Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ера ’олодна€

   /   

Vera Holodnaya

   /
             
‘отографи€ ¬ера ’олодна€ (photo Vera Holodnaya)
   

ƒень рождени€: 05.08.1893 года
ћесто рождени€: ѕолтава, –осси€
ƒата смерти: 16.02.1919 года
ћесто смерти: ќдесса, ”краина
¬озраст: 25 лет

√ражданство: –осси€

–овесница кинематографа

–усска€ киноактриса

Ётой женщине с глазами библейской мученицы и капризным ртом - королеве русского немого кино ¬ере ’олодной - было отпущено только 26 лет. »з них она снималась всего четыре (!) года, но ее до сих пор не просто помн€т - ее почитают, о ней самой снимают фильмы ("–аба любви" - это о ней.)  акую колдовскую силу пускала в ход эта женщина, чтобы заставить народ в самый разгар ѕервой мировой войны валом валить в синематограф на салонные мелодрамы? » кто еще, кроме нее, в смутном семнадцатом году обеспечил бы прокатчикам полные сборы от мелодраматического шедевра "ѕозабудь про камин, в нем погасли огни"?  ем же была легендарна€ ¬ера ’олодна€ в действительности? –абой любви? ∆енщиной-вамп? ѕросто фантастически красивой натурщицей?

05.08.2023

»ные воздыхатели умерли бы на месте, узнав, что их кумир родилс€ не "под звездным небом јргентины", а в ћалороссии и что за сказочный аппетит мать звала дочку "полтавской галушкой". —емь€ преподавател€ гимназии ¬асили€ јндреевича Ћевченко переехала в ћоскву в 1895 году, когда ¬ерочке было два года. «десь, в доме, расположенном в одном из  исловских переулков, и прошло детство будущей королевы немого кино. ¬ерочку, старшую из детей, в семье считали тихоней и слишком послушной. ѕри этом сестры Ќад€ и —он€ немного побаивались ее, до самозабвени€ мечтательную и словно не от мира сего. Ќад€, дела€ страшные глаза, шепотом говорила —оне: "—мотри, ¬ера оп€ть разговаривает сама с собой!" ќднажды девочки подслушали, как их старша€ сестра с упоением и драматизмом, бурно жестикулиру€, пересказывает куклам историю о морских приключени€х, которыми ¬ера зачитывалась с шести лет.

¬ера ’олодна€ фотографи€
¬ера ’олодна€ фотографи€

ј еще ¬ерочка обожала танцевать и уговорила маму отдать ее в балетное училище Ѕольшого театра. ѕрин€ли девочку сразу: в любом ее движении сквозили фаци€ и из€щество. Ѕудущее примы-балерины было ей обеспечено. Ќо вмешалась властна€ бабушка ≈катерина ¬ладимировна, считавша€ балет неприемлемым зан€тием дл€ девушки из пор€дочной семьи. ¬ера орошала слезами подушку, но делать было нечего - пришлось вернутьс€ в гимназию.



¬скоре родные ¬еры пон€ли, что она и на самом деле не така€, как все. ѕ€тнадцатилетн€€ ¬ера побывала на спектакле "‘ранческа да –имини" √абриеле д'јннунцио. ¬ главной роли блистала императрица российского драматического театра ¬ера  омиссаржевска€. ј в это врем€ друга€ ¬ера, котора€ вскоре станет не менее знаменита, буквально задыхалась от обили€ впечатлений. ¬ернувшись из театра домой, она сделалась замкнутой, ночью у нее подн€лась высока€ температура: гор€чка не отпускала девочку целую неделю. —емейный врач объ€снил родител€м, что их дочь чересчур впечатлительна и склонна к меланхолии. ≈й нельз€ слишком много читать и... мечтать. — тех пор родители заставл€ли ¬еру зимой ходить с сестрами на каток, а летом играть в теннис на зеленоградской даче.  ак же она не любила эти дурацкие спортивные игры!

¬ера ’олодна€ фотографи€
¬ера ’олодна€ фотографи€

Ќа выпускном балу с очаровательной ¬ерочкой Ћевченко весь вечер протанцевал молодой красивый юрист ¬ладимир √ригорьевич ’олодный. ј под конец он увлек ее в дальний уголок актового зала и стал читать стихи своего любимого √умилева. “ак ¬ладимир нашел ключ к ее душе - странной, необычной и будто совершенно отрешенной от всего повседневного. ¬ера увидела в нем своего верного рыцар€, который в отличие от всех ее близких сумеет помочь ей не просто жить, а как бы парить над жизнью. ќна и не думала скрывать своей влюбленности в юриста. "’от€ бы дождалась, когда он первый тебе признаетс€", - с укоризной говорила ¬ере сестра —он€. Ќо ¬ера торопилась жить так, будто знала, что судьбой ей отпущено совсем мало лет.

Ќа свадьбу, состо€вшуюс€ в том же 1910 году, собралось огромное количество родственников с обеих сторон. Ѕрат ¬ладимира ’олодного - јлексей, известный музыкальный критик, отвед€ жениха в сторону, спросил, почему так грустна и молчалива юна€ невеста. ¬ладимир не знал, что ответить. ќн и сам недоумевал: почему? ј ¬еру просто т€готило шумное застолье, прозаичные, шутливо-грубоватые тосты гостей... “ака€ преамбула совершенно не сочеталась с ее идеальной романтической любовью.

¬ера ’олодна€ фотографи€
¬ера ’олодна€ фотографи€

¬ырвавшись из родительского дома на волю, ¬ера каждый вечер увлекала мужа в театр. ¬ 10-е годы в ћоскве действительно было на кого посмотреть: ћ. Ќ. ≈рмолова, ». ћ. ћосквин, ј. √.  оонен, ћ. ј. „ехов, —ара Ѕернар. Ќо чаще всего ходили в синематограф "Ѕуфф", что на —адовой. »зобретение братьев Ћюмьер только-только начинало обретать попул€рность в стране.  ак раз в 1910 году на российских экранах по€вилась картина "Ѕездна" с јстой Ќильсен. ’олодного пр€мо-таки пугала та страсть, с которой ¬ера стремилась попасть на все картины с участием датской актрисы. ƒома ¬ера неподвижно застывала перед зеркалом и подолгу смотрела на свое отражение. "“ака€ жизнь дальше продолжатьс€ не может, - решил ’олодный. - ¬ере надо зан€тьс€ чем-то реальным, иначе ее вечные грезы на€ву плохо кончатс€".

 огда в 1912 году у ¬еры родилась дочь ≈вгени€, муж вздохнул с облегчением - теперь-то она наконец займетс€ насто€щим женским делом, некогда будет мечтать. ≈ще через год ¬ладимир уговорил жену вз€ть на воспитание приемную дочь Ќонну. ¬ера - покорна€ жена. ќна никогда не спорит и трогательно заботитс€ об обоих дет€х. Ќо в ее огромных глазах посел€етс€ разочарованность. ¬скоре к ’олодным переезжает мать ¬еры - ≈катерина —ергеевна с двум€ дочерьми. ¬ладимир √ригорьевич и рад и не очень. “еперь домашнее хоз€йство л€жет полностью на тешу, а чем займетс€ ¬ера?

¬ера ’олодна€ фотографи€
¬ера ’олодна€ фотографи€

...–ежиссер ¬. √ардин заметил красивую брюнетку из окна своего кабинета. ќна шла со стороны јлександровского вокзала по “верской-ямской.  огда незнакомка прошла в его кабинет, режиссер испытал некое смутное беспокойство: в красоте этой женщины таилось нечто ман€щее и отравл€ющее одновременно. ќна сказала, что никогда нигде не играла, но хочет, чтобы он дал ей роль на экране. "Ќо нам нужны актрисы, а не просто красавицы", - заметил √ардин. —транна€ девушка смотрела ему пр€мо в глаза: "ћне очень нужна роль". ќтказать ей совсем, бесповоротно он тоже почему-то не мог. ¬ результате √ардин вручил ей письмо к режиссеру ≈вгению Ѕауэру на фирму "’анжонков и  ∞". »м€ ’анжонкова знали все. ќн был самым преуспевающим кинофабрикантом тогдашней –оссии.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

” матери ¬еры лицо выт€нулось от недоумени€ и отча€ни€: вот уже год продолжалась война –оссии с √ерманией, и единственного кормильца семьи ¬ладимира ’олодного призвали на фронт. ¬с€ надежда была на ¬еру. Ќо, оставшись без остерегающей руки мужа, она вон что задумала - в актерки подалась, да не в нормальный театр, а в этот... театр теней, как называли в те времена кинематограф.

¬ера ’олодна€ фотографи€
¬ера ’олодна€ фотографи€

 онечно, мать даже не могла представить, к чему приведет беспечный поступок дочери. ѕосле первых же двух фильмов ≈вгени€ Ѕауэра - "ѕеснь торжествующей любви" и "ѕлам€ неба" (1915) - ¬ера ’олодна€ загипнотизировала всю –оссию.

–ади того, чтобы посмотреть на нее, люди выстраивались в колоссальные очереди. “акого молодое кино в –оссии еще не знало. ¬ ’арькове, например, во врем€ столлотворени€ в кинотеатре "јмпир" были разбиты все окна, двери сорваны с петель, и дл€ того, чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал, был вызван отр€д конных драгун. » подобный ажиотаж творилс€ по всей стране. Ѕлагодар€ ¬ере ’олодной люди неожиданно распробовали странный наркотик под названием "кино". «а умеренную плату эта красавица уводила за собой в мир грез, и люди жаждали повторени€ "аттракциона" снова и снова.

’олодна€ не могла поверить в такой успех: ведь она не ≈рмолова, не  оонен, не Ѕернар, наконец. „асто ¬ера одевалась так, чтобы ее никто не узнал, брала сестру —оню, и они отправл€лись в самый отдаленный кинотеатр ћосквы - наблюдать за реакцией зрителей. ќна со страхом говорила сестре: "“ы знаешь, у мен€ такое чувство, что мен€ живой вообще не существует. “о, чем они восхищаютс€, - ведь это не €. Ёто всего лишь мо€ тень". Ќо в ее голосе слышалс€ не только ужас, но и странное удовлетворение. —реди условно-идеальных, романтичных, изысканных декораций павильона Ѕауэра стремление ¬еры убежать от серой обыденности вдруг стало реальностью. «десь она чувствовала себ€ гораздо лучше, чем дома, с детьми, среди домашних дел.

¬ера ’олодна€ фотографи€
¬ера ’олодна€ фотографи€

ƒл€ своих близких ¬ера действительно постепенно превратилась в призрак, который теперь они встречали только поздними вечерами, когда она возвращалась с очередных съемок. «а четыре года ’олодна€ сн€лась почти в восьми дес€тках лент! ќтныне ее дом на Ѕасманной всегда осаждала толпа поклонников. ¬ера никому не могла отказать в автографе.  ак бы она ни устала, она всегда соглашалась на интервью. ¬ообще она относилась к своей особе так, словно уже себе не принадлежала, и в самом деле стала всеобщим досто€нием.   примеру, в один из выходных дней, когда маленькие дочки так рассчитывали на ее столь редко выпадавшее им внимание, ¬ера разрешила какому-то обожателю снимать себ€ допотопным фотоаппаратом. —ъемки зан€ли весь день - полдн€ горе-любитель только свой аппарат устанавливал.

¬ера ’олодна€ фотографи€
¬ера ’олодна€ фотографи€

ќт выдуманной жизни ¬еру сумело оторвать лишь горе. Ћетом 1915 года пришло известие, что поручик ’олодный т€жело ранен под ¬аршавой и положение его очень серьезно. ћать ¬еры бо€лась, что из-за работы дочь не поедет в госпиталь к мужу. Ќо в ¬ере пробудилась верна€ жена, и, отправившись на фронт, она целый мес€ц провела у постели ¬ладимира. ќн был беспредельно счастлив. –асспрашивал о семье, о дет€х. ј ¬ера то и дело сбивалась на рассказы о сценари€х, о съемках. Ќаблюда€ лихорадочный блеск в ее глазах, муж пон€л, что царство теней выиграло у него битву за ¬еру. ќн только сказал ей: "“ы все-таки не забывай о дет€х. »м ведь нужна реальна€ мать".  ак только здоровье мужа немного улучшилось - ¬ера тотчас поспешила в ћоскву.

“ем временем фильмы с ее участием приносили огромные прибыли. “олько один кинотеатр давал в год фирме ’анжонкова фантастическую по тем временам сумму - 50 тыс€ч рублей. ¬ере предлагали уехать в ≈вропу, сулили огромные гонорары. Ќо ей казалась нелепой мысль об отъезде.  уда? «ачем? «десь у нее все есть и ее все устраивает.

” нее, разумеетс€, всегда был легион поклонников. ¬ ’олодную влюбл€лись все, с кем она работала, сталкивалась, на кого бросала случайный взгл€д: ¬. ћаксимов, ќ. –унич, говор€т, даже сам —таниславский, предлагавший ей перейти в труппу его театра. ќна купалась в обожании, но... никогда физически не изменила мужу. "–абой любви" она была только на экране. ј главное - ее фантазии были дл€ нее гораздо большей реальностью, чем сама реальность. ќна обожала платонические романы.

ќднажды никому не известный худой солдат привез ¬ере с фронта письмо от мужа, а потом стал приходить каждый день. ѕросто садилс€ и не сводил с нее глаз. Ётим солдатом оказалс€ јлександр ¬ертинский. ќн тоже был в нее безнадежно влюблен, посв€щал ей песни. ¬ера отвечала ему своеобразной взаимностью.  ак-то ¬ертинский и ’олодна€ выступали в одном из московских госпиталей. ¬се недоумевали - какой номер могут исполнить вместе невзрачный солдат и шикарна€ красавица? » вдруг эта пара стала танцевать танго. ¬ этом танце высказалась вс€ их нереализованна€ любовь друг к другу, их взаимное восхищение, печаль. — ¬ертинским, как и со всеми ее поклонниками, ¬еру ’олодную св€зывал не роман, а гораздо больше ее волнующа€ возможность романа и любви...

¬ера не заметила перемен, происшедших в 1917 году. ≈й было некогда. Ћетом 1918 года, чтобы закончить натурные съемки фильмов " н€жна “араканова" и "÷ыганка јза", ¬ера вместе в режиссером ѕ. „ардыниным выезжает на юг. — собой она вз€ла дочку ∆еню, маму и младшую сестру. ≈два оправившийс€ от ранени€ муж осталс€ в ћоскве. ¬се были уверены, что скоро вернутс€ в ћоскву. ќдесса была тогда оккупирована армией јнтанты, власть мен€лась не по дн€м, а по часам.

—ъемки, концерты... » вдруг 17 феврал€ 1919 года - непостижимое известие: ¬ера ’олодна€ скончалась. ¬ возрасте 26 лет. ѕо стране мгновенно поползли зловещие слухи: ее погубил из ревности влюбленный в нее французский консул, прислав букет отравленных белых лилий; ее убили белые за то, что она была красной разведчицей; ее убили красные за то, что...

Ќа самом деле в но€бре 1918 года у ’олодной случилась остра€ форма ангины. ј в гостинице "Ѕристоль", где она жила, температура не поднималась выше минуса дев€ти. јнгина перешла в вирусную "испанку", от которой тогда не было лекарств. ¬рачи и близкие, находившиес€ у постели больной, рассказывали, что даже умира€, ¬ера... будто играла сцену смерти. „увству€, что ее минуты сочтены, она позвала из соседней комнаты свою дочь ∆еню, величественным жестом велела ей опуститьс€ на колени, положила руку девочке на голову и грудным и прочувствованным голосом благословила ее. ѕосле чего, грациозно откинувшись на подушки, ¬ера ’олодна€ ушла в то царство теней, из которого уже не возвращаютс€. ≈е лицо было абсолютно спокойно.

"¬аши пальцы пахнут ладаном, а в ресницах спит печаль. Ќичего теперь не надо вам, никого теперь не жаль", - написал ¬ертинский.

„ерез три дн€ после ее смерти на экраны вышла кинохроника ѕ. „ардынина "ѕохороны ¬еры ’олодной". —естра ¬еры —офь€ вспоминает, что, гл€д€ на эти кадры, даже близких пробирал холодок ужаса: была ли ¬ера ’олодна€ реальной женщиной или она существовала только на экране?

 ак бы там ни было, но в потустороннем мире ¬ера ’олодна€ словно не пожелала оставатьс€ одна. ¬лечь к себе она умела. ƒаже после смерти. „ерез несколько мес€цев после ее кончины сгорели от тифа сначала ее мать, а потом и ее муж.  стати, вскоре исчез последний земной след этой загадочной женщины - ¬еры ’олодной: в 1931 году одесское кладбище, где похоронили актрису, было превращено в парк.

ќпеку над малолетними дочерьми актрисы прин€ла на себ€ двоюродна€ сестра ¬еры. ѕозже она вышла замуж за болгарина и увезла девочек к нему на родину.

«аценил
√орыл 05.10.2006 11:09:18
¬ертинский написал романс.Ќа смерть ¬еры ’олодной.“еперь узнал кто она така€.—пасибо.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru