журналах о кино - вообще нигде, вообще нигде, как будто зрители не знали о существовании такого актЄра.  рамарова невозможно было забыть, так как фильмы с его участием не сходили с экранов кинотеатров и телевизоров.

¬ Ўтатах —авелий ¬икторович, обосновалс€, как хотел всю жизнь Ц купил дом в лесу, недалеко от океана.  аждое утро пробежки, купание, днЄм - прогулки по лесу.

ѕриезд в ћоскву

¬ ћоскву —авелий  рамаров приезжал дважды в 1992 и 1994 годах. ¬ первый приезд почти сразу же отправилс€ на Ђ инотаврї. ѕо€вление  рамарова в —очи вызвало насто€щий фурор.

¬ ћоскве он навестил старых друзей, а когда показалс€ на јрбате, чуть не был см€т восторженной толпой. Ќа телевидении вышло получасовое интервью, где —авелий ¬икторович рассказывал о своей жизни на фоне американского флага. ј потом начались съЄмки. ћихаил  окшенов дал актЄру главную роль в комедии Ђ–усский бизнесї, √еоргий ƒанели€ Ц сразу три разных эпизода в ЂЌастеї

Ћична€ жизнь

Ќе избалованный отсутствием женского внимани€, —авелий  рамаров, тем не менее, всю жизнь мечтал найти Ђумную интеллигентную подругуї и даже просил друзей посодействовать ему. ƒошло до того, что он стал прохаживатьс€ возле модного в 70-е магазина ЂЋейпцигї, поигрыва€ ключами от своего белого Ђ‘ольксвагенаї, в надежде познакомитьс€ с такой девушкой. ”вы, девушки не обращали на него внимани€ Ц красотки воспринимали его как дурачкаЕ

“ем не менее  рамаров официально был женат три раза. ѕервой женой была девушка Ћюдмила. ¬торой, гражданской, женой стала ћаша. “ретью жену ћарину он нашЄл уже в Ўтатах. ћарина родила ему дочь Ѕасю которую —авелий ¬икторович обожал. ѕосле развода с ћариной он сохранил с ней хорошие отношени€ только ради дочери. ѕоследней женой  рамарова стала Ќаталь€ —ирадзэ. ќни прожили вместе меньше года, она его и похоронила.

ѕоследний год жизни

¬ январе 1995 года у —авели€  рамарова обнаружили рак пр€мой кишки. ¬ начале феврал€ его прооперировали и назначили усиленный курс химиотерапии. ¬ тот же период у него началс€ острый тромбоз в ногах. ѕозже тромбы разошлись по всему организму, включа€ мозг. ¬есь май, после двух инсультов актЄр лежал в госпитале слепой, немой, парализованный. ќлег ¬идов сообщил в ћоскву, что —авелий  рамаров может только слышать, и просил прислать ему телеграммы, а потом, в очередь с Ќаталией часами читал тыс€чи посланий любимому артисту с родину.

ѕохоронили —авели€  рамарова неподалЄку от —ан-‘ранциско на еврейском мемориальном кладбище в  олма Ц городе мЄртвых. „ерез год был открыт пам€тник, сооружЄнный по макету друга Ц всемирно известного скульптора ћихаила Ўем€кина. ѕам€тник представл€ет собой гримерный столик, на котором разбросаны маски несыгранных, трагических ролей и лежит раскрыта€ книга, куда занесены названи€ любимых актЄром фильмов: Ђƒруг мой,  олька!ї, ЂЌеуловимые мстителиї, Ђƒжентльмены удачиї, Ђƒвенадцать стульевї, ЂЅольша€ переменаїЕ—лева занавес, справа Ц совсем непривычный дл€  рамарова портрет, на котором фотограф запечатлел на редкость доброе, оба€тельное и улыбчивое лицо актЄра.

мои пожелани€
Dima 06.04.2008 12:21:01
÷арство тебе небесное —авелий. ƒа будет земл€ тебе пухом. „его стоил только твой один взгл€д.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

’алк. Ѕиографи€
ѕосетило:13142
 ’алк
Ћассе ¬ирен. Ѕиографи€
ѕосетило:12720
Ћассе ¬ирен
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:12029
Ѕрайан ћэй

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru