Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлиса ‘рейндлих

   /   

Alisa Freyndlih

   /
             
‘отографи€ јлиса ‘рейндлих (photo Alisa Freyndlih)
   

ƒень рождени€: 08.12.1934 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
¬озраст: 85 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


„удо, которое много курит и верит в судьбу

јктриса

—џ√–ј¬ дес€тки ролей (и зачастую каких!) в театре и кино, дл€ большинства зрителей јлиса Ѕруновна Ч прежде всего ћымра из Ђ—лужебного романаї Ёльдара –€занова. ќднако, несмотр€ на сумасшедший успех картины, удостоенной √осударственной премии, ‘рейндлих была единственной, кто эту самую премию не получил.

04.01.2005

¬ ƒ≈ јЅ–≈ у јлисы ‘рейндлих Ч одной из самых любимых и самых крупных актрис века двадцатого и века двадцать первого Ч юбилей. » хот€ сама јлиса Ѕруновна, как и вс€ка€ женщина, о возрасте говорить не любит, цифры в ее интервью иногда мелькают. Ђ урить € начала лет в 35, после смерти мамы. » вот уже 35 лет выкуриваю в день по пачке сигаретї, Ч Ђнеосторожної откровенничает ‘рейндлихЕ

Ѕольшой драматический театр им. “овстоногова рол€ми свою приму не балует. ѕриходитс€ играть в антрепризе. ѕравда, к радости публики. (—цена из спектак
Ѕольшой драматический театр им. “овстоногова рол€ми свою приму не балует. ѕриходитс€ играть в антрепризе. ѕравда, к радости публики. (—цена из спектак

—џ√–ј¬ дес€тки ролей (и зачастую каких!) в театре и кино, дл€ большинства зрителей јлиса Ѕруновна Ч прежде всего ћымра из Ђ—лужебного романаї Ёльдара –€занова. ќднако, несмотр€ на сумасшедший успех картины, удостоенной √осударственной премии, ‘рейндлих была единственной, кто эту самую премию не получил. —прашиваю юбил€ршу:

Ч Ѕыло обидно, что лауреатами стали все, кроме вас?

¬торым мужем актрисы стал главный режиссер “еатра им. Ћенсовета »горь ¬ладимиров. »х дочь ¬арвара носит фамилию отца
¬торым мужем актрисы стал главный режиссер “еатра им. Ћенсовета »горь ¬ладимиров. »х дочь ¬арвара носит фамилию отца

Ч Ќет, € настолько привыкла к каким-то ограничени€м, которые были прин€ты в —овдепии. ћне было даже смешно.

Ч Ќе обижает, что в первую очередь вспоминаетс€ ћымра из Ђ—лужебного романаї?

—равнений со знаменитым отцом актрисе избежать не удалось. ќднако они ее нисколько не раздражали. ј дочь ‘рейндлих ¬арвара из-за таких разговоров ушла
—равнений со знаменитым отцом актрисе избежать не удалось. ќднако они ее нисколько не раздражали. ј дочь ‘рейндлих ¬арвара из-за таких разговоров ушла

Ч Ќемножечко. Ќо ведь это действительно так. ’от€ успех этого фильма у молодого зрител€ дл€ мен€ Ч загадка.  стати, Ёльдар јлександрович приглашал мен€ на роль Ўурочки јзаровой в Ђ√усарскую балладуї (ее потом сыграла Ћариса √олубкина). Ќо не сложилось. ј вот в Ђ—лужебном романеї действительно получилась неплоха€ работа.

Ђ лючевой в фильме была, конечно, роль  алугиной, Ч вспоминает Ёльдар –€занов. Ч Ќедаром в качестве одного из вариантов названи€ картины долго обсуждалось такое Ч Ђ—казка о руковод€щей «олушкеї. » если прекрасным принцем в конце фильма окажетс€ неказистый поначалу статистик, то несимпатична€ ћымра должна быть преображена талантом исполнительницы в очаровательную принцессу. ¬о врем€ съемок мы подружились. Ќе попасть под очарование јлисы Ѕруновны Ч женское, человеческое, актерское Ч было невозможної.

Ђ” мен€ было редкое меццо-сопрано, и мен€ прочили в консерваториюї
Ђ” мен€ было редкое меццо-сопрано, и мен€ прочили в консерваториюї

ѕрав Ёльдар јлександрович, прав на все сто. Ќевозможно не только не попасть под оба€ние јктрисы, невозможно не влюбитьс€ в нее. ћо€ перва€ встреча с јлисой Ѕруновной состо€лась в какой-то комнате (то ли в театре, то ли на киностудии), в которой из всей обстановки были старый письменный стол, разваливающийс€ стул и непон€тно каким образом и с какой целью туда попавший большой резиновый шар. Ђ«начит, так, »горь, Ч попыталась распор€дитьс€ ‘рейндлих. Ч ¬ы садитесь на стул. ј €Е ј € вот на шар с€ду. Ќичего, мне удобно будетї.

Ћучшие дн€

«везда и смерть »зольды »звицкой
ѕосетило:65691
»зольда »звицка€
—оздатель первого компьютера
ѕосетило:34864
 онрад ÷узе
¬иктор ÷ой: «везда по имени —олнце
ѕосетило:18729
¬иктор ÷ой

–азумеетс€, никто не позволил ей изображать из себ€ спортсменку, отдыхающую на своем спортивном снар€де. ћы отправились в кафе и мило там побеседовали. Ќо отсутствие звездного пафоса, искренность и простота ‘рейндлих мен€ покорили.

јлиса ‘рейндлих фотографи€
јлиса ‘рейндлих фотографи€

Ч ѕолучаетс€, в своей шкале ценностей вы у себ€ не на первом месте? ¬ы дл€ себ€ не самый близкий человек?

Ч (—меетс€.) Ќе-ет. ¬о вс€ком случае, в моей жизни достаточно компромиссов.

Ч ќткуда вз€лс€ миф о вашем несносном характере?

јлиса ‘рейндлих фотографи€
јлиса ‘рейндлих фотографи€

Ч ¬ы это серьезно? Ќеужели такое обо мне говор€т? »нтересно, с чего бы это.

Ч Ќо вы можете, если нужно, поставить зарвавшегос€ человека на место?

Ч »ногда нахожу в себе какие-то силы и аргументы, чтобы это сделать. Ќо иногда тер€юсь. » только задним числом, когда становлюсь такой умной, думаю, почему же € это не сказала.

Ч ћногие журналисты бо€тс€ даже звонить вам.

Ч я очень часто отказываюсь от интервью. ћне каждый день звон€т по 5 человек. —о всеми разговариваю лично. ѕотому что, поставь € автоответчик, буду вынуждена выслушивать разных дур, которые звон€т и молчат. »ли их монологи.

Ч ќбидно, когда о вас говор€т неправду?

Ч Ќу а как же?  ак у всех —трельцов, у мен€ обостренное чувство справедливости.

ћеццо-сопрано с крепким темечком

–одители ‘рейндлих Ч Ѕруно јртурович и  сени€ ‘едоровна Ч познакомились в театральной студии. ѕравда, после рождени€ дочери их пути разошлись. Ѕруно ‘рейндлих, отправившись с театром во врем€ войны в эвакуацию, вернулс€ в Ћенинград с новой семьей. ј  сени€ ‘едоровна во врем€ войны работала на военном заводе, а затем Ч старшим контролером в ÷ентральной сберегательной кассе Ћенинграда.

Ч јлиса Ѕруновна, почему родители вас назвали јлисой? “огда это ведь было достаточно редкое им€?

Ч ƒа. “огда даже книжка  эрролла Ђјлиса в стране чудесї не была переведена. Ёто папа придумал. Ќе знаю, что пришло ему в голову. ” мамы были совсем другие намерени€ Ч она хотела назвать мен€ Ќаташей. Ќа что бабушка и папа сказали: Ђ„то же ты создаешь девочке такую странную кашу Ч Ќаталь€ Ѕруновна ‘рейндлихї. ¬ результате мен€ и назвали јлисой.

Ч ƒетство часто вспоминаете?  акие у вас самые €ркие воспоминани€?

Ч ќни, конечно, фрагментарные. ѕомню, болела скарлатиной и была вынуждена сидеть дома. Ѕабушка обычно брала мен€ с собой в булочную и покупала мне пирожное. ј тут € проснулась утром Ч бабушка уже ушла. я поставила табуретку к двери, открыла задвижку и пр€мо в ночной рубашке побежала за бабушкой. ј надо было перейти 3Ц4 дороги.  огда € бабушку нашла, мне сильно попало. “огда были такие времена Ч пока мен€ не было дома, дверь была нараспашку и никто не зашел.

ј еще помню, когда папа приходил с репетиции, об€зательно ложилс€ днем поспать. ƒл€ него дневной сон был как Ђќтче нашї, дл€ того чтобы создать себе после утренней репетиции перед вечерним спектаклем иллюзию нового дн€. ѕапа и мне эту необходимость передал. » вот однажды он прилег и оставил мен€ совершенно одну Ч бабушка чем-то занималась, мама ушла на работу. я долго ходила вокруг него кругами, не дава€ заснуть. » когда он наконец задремал, карандашом ткнула ему в глаз. ’отела таким садистским образом разбудить его. Ѕыла за это выпорота и поставлена за печку в угол. ѕомню, будто это было вчера.

Ч ≈сть ностальги€ по тому времени?

Ч я не помню настолько то врем€, чтобы судить о нем с тех позиций, с которых € сужу сегодн€. Ёто же было до войны.

Ч  огда вы росли, кто был велик дл€ вас?

Ч ¬ самой юности € была в упоении от ћарии Ѕабановой. ѕричем в первую очередь от элегичности ее голоса. ¬ нем дл€ мен€ была кака€-то музыка, предмет дл€ подражани€. я меньше видела ее на сцене, чем слышала по радио. –исовала себе ее облик и представл€ла, что она в это врем€ делает на сцене.  огда по€вилась картина Ђƒорогаї в 60-х годах, € влюбилась в ƒжульетту ћазину.

¬ том, что она станет актрисой, сама ‘рейндлих не сомневалась никогда. ¬от только поначалу не могла определитьс€, какой актрисой становитьс€ Ч музыкальной или драматической. Ђ” мен€ был хороший голос, Ч говорит јлиса Ѕруновна. Ч ¬ысокое меццо-сопрано, довольно редкое, и мен€ прочили в консерваториюї.

–ешающим оказалс€ голос отца, с которым, несмотр€ на категорические возражени€ его второй жены, јлиса встречалась. Ѕруно јртурович пр€мо сказал дочери, что на оперной сцене она потер€етс€ (Ђ“ы же кроха, а там фактура нужнаї), а вот на драматической сцене она сможет и голос использовать, и внешность ее не будет помехой.

–азумеетс€, избежать разговоров о том, что вот, мол, известный артист пытаетс€ пристроить свою дочь, не удалось. ќднако јлису кривотолки нисколько не раздражали. Ђ¬идимо, у мен€ оказалось крепкое темечко Ч € просто не впустила их в себ€.   тому же любое шушуканье вызывало во мне приливы здоровой злости: доказать, что € и сама по себе кое-что значу. ”вы, ¬ар€, мо€ дочка, в этом смысле не в мен€ и ушла из профессии именно из-за бесконечных пересудов за спиной: похожа или не похожа, отдыхает природа или не отдыхаетї.

Ч јлиса Ѕруновна, а вообще вам т€жело жить?

Ч Ѕывает и так и так. ¬ общем, непросто. я сегодн€ все чаще и чаще Ч может, это св€зано с возрастом, когда оценки не такие легкомысленные, Ч вспоминаю, что –аневска€ попросила написать на своем надгробном камне: Ђ”мерла от омерзени€ї. Ћюди тер€ют нравственность с такой бешеной скоростью, что мне страшно становитс€ за внуков. ќни же попадают в эту атмосферу и возрастать будут в ней. „то из них получитс€, когда они вырастут и станут выбирать себе ценности, когда им выбирать-то почти не из чего.

Ч ¬ам, может быть, свойственно себ€ Ђнакручиватьї? ¬се на самом деле не так уж плохо, а вы себе внушаете, что все ужасно.

Ч   сожалению, € склонна преувеличивать вс€кие негативные мысли. ѕотом пытаюсь это подавить в себе. ѕонимаю, что мысль энергетична. Ќо первый импульс Ч страх. Ёто плохое качество. Ќо оно есть. я очень многого боюсь.

Ч „его?

Ч “ого, что что-то случитс€ с моими близкими. „то повернетс€ не так, как мне хотелось. ƒо сих пор боюсь сцены, особенно если долго не было спектакл€ или кака€-то нова€ непривычна€ обстановка Ч город, страна, зал. Ёто посто€нные страхи. ƒругое дело, что € пытаюсь их чем-то гасить. «наю, что страх не приводит к хорошим результатам. Ёто и есть предмет какой-то внутренней борьбы.

Ч ¬нуки быстро выросли?

Ч ¬от тут как раз нет. ќни ведь на моих глазах растут. »ногда даже думаю: что же они так медленно взрослеют, € же не успею увидеть их большими. ј мне этого очень хочетс€.

ћама, теща, бабушка

Ћична€ жизнь актрисыЕ ¬прочем, на то она и лична€, чтобы о ней знала лишь сама ‘рейндлих. ј мы знаем лишь имена ее двух мужей Ч журналиста ¬ладимира  арасева и знаменитого театрального режиссера »гор€ ¬ладимирова, в браке с которым у нее родилась дочь ¬ар€.

Ч „ем занимаетс€ ¬ар€?

Ч ќна самокритичный человек.   счастью. ≈е энтузиазм в свое врем€ погасили тем, что все врем€ сравнивали со мной. » она сказала, что не хочет этого шепотка за спиной. «ан€лась тем, что нарожала детей. ќни потребовали от нее времени. ¬ театре она вообще ничего не успела. ј в кино чуть-чуть Ч в двух картинах сн€лась. ќна не успела себ€ реализовать. ќтец ее звал в театр, пока еще был жив, € звала в театр, но она сказала: ЂЌет, нет, не хочу. ≈сли только в киної. ѕотому что кино Ч это как бы не мо€ область. ќна не попадала со мной в одно русло. ¬ киношке у нее есть два или три опытаЕ

 стати, сама ¬ар€ на сцену не очень-то и стремилась. Ђћои родители страстно мечтали, чтобы € пошла по их стопам, Ч рассказывает она. Ч ѕомню, мама наигрывала на ро€ле и пела какую-то детскую песенку, провоцировала мен€, чтобы € за ней повтор€ла, хотела пон€ть, есть ли у ребенка слух. ¬от она поет, а € молчу. ќна: ЂЌу, ¬аренька, € сейчас спою, ты за мной повтори, а потом мы вместе споемї. я молчу. ƒолго смотрю на нее т€желым взгл€дом, а потом говорю: Ђѕоешь? » пой!ї

јктрисой € быть не собиралась, но хотела что-нибудь близкое к театру. ¬се-таки выросла € за кулисами. –ешила пойти на театроведческий факультет. Ќо мне там было скучно. „ерез год пошла-таки на актерский. ѕодумала: даже если ничего потом не получитс€, € хоть врем€ весело проведу. ј когда Ђпотомї наступило, € струсила. Ќе пошла работать в театр, не почувствовала в себе уверенности. “ут мама така€, тут папа такойЕ Ќу что €? » пошла на телевидение. –аботала там ассистентом режиссераї.

Ќесколько лет назад ¬арвара вернулась в профессию и сыграла в спектакле Ђ алифорнийска€ сюитаї, где ее партнерами стали јлиса ‘рейндлих и ќлег Ѕасилашвили. ¬прочем, называть этот спектакль Ђвозвращениемї не совсем корректно, потому как вс€ роль ¬ладимировой Ч девочки по вызову Ч заключалась в молчаливом возлежании в постели горе-мужа, которого играл Ѕасилашвили. ѕравда, безмолвно возлежать ей приходилось на прот€жении целого акта.

√лавна€ же работа ¬ари Ч быть матерью двоих очаровательных детей и женой —ерге€ “арасова, вице-губернатора —анкт-ѕетербурга.

ќтношени€ ‘рейндлих-тещи и “арасова-з€т€ Ч отдельна€ истори€, заслуживающа€ восхищени€ и достойна€ подражани€. ¬ одном из интервью —ергей так рассказывал о своей встрече с ¬арварой и будущей тещей: Ђ  этому времени мне было уже за тридцать. — начала дев€ностых годов беспрерывно занималс€ разным бизнесом. “огда это все внове было, дл€ мужиков самый кайф. ¬ бизнес € пришел с хорошей жизненной школой. » в милиции работал, и грузчиком, и токарем. Ќекоторые остаточные €влени€ той жизни наблюдаютс€ до сих пор. ≈сть, например, небольшие проблемы с русским €зыком. ћогу честно признатьс€, что слова Ђпрецедентї и Ђинцидентї € освоил, уже будучи женатым, с помощью јлисыї.

«емна€ жизнь богини

Ч  ј  ¬џ думаете, человек сам делает жизнь или все предписано свыше?

Ч ¬ерю, что что-то предписано. Ќо понимаю, что каждому даетс€ шанс. ¬от сказка: пойдешь, перед тобой будут три дороги Ч одна туда приведет, а друга€ туда. —казка. ¬сегда найдетс€ какой-то вариант. ≈сли хватает здравого смысла или интуиции поступить верно.

Ч ” вас хороша€ интуици€?

Ч Ѕывает, что попадаю впросак. Ќо понимаете, кака€ штукаЕ я пришла к выводу, что лучше прислушиватьс€ к интуиции. Ѕывали случаи, когда € слушала свой первый внутренний посыл Ч и он оказывалс€ правильным. Ќо если € начинала размышл€ть и выбирала что-то другое, то потом об этом жалела.

Ч ¬ам вообще свойственно сожаление?

Ч ƒа. Ёти размышлени€ Ч урок на будущее.

Ч „то вам сегодн€ нужно дл€ счасть€?

Ч ¬о-первых, чтобы мои дети и внуки были здоровы и в безопасности. ѕоскольку момент опасности в нашей жизни сегодн€ очень значителен. »ли если бы вчерашние аплодисменты после спектакл€ достались моей дочери ¬аре, а € бы в это врем€ сидела в зрительном зале.

Ч ¬ы позвол€ете себе иногда ленитьс€?

Ч я могу поленитьс€ в быту. ” мен€ такие завалы вс€ческих бумаг дома Ч сценарии, пьесы, что мне нужен мес€ц, чтобы во всем этом разобратьс€ и навести пор€док. ј € думаю: а, ладно. ”мру, ¬ар€, дочка, бульдозером все вывезет из дома. “олько предупреждаю: Ђ¬арька, все подр€д не вышвыривай. ѕотому что среди бумаг может быть автограф јстрид Ћиндгрен или записки “арковскогої.

Ч ” вас есть любимые философские высказывани€ или пословицы?

Ч ≈сли € где-то вычитываю замечательно сформулированную собственную мысль, то с удовольствием пользуюсь ею.  огда € училась в институте, мой педагог посто€нно повтор€л: Ђ≈сли бы молодость знала, если бы старость моглаї. ћудрость этой фразы € осознала гораздо позже. ѕословица Ђћаленька€ ложь рождает большое недовериеї сослужила мне добрую службу, когда у мен€ подрастала дочь. ” мен€ было мало времени на ее воспитание, хот€ € убеждена, что наставлени€ ничто по сравнению с собственным примером. ќднажды ¬ар€ не сделала уроки, а мне сказала, что все в пор€дке. ¬ наказание € заставила ее целую тетрадку исписать этой фразой. » достигла успеха. —лава тебе господи, € больше никогда не словила ее на том, что она сказала неправду, за всю ее 30-летнюю жизнь.

Ч «емную жизнь ведете? ’одите по магазинам?

Ч –аз в дес€ть дней ко мне приходит очень мила€ женщина, котора€ убирает. » есть женщина, котора€ готовит. Ёто то, на что у мен€ не хватает времени. „то касаетс€ магазинов, то, как правило, захожу в них по пути откуда-то куда-то.

Ч ¬ одном из интервью прочитал о вашей диете Ч тратите нервы, которые лучше всего жгут калории.

Ч ƒа, это ведь действительно так. ≈сли не тратить нервы, то нечего делать в театре. Ќечего туда ходить и заниматьс€ этой профессией.

Ч —пасибо за интервью, јлиса Ѕруновна.

Ч ƒа пожалуйста. “еперь ваша задача Ч развенчать слухи о моем несносном характере. ќдна беда Ч за врем€ нашего разговора € выкурила столько сигарет, ужас! я всегда так Ч только звонит телефон, одной рукой беру трубку, а друга€ сразу т€нетс€ за сигаретой. ƒаже не замечаю этого.

Ч Ќу тогда, пока еще тлеет сигарета, последний вопрос. ¬ы знаете, что вы велика€ актриса?

Ч  ак € могу это понимать? я иногда слышу такие оценки и думаю: что ж вы так торопитесь? ƒайте помереть. ј потом уже цените.

--------------------------------------------------------------------------------

ƒќ—№≈ Ђ—«ї

јлиса Ѕруновна ‘рейндлих

–одилась 8 декабр€ 1934 года в Ћенинграде. Ќародна€ артистка ———–, лауреат премии Ђ“риумфї, лауреат √осударственных премий, почетный гражданин —анкт-ѕетербурга, лауреат премии Ђ«олота€ маскаї, лауреат премии Ђ умирї, обладатель ЂЌикиї в номинации Ђ–оль второго планаї (фильм Ђѕодмосковные вечераї). —нималась в картинах Ђѕохождени€ зубного врачаї, Ђ∆естокий романсї, Ђ—лужебный романї, телесериале Ђ∆енска€ логикаї и др. —лужит в Ѕольшом драматическом театре им. “овстоногова. ∆ивет в г. —анкт-ѕетербурге.

јктриса
Nur 23.10.2007 04:21:50
—ама€ умна€ актриса. ¬ ней все вмеру.Ќо, прежде всего ум и интелегентность восхищают.≈сть стержень.¬рожденный.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—оздатель первого компьютера
ѕосетило:34864
 онрад ÷узе
¬иктор ÷ой: «везда по имени —олнце
ѕосетило:18729
¬иктор ÷ой
«везда и смерть »зольды »звицкой
ѕосетило:65691
»зольда »звицка€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru