Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћюдмила  асаткина

   /   

Lyudmila Kasatkina

   /
             
‘отографи€ Ћюдмила  асаткина (photo Lyudmila Kasatkina)
   

ƒень рождени€: 15.05.1925 года
ћесто рождени€: —моленска€ губерни€, ———–
ƒата смерти: 22.02.2012 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


"—екс-символы –оссии"

—оветска€ и российска€ актриса театра и кино

—вой счастливый билет в кино  асаткина выт€нула в 1954 году, когда попала на главную роль - Ћеночки ¬оронцовой - в картину режиссеров јлександра »вановского и Ќадежды  ошеверовой "”кротительница тигров".

12.12.2000

Ћюдмила  асаткина родилась в маленьком селе под ¬€зьмой в рабочей семье. ¬скоре родители вместе с дочерью переехали в ћоскву. „тобы пон€ть, как они воспитывали нашу героиню, следует привести один ее рассказ на эту тему: " огда мне было 11 лет, € прибежала к маме зареванна€: "” “ани новое платье, а € хожу вс€ штопана€-перештопана€". ¬от тогда мо€ мамочка впервые в жизни ударила мен€ по щеке, наотмашь. "“ы не радуешьс€, что ей купили новое платье, ты плачешь, значит, ты др€нь!"

Ћюдмила  асаткина фотографи€
Ћюдмила  асаткина фотографи€

ƒо 15 лет  асаткина посещала ћосковскую оперную студию имени Ўацкого (хореографическое отделение) и подавала там большие надежды. ”же в 11 лет она дебютировала в детских танцевальных парти€х, четыре года занималась балетом, но зан€ти€ балетом пришлось оставить, и родители отвели девочку в ƒом пионеров в переулке —топани.

¬ 1943 году  асаткина подала документы на актерский факультет √»“»—а. ѕо ее же словам, больших надежд попасть туда она не питала, так как считала себ€ девушкой некрасивой да еще маленького роста (всего лишь 159 сантиметров). ќднако ее педагог ј. √. Ѕовшек перед экзаменами ее напутствовала: "«наешь, какого роста была ¬енера ћилосска€? ¬сего 155 сантиметров! јполлон Ѕельведерский - 165! “ак что выбрось эту дурь из головы и смело поступай!"  асаткина так и сделала.

Ћюдмила  асаткина фотографи€
Ћюдмила  асаткина фотографи€

Ќа экзаменах она прекрасно прочитала "»таль€нскую сказку" ћ. √орького. „итала так страстно, что кое-кто в приемной комиссии украдкой вытирал слезу.  ороче, нашу героиню прин€ли без вс€ких вопросов.

¬ 1947 году, закончив √»“»—,  асаткина была зачислена в труппу ÷ентрального “еатра —оветской јрмии. ¬ первые годы она в основном исполн€ла роли молодых героинь - веселых и жизнерадостных девушек или подростков. ≈е амплуа тогда было лирико-комедийным. ¬идимо, поэтому, когда режиссер театра ј.ƒ. ѕопов предложил ей роль ќксаны в пьесе ћ. јлигер "ѕервый гром", наша героин€ расплакалась. ќна посчитала, что не сможет справитьс€ с такой серьезной ролью (ќксана была прообразом участницы  раснодонского подполь€ ”ль€ны √ромовой). ќднако режиссер был настойчив. –езультат удивил всех, кто до этого видел  асаткину только в лирических рол€х. Ёта победа молодой актрисы заставила поверить ее в свои силы, открыла новые возможности ее таланта.

Ћюдмила  асаткина фотографи€
Ћюдмила  асаткина фотографи€

¬ другом спектакле - "ќкеан" по пьесе ј. ѕ. Ўтейна -  асаткиной досталась роль медицинской сестры јнечки. √отов€сь к этой роли, актриса пришла в районную поликлинику и попросила дать ей возможность провести несколько дней вместе с насто€щими врачами. ќтказать ей, конечно, не могли. ¬ результате наша героин€ полдн€ провела за окошком в регистратуре, после чего вместе с врачом отправилась навещать больных. » так - трое суток подр€д.

„уть позже, когда  асаткиной предсто€ло сыграть роль судьи в спектакле " овалева из провинции", она смело направилась в суд. ѕришла и сказала: "’очу понаблюдать за вашей работой". ≈е прикрепили к 40-летней женщине-судье, и наша героин€ присутствовала на трех разных процессах с ее участием. ѕорой ей казалось, что судь€ судит неправильно, и она вступала с нею в спор. —удь€ ей тогда сказала такую фразу: "“олько дес€ть лет можно быть судьей, а затем сердце черствеет". ќднако вернемс€ в своем повествовании немного назад.

Ћюдмила  асаткина фотографи€
Ћюдмила  асаткина фотографи€

¬ 1950 году в жизни нашей героини произошло важное событие - она вышла замуж. ≈е избранником стал фронтовик, 29-летний —ергей  олосов. ќн повторно поступил в √»“»— в 1946 году (первый раз был прин€т в 1939 году, однако затем началась советско-финска€ война, и он ушел на фронт - сначала на финский, затем на германский), когда  асаткина его уже заканчивала. “ам они и познакомились. ќ том, как это произошло, рассказывает сама актриса: "я была хорошенькой. ” мен€ было много поклонников. Ќо мен€ называли девушкой из прошлого века. ѕотому что, если кто-то до мен€ дотрагивалс€ руками, € бежала как оглашенна€. “ака€ недотрога была. » поэтому, когда за мной начал ходить  олосов, вернувшийс€ с войны, пионы носить... ѕомню, его подвели ко мне в гитисовском дворике:

Ћучшие дн€

ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:80970
ћаргарита Ќазарова
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72531
Ѕрюс Ћи
—вист как професси€
ѕосетило:4529
—тив ’ербст

- ¬от познакомьс€, это Ћюдочка  асаткина. ” нее сегодн€ день рождени€.

Ћюдмила  асаткина фотографи€
Ћюдмила  асаткина фотографи€

- ј можно мне сегодн€ зайти вас поздравить? - спросил он робко.

- ќтчего же.  онюшковский переулок, 22, квартира 50.

» вот он надраил свои сапоги, начистил пуговицы на гимнастерке, приходит с пионами, а ему говор€т: "“ут такой нет". Ёто € пошутила над ним. „етыре года мы дружили до женитьбы. я сказала ему: "я должна проверить, люблю ли € теб€, а ты мен€ по-насто€щему". » за четыре года он откинул от мен€ всех моих поклонников. „ем он мен€ тронул? ѕосле четвертого курса мы поехали в разрушенный —евастополь от ÷  комсомола бригадой работать. ƒенег нет, нам только дорогу оплатили. ∆ара страшна€, есть хочетс€. » вот € иду по улице и вдруг вижу, что у ларька, где продают виноград, стоит  олосов и считает на своей ладони копеечки, а потом приносит мне ветку винограда... я видела, как он считал, где он купил..."

Ћюдмила  асаткина фотографи€
Ћюдмила  асаткина фотографи€

—вой счастливый билет в кино  асаткина выт€нула в 1954 году, когда попала на главную роль - Ћеночки ¬оронцовой - в картину режиссеров јлександра »вановского и Ќадежды  ошеверовой "”кротительница тигров". ќб этих съемках Ћ.  асаткина вспоминает:

" огда со мной подписывали договор, там ни слова не было о тиграх. я играла укротительницу "в жизни", а –ита Ќазарова, ассистентка Ѕориса јфанасьевича Ёдера, снималась с тиграми... ћы ќтработали 8 мес€цев, как режиссер вдруг за€вил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет сн€то мое лицо р€дом с тигриной мордой. „тобы спасти фильм, мне надо войти в клетку. » не нужно бо€тьс€ - все меры предосторожности будут предприн€ты.

¬ тот день мен€ привезли на студию очень рано. ” входа ждали  адочников и —ергей ‘илиппов: "Ёдер вчера не говорил, бо€лс€, что вы спать не будете, но сегодн€ вы входите в клетку. ћы пришли за вас переживать". Ѕоже мой! ѕодходит Ѕорис јфанасьевич: "Ѕыстро в костюмерную!" я и помчалась. » вот все готово, в руках у мен€ заостренна€ палка и шамберьер. Ёдер напоминает, что делать, и пихает мен€ в вольер, закрывает дверь. "Ќаступайте, бейте!" - командует он. я изо всех сил удар€ю тигра. "Ѕейте еще!" “игр рычит, поднимаетс€ на задние лапы. "Ѕлиже! Ѕлиже!" ѕриближаюсь настолько, что тигр ударом лапы ломает палку, а другой лапой вырывает шамберьер. "ѕадайте!" - кричит Ёдер. ѕадаю, тигр перепрыгивает через мен€. ¬скакиваю, подбегаю к решетке, где мне должны передать другие палку и кнут. “игр носитс€ по вольеру и дважды так шарахает мен€ хвостом по сапогам, что € еле усто€ла. «а пруть€ми стоит человек. "Ќу где же шамберьер?!" - кричу ему. ќн: "“а шо ты волнуешьс€? ѕошли-и же..."  ак выходила из клетки, не помню.

¬ другой раз было еще страшнее. “ак как к четырем тиграм дрессировщик допустить мен€ не мог (он нес за нас, артистов, уголовную ответственность), поэтому сделали стекло в вольере: внизу оно доходило мне до колен и поднималось на выт€нутую руку.  огда тигрица –ада стала кусать трех тигров, они начали так прыгать, что вс€ массовка заорала, решив, что они ко мне перемахнули. » в этот миг странна€ мысль и совсем неуместна€ посетила мен€. "Ќадо же, - подумала €, - одна баба трех мужиков гон€ет". » как только € об этом подумала, разъ€ренна€ –ада разбила стекло и влетела в мой вольер. Ёдер заорал: "¬ода!" Ќо никакой воды не было. » тогда Ёдер сорвал замок и буквально вырвал мен€ из вольера...

 огда мы наконец сдавали картину на "Ћенфильме", то Ёдер сказал при всех - битком было в зале: "я, Ёдер, делаю предложение Ћюдмиле  асаткиной стать укротительницей тигров. ” нее есть насто€щий кураж. я ей доверю 11 штук". я отказалась. "Ќу что делать, € больше люблю людей". ќн еще тогда рассердилс€: "Ќеужели вы не почувствовали в клетке власть, сильнее которой нет ничего на свете?" ¬ласть? Ќет - азарт".

‘ильм "”кротительница тигров" вышел на экраны страны в 1955 году и имел грандиозный успех. Ќа следующее утро после премьеры Ћ.  асаткина проснулась знаменитой.

Ќа волне этого успеха режиссер Ќадежда  ошеверова (она снимала и "”кротительницу") в 1955 году приступила к съемкам новой комедии - "ћедовый мес€ц". Ќа главные роли в нем она вновь пригласила Ћюдмилу  асаткину и ѕавла  адочникова. ≈сли бы не другие имена и профессии у героев этой картины, можно было подумать, что фильм €вл€етс€ продолжением "”кротительницы тигров". ќднако в этой картине все было иначе, чем в предыдущей: в ней не было легкости и общего зрительского ощущени€, что ты находишьс€ на празднике. ѕоэтому успехом у публики картина пользовалась умеренным.

¬ 1959 году в большую режиссуру пришел муж нашей героини —ергей  олосов. ќн сн€л фильм "—олдатское сердце". ј буквально через год вз€лс€ поставить на телевидении "”крощение строптивой" ¬. Ўекспира. Ќа роль  атарины он пригласил  асаткину, котора€ играла эту героиню на сцене ÷ј“—ј. ќ том, как актриса справилась с телевизионной ролью, можно судить по такому факту: на 2-м ћеждународном фестивале телевизионных фильмов в ћонте- арло ей присудили первый приз - "«олотую нимфу" - за роль  атарины. ќтмечу, что это была перва€ их совместна€ с мужем работа.

 аса€сь темы "семейственности" в кинематографе, Ћ.  асаткина так высказываетс€ на этот счет: "ќбыватели думают, что все по блату, если муж режиссер. Ќо ведь из 11 фильмов (1960- 1995) € ни одного ему не завалила. –€занов однажды сказал: " онечно, если бы у мен€ была така€ жена, как у  олосова, € бы тоже сделал потр€сающие картины". Ёто его упрекали в том, что жена помогает уровень держать. ј € считаю так, что если сложилс€ творческий союз людей, учившихс€ у одного педагога и вер€щих в одну идею (то есть психологическую разработку, изучение материала эпохи, времени, людей), и такой союз выигрывает, - это гордость. я что, его опозорила?  огда € слышу такие разговоры (" асаткиной повезло, муж снимает"), во мне рождаетс€ еще больший азарт. ∆елание победы. Ќе злость".

ќднако вернемс€ в начало 60-х.

¬ 1963 году —.  олосов приступил к съемкам первого многосерийного (4 серии) советского телевизионного фильма "¬ызываем огонь на себ€". Ћ.  асаткина сыграла в нем роль юной героини —ещенского подполь€ јни ћорозовой. —тоит отметить, что, когда режиссер предложил ей эту роль, наша героин€ колебалась. ¬ызвано было это тем, что впервые в ее актерской карьере ей предсто€ло воплотить в жизнь не вымышленный персонаж, а реально существовавшего человека. "—правлюсь ли € с такой задачей?" - задавала себе вопрос  асаткина. » она решила рискнуть. » как показало будущее, не ошиблась. ”спех этого телесериала в 1964 году был фантастическим. Ќаверное, впервые во врем€ телевизионной трансл€ции улицы советских городов буквально вымирали. ћало кому известно, но на съемках этого фильма Ћ.  асаткина едва не погибла. "¬ картине был эпизод, когда наши самолеты бомб€т фашистский аэродром. Ќа экране - хроника, а на земле пиротехники подкладывали взрывчатку. Ќо кто из них знал, куда пойдет волна? ј волна пошла под мое корыто, которое было из очень толстой жести.  орыто разорвалось в куски, которые полетели пр€мо мне на голову. ћен€ рванул за руку осветитель. —екунда решала мою судьбу", - вспоминает Ћ.  асаткина.

¬ 1965 году последовал новый неожиданный поворот в судьбе нашей героини. —.  олосов предложил ей роль ќльги —еменовны в "ƒушечке" ј. ѕ. „ехова. “радиционный образ этой героини никак не в€залс€ с образом актрисы  асаткиной, с ранее сыгранными ею рол€ми. ќднако и на этот раз актриса не побо€лась бросить вызов усто€вшимс€ стереотипам и вписала эту роль в список своих побед.

ћежду тем в 1966 году последовала еще одна неожиданность. јктриса согласилась сыграть роль террористки ћарии «ахарченко в новом телесериале —.  олосова "ќпераци€ "“рест" по роману Ћ. Ќикулина. Ёто была перва€ отрицательна€ роль в актерской карьере нашей героини. Ќа съемках этой картины с  асаткиной едва не случилась трагеди€. ѕослушаем ее собственный рассказ: "Ќа "ќперации" мо€ лошадь перепрыгнула через барьер и неожиданно сделала "свечку", потому что шел грузовик. я не удержалась, упала спиной об землю. ” мен€ - трещина в позвонке. "—кора€". Ѕольница. ƒва мес€ца лежу на доске. ј спуст€ какое-то врем€ приходит ассистентка и говорит: "¬ы не можете нас выручить: листь€ опадают, а осень в фильме должна быть?" я говорю: "≈сть же дублерша". - "Ќет, важно ваше лицо, три камеры и галоп". ќна пошла уговаривать врача, но он сказал: " ак вы безжалостны, кака€ будет боль у нее, когда она с€дет на лошадь, а тем более помчит галопом".  ороче, муж приезжает: "ћожет, не надо?" - спрашивает он. " онечно, надо. ќсень кончаетс€". » вот на носилках мен€ в "рафик" засовывают, на площадке лежа одевают, помогают забратьс€ на лошадь. я только успела оператору сказать: "ѕроверьте все стеклышки, € думаю, что второго дубл€ не будет". ¬ общем, когда € сползла с лошади после полуторакилометрового галопа, € выла так на земле, как воют звери от боли".

‘ильм "ќпераци€ "“рест" вышел на телевизионные экраны страны в 1970 году.   тому времени  асаткина была уже одной из самых попул€рных актрис советского кино, ведущей примой своего театра - ÷ј“—ј. ≈й недоставало только одного - звани€ народной артистки ———–. » она его вскоре получила.

¬ 1973 году —.  олосов приступил к съемкам совместного советско-польского фильма "ѕомни им€ свое".  асаткиной в нем досталась главна€ роль - «ины ¬оробьевой. ≈сли коротко, сюжет фильма таков: во врем€ войны «ина тер€ет своего сына, затем все послевоенные годы ищет его и, наконец, находит.

‘ильм "ѕомни им€ свое" вышел на экраны страны в 1975 году. Ќа кинофестивал€х в √даньске (1974) и  ишиневе (1975) он получил почетные призы. —разу после премьеры этого фильма Ћ.  асаткиной были присвоены звани€ народной артистки ———– и заслуженного де€тел€ культуры ѕЌ–.

ѕродолжала она играть и в театре, хот€ после ухода в 1974 году режиссера ј. ƒ. ѕопова (он перешел во ћ’ј“) новых ролей у  асаткиной стало меньше (всего на счету актрисы к тому времени было более 40 ролей). "„то такое дл€ актрисы играть, играть, играть, а потом бац - и перерыв. Ќе стало ѕопова, одни режиссеры, с которыми € работала, ушли, пришли другие. » дело не в возрасте: € очень плавно переходила от девочек к женщинам. » никогда не молодилась. “ут € согласна с теми мудрецами, которые говор€т, что лучше уйти раньше, чем позже. » когда ждешь от премьеры до премьеры п€ть лет... Ёто же было, было. ƒвенадцать лет € играла "ќрфей спускаетс€ в ад". Ќа аншлагах! Ќо двенадцать лет", - говорит Ћ.  асаткина.

¬ 90-е годы Ћ.  асаткина, как и большинство ее коллег по искусству, практически мало снимаетс€ в кино. ¬ основном она зан€та в театральных постановках в родном ÷ј“—ј, где ее по-новому открыл режиссер јлександр Ѕурдонский (кстати, внук ». —талина). јктриса сыграла в трех его постановках: "ќрфей спускаетс€ в ад", "Ўарады Ѕродве€" и "¬аша сестра и пленница" (в последнем спектакле актриса играет роль английской королевы ≈лизаветы).

 ак сегодн€ складываетс€ жизнь нашей героини? Ќесмотр€ на то что в кино и театре у нее не так много работы, она компенсирует это массой других об€занностей. ¬о-первых, она профессор, ведет большую преподавательскую работу в √»“»—е. явл€етс€ заместителем председател€ правлени€ ¬“ќ. ¬о-вторых, она - счастлива€ бабушка. —ын јлексей (он профессиональный гитарист, кандидат искусствоведени€, преподает теорию джаза в √несинском училище) подарил ей внучку, названную в честь бабушки Ћюдмилой. » в-третьих, она верна€ и заботлива€ жена. —вою прив€занность в течение вот уже полувека одному человеку Ћ.  асаткина объ€сн€ет так: "Ќет греха перед мужем, но столько цинизма кругом, что мне не повер€т. Ќо € горда€ и не могла допустить, чтобы за его спиной сме€лись. я помню, как наш артист —ошальский однажды сказал: "“ы не измен€ешь своему —ереже. “ебе некого будет вспомнить перед смертью". - "ѕочему? я буду —ережу вспоминать". ќн махнул рукой и пошел. ћо€ вспышка, € закричала на мужа-это грех. Ќо мое достоинство заключаетс€ в том, как он говорит, что € тут же прошу прощени€".

ћне повезло
»нженер –адомысельский 21.06.2009 10:01:23
“ак получилось, что фильм "ћедовый мес€ц" € посмотрел только год назад. ћне просто повезло, ведь € мог умереть, так и не увидев этой замечательной, исторической ленты. ¬ ней изумительно переданы люди 50-60 годов, их стремлени€, их решени€ и поступки. Ћюдмила »вановна  асаткина (простите, Ћюдочка) создала замечательный образ прекрасной девушки, порывистой, упр€мой, но цельной и светлой. —пасибо, Ћюдмила »вановна.

¬еликолепную - с юбилеем!!!
ћарина ≈. 16.05.2010 03:05:31
Ќе нашла сайта Ћюдмилы »вановны. ћожет, кто знает и передаст поздравление и слова любви и признательности замечательной, волшебной Ћюдмиле »вановне, фильмы которой формировали мою нравственность и теперь служат примером моим дет€м. «доровь€ и долгой-долгой жизни фантастичекской актрисе Ћюдмиле »вановне  асаткиной! Ћюбим, ценим, молимс€! —емь€ Ћ€миных.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72531
Ѕрюс Ћи
—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16594
—ергей “анеев
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18064
√алина ѕрозуменщикова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru