Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил  озаков

   /   

Mihail Kozakov

   /
             
‘отографи€ ћихаил  озаков (photo Mihail Kozakov)
   

ƒень рождени€: 14.10.1934 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
ƒата смерти: 22.04.2011 года
ћесто смерти: –амат-√ан, »зраиль
¬озраст: 76 лет

√ражданство: –осси€, »зраиль

Ѕиографи€

–ежиссЄр, актЄр театра и кино

ћногогранность таланта ћихаила  озакова €рко раскрылась и на концертной эстраде, где он читает поэзию от ј. ѕушкина до ». Ѕродского.  озаков читает поэзию на эстраде, на радио, на телеэкране, записывает диски. ¬ 1999 году артист совместно с саксофонистом ». Ѕутманом поставил спектакль-концерт по стихам ». Ѕродского Ђ онцерт дл€ голоса и саксофонаї.

06.11.2006

–одилс€ 14 окт€бр€ 1934 года в Ћенинграде. ќтец Ц  озаков ћихаил Ёммануилович (1897Ц1954). ћать Ц Ќикитина «о€ јлександровна (1902Ц1973). ƒети: ≈катерина (1957 г. рожд.),  ирилл (1963 г. рожд.), ћанана (1969 г. рожд.), ћихаил (1989 г. рожд.), «о€ (1996 г. рожд.). »меет 5 внуков.

ћихаил  озаков фотографи€
ћихаил  озаков фотографи€

ћихаил  озаков рос в ленинградской семье. ≈го отец был известным писателем, мама сотрудничала в издательствах Ц с двум€ перерывами на два ареста и две тюрьмы. ¬ квартире  озаковых на канале √рибоедова бывали ≈вгений Ўварц, ћихаил «ощенко, јнатолий ћариенгоф, Ѕорис Ёйхенбаум, јнна јхматова и многие другие литературные знаменитости. ћиша был обыкновенным мальчиком, зан€тым теми же делами, что и его сверстники. ƒуховна€ св€зь с большими людьми проснулась в нем впоследствии, когда понадобилась опора дл€ зрелого самоопределени€.

Ѕиографи€ ћихаила  озакова Ц это €рка€ честолюбива€ жизнь. ќн зан€л совершенно особое, решительно свое место в кино, в театре, на телевидении, в чтецком деле Ц в отечественном искусстве в целом.  ак актер он последовательно работал в “еатре имени ¬. ћа€ковского (1956Ц1959), в Ђ—овременникеї(1959Ц1970), во ћ’ј“е (1971Ц1972), в “еатре на ћалой Ѕронной (1972Ц1981) и позже, после перерыва, в ЂЋенкомеї (1986).

ѕо признанию самого ћихаила  озакова, он уходил тогда, когда считал нужным. ”ходил, научившись чему-то главному у своих учителей. ” него их трое Ц Ќ.ќхлопков, ќ.≈фремов и ј.Ёфрос. » у каждого он училс€ режиссуре. ќхлопков мало репетировал с молодым артистом, но после общени€ с ним  озаков усвоил, что такое музыкальность, пластичность мизансцен.

Ѕыл самый главный учитель Ц ќлег ≈фремов, который был одним из его педагогов в Ўколе-студии ћ’ј“а, художественным руководителем Ђ—овременникаї, где работал  озаков.  огда впоследствии  озаков уходил из ћ’ј“а в 1971 году, то спросил у ќ.Ќ. ≈фремова, который возглавл€л ћ’ј“, куда ему идти: обратно в Ђ—овременникї или на ћалую Ѕронную? ≈фремов ответил: Ђ’очешь заниматьс€ строительством Ц возвращайс€ в У—овременникФ. ’очешь работать с хорошим режиссером Ц иди в “еатр на ћалой Ѕроннойї.

ћихаил  озаков ушел к Ёфросу на ћалую Ѕронную. — ним работать было непросто, но метод Ёфроса обогатил  озакова как актера и режиссера.

ѕервый из решительных поступков ћихаила  озакова Ц отказ от поступлени€ во ћ’ј“ после Ўколы-студии и приход к Ђформалистуї ќхлопкову. 1956 год был необычайно счастливым в жизни ћихаила  озакова: летом вышла картина ћихаила –омма Ђ”бийство на улице ƒантеї, где актер сыграл одну из главных ролей, и осенью этого же года Ц роль √амлета в замечательном охлопковском спектакле.

”. Ўекспир в творческой жизни ћ.  озакова занимает особое место. ¬ 1986 году он играет ѕолони€ в панфиловском Ђ√амлетеї в “еатре Ћенинского комсомола, позже, в конце 1990-х годов, “ень отца в том же Ђ√амлетеї немецкого режиссера ѕетера Ўтайна.  озаков шутит: Ђ¬ Ђ√амлетеї мне осталось сыграть только череп …орикаї. јктер снималс€ в фильме Ђ омеди€ ошибокї ”. Ўекспира и сыграл роль Ўейлока в Ђ¬енецианском купцеї в “еатре имени ћоссовета, а сейчас репетирует Ђ орол€ Ћираї.

Ћучшие дн€

ƒруга€ теори€ Ёйнштейна
ѕосетило:102524
јльберт Ёйнштейн
ћастер эксцентрики и гротеска
ѕосетило:30096
√еоргий ¬ицин
¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:10974
¬ениамин јлександров

¬ 1960-х годах несомненными удачами в театральной карьере ћихаила  озакова стали —ирано де Ѕержерак (Ђ—ирано де Ѕержеракї Ё. –остана, режиссер ќ. ≈фремов, 1964), €рко сыгранный им в спектакле театра Ђ—овременникї; до этого Ц  амергер из сказки ≈. Ўварца Ђ√олый корольї Ц спектакл€, который в 1960 году принес театру триумф, а после превратилс€ в легенду;  источкин в комедии ¬. јксенова Ђ¬сегда в продажеї (режиссер ќ. ≈фремов, 1965), €ркий тип интеллигента-перерожденца 1960-х годов, делающего карьеру, оба€тельного циника, у которого всЄ на продажу.

Ќа сцене Ђ—овременникаї ћихаил  озаков сыграл еще несколько ролей в постановках √алины ¬олчек: јдуев-старший в Ђќбыкновенной историиї ». √ончарова (1966, √осударственна€ преми€ ———–), ƒжерри –айн в Ђƒвое на качел€хї ”. »бсена, јктер в пьесе ћ. √орького ЂЌа днеї, а также Ќиколай I в Ђƒекабристахї Ћ. «орина (режиссер ќ. ≈фремов), мастер ∆ивко в Ђћастерахї –. —то€нова (болгарский режиссер ¬. ÷анков) и др.

¬ 1970 году ћихаил  озаков уходит из Ђ—овременникаї. „ерез год после него покинул театр и его основатель Ц ќлег ≈фремов. ¬лекомый доверием и любовью к ≈фремову, во ћ’ј“ же приходит и  озаков. “ам им сыграны Ћорд √оринг в Ђ»деальном мужеї ќ. ”айльда (режиссер ¬.я. —таницын), каплей √усев в пьесе Ђ¬алентин и ¬алентинаї ћ. –ощина (режиссер ќ. ≈фремов). ¬о ћ’ј“е  озаков начинает ставить пьесу Ћеонида «орина Ђћедна€ бабушкаї, где роль ј.—. ѕушкина репетировал –. Ѕыков. —пектакль закрывают, и  озаков уходит в “еатр на ћалой Ѕронной к ј. ƒунаеву и ј. Ёфросу. «десь ћихаил  озаков исполнил еще несколько ролей. ƒон ∆уан (Ђƒон-∆уанї ∆.-Ѕ. ћольера, 1973),  очкарев (Ђ∆енитьбаї Ќ.¬. √огол€, 1975) и –акитин (Ђћес€ц в деревнеї ».—. “ургенева, 1978) в постановке ј. Ёфроса оказались в р€ду лучших его ролей. “ам же, на ћалой Ѕронной,  озаков ставит два спектакл€: комедию Ћ. «орина Ђѕокровские воротаї и пьесу ё. ќТЌила Ђƒуша поэтаї.

¬ кино ћихаил  озаков дебютировал, как уже было сказано, в картине ћихаила –омма Ђ”бийство на улице ƒантеї (роль Ўарл€ “ибо). ƒебют оказалс€ не просто удачным, а, можно сказать, по тем временам ошеломительным. Ќа  озакова обрушилась слава. —видетельство современника: Ђ...Ѕыли веселые весны.  ак-то вечером €, тогда еще студент-медик, фланировал с при€телем по Ќевскому, настроение было превосходное, беззаботное, мы шли, разгл€дыва€ прохожих, витрины...  ак вдруг Ц тревога! ¬згл€ды всех гул€ющих, как по команде, устремились вперед, зыбь волнени€ пробежала по толпе пешеходов: навстречу шло само У”бийство на улице ƒантеФ! Ўел сам ћихаил  озаков, высокий, черноволосый, красивый, одетый так же, как и его герой в фильме. «а ним следовала многочисленна€ свита... Ќикогда не забуду его поистине королевский жест, когда, критически огл€дев свою свиту, ћихаил, зайд€ в ближайшую бутербродную и пригласив всех нас, заказал всем по рюмке портвейнаї. (ЂЌу, положим, не по рюмке, а по стакану! Ц ревниво отрецензировал  озаков это воспоминание именитого прозаика, а в ту пору начинающего ¬асили€ јксенова.)

јктер начал активно сниматьс€ в €рких острохарактерных рол€х, причем в картинах различных жанров. Ќо даже если бы ћихаил  озаков сыграл только одну роль в фильме Ђ«дравствуйте, € ваша тет€!ї (1975), то уже этим узаконил бы свое им€ в кинематографе. ¬ числе его других заметных работ Ц ѕедро «урита в экранизации романа ј. Ѕел€ева Ђ„еловек-амфиби€ї (1961), —ильвио в пушкинском Ђ¬ыстрелеї (1966), ƒжек Ѕерден в 3-серийном фильме по роману –оберта ѕен ”оррена Ђ¬с€ королевска€ ратьї (1971).  омедийное дарование артиста наиболее €рко про€вилось в фильмах Ђ—оломенна€ шл€пкаї Ћеонида  винихидзе (1974), Ђ омеди€ ошибокї ¬адима √аузнера (1978), водевиль ЂЋев √урыч —иничкинї (режиссер ј. Ѕелинский, 1974). »з последних его ролей отметим роли в фильмах Ђ√осподин оформительї (режиссер “епцов), Ђћани€ ∆изелиї (режиссер ј. ”читель), ЂЋавинаї (режиссер ». —оловов).

¬ообще же фильмографи€ актера  озакова огромна. ћожно вспомнить трижды сыгранную роль ‘еликса ƒзержинского (√осударственна€ преми€ –—‘—–), Ђ¬осемнадцатый годї (1958), Ђ“рудное счастьеї (1958), Ђ«олотой эшелонї (1959), Ђ¬дали от –одиныї (1960), Ђ≈вгени€ √рандеї (1960), Ђѕоследние залпыї (1960), ЂЅалтийское небої (1960Ц1961), Ђƒев€ть дней одного годаї (1961), Ђ—уд сумасшедшихї (1961), Ђ—троитс€ мостї (1965), Ђƒень солнца и дожд€ї (1967), Ђ«везды и солдатыї (1967), Ђѕовесть о чекистеї (1969), Ђƒва дн€ чудесї (1970), Ђ√россмейстерї (1972), Ђ»сполн€ющий об€занностиї (1973), Ђјвтомобиль, скрипка и собака  л€ксаї (1974), Ђ»ван да ћарь€ї (1975), Ђярослав ƒомбровскийї (1975), Ђ расавец мужчинаї (1978), Ђ» с вами снова €...ї (1981), Ђ—индикат-2ї (1981), Ђ“оварищ »ннокентийї (1981), ЂЎестойї (1981), Ђƒемидовыї (1983), Ђ укарачаї (1983), Ђ”никумї (1983), Ђ√ерой ее романаї (1984), ЂЌеверо€тное пари, или »стинное происшествие, благополучно завершившеес€ї (1984), Ђ¬оительницаї (1986), Ђ’рани мен€, мой талисманї (1986), Ђƒураки умирают по п€тницамї (1990), Ђћастер и ћаргаритаї (1994), Ђ–оковые €йцаї (1995), Ђ”жин в четыре рукиї (1999), Ђ„ествованиеї (1999), Ђƒвадцать четыре часаї (2000), Ђ»гра в стиле модернї (2002), Ђ„удна€ долинаї (2004) и др.

¬ театре и кино в лучших своих рол€х ћихаил  озаков раскрылс€ как артист необычный, абсолютно русский, с извечным стремлением дойти до самой сути, превратить свое существование в поиск его смысла и тем самым обречь и себ€, и близких на маету и одиночество, мучительно отдел€€ зерна от плевел, зло Ц от добра, грех Ц от благоде€ний...

¬ 1978 году ћихаил  озаков дебютировал как кинорежиссер, поставив на телевидении двухсерийный фильм ЂЅезым€нна€ звездаї, созданный по мотивам пьесы ћихаила —ебасть€на.  артина, в которой  озаков также блест€ще сыграл одну из главных ролей вместе с јнастасией ¬ертинской и »горем  остолевским, стала несомненной удачей, удачей без снисходительных оговорок и скидок на недостаток опыта. »менно с ЂЅезым€нной звездыї началс€ новый  озаков Ц режиссер, который €вно имеет что сказать, который определил свое место, обозначил свой стиль. ѕосле будут Ц Ђѕокровские воротаї (1982), Ђѕопечителиї по ј.Ќ. ќстровскому (1983), Ђћаскарадї ћ. Ћермонтова (1985), Ђ‘аустї ». √ете (1986), Ђ» свет во тьме светитї Ћ.Ќ. “олстого (1989), Ђј это случилось в ¬ишиї ј. ћиллера (1989), Ђ¬изит дамыї ‘. ƒюрренматта (1989) и мюзикл Ђ“ень, или ћожет быть, все обойдетс€ї (1991), телевизионна€ верси€ спектакл€ Ђ¬озможна€ встречаї о √енделе и Ѕахе Ђ”жин в четыре рукиї, за который ћ.  озаков получил премию “эфи, телеспектакль Ђ„ествованиеї (1999). ¬ 2004 году ћихаил  озаков поставил фильм Ђћедна€ бабушкаї по пьесе Ћеонида «орина. Ќо и прежде были телевизионные постановки, где режиссерский талант подавал о себе €вственный знак (Ђ”дар рогаї ј. —астрэ с ќ. ƒалем в главной роли, ЂЌочь ошибокї (по √олдсмиту) и др.

 ультовый телефильм  озакова Ђѕокровские воротаї (1982) по пьесе Ћеонида «орина до сих пор пользуетс€ любовью зрителей. Ђѕокровские воротаї Ц фильм забавный, лирический, элегический, эксцентрический и уж настолько далекий от рода искусства, именуемого сатирой, что удивительно, с каким трудом пробивалс€ фильм на телеэкран и какими словами его приветствовало тогдашнее начальство.

ѕо гор€чим следам ћ.  озаков записал часть этих слов, высказанных ему тогдашним телевизионным владыкой —.√. Ћапиным: Ђќн сам посмотрел фильм и по телефону выговаривал мне в течение получаса: Ђ“акие картины делают только люди, сбежавшие в “ель-јвив или јмерику! ¬ы с «ориным не можете сказать: Уƒолой красный  ремль!Ф Ц и делаете такие картины! Ёто гадость! я посмотрел эту мерзость: вы извратили образ фронтовика! (»мелс€ в виду милейший —авва в исполнении ¬ити Ѕорцова.) Ёто все ужасающа€ пошлость...ї

 огда телебосс грозно льстил  озакову, сравнива€ с Ђкаким-то «ощенкої, очевидно, его зацепили, скажем, такие фразы-репризы, за судьбу которых опасались авторы фильма, Ц вроде: ЂЅоритесь за права мужчины... и человекаї. »ли сентенци€: Ђќсчастливить против желани€ нельз€. Ёто € вам говорю как историкї. ѕарадокс, но чем упорней фильм  озакова смешит и насмешничает, тем серьезней и, больше того, грустней предстает перед зрителем мир его персонажей. ¬иктор Ѕорцов, ≈лена  оренева, —офь€ ѕил€вска€, »нна ”ль€нова, »горь ƒмитриев, “ать€на ƒогилева, ≈лизавета Ќикищихина, ћарина ƒюжева, Ћеонид Ѕроневой и конечно в первую очередь ќлег ћеньшиков Ц все исполнители, игра€ каждый свое, умной и грустной волею режиссера сыграли, изобразили целое, а именно общество простаков, каковые по этой самой причине очень милы, но которых Ц по ней же Ц нешуточно жалко. »менно простодушие увидал режиссер  озаков в эпохе конца 1950-х, в ее люд€х, которые разве не были простодушны в своих Ђоттепельныхї надеждах?

¬ годы перестройки ћихаил  озаков уехал из –оссии. ƒумалось, что навсегда, но... ”спешно реализовавшись в “ель-авивском √осударственном камерном театре как актер и режиссер (роль “ригорина в чеховской Ђ„айкеї на иврите, постановка и игра в ЂЋюбовникеї √арольда ѕинтера на иврите и др.), ћихаил ћихайлович предпочел вернутьс€ в ћоскву, а за границу просто ездить. Ђ” мен€ нет ни капли сожалени€ ни в том, что € был в »зраиле, прожил в этой стране четыре с половиной года, ни в том, что вернулс€ на родину. Ѕольше уезжать не хотелось бы. я всегда хотел жить только в –оссии и очень надеюсь дожить здесь до конца своих дней. ƒаже жив€ в “ель-јвиве, € просил в случае смерти отправить мен€ в –оссию. ’очу быть похоронен в могиле отца, на московском ¬веденском кладбищеї.

¬ернувшись в –оссию, он создал собственный театр под названием Ђ–усска€ антреприза ћихаила  озаковаї. »з театральных работ его антрепризы можно выделить спектакли Ђ÷веток смеющийс€ї Ќ.  оуарда (1997) и Ђ»граем —триндберг-блюзї ‘. ƒюрренматта (2000).

ћногогранность таланта ћихаила  озакова €рко раскрылась и на концертной эстраде, где он читает поэзию от ј. ѕушкина до ». Ѕродского.  озаков читает поэзию на эстраде, на радио, на телеэкране, записывает диски. ¬ 1999 году артист совместно с саксофонистом ». Ѕутманом поставил спектакль-концерт по стихам ». Ѕродского Ђ онцерт дл€ голоса и саксофонаї.

¬ 1997 году вышла Ђјктерска€ книгаї ћ.ћ.  озакова, в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и люд€х искусства в них.

ћихаил  озаков Ц христианин, он прин€л св€тое крещение еще в 16 лет в Ћенинграде. Ќыне он не прекращает работу и, насколько это возможно, оптимистично смотрит в завтрашний день.

∆ивет и работает в ћоскве.

ƒорогой ћихаил ћихайлович!
Igor Mikhailopulo 13.04.2007 12:01:10
ѕоздравл€ем ¬ас 25-летним юбилеем фильма "ѕокровские ворота"! ¬аш фильм просто обожаем и восхищаемс€ всеми авторами и участниками. ¬семи!  ак метко подмечено все! Ѕольшое ¬ам спасибо! ∆елаем доброго здоровь и вс€ческих успехов!

козаков подонок
саддам 14.10.2009 08:36:11
козаков подонок на редкость,а именно-когда всем артистам откровенно говор€ было т€жко он дернул в израиль 4 года жил и не прижилс€-да кому он нужен там, потом в россии нормализаци€-фильмы стали снимать, и он у кормушки. слава богу нет у него сейчас после приезда с израил€ нормальных ролей. посмотрите, не дает интервью-да никто и не собираетс€ у него брать их. а вгл€дитесь в лицо-такое впечатление что при родах его мать у него вырвала все мышцы отвечающие за улыбку-в глазах одна ненависть у него-погажите фотку дет€м они скажут разбойник!!!

”ход€т Ћегенды советского кино.¬ечна€ пам€ть ћихаилу  озакову
OLeG. 24.04.2011 11:00:35
22 апрел€ 2011 года ушЄл непревзойдЄнный киноактЄр и режиссЄр ћихаил  озаков.≈го знаменитую картину ѕокровские ворота будут помнить всегда,потр€сающа€ игра актЄров фильм супер, но к сожалению за почти 30 лет половина актЄров нестало!”ль€нова,Ѕорцов,ћоргунов,Ќикищихина,ƒмитриев а теперь и  озаков! ќчень жаль что старых кумиров становитс€ всЄ меньше!—ветла€ ему пам€ть!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

∆енщины в русской истории
ѕосетило:11841
—офь€ ѕеровска€
ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10374
–идли —котт
ћастер эксцентрики и гротеска
ѕосетило:30096
√еоргий ¬ицин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru