Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей √рибов

   /   

Alexey Gribov

   /
             
‘отографи€ јлексей √рибов (photo Alexey Gribov)
   

ƒень рождени€: 31.01.1902 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 26.11.1977 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: ———–

Ќародный характер јлексе€ √рибова

актер ћ’ј“а

Ќа спектакле Ђ“ри сестрыї кто-то из артистов заметил, что √рибов-„ебутыкин вдруг стал запинатьс€ и волочить ногу. јктеры продолжали играть, как вдруг из зала раздалс€ громкий голос: Ђ” актера инсульт. я врач. ƒайте занавес!ї

07.03.2004

— Ћениным намучилс€

Ђ—тарейший гриб в лесу дремучем ћ’ј“а,

 ачалов, близ€сь к дн€м заката,

Ђ√ор€чие денЄчкиї, 1935 г.
Ђ√ор€чие денЄчкиї, 1935 г.

—о старостью миритс€, ибо

¬ семье грибов растет јлеша √рибовї.

— женой Ќаташей на отдыхе.
— женой Ќаташей на отдыхе.

ѕќ–“–≈“ с такой надписью подарил ¬асилий »ванович  ачалов своему младшему коллеге и партнеру по спектакл€м Ђ¬ишневый садї, ЂЅлокадаї, Ђ¬рагиї, Ђ¬оскресениеї.  ачалов, очень любивший √рибова, часто, как это бывает между прославленным мастером и учеником, гон€л юношу за водкой. јлексей √рибов был не единственным мхатовцем с Ђгрибной фамилиейї. ¬месте с ним в 1924 году из “ретьей студии ’удожественного театра в труппу ћ’“ прин€ли и ¬ладимира √рибкова. ¬ Ђѕлодах просвещени€ї их имена в программке сто€ли р€дом: Ђ¬торой мужик Ч ј. √рибов, “ретий мужик Ч ¬. √рибковї. ∆или они в одной коммунальной квартире. “олько √рибков не снималс€ в кино и народу менее известен. –оль ¬торого мужика, хоть и маленька€, считалась одной из лучших в послужном списке √рибова. Ќевысокий, коренастый, широколицый Ч насто€щий народный тип Ч √рибов при распределении обычно получал роли купцов, мужиков, слуг.  расавцем не был и героев-любовников не играл. »грал большей частью мелких неудачников, людей с несложившейс€ жизнью: ≈пиходова (Ђ¬ишневый садї) и доктора „ебутыкина (Ђ“ри сестрыї), актера Ўмагу (ЂЅез вины виноватыеї), мрачного мизантропа —обакевича (Ђћертвые душиї), нервического плута «емл€нику и бездельника ќсипа (Ђ–евизорї). ќднако были у јлексе€ Ќиколаевича и другие герои Ч сильные личности, манипул€торы, вершители судеб: ћалюта —куратов, ‘ома ќпискин, Ћенин. ћалюта Ч это преданность царю »вану и такое же полное одиночество. ‘ома ќпискин Ч гигантское властолюбие с его инструментами Ч хитростью и демагогией. ј вот Ћенин: его так лаконично не определить. — этим героем √рибов намучилс€.

Ќесчастье Ч мать добродетели

ј. ќстровской, Ђ“аланты и поклонникиї, ћит€ев—ѕ≈ “ј Ћ№ Ђ ремлевские курантыї вышел в 1942 году, роли вожд€ придавалось стратегическое значение. √рибов не вылезал из ћузе€ Ћенина, встречалс€ с людьми, которые знали вожд€, прочитал все, что смог найти про электрификацию и план √ќЁЋ–ќ. ѕосле целого года репетиций √рибов почувствовал, что зашел в тупик и большего сделать не может. –аботавший с актерами режиссер Ћ. ћ. Ћеонидов тоже нервничал: он никак не мог представить себе спектакль в целом Ч только отдельные картины. –уководителем постановки был ¬ладимир »ванович Ќемирович-ƒанченко, и √рибов обратилс€ к нему с просьбой посмотреть его работу и что-то подсказать. Ќемирович похвалил артиста и сказал, что недостает одного: гениальности, Ђмолниеносной ленинской мыслиї. Ќо как это сыграть?

Ћучшие дн€

–ейф ‘айнс: ќт –омео до ¬олан-де-ћорта
ѕосетило:8031
–эйф ‘айнс
Ћойко. Ѕиографи€
ѕосетило:205
  Ћойко
≈лена ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:190
≈лена  ћуратова

–абота над Ђ урантамиї продолжалась еще год, вплоть до начала войны. „асть мхатовских ветеранов, в том числе “арханов и  ниппер-„ехова, репетировавших в этом спектакле, уехали с Ќемировичем в “билиси. ѕришлось мен€ть исполнителей. Ћеонидов, не согласившись с новой концепцией спектакл€, отказалс€ от постановки, и завершала ее ћари€ ќсиповна  небель. ¬ыпускали спектакль в эвакуации Ч в —аратове. √рибов испытывал чувство стыда, что он, сорокалетний мужчина, вынужден болтатьс€ в тылу. Ќо успех спектакл€ и слова Ќемировича: Ђ—оздать на сцене образ Ћенина Ч это подвигї, Ч как-то примирили его с самим собой. —читаетс€, что у каждого художника должна быть сво€ тема. Ќо актер не выбирает сам роли, он только насыщает их своей индивидуальностью, своим пониманием эпохи. ≈сли попытатьс€ сформулировать грибовскую тему, то Ч очень общо Ч она звучит так: русский характер в разных про€влени€х, мера ответственности человека перед мiром. ЂћI–ї Ч как община, общность людей. ƒо реформы 1918 года это слово писали через восьмеричное ЂIї. »менно это значение имел в виду Ћев “олстой, называ€ свой роман Ђ¬ойна и мiрї.

Ђ—мелые людиї, 1950 г.
Ђ—мелые людиї, 1950 г.

ѕро √рибова так всю жизнь и говорили: народный характер. ¬ зарубежных пьесах не занимали (если не считать сыгранной в молодости ЂЅитвы жизниї ƒиккенса и последней Ч Ђ—оло дл€ часов с боемї). ќчень долго актера держали на вторых рол€х, выпускали в эпизодах. Ќо и в маленькой роли √рибова замечала публика, хвалили рецензенты. ќн мог без единого слова, наход€сь в глубине сцены, что-то там есть, и публика забывала про главных персонажей и следила за ним. ‘рола Ѕаева (Ђ«емл€ї Ќ. ¬ирты об јнтоновском м€теже), бесстрашного мужика, ищущего правду, он вылепил с такими узнаваемыми подробност€ми, с таким шарканьем валенками, с такой смекалкой и озорством, что р€дом с Ќ. ’мелевым, исполн€вшим главную роль, тут же отмечали и √рибова. ћужик из Ђѕлодов просвещени€ї тоже сыгран обсто€тельно, со вкусом и простотой. Ўирокоплечий, сутулый, знающий мудреные слова, он пришел к барину Ђнасчет совершени€ продажи земли движение исделатьї. ќткуда у артиста така€ коллекци€ узнаваемых народных типов?! ƒа от рождени€, от собственной жизни. ЂЌесчастье Ч мать добродетелиї, как говаривал ‘ома ќпискин, грибовский персонаж.

Ђ¬ детстве у мен€ не было детстваї

–ќƒ»Ћ—я јлексей Ќиколаевич в 1902 году в —окольниках, недалеко от товарной станции ћосковско- азанской железной дороги. Ђ¬ детстве у мен€ не было детстваї, Ч говорил √рибов. ≈му шел третий год, а сестре ћаше и того меньше, когда мать, работница табачной фабрики, умерла от туберкулеза. Ѕыло ей всего двадцать три года. „ерез некоторое врем€ отец женилс€, и в доме по€вилась мачеха. ѕервый приход мачехи Ћеша запомнил особенно: она принесла дет€м по апельсину, которых они никогда не пробовали. — по€влением мачехи семь€ стала расти: к двум дет€м добавилось еще четверо. ∆или скромно, переезжали с места на место. ќтец, Ќиколай √рибов, имел редкую по тем временам профессию шофера.  валификаци€ у него была очень высока€, вместе со своим хоз€ином он даже участвовал в грандиозном автопробеге 1913 года ћосква Ч ѕариж. ќднако его карьере мешало одно: он был любитель выпить и подолгу на одном месте не задерживалс€. ѕо утрам Ћеша помогал отцу: мыл кузов, чистил колеса, которые тогда делались со спицами, как у велосипедов, так что в них застревали комь€ гр€зи. ќтец платил за это сыну п€тиалтынный. Ѕлиже всех јлеше был дед ћихаил ≈фимович √рибов, перебравшийс€ после отмены крепостного права из деревни в ћоскву. ƒед работал на железной дороге, самоучкой освоил сложную технику, стал машинистом, сорок лет водил паровозы. –юмки в рот не брал. »ногда он возил внука с собой. ќднажды случилась авари€, ћихаилу ≈фимовичу обожгло паром глаза, и он почти потер€л зрение. –аботать уже не мог, ему дали небольшую пенсию. ќтец и мачеха јлексе€ были неверующими, а дед Ч очень набожным. ќт деда осталась икона Ќикола€ ”годника, которую √рибов потом всю жизнь тайком возил во все гастрольные поездки. ј еще возил том ƒостоевского с ЂЅрать€ми  арамазовымиї: старик  арамазов, Ёзоп и король Ћир были его несыгранной мечтой.

ЂћЄртвые душиї, 1960 г.
ЂћЄртвые душиї, 1960 г.

 ак раста€ла —негурочка?

¬ ќ“÷ќ¬ќћ доме жили размеренно, скучно, рано ложились спать. ј мальчика т€нула жизнь со своими развлечени€ми Ч масленичными гул€нь€ми в —окольническом парке, праздничной толпой на  расной площади. “орговками, выкрикивавшими товар: гор€чие бублики, гречишные оладьи. Ѕалаганы на ƒевичьем поле. ѕредставлени€ в Ђнародном духеї в ћанеже. ќдин из хоз€ев отца, барон ‘едор  ноп, летом выезжал в свое подмосковное имение на реке —етунь и брал своего шофера с семейством. ¬ километре от дома  нопов, в ƒавыдкове, имелс€ летний сад с открытой сценой. ¬ субботу и воскресенье в саду устраивали танцы, фейерверки. »з ћосквы приезжали актеры. ¬ход в сад стоил п€тиалтынный, но деньги Ч это еще не все. √лавное Ч удрать из дому. јлеша пр€тал обувь в кустах, а сам делал вид, что ложитс€ спать.  огда все засыпали, вылезал через окно. ¬ этом летнем театре он увидел свой первый спектакль Ч Ђƒети ¬анюшинаї. Ѕольше всего его изумило, что среди лета люди ходили в шубах. ¬ те вечера, когда убежать было нельз€, он играл с сестрой ћашей в свой театр. јлеше повезло: у него были две тетки (сестры отца), учительницы. Ќа рождественские или пасхальные каникулы они часто дарили ему билеты в театр. Ќа Ђ—негурочкеї в Ѕольшом у мальчика вдруг заболел живот. ѕришлось уйти в четвертом акте, и он долго переживал, что не видел, как —негурочка раста€ла.

ј. ќстровской, Ђ“аланты и поклонникиї, ћит€ев
ј. ќстровской, Ђ“аланты и поклонникиї, ћит€ев

¬ 1916 году отца призвали на фронт Ч возить начальство. „етырнадцатилетний јлеша, как старший, вынужден был пойти работать. ≈му дали место конторщика в управлении шелкоткацкой фабрики. ќн выдавал сырье и получал готовую продукцию. Ёто был т€желый физический труд Ч двенадцать часов в день. ќн принимал и взвешивал по двести-триста пудов ткани. ∆или рабочие во дворе фабрики в общежитии с огромными помещени€ми на 600 коек. ѕосле революции фабрику национализировали. — фронта вернулс€ отец, но јлеша не бросил работу. ќн решал, к чему себ€ применить. –абочий день сократили до восьми часов, по€вилось свободное врем€. ќдин из при€телей посоветовал пойти в школу-клуб рабочей молодежи на ќрдынке. — этого момента жизнь √рибова круто изменилась. ƒнем он работал на фабрике, получа€ свои двести граммов хлеба пополам с овсом. ¬ечером Ч училс€. √олодно, холодно, а он съедал свой бутерброд с повидлом и был счастлив. ѕочему-то в то т€желое врем€ все повально увлеклись театром, по€вились самоде€тельные коллективы, театры-клубы, Ђдома игрыї. ¬ школе √рибов встретил своего учител€, ¬. ¬. Ѕарановского. ёрист по специальности, он предпочел педагогику и стал директором одной из лучших школ, где учились молодые рабочие, наборщики, печатники, граверы из —ытинской типографии. ќднажды на уроке литературы Ѕарановский прочел ученикам ЂЅедность не порокї ќстровского и сказал, что, если найдетс€ исполнитель на главную роль, можно попробовать пьесу поставить. јлеша подн€л руку и сказал, что почитает текст.  огда он закончил, Ѕарановский объ€вил: ЂЋюбим “орцов уже есть, будем ставить спектакльї. — этой минуты √рибов заболел театром.

јлексей √рибов фотографи€
јлексей √рибов фотографи€

Ўелкоткацка€ фабрика, где он работал, из-за нехватки сырь€ и топлива закрылась, рабочих перевели на другую, потом ее слили еще с чем-то. ¬ результате образовалс€ комбинат Ђ расна€ –озаї, на котором в эти же самые годы работала будущий министр культуры ———– ≈катерина јлексеевна ‘урцева. ќднако этим знакомством √рибов никогда не пользовалс€. ћного лет спуст€ ‘урцева с обидой спросила его, почему он не позвал ее на свое семидес€тилетие в ресторан Ђѕрагаї? ЂЌикогда ни одного министра у мен€ в гост€х не будет, Ч твердо ответил он. Ч я не хочу, чтобы говорили, будто € дружу с министрамиї. ќтказал он ей, и когда она после смерти ћ. Ќ.  едрова предложила јлексею Ќиколаевичу возглавить ћ’ј“: ЂЁто теперь все всЄ умеют Ч писать пьесы, ставить спектакли и даже писать на себ€ рецензии. я могу только играть!ї

”ченик, учитель и жена учител€

Ѕј–јЌќ¬— »… многое сделал дл€ юного √рибова: ввел в свой дом, занималс€ с ним по особой программе, готовил к поступлению в вуз, забрал его с фабрики в свою школу на специально придуманную дл€ этого должность Ђзапасного руководител€ї.  онечно, он и представить не мог, как отблагодарит его √рибов. Ёта потр€сающа€ истори€ случилась двадцать лет спуст€. ¬ начале войны јлексей Ќиколаевич (с Ѕарановским они давно расстались, поскольку учитель не смог простить ученику уход в профессиональный театр) встретил на улице заплаканную ≈лену ¬ладимировну, жену Ѕарановского. ћуж умер, она осталась одна и не знала, что делать. ≈лена ¬ладимировна (он смолоду звал ее Ђтет€ ЋЄл€ї) была намного старше √рибова, ей было 50, но это его не остановило. ќн женилс€ на ней, и она смогла получать его продуктовые карточки, положенные ему за работу во фронтовых бригадах. ” него были две комнаты в огромной коммуналке, там они и поселились. ќн не забывал ее до самой смерти, заботилс€ о ней.  огда заболел и слег, его приемна€ дочь или шофер приносили ей продукты. ≈лена ¬ладимировна пережила √рибова.

ќтношени€ с женщинами у јлексе€ Ќиколаевича были непростые, в них были и романтика, и трагеди€. ” √рибова был короткий роман с сотрудницей ћ’ј“а, помощником режиссера. ѕо€вилс€ сын јлеша. √рибов построил дл€ них кооперативную квартиру, а сам продолжал жить в коммуналке: в одной комнате Ч он, в другой Ч ≈лена ¬ладимировна. ќбстановка была старинна€: јлексей Ќиколаевич собирал мебель пушкинской эпохи: ломберный столик, диван красного дерева, зелена€ настольна€ лампа с двум€ свечамиЕ ј р€дом со шкафом красного дерева Ч тазы, в которые капала с потолка вода.

Ђя посв€щаю вам трезвостьї

√–»Ѕќ¬ был много зан€т в репертуаре, играл больше двадцати спектаклей в мес€ц (при норме в одиннадцать). ¬ свободное врем€ ходил с яншиным на бега, поигрывал, а однажды в заезде в честь  ниппер-„еховой даже прин€л участие сам. Ѕыл футбольным болельщиком Ч болел за Ђ—партакї. ¬ыпивал с друзь€ми, а иногда и один: наследственность. —нималс€ мало Ч из-за театра. » вот однажды, когда он в очередной раз не €вилс€ на съемки Ђ√уттаперчевого мальчикаї, Ђћосфильмї послал за ним машину. ¬ дверь позвонила молода€, очаровательна€ ассистент режиссера Ќаташа ¬аландина. √рибов был зол, у него как раз случилс€ запой. Ќаташа хотела войти в комнату, но он не пускал, п€тилс€ спиной к книжному шкафу, словно что-то прикрыва€. ќказалось, за стеклом книжного шкафа сто€л Ђќгонекї, на обложке Ч портрет Ќаташи известного фотографа Ѕальтерманца. Ѕальтерманц сфотографировал ее несколько лет назад не только как идеал девушки, но и как лучшую пионервожатую, зан€вшую первое место на смотре.

Ќесмотр€ на то что √рибов ехать на съемки наотрез отказывалс€, Ќаташе все же удалось вывести его из дома и посадить в машину. Ќа студии она уложила его на какой-то диванчик, и через несколько часов он уже снималс€ в роли добрейшего клоуна Ёдвардса, единственного насто€щего друга Ђгуттаперчевогої мальчика. ј отсн€вшись, подошел к Ќаташе и сказал: Ђ’отите, € посв€щу вам трезвость?ї „етыре года јлексей Ќиколаевич не брал в рот ни капли. Ёто давалось с большим трудом, ведь его часто приглашали на правительственные банкеты. ќн вообще был в фаворе у Ђверховї. √еро€ —оцтруда ему дали первому в ћоскве, сразу за —имоновым в Ћенинграде. —талинскую премию он получал много раз: за Ђѕлоды просвещени€ї, за Ђ ремлевские курантыї, за Ђќфицера флотаї и Ђ—оло дл€ часов с боемї, а еще Ч за кинофильм Ђ—мелые людиї. Ќо сам к власт€м не подлизывалс€, был человеком строгих правил.  ак говорил его герой Ўмага: ЂЅлагодетельствуйте кого угодно, только не артиста!ї  огда √рибову позвонили с насто€тельной просьбой подписать письмо против —олженицына, он резко отказалс€. Ќаталь€ »осифовна волновалась: не скажетс€ ли на семье? Ќо нет, сошло с рук Ч уж очень он был известен.  огда в ћоскве побывал Ѕертольд Ѕрехт, он был очарован игрой √рибова. Ђ¬ –оссии мне понравились больше всего √рибов и циркї, Ч сказал он. » написал јлексею Ќиколаевичу письмо, что видит его идеальным исполнителем в своей пьесе Ђ√осподин ѕунтила и его слуга ћаттиї.

Ђƒайте занавес!ї

ћ’ј“ был самым выездным театром Ч япони€, јнгли€, ‘ранци€. √рибов ездил во все гастроли и везде имел оглушительный успех. ¬роде не сама€ главна€ роль в Ђ¬ишневом садеї Ч ‘ирс, а в каком восторге были французы! ≈го называли Ђрусским ∆аном √абеномї. ј сам јлексей Ќиколаевич был в восторге от ѕарижа, дышал его воздухом. ћечта любого русского интеллигента! ѕисал оттуда домой: Ђѕариж Ч город ∆енщины. ¬се Ч о Ќей, все дл€ Ќее!ї ¬ Ћондоне сыграли Ђћертвые душиї. Ќелюдимый, угрюмый —обакевич произвел на англичан сильное впечатление. Ќаверно, они отождествл€ли его с русской натурой. ѕосле спектаклей јлексей Ќиколаевич гул€л по городу, жадно смотрел по сторонам и снимал на кинокамеру, подаренную одним из почитателей его таланта. ѕотом приходил в гостиничный номер, открывал какую-нибудь банку селедочки и съедал с московским хлебушком. –азница между оценкой труда зрителей и прессы, с одной стороны, и реальной платой за него артистам, с другой, казалась обидной. ќтовсюду он писал Ќаталье »осифовне самые нежные письма. ќна была намного моложе его, красавица и умница, и он бо€лс€ ее потер€ть. ј она, по ее словам, Ђлюбила его так, как не знала, что можно любитьї.  ак при€тно было бы сказать, что они жили долго и счастливо, но в один непрекрасный день произошло несчастье. ћ’ј“ был на гастрол€х в Ћенинграде. Ќа спектакле Ђ“ри сестрыї кто-то из артистов заметил, что √рибов-„ебутыкин вдруг стал запинатьс€ и волочить ногу. јктеры продолжали играть, как вдруг из зала раздалс€ громкий голос: Ђ” актера инсульт. я врач. ƒайте занавес!ї —пектакль прервали, занавес опустили, √рибова уложили. ≈сли бы сразу вызвали Ђскоруюї, наверно, его можно было бы спасти от т€желых последствий инсульта (он потер€л речь, не мог ходить). ЌоЕ спектакль доиграли до конца. ‘инальные реплики доктора, сообщающего о дуэли с —оленым, об убийстве “узенбаха: Ђ”томилс€ €, замучилс€, больше не хочу говорить. ¬прочем, все равно!ї были прощанием јртиста с “еатром.

Ќаталь€ »осифовна выхаживала мужа три года. √рибов заново училс€ писать и говорить, начал ходить с палочкой. Ќо на сцену больше не вышел.

Ќестыковка
¬ладимир 02.03.2008 07:54:44
“екст:

ћного лет спуст€ ‘урцева с обидой спросила его, почему он не позвал ее на свое семидес€тилетие в ресторан Ђѕрагаї?

—емидес€тилетие было в 1972 году. ‘урцева умела в 1974 году.
 ак она могла спросить его "много лет спуст€"?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10565
јлександр –ошаль
«вездна€ выпускница '‘абрики'
ѕосетило:9481
—анта ƒимопулос
„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9920
Ѕоб ƒилан

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru