Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќаталь€ √ундарева

   /   

Natalia Gundareva

   /
             
‘отографи€ Ќаталь€ √ундарева (photo Natalia Gundareva)
   

ƒень рождени€: 28.08.1948 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 15.05.2005 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 56 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


√ундарева возвращаетс€

јктриса

"я ничего не помню". јктриса рассказала о мес€цах тревог и надежд.

23.07.2003

¬ принципе - случилось чудо. ќно воплощено в женщине, котора€ сидит на солнышке и улыбаетс€ мне той самой улыбкой, которую мы полюбили по спектакл€м и фильмам. ј потом с доверием и откровенностью делитс€ своими надеждами, сомнени€ми, бол€ми. Ёти надежды ей самой кажутс€ безумными, но и реальными одновременно: пережив инсульт, после которого чаще всего уже не встают, Ќаталь€ √ундарева мечтает о возвращении на сцену. » упорно идет к этому счастливому дню. „ерез такие тернии идет, какие не присн€тс€ в страшном сне.

Ќаталь€ √ундарева фотографи€
Ќаталь€ √ундарева фотографи€

»нсульт - мозговой удар, мгновенное нарушение кровоснабжени€ тех жизненных центров, где сформирована личность человека. Ёто беда страшна€ - столкнувшись с ней, врачи не могут быть уверены ни в чем. ѕаралич, распад индивидуальности, разрушение речи - самое малое, что может тут грозить.

Ќо √ундарева совершенно прежн€€ - говорит остро и стремительно, реагирует мгновенно и остроумно, выгл€дит так, как может выгл€деть "сладка€ женщина" в час долгожданного отдыха. ¬стает пока при помощи подруги - лева€ нога еще плохо слушаетс€ хоз€йку, - но с неистребимой грацией актрисы. »дем медленно, мои попытки вз€ть ее под руку отвергаютс€: во-первых, мы не инвалиды, во-вторых, лева€ рука пока тоже подгул€ла, надо еще поработать. ѕервое интервью, по-видимому, и дл€ нее событие - она в него бросаетс€ как выбегает на сцену, внутренне собира€сь и вход€ в роль самой себ€, - какой она покинула нас тринадцать мес€цев назад.

»« √ј«≈“:

18 июл€ 2001 г.: любима€ актриса миллионов Ќаталь€ √ундарева доставлена в »нститут имени —клифосовского. ƒиагноз: обширный инсульт мозга. Ѕольна€ в коме. ѕресса пугает полным параличом и остановкой дыхани€, "болезнь прогрессирует с неверо€тной скоростью". ¬ключен аппарат искусственного дыхани€.  ак пишут, даже если жизнь будет спасена, восстановить мозговые центры медицина не в состо€нии. ¬еро€тность пожизненного паралича - 99,9 процента.

 онец июл€: к √ундаревой начало возвращатьс€ сознание. ¬ести из Ќ»» имени Ѕурденко: состо€ние нестабильное, за день мен€етс€ несколько раз. ѕерва€ встреча с мужем - актером ћихаилом ‘илипповым - €кобы вызвала у больной нервное потр€сение.

‘евраль 2002 г.: Ќаталь€ √ундарева, уже в реабилитационном центре, возвращаетс€ к благотворительной де€тельности и в рамках программы "¬о им€ здоровь€" помогает известнейшим де€тел€м кино пройти курс лечени€. ѕомогает воврем€: с больничной койки она спасла дл€ нас еще несколько любимых нами людей. ƒает интервью о важности благотворительных акций и об эстафете добра ("»звести€", 27 феврал€): "я обрела еще большую веру в то, что миром прав€т доброта, участие, сострадание, желание помочь бескорыстно".

Ћето 2002 г.: √ундарева все настойчивей говорит о возвращении на сцену.

я показываю ей эту хронику, вз€тую из газет и интернет-сайтов, и она с изумлением ее читает. ѕотому что смотрит на свои злоключени€ словно со стороны (не может быть, чтобы такое случилось со мной!). ј еще потому что масс-медиа, привыкшие в трагедии видеть сенсацию и взбивающие в одном флаконе факты с пикантными слухами, вызывают у нее брезгливость.

√ундарева зан€та делом мучительным: она т€нет себ€ обратно к нормальной жизни с упорством и целеустремленностью, которые когда-то заставили ћаресьева ползти через тайгу к люд€м. Ќо "ѕовесть о насто€щем человеке" мы записали в тот же р€д совковой литературы, где " авалер «олотой «везды", и, забыв о существовании насто€щих людей, сами стали значительно хуже. —лабее, трусливее, бессовестнее, подлее. ¬едь ћаресьев т€нул к полноценной жизни не только свое бренное тело - он нас к ней т€нул.

Ћучшие дн€

”ниверсальный игрок
ѕосетило:8242
Ќовак ƒжокович
–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы
ѕосетило:6845
–ихард ¬агнер
‘ранцузский шансонье
ѕосетило:6699
Ўарль јзнавур

» теперь √ундарева. “оже чудо, свершение неверо€тного, одна дес€та€ процента. „то тут сработало? ¬о-первых, р€дом с маленьким, но гвалтливым миром тусовок и игрищ существует тихий, но большой мир, где знают свое дело, где не вывелись такие пон€ти€, как доброта, милосердие, взаимопомощь. Ётот мир теперь в тени, но он есть, хот€ мы о нем вспоминаем в минуту беды. √азетную утку родит любой дилетант - человека вылечит только высокий профи. ¬рачи наши по-прежнему умеют делать невозможное. ¬иват им и поклон.

¬о-вторых, любовь. ѕока √ундарева дл€ нас играла, мы не отдавали себе отчета в том, какой зар€д добра и энергии она дарила. Ќо вот случилась беда, и дл€ миллионов людей словно отключили водопровод - труднее стало очистить душу. —удьба актрисы оказалась частью нашей судьбы. ћощный вал тревоги и любви прокатилс€ по стране, и теперь уже она почувствовала его энергию. ≈е спасла дл€ нас и наша любовь. Ѕеда возвращает €влени€м их масштаб и помогает люд€м осознать себ€ людьми. ј актер в –оссии по-прежнему больше чем актер.

13 августа 2002 г.: в парке ближнего подмосковного санатори€ Ќаталь€ √еоргиевна √ундарева дает свое первое после болезни большое интервью.

ћарафон

- ¬ фильме "ќсенний марафон" ваша героин€, кажетс€, навсегда замерла в ожидании беды. Ёто свойственно вам в жизни?

- Ќет, несчасть€ стараюсь пройти быстро. —читаю, что в жизни все врем€ должно что-то происходить - и не останавливаюсь, иду дальше. ¬едь не может же быть только плохое! » мне неинтересно горевать: мол, помнишь, как раньше было хорошо! »нтереснее - что будет дальше? ѕожилым свойственно думать о том, что пройдено, молодым - что впереди. ѕожилой уже знает, что ждет впереди, и он туда не хочет, стараетс€ отодвинуть это будущее. ј € вот думаю о том хорошем, что мен€ ждет. ”поваю на день гр€дущий, который, может быть, принесет новые роли, - мне так легче жить.

- я могу спросить вас о случившемс€?  ак это бывает?

- “акого, наверное, никогда не ждешь. » конечно, это переворот в сознании. ¬се последние годы € жила в непрерывной гонке, когда утром за волосы стаскиваешь себ€ с постели, вливаешь в себ€ кофе, глотаешь сигарету, бросаешьс€ в машину, мчишьс€ на репетицию, примерку, спектакль, съемку, а к вечеру прибегаешь выпотрошенна€, не понима€, куда ушел день. » кажетс€, что ничего не сделано, хот€ объективно это не так: прошла репетици€, примерила плать€ дл€ новой роли... Ќо насто€щего, на что стоило бы употребить это жизненное пространство, - нет совсем. я люблю результат, а мо€ работа результат дает далеко не сразу, и никогда не знаешь заранее, что из нее выйдет... » вдруг в этой гонке судьба мен€ остановила. » € думаю: почему Ѕог мне послал эти испытани€? ћожет, потому, что € люблю результат, а это свойственно люд€м, которых обу€ла гордын€?  ак на ќлимпиаде, где кругом плакаты: "ƒальше всех! ¬ыше всех! Ћучше всех!". ћожет, судьба решила мен€ поставить на место? Ќет, правда, правда, правда! я даже стала распор€жатьс€ судьбами других.  онечно, люди сами довер€ли мне свои судьбы, € этого не требовала, не становилась —аваофом - они ко мне приходили со своими несчасть€ми, и € старалась им помочь.

-  ака€ же это гордын€!

- Ќо € ведь стала ощущать себ€... всесильной. ’отела всЄ мочь и мне было важно не то, как € прожила день, а - его итог. ј это очень вредно. » теперь € проживаю жизнь немного иначе. » все врем€ думаю об истине, котора€ стала дл€ мен€ главной: Ѕог посылает испытани€ сильным. ћного думаю над "Ѕрать€ми  арамазовыми", потому что в нашем театре скоро постав€т этот спектакль.  ак школьница - прохожу роман заново. „итаю, останавливаюсь, начинаю с начала - мне нужно постичь. “ам есть слова: в испытани€х, в горе ищи счастье, радость. я и пытаюсь найти радость. » много работаю. –аспределени€ ролей еще не было, но мужу там будто бы сул€т роль ћити  арамазова. » € ему теперь читаю про ћитю. “ак что € не только о себе думаю... я ведь даже не знаю, буду ли € в этом спектакле. ћожет, € покажусь нескромной, но мне кажетс€, что до сих пор € играла хорошо. ¬о вс€ком случае - на пределе возможного. ƒаже в средних пьесах старалась выжать из роли все, что можно. Ёти роли € любила, отдавала им все силы и даже получала премии. Ќас еще в театральном учили играть так, будто завтра ты умрешь! “ак € и играла - словно умирать собралась. ћне так привычней, лучше.

- ¬ы думаете, что теперь захотите и сможете играть иначе?

- »грать, как прежде, наверное, уже не смогу - нужны огромные физические силы, а их не будет. ј играть хуже не могу себе позволить. ¬едь театр - это легенды, которые кругами расход€тс€ после спектакл€. —тоит сн€ть его на пленку - легенда разрушаетс€. ѕоэтому до потомков должны доходить легенды, а не вещественные доказательства. “еатр стареет быстрее, чем любое другое искусство, как событие он устаревает буквально на следующий день. » пусть лучше остаютс€ легенды: кто видел - перескажет тому, кто не видел.

- Ќо вы уже дважды доказали, что невозможное возможно. ¬ы с триумфом вернулись на сцену после автокатастрофы несколько лет назад, вы возвращаетесь к нам теперь - судьба вас наградила способностью перешагивать через любое "не могу". Ёто значит, вы оп€ть не знаете, каков будет результат. ќн еще может быть ошеломителен...

ќдна и без страховки

- я задам вам вопрос почти на грани мистики: когда случилось несчастье, по стране прокатилс€ шквал всеобщей тревоги и любви к вам - в прессе, в »нтернете, в письмах, в звонках во все редакции, - вы этот шквал чувствовали?

- я думаю, что осталась жить не только благодар€ врачам, которые мен€ вытаскивали, и не только близким, а и благодар€ любви очень многих людей. ќни молились за мен€, они подходили и просили об€зательно выйти на сцену. ќни говорили: вы должны! » если € когда-нибудь выползу на сцену, - благодар€ им. я не могу разочаровать тех, кто за мен€ молились, € должна выйти! ¬ ѕ€той √радской больнице есть церковь, и батюшка мне всЄ говорил: милочка, вы ходите, ходите, вы должны - мы на вас смотрим. » мне ничего не оставалось, как идти.

-ћаресьев с ампутированными ногами вернулс€ в авиацию. ј вы хотели стать летчицей и еще недавно летали на дельтаплане.

- ќчень все трудно... Ѕолезнь така€, что все происходит ужасно медленно. ј € всегда с лету хватала и дл€ мен€ эта медленность невыносима. Ѕлизкие говор€т: смотри, ты же не могла пошевелить пальцем ни на руке, ни на ноге - а сейчас сидишь, встаешь, ходишь, пишешь, читаешь. ј мне смешно и странно, когда окружающие радуютс€: Ќаташа уже ходит! я им говорю: радоватьс€ будем, когда вы сможете мен€ оставить в квартире одну, и € сама подойду и возьму нужные вещи, сама оденусь, сама выйду на улицу, зайду в магазин и сама куплю то, что мне нужно, и никто не будет мен€ страховать.  огда € наконец останусь одна.

- Ќикакую женщину нельз€ оставл€ть одну и без страховки.

- я не люблю слово "одиночество" и очень люблю слово "уединение". ќдинокий глубоко несчастен, но несчастен и тот, кто не имеет возможности уединитьс€. »ногда нужно уходить в свою скорлупу...

ћежду прошлым и будущим

- ѕростите, что € возвращаю вас к случившемус€ ужасу. „то это было - просто провал?

- я ничего не помню. ѕолна€ вырубка света.

- ј первое ощущение после?

- Ќе помню. ’от€ нет, помню: мен€ груз€т в "скорую", чтобы везти в институт Ѕурденко. ¬се ведь случилось на даче, и говор€т, что в тот день € долго загорала на этом адском солнце, потом купалась в жутко холодной »стре и еще ходила заниматьс€ на тренажерах в медпункте. »спытывала свои жизненные силы как только можно - как варвар. ј вечером муж нашел мен€ лежащей на кухне. я там что-то готовила - везде лежали наструганные овощи. ј еще помню, что накануне играла "Ћюбовный напиток". ∆ен€ —имонова мне рассказывает, что € все твердила тогда: так хочу отдохнуть, сойду с ума, если не отдохну!

- ѕотом вырубили свет. ј когда снова врубили - что вы увидели?

- » этого не помню. ’от€ помню, как мен€ перевозили из Ѕурденко в —клиф - какие-то черные таблички на воротах. я их увидела в окно реанимационной машины.

- ¬ы уже замечательно говорите, и € сейчас наслаждаюсь, слуша€ тот самый голос любимой актрисы. ј первые слова, которые вы сказали в этой второй жизни, - помните?

- Ќет... Ќаверное, это не самые лучшие слова.

- ¬аше ощущение жизни и ее ценности как-нибудь изменилось?

- ќказалось, то, что было - и есть счастье.  огда мы были молодыми и здоровыми, бегали по песку, кидались в волны, кричали: не заплывай далеко, ногу сведет! Ќа пл€же дет€м устраивали какие-то представлени€; мы хотели спать, а там какой-то человек с ужасным акцентом кричал: к нам прышол –а-абинзон, к нам прышол –абинзон! » дети всЄ орали: а-а-а!!! ј нас это раздражало: мы хотели спать и этого –обинзона ненавидели. ј теперь €сно, что это всЄ и было - счастье. ѕросто его не сознаешь никогда. » все торопишьс€: что дальше?

- ћы сейчас шли с вами по тропинке, и там сидел кот, наслаждалс€ солнцем. ќн не думал про то, что дальше, а просто наслаждалс€ - животные умеют ценить мгновение. ћожет, поучитьс€?

- я животных не люблю - ни зоопарки, ни цирки. Ѕывает. ј жить вот этой минутой, проживать ее полностью мало кто умеет - это правда. ¬се врем€ кажетс€, что где-то что-то есть еще лучше. ’от€ € замечала, что люд€м со мной становилось спокойнее: € им говорила: давайте посидим, посмотрим на закат, послушаем тишину...

- Ќа сцене вы умеете проживать каждый миг так вкусно, что в зале от этого делаетс€ очень хорошо.

- ѕотому что это мо€ любовь. я это люблю. “еатр мой дом. ќсобенно когда был жив √ончаров - мне было так уютно в его театре... ≈го спектакли мен€ лечили от бед - € переступала порог театра, и все отлетало куда-то далеко. ј выходила на сцену - и ни с чем не сравнимое счастье не покидало мен€ все три часа. ј ведь выйд€ на сцену, уходила с нее уже только в антракте.

- ”ставали?

-  онечно, очень. „асть жизни уходила от мен€. ≈сли повесить какие-нибудь датчики, то аппаратуру зашкалит: сердце улетало куда-то через горло. Ќе знаю, какой ангел-хранитель мен€ оберегал - € уже давно должна была умереть. я прыгала на сцену - словно топилась, и после спектакл€ сердце было как у гончей собаки - дышать не могла, мне было плохо. “еатр - очень сильна€ нагрузка.

ѕреодоление

- ѕока вас не было с нами, мир изменилс€: без вас тут случилось 11 сент€бр€, когда сместилось сознание целой планеты. ƒа и театр, куда вы вернетесь, уже другой, и в нем другой хоз€ин. ¬ам заново придетс€ все это осваивать.

- ” нас с јрцыбашевым нормальные отношени€. ќн знает цену этой труппе и понимает, чего стоило √ончарову ее собрать. ” нас блистательное созвездие актеров, и если —ергею Ќиколаевичу удастс€ их всех правильно использовать - чтобы каждому кольчужка не была коротковата, - то все будет хорошо.

-  роме возвращени€ на сцену, чего вы еще ожидаете с особым нетерпением?

- “олько одна мечта: пожить жизнью, какой жила. —есть за руль, войти в квартиру, самой открыть дверь. ¬ернутьс€.  огда € весь день мечусь по процедурам, то понимаю, кака€ дл€ этого нужна адска€ работа. Ќо без нее € уже никогда не смогу вот так развернутьс€ и легко подн€ть ногу в батмане - все врем€ буду бо€тьс€ упасть. —ама€ сложна€ работа - истребить страх. ќднажды на спектакле "¬иктори€" мне сделалось плохо, мен€ увели за кулисы. » потом вс€кий раз, когда € подходила к этому месту в спектакле, мне становилось так плохо, что € бо€лась упасть. Ќа каждом спектакле надо было побеждать этот страх! „то € дл€ этого делала? ƒа ничего - просто продолжала играть. ѕосле автокатастрофы € бо€лась, что больше не смогу водить машину. » тоже - просто села за руль. ћудрый √ончаров спросил: "Ќу кому и что вы доказываете?". я ответила: "—ебе, јндрей јлександрович, себе!".

- ƒоказали же! ƒокажете и сейчас.

- ј может, уже надо успокоитьс€ и уйти. Ќо у мен€ довольно де€тельна€ натура - мне все равно нужно будет что-нибудь делать. јрцыбашев мне предлагает: давай, мы теб€ запишем в режиссеры! ј € отвечаю: и будем мы с тобой, как —таниславский с Ќемировичем-ƒанченко, переписыватьс€. "ѕерехожу ко второму акту, пришлите мизансцены!"...

- «ато можно посидеть в "—лав€нском базаре"!

- ћожно. Ќо зачем? ћне необходимо что-нибудь делать - об€зательно, об€зательно. я не смогу просто сидеть дома.

- ¬ы уже делаете. “олько что устроили в хорошую клинику одного замечательного, тоже любимого народом кинорежиссера. ¬ы уже очень многим помогли.

- Ќо мы не можем никому вернуть молодость - даже если заложим души дь€волу. » если помогать всем сразу - это вода в песок. Ќужно помогать конкретному человеку...

-  ак сейчас складываютс€ ваши дни?

- — утра физиотерапевтические процедуры, потом бегу на физкультуру, потом китайцы делают иглоукалывание и какой-то свой массаж, очень зверский - € называю его "китайские пытки": адски больно. Ќо мне сказали: если вытерпите, то мы вам разработаем и руку и ногу. » € молчу. —прашивают: что, разве не больно? ќтвечаю: если буду орать, то стекла вылет€т.

- ќстались проблемы с левой рукой?

- ѕока что да. Ќо € уже могу ее вот так немножечко отвести (величественно отводит плечо назад - так королевы одним жестом ставили подданных на место).

¬ера

- ¬от вы тоскуете по прежней жизни. ј раньше были причины ностальгировать?

- я же говорю: интересно то, что впереди. ¬ этом смысле были большие огорчени€, потому что чувствовала, что старею. ј главное, старел √ончаров. ќн был удивительным генератором мысли, знал, в какой момент на какую кнопку нажать, чтобы зритель волновалс€. ќн был Ќеистовый –оланд. Ќо € видела, как лев стареет и как молодые актеры говор€т: и чего там наш маразматик орет! я им отвечала: дети, ша! я 25 лет в этом театре - и всЄ учусь у него. ј вы все умные-умные - в зеркало не можете насмотретьс€, такие умные! я его очень любила. » так получилось, что не смогла быть на его похоронах. ј может, это и к лучшему: дл€ мен€ он живой, таким и останетс€.

- ¬аша вера в Ѕога укрепилась?

- ћогу только сказать, что облегчени€, на которое так надеютс€ люди верующие, не было. ћожет быть, мен€ нельз€ назвать истинно верующей - а тогда какого мне ждать облегчени€ и от кого? ѕошла причащатьс€, и все ждали, что выйду просветленна€. Ќо мне не стало легче, € по-прежнему встречала эту смертельную боль одна. ћожет, не умела верить... » не умею. ѕотому что, считаетс€, вера помогает. ј у мен€ бывали дни, когда € буквально расползалась, растекалась.

- —кажите, вы сейчас просто долбите эту руду, пробива€сь к свету, или у вас есть четкий план и вы можете сказать себе и нам, когда снова выйдете на сцену?

- я этого не знаю. Ёто ваши коллеги из какой-то газеты сообщили, что 8 сент€бр€ € уже буду играть. ѕозвонила в театр и спросила, что у нас восьмого идет. ќказалось, "Ќора", где € вообще не зан€та! √азеты эти... господи, как же € возненавидела ваших собратьев!

- ’ищников € сам ненавижу, так что продолжайте, это интересно.

- Ќедавно € услышала фразу, котора€ поразила новым дл€ мен€ состо€нием умов: отрицательна€ реклама - тоже реклама. я бы от такой рекламы удавилась. ћне стыдно становитс€, словно € в этом участвовала. ¬от, например, € не знала о существовании газеты "∆изнь" - теперь знаю. ѕотому что они там посто€нно пишут о нас - обо мне и муже. Ќе спрашива€ разрешени€, влезают в нашу жизнь. ѕонимаю: они повышают тираж газеты, но надо же и совесть иметь. ‘отографируют из-за кустов. ќписывают, как € приехала в этот санаторий и как »горь  остолевский нес мой чемодан - и тут же производ€т его в носильщики. ј еще в шоферы - потому что он возил моего мужа отсюда в ћоскву. ј √алю ѕешкову, мою подругу, называют помощницей. Ћюбое добро они обращают во зло. ѕодгл€дывают, подслушивают, вынюхивают - что за професси€ така€! —тоит приоткрыть форточку - как они вторгаютс€ и разрушают твою жизнь. Ёто ведь так легко - разрушить то, что не тобой создано! »ногда достаточно неосторожного слова. ј мы никогда в свою жизнь никого не пускали, и если давали разрешение на публикации, то только серьезным газетам. Ќедавно одна попросила интервью у мужа, и он согласилс€ при условии, что все заранее прочитает. ѕометил все неточности - никто на это не обратил внимани€. я это говорю не от буквоедства - а потому что на бумаге слова звучат иначе. ¬от вы мен€ спросите: вы хороша€ артистка? - а € скривлюсь: "√ениа-а-альна€!!!!". ѕо интонации вы поймете, что € имею в виду, а на бумаге все решат, что √ундарева уже совсем головой прискорбна.

’рам

- ” вас здесь есть какие-нибудь культурные развлечени€?

- “елевизор есть. Ќо самое большое счастье - € могу читать. „итаю без конца. » по телевизору не все подр€д смотрю, а только новости и старые фильмы.

- ј новые?

- я же академик "Ќики" - и мне прислали около полусотни картин, выдвинутых на премию. я их все посмотрела. Ќекоторые даже несколько раз - потому что ответственна до противного.

- » как?

- я не считаю, что кинематограф наш умер.

- ѕо количеству точно не умер. ј по качеству?

- “ам были фильмы - не хуже зарубежных. » актеры наши не хуже. ќни даже лучше, потому что там целый завод работает на актера, а у нас он один в поле воин. ќн выходит из окопов один и без гранат, а на него танки - режиссер, сценарист, оператор. ј он безоружный.

- ¬ы верите, что искусство может вли€ть на жизнь?

- Ќа человека уж точно вли€ет. Ќедаром же театр называли храмом. »спытаешь катарсис - станет легче, отсмеешьс€ - уйдешь в хорошем настроении, увидишь что-то ужасное - тво€ собственна€ жизнь покажетс€ не такой плохой. “еатр зовет теб€ выше, и ты идешь за ним туда, где будут падать звезды и звучать музыка. Ёто как булгаковска€ коробочка, откуда слышны волшебные голоса.

- ¬от вы говорите: зовет выше. ј смотришь наши новые фильмы - и кажетс€, что теб€ бьют по голове. “алдычат, что человек по натуре свинь€, что страна несчастна€ и обреченна€, что народ никчемен. “акое искусство ведь тоже вли€ет на человека.

- ” нас очень хорошо умеют говорить о том, что нужно национальное кино. Ќо какое там национальное, если на всех экранах ’улио и ѕедры! ј у нас снимают только про милиционэров...

- ћентов!

- я их зову милиционэрами. ј про жизнь человеческого духа вы там не найдете ничего.

"“еатр - это то, что держит мен€ в этой жизни"

- ѕо-моему, вы стали терпимее. ¬от что вы говорили несколько лет назад: "я не могу смотреть телевизор - озлобл€етс€ душа". ј сейчас вы его смотрите!

- ѕотому что у мен€ безвыходное положение. я ведь немногое могу себе позволить. ¬ театр пойти не могу - сорву спектакль. ƒаже не была на премьере "∆енитьбы", хот€ там играет мой муж, - бо€лась ее сорвать. ѕотому что все будут смотреть туда, где мы сидим.

- ¬ам не кажетс€, что вы просто откладываете неизбежное: все равно сорвете какую-нибудь премьеру!

- ¬от поутихнут премьерные бури -- и пойду. ј пока не хочу вредить друзь€м и коллегам, ведь интерес неизбежно будет повышенный - не ко мне, а к моей болезни: всем интересно с этой точки зрени€ на мен€ взгл€нуть. я буду медведем, которого водил цыган, понимаете?

- Ќедооцениваете вы людей!

- ќчень даже дооцениваю. Ћюбопытство страшна€ вещь. «а мной будут ходить хвостом, куда € - туда и хвост.

- ј то за вами и до болезни не ходили! ¬ метро вы могли ездить?

- я за рулем и на метро давно не езжу. ј внимание окружающих - это часть моей профессии, и € к нему уже привыкла. ¬от мой муж очень этого не любит. Ќо раз уж выбрал такую профессию... —томатолог целый день разгл€дывает гнилые зубы - разве при€тно? ¬от и € должна прилюдно по€вл€тьс€, и даже если мне плохо, все равно должна хорошо выгл€деть.

-  то вам помогал в эти мес€цы?

- ¬рачи, они по долгу об€заны были мне помочь. Ќо помогали не по долгу и не потому, что € - √ундарева. “оже люб€т, видно, свою профессию. ¬от јнатолий »ванович ‘един, к которому € попала, так и сказал: € вам сдам √ундареву под ключ! ¬ этом смысле у нас оказались общие стремлени€. ќчень помогали друзь€, которые от мен€ не отходили. » люди, которые за мен€ молились. ћуж... «наете, чего мне сейчас хочетс€? ¬ы очень известна€ газета, и мне хочетс€ через нее поздравить любимого мужа с днем рождени€.

- —читайте, что поздравили. ¬ас с мужем угораздило даже родитьс€ в одном мес€це!

- Ќо по знакам «одиака мы разные. я ƒева - он Ћев.

- ¬ы же не любите зверей!

- Ќе всех.

- ¬ы как-то назвали себ€ глиной в руках режиссера...

- ƒа, это так.

- Ќо ведь уже €сно, что даже в руках самой судьбы вы не глина!

- √лина, глина. Ќу, пусть € глина в руках Ѕога. ¬от прошел слух, что, может быть, мен€ займут в "Ѕрать€х  арамазовых" - и € стала читать. ≈сли б не случилась эта беда, может, у мен€ бы не было столько времени дл€ чтени€. » жду, что будет. ј пока на каждого брата делаю досье. „тобы потом не искать по всей книге нужные мысли. ћне интересна эта почти исследовательска€ работа.

- ј были случаи, когда вы ощущали, что глина режиссеру не по зубам?

- Ќу конечно. ќсобенно в кино, пусть на мен€ не обид€тс€ кинорежиссеры. Ќо чем бездарней был режиссер, тем больше хотелось ему помочь. я практически уже могла бы за него снимать кино.

- ¬ вашей актерской работе поражает естественность. я ведь тоже купилс€, впервые увидев вас в "ќсени". ѕонимал, что актриса - и все же в вас было что-то насто€щее, несыгранное.

- ѕотому что тогда это еще не было так модно. ѕотом естественность стала модной, и мы ахали, как Ћеша ѕетренко играл свой знаменитый монолог в "ƒвадцать дней без войны" - поразительный по достоверности и подлинности.

- ¬аша коллекци€ премий очень велика.

- ” мен€ есть " умир", "Ќика", "’рустальна€ “урандот", есть √осударственные премии ———– и –—‘—–, преми€ Ћенинского комсомола, и еще € орденоносец - "«а заслуги перед ќтечеством".

- ј скоро выйдете на сцену и вам дадут орден ћужества. ¬ы все происход€щее расцениваете как чудо?

- Ќет. ћне только странно, что это со мной случилось. ќткручиваю назад ленту своей судьбы - и никак не могу включить в нее себ€. —ловно это не про мен€, а про кого-то другого, кто от всех зависит, кого надо поднимать, одевать... Ќе про мен€. ѕотому что если бы это было про мен€, € должна была бы хоть ползти - но сама, не прос€ ни у кого помощи. ќднажды € попробовала и полетела так, что, казалось, мозг вылетит из головы.  ака€ эта жизнь, если стоит тебе встать, как тут по€вл€етс€ из другой комнаты испуганное лицо: а вдруг € упаду!

- ƒавайте считать это жуткой пьесой, в которой вы играете. —коро финал, вы выйдете на аплодисменты, и зал встанет вам навстречу.

- ћожет быть. Ќо если € еще могу представить, как иду по улице и стучат каблучки, то как € на сцене взбегу по лестнице... - кажетс€, € не смогу этого уже никогда. ј хуже играть не хочу. Ћучше вообще уйти...

- ћожно мне с вами не согласитьс€? ¬едь и без вс€ких катастроф в актерской жизни все равно приходит новое врем€: однажды актриса понимает, что уже не может играть ƒжульетту, зато открываетс€ бездна замечательных ролей, которые были недоступны прежде. –азве не так?

- ћожет быть, может быть...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ Ѕиешу. Ѕиографи€
ѕосетило:34308
ћари€ Ѕиешу
ѕоследний русский император
ѕосетило:10895
 Ќиколай II
јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26604
јлексей ћаресьев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru