Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

∆ан-Ћуи Ѕарро

   /   

Jean-Louis Barrault

   /
             
‘отографи€ ∆ан-Ћуи Ѕарро (photo Jean-Louis Barrault)
   

ƒень рождени€: 08.09.1910 года
ћесто рождени€: »велин, ‘ранци€
ƒата смерти: 22.01.1994 года
ћесто смерти: ѕариж, –осси€
¬озраст: 83 года

√ражданство: ‘ранци€

Ѕиографи€

‘ранцузский актер и режиссер

∆ене, не любивший театр, придавал огромное значение сценическим интерпретаци€м своих пьес. ќн посто€нно возвращаетс€ к пьесам, дописывает их, переделывает, снабжает комментари€ми и подробнейшими указани€ми постановщикам.

11.08.2006

∆≈Ќ≈, ∆јЌ (Gene, Jean), (1910Ц1986), французский писатель, прозаик, драматург и эссеист.

∆ан-Ћуи Ѕарро фотографи€
∆ан-Ћуи Ѕарро фотографи€

“ворчество ∆ене вызывало огромное количество споров и противоречивых оценок критиков, писателей, режиссеров и других де€телей культуры. ≈го пытались отнести к самым разным художественным направлени€м Ц в том числе к авангардизму и даже абсурдизму (пьеса ∆ене —лужанки в русском переводе опубликована в одном сборнике с произведени€ми Ё.»онеско, —.Ѕеккета, —.ћрожека). ¬ первую очередь это св€зано не столько с эстетической позицией ∆ене, сколько с нравственной; да и не в последнюю очередь Ц с образом жизни, большую часть которой он провел в тюрьме.

∆ене был последовательным имморалистом Ц в жизни, в творчестве, в политике. ƒело не в том, что геро€ми его произведений были воры, торговцы наркотиками, сутенеры, убийцы, проститутки обоего пола, Ц в конце концов, —онечка ћармеладова и –одион –аскольников ƒостоевского тоже отнюдь не были образцами добродетели. ќднако богата€ традици€ изображени€ Ђпадшихї героев (особенно в русской литературе), несомненно, св€зана с мучительными нравственными искани€ми авторов. ∆ене Ц принципиально иной. ќн воспевал то, о чем невозможно не только говорить, но и думать; в его произведени€х романтизировались самые страшные нравственные бездны Ц предельное и сладостное унижение, садомазохистские взаимоотношени€ палача и жертвы (даже фашизм воспринималс€ автором через призму сексуальной прит€гательности), бесчеловечность, ущербность, тупое животное начало. Ќаверное, именно невозможность не только прин€ть, но и пон€ть позицию автора и заставл€ла исследователей относить ∆ене к абсурдистам и парадоксалистам, соедин€ющим в своей творчестве несоединимое. ќднако то, что дл€ абсурдистов было эстетическим приемом, дл€ ∆ене оставалось искренним криком несчастной, измученной, исковерканной души. »менно эта искренность, помноженна€ на несомненный литературный талант автора, заставл€ла (и заставл€ет до сих пор) режиссеров, критиков и просто читателей ломать голову над эстетическим феноменом ∆ене.

∆ене, переплетающий маргинальное начало с нравственной или политической литературной скверной, не был в истории культуры единственным. ћожно вспомнить веселого висельника ‘рансуа ¬ийона; приговоренного за безнравственность к тюремному заключению ќскара ”айльда; обнищавшего и опустившегос€ к концу жизни блистательного гомосексуалиста —еребр€ного века ћихаила  узмина; или даже антисемита и последовательного фашиста Ћуи ‘ердинанда —елина. » каждый раз эстетическа€ ценность их литературных произведений оказывалась сильнее аморальной позиции; а за целым клубком противоречий вставала больша€ человеческа€ трагеди€ каждого из авторов. » лишь литературное творчество остаетс€ дл€ них единственным способом выразить весь ужас существовани€.

∆ан ∆ене родилс€ 19 декабр€ 1910 в ѕариже. ≈го мать менее чем через год бросила малыша. 30 июл€ 1911 государство определило маленького ∆ана на воспитание ремесленнику –енье, проживавшего в городке јллиньи-он-ћорван. ¬ бедной, но честной семье он получил строгое католическое воспитание; однако криминальные наклонности очень скоро вз€ли верх Ц уже с дес€тилетнего возраста мальчик начал воровать деньги у своих приемных родителей. ¬ 14 лет впервые сбежал из дома, намерева€сь отправитьс€ в ≈гипет или јмерику. —ледующие два года государственные социальные органы ‘ранции пытались направить мальчика на праведный путь, определ€€ его в разные семьи и благотворительные общества. ќднако он нигде не задерживалс€ долее нескольких мес€цев; если ∆ене не сбегал от своих благодетелей, то непременно обкрадывал их, в результате чего они сами отказывались от приемыша. “ерпение социальных органов опеки, наконец, лопнуло, и ∆ене в неполные шестнадцать лет впервые попадает в тюрьму Ц на три мес€ца. ¬скоре после освобождени€ Ц повторный арест; а 2 сент€бр€ 1926 ∆ене отправл€ют в исправительную колонию на два с половиной года. Ётот срок окончательно сформировал личность ∆ене, его мировоззрение, принципы и Ц сексуальную ориентацию. ѕозднее в ƒневнике вора он писал: Ђя добровольно устремилс€ к тому, что именуетс€ злом, и это рискованное путешествие закончилось дл€ мен€ в тюрьме. <Е> Ёта крайн€€ точка людского суда предстала передо мной как идеальное место дл€ чистейшей, то бишь наимутнейшей любовной гармонии, где справл€ютс€ замечательные пепельные свадьбыї.

ƒальнейша€ жизнь ∆ене Ц непрерывна€ цепь странствий: Ѕейрут, ћарокко, Ѕелград, ѕалермо, ¬ена, Ѕрно, гитлеровска€ √ермани€, вновь ѕариж; и везде он оказывалс€ в тюрьмах Ц за брод€жничество, нарушение визового режима, подделку документов, дезертирство, воровство. »менно в тюрьме он впервые обратилс€ к литературе Ц в 1942 начал писать свой первый роман Ѕогоматерь цветов и поэму —мертное. ћежду отсидками ∆ене познакомилс€ с ∆. окто, который первым оценил его литературное дарование. — секретарем  окто ∆ене, работа€ уже над своим следующим романом, „удо о розе, заключил свой первый издательский договор. ѕозднее к высокой оценке творчества ∆ене присоединились ∆.-ѕ.—артр, Ћ.‘.—елин, ¬.Ќабоков, ”.Ѕерроуз, ‘.ћориак.

—реди произведений ∆.∆ене Ц всего несколько пьес: ѕохоронные торжества (1945, посв€щена пам€ти погибшего в бо€х за освобождение ѕарижа возлюбленного ∆ене, молодого коммуниста ∆.ƒекарнена), —лужанки (1947), Ѕалкон (1956), Ќегры (1958), Ўирмы (1961). Ёти пьесы причудливы и импульсивны, в них странно переплетаютс€ натурализм и трагичность с театрализацией обыденной жизни, романтическа€ поэзи€ с грубым площадным жаргоном.

∆ене, не любивший театр, придавал огромное значение сценическим интерпретаци€м своих пьес. ќн посто€нно возвращаетс€ к пьесам, дописывает их, переделывает, снабжает комментари€ми и подробнейшими указани€ми постановщикам. “ак, например, в 1966 публикует ѕисьма к –оже Ѕлэну Ц режиссеру, ставившему в театре Ђќдеонї Ўирмы, Ц шестьдес€т страниц скрупулезных замечаний, размышлений, придирчивых указаний. Ќеисполнение указаний Ц даже самых странных и экзотических Ц вело к скандалам и авторским запретам постановок. “ак, пьеса Ќегры при жизни ∆ене почти не имела сценической истории, т.к. строгим и неукоснительным условием автора было исполнение ролей насто€щими чернокожими. ¬ —лужанках же мужские роли предписано было исполн€ть мужчинам. Ќо, несмотр€ на систему строгих запретов, к пьесам ∆ене еще при его жизни обращались такие именитые режиссеры, как –оже Ѕлэн, ∆ан-Ћуи Ѕарро, ѕитер Ѕрук, ѕатрис Ўеро, ѕетер Ўтайн. ¬ этом сказалась одна из самых привлекательных идей театральной концепции ∆ене Ц иде€ театра-храма, возвращени€ к сакральности театрального искусства через строго фиксированную ритуальность формы. ѕоистине ошеломл€ющей, но Ц вполне логичной в этой концепции Ц была иде€ ∆ене о сближении театра и кладбища. ¬ своем эссе о театре он писал: Ђ“еатр будет помещен как можно ближе к тени, поистине оберегающей места, где стерегут мертвецов, Ц либо в тени единственного пам€тника, который их пожираетї. » далее: Ђѕолитика, развлечени€, мораль и тому подобное не имеют никакого отношени€ к нашему зан€тию. ≈сли же, помимо нашей воли, они все же проскользнут в театральное действие, необходимо тут же изгон€ть их, стира€ все следы их присутстви€ <Е>ї (—б.  ак всегда Ц об авангарде. ћ., 1992).

Ћучшие дн€

Ёйсик. Ѕиографи€
ѕосетило:227
  Ёйсик
‘едор ћахнов. Ѕиографи€
ѕосетило:196
‘едор ћахнов
јделаида Ћамберт. Ѕиографи€
ѕосетило:190
јделаида Ћамберт

— 1968, практически отказавшись от литературной работы, начал активную политическую де€тельность в защиту движений ультралевого направлени€. ∆ене и здесь оставалс€ верен себе Ц его геро€ми становились нелегальные маргинальные группы: американские Ђ„ерные пантерыї, немецкие Ђ расные бригадыї, палестинцы, иммигранты из —еверной јфрики. «а последние двадцать лет своей по-прежнему бурной жизни ∆ене написал множество публицистических статей, политических воззваний, памфлетов, писем протеста и т.д. ѕосле смерти ∆ене была издана его книга ќчарованный узник, рассказывающа€ о многолетнем общении автора с Ђпантерамиї и палестинцами, в том числе Ц о встрече с ясиром јрафатом. ќбщественное мнение определило эту книгу как антисемитскую Ц к репутации ∆ене посмертно было добавлено еще одно п€тно.

» все же интерес к ∆ене и его творчеству остаетс€ огромным. ќ нем размышл€ли писатели, психиатры, философы. ћонументальна€ биографи€ ∆ене, написанна€ Ё.”айтом и опубликованна€ в —Ўј в 1993, стала бестселлером. ќднако серьезные исследовани€ его творчества предпринимались и ранее: в 1952 ∆.ѕ.—артр написал биографическую книгу —в€той ∆ене, комедиант и мученик; философ с мировым именем, ∆ак ƒеррида, в 1974 опубликовал книгу √лас, посв€щенную творчеству и менталитету ∆ене.

”мер один из самых скандальных писателей 20 в. 15 апрел€ 1986 в парижской гостинице. —огласно завещанию, в котором ∆ене осталс€ неизменно верен своим принципам, он был похоронен в ћарокко, на старом испанском кладбище, с одной стороны которого расположена тюрьма, а с другой Ц публичный дом.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20302
јлла Ћарионова
јномалии роста: „еловек, бывший карликом и великаном
ѕосетило:9928
јдам –айнер
ѕосол —очи 2014
ѕосетило:20267
ќлес€ ¬ладыкина

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru