Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлиса ‘рейндлих

   /   

Alisa Freyndlih

   /
             
‘отографи€ јлиса ‘рейндлих (photo Alisa Freyndlih)
   

ƒень рождени€: 08.12.1934 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
¬озраст: 85 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

јктриса

Ќародна€ артистка ———– (1981)
Ћауреат √осударственной премии –—‘—– им.  . —. —таниславского (1976)
Ћауреат √осударственной премии –оссии (2001, спектакль Ђјркади€ї)
Ћауреат ѕремии "Ќика" - в номинации "–оль второго плана" (1994, Ђѕодмосковные вечераї)
Ћауреат ¬ысшей театральной премии —анкт-ѕетербурга Ђ«олотой —офитї в номинации ЂЋучша€ женска€ рольї (1995, спектакль Ђћакбетї)
Ћауреат √осударственной премии –оссийской ‘едерации в области литературы и искусства Ђ«а выдающеес€ исполнение ролей классического репертуараї (1996, роль Ћеди ћакбет)
Ћауреат ѕремии ѕравительства —анкт-ѕетербурга Ђ«а уникальный вклад в культуру —анкт-ѕетербургаї (1997)
Ћауреат ÷арскосельской художественной премии (2000)
Ћауреат ѕремии Ђ умирї (2000)
Ћауреат ѕремии Ђ—еребр€нна€ Ћираї (2000)
Ћауреат ѕремии Ђ“риумфї (2001)
Ћауреат √осударственной премии –‘ (2001, спектакль Ђјркади€ї).
Ћауреат ѕремии Ђ«олота€ ћаскаї (2001)
Ћауреат ћеждународной премии ЂЌаш современникї ‘онда Ђћеждународный дом Ђ ино плюсї (2002)
Ћауреат ѕриза губернатора Ћенинградской области Ђ«а выдающийс€ вклад в развитие театрального искусства и кинематографии –оссииї на ‘естивале ЂЋитература и киної в √атчине (2003)
Ћауреат ѕремии Ђ«олотой —офитї в номинации ЂЋучша€ женска€ рольї (2004, спектакль Ђƒвенадцата€ ночь, или как пожелаетеї)
 авалер ќрдена “рудового  расного «намени (1986), ќрдена ƒружбы (1995) ќрдена Ђ«а заслуги перед ќтечествомї IV степени (2004)
ѕочетный гражданин —анкт-ѕетербурга (2001)

27.12.2006

–одители

ћама јлисы ‘рейндлих,  сени€ ‘едоровна ‘едорова, смолоду жила в ѕскове, участвовала в художественной самоде€тельности. «атем она переехала в Ћенинград, училась на драматических курсах Ћенинградского театра рабочей молодежи (“–јћ). “ам же  сени€ ‘едоровна познакомилась с актером Ѕруно ‘рейндлихом.

Ѕруно јртурович был выходцем из немцев. Ёто были художники-стеклодувы, которых ѕетр I привез в –оссию начинать стеклодувное дело. — тех пор они здесь и осели.

јлиса ‘рейндлих фотографи€
јлиса ‘рейндлих фотографи€

¬ 1934 году родилась јлиса. ќна вспоминает: Ђя родилась в доме на »саакиевской площади. »з окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в п€ти минутах ходьбы от дома сто€л знаменитый ћедный всадник, и открывалс€ такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Ќеву. ќчарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизньЕї

¬ойна

ѕеред самой войной родители јлисы расстались. Ѕруно ‘рейндлих с театром уехал в эвакуацию в “ашкент. ¬озможно, это и спасло јлису и ее маму. ƒело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Ќе избежали этой участи и родственники јлисы по отцовской линии. Ѕыл арестован ее родной д€д€ јртур ‘рейндлих со своей женой.

¬ течение всей войны јлиса с мамой оставались в Ћенинграде, пережили блокаду. — тех пор у јлисы на всю жизнь осталась привычка ничего не оставл€ть на тарелке. ¬ декабре 1942 года она пошла в первый класс, а в 1943 была прин€та в пионерскую организацию.

ћама јлисы еще до войны оставила театр. ¬о врем€ войны она работала на заводе. ¬ последствии  сени€ ‘едоровна так и не вернулась к актерской профессии, проработав всю жизнь бухгалтером в ÷ентральной сберегательной кассе Ћенинграда. Ќе восстановились ее отношени€ и с Ѕруно ‘рейндлихом. »з эвакуации он вернулс€ с новой семьей Ц женой и только что вернувшейс€ дочкой »риной.

Ћучшие дн€

√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19190
√алина ѕрозуменщикова
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11106
Ѕрайан ћэй
¬асилий Ћиванов: Ћегенда советского кино
ѕосетило:9393
¬асилий Ћиванов

ѕослевоенное детство

¬ декабре 1945 года јлиса с мамой переехали в “аллинн к родственикам, где прожили до лета 1948 года. ¬ “аллинне она училась в третьем, четвертом и п€том классах русской школы. Ђ¬ младших классах € училась хорошо, даже отличницей была, но по мере возникновени€ в моей жизни физики, химии и прочей математики € превратилась в среднюю ученицу, троечницу. ¬се технические науки дл€ мен€ темный лесї, - рассказывает јлиса Ѕруновна.

¬ 1948 году јлиса с мамой вернулись в Ћенинград. ƒевочка вновь поступила в ту же школу. Ќе смотр€ на то, что у Ѕруно јртуровича была уже друга€ семь€,  сени€ ‘едоровна не запрещала ей встречатьс€ с отцом. ѕравда встречи эти происходили тайком Ц жена Ѕруно јртуровича была категорически против этого. »х дочка »рина долгое врем€ вообще не знала о существовании своей сестры. Ћишь много лет спуст€ »рина и јлиса познакомились и стали насто€щими подругами.

јлиса с детства мечтала стать актрисой. ¬ какой то мере к этому подтолкнуло вли€ние отца: Ђ—о сверстниками мы часто устраивали вс€кие представлени€, играли в театр. ќтец, конечно, в буквальном смысле не призывал мен€ к этой профессии никогда, но € с ним дружила, наблюдала за его игрой. ≈го рыцарское отношение к театру, конечно, на мен€ подействовалої. ¬ школе, где училась јлиса, был театральный кружок. ≈го вела выдающа€с€ театральна€ актриса ћари€ јлександровна ѕризван-—околова. «десь девочка и начала постигать секреты актерского мастерства.

”чеба в театральном

ќкончив в 1953 году школу, јлиса подала документы в Ћенинградский “еатральный институт им. ј. ќстровского. √отовитьс€ к экзаменам ей помогала все та же ћари€ јлександровна ѕризван-—околова, котора€ сразу полюбила јлису, разгл€дела в девушке насто€щий талант.

Ђ–азговор двух дамї, - слегка дрожащим от волнени€ голосом объ€вила свое выступление на приемном экзамене јлиса. ƒа и как было не заволноватьс€! ЂЎутка ли, решаетс€ тво€ судьба Ц актерский класс набирает Ѕорис «он, а он, говор€т, не любит травести, а € с виду Ц типична€ травести, маленька€, худенька€, да еще нос курносыйї, - вспоминает актриса.

» все же, собрав волю в кулак, јлиса произнесла свой темпераментный, выразительный гоголевский диалог с воображаемой партнершей.  омисси€ была покорена.

јлиса попала в прекрасные руки. ¬ыдающийс€ педагог, профессор Ѕорис «он воспитал таких прославленных мастеров сцены, как «инаиду Ўарко, ѕавла  адочникова, Ќикола€ “рофимова.

Ѕудучи студенткой, ‘рейндлих дебютировала в 1955 году в кино, сыграв небольшие роли в мелодраме ЂЌеоконченна€ повестьї и драме Ђ“аланты и поклонникиї.

“огда же јлиса ‘рейндлих вышла замуж за своего однокурсника по театральному институту. ќднако, их брак оказалс€ непрочным. ¬скоре после окончани€ института они развелись.

“еатр имени  омиссаржевской

¬ 1957 году јлиса окончила театральный институт. ќна блест€ще сыграла в дипломном спектакле Ђћораль пани ƒульскойї и была прин€та в труппу Ћенинградского драматического театра имени ¬. ‘.  омиссаржевской.

ќ работе в этом театре актриса вспоминает с большим удовольствием. «десь она прошла хорошую школу. јлиса Ѕруновна вспоминает: Ђ“ам блистала превосходна€ актриса Ёмма ѕопова. ј мне доставались лишь те роли, от которых отказалась ѕопова. я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть ƒороти в Ђѕ€той колоннеї ’емингуэ€. ј может, и к лучшему. ≈сли бы тогда поручали сложные психологические роли, наверное бы, € сломалась и сейчас была посредственной актрисой. ¬едь надо очень много пережить и передумать, чтобы было о чем рассказать зрителю. я твердо уверена: любому актеру надо много перестрадать, надо пройти огонь воду и медные трубы, чтобы стать насто€щим мастеромї.

“еатр имени  омиссаржевской стал стартовой площадкой дл€ ‘рейндлих. ѕервые ее роли были из амплуа травести. Ќо даже мальчишек јлиса играла настолько талантливо, что вскоре ей была доверена главна€ роль в спектакле Ђ¬рем€ любитьї. — этой работы и началась нова€ лини€ в творчестве актрисы Ц мелодраматическа€.

“еатр имени Ћенсовета

— »горем ¬ладимировым јлиса ‘рейндлих познакомилась еще в конце 50-х. ѕо его насто€нию актриса в 1961 году перешла в театр имени Ћенсовета, руководителем которого он €вл€лс€. ј вскоре творческий союз перерос в семейный. ќни сыграли свадьбу. ¬ этом браке у јлисы Ѕруновны родилась дочь ¬арвара.

¬ “еатре имени Ћенсовета актриса раскрылась по насто€щему. » помог ей состо€тьс€ в творческом плане, по утверждению јлисы Ѕруновны, именно »горь ¬ладимиров. ќн точно уловил специфику таланта ‘рейндлих. —пециально дл€ нее он восстановил пьесу јрбузова Ђ“ан€ї и поставил Ђ¬аршавскую мелодиюї «орина. ј какой была ƒжульетта в исполнении ‘рейндлих в постановке бессмертного произведени€ Ўекспира (1964)! ≈Є героин€ решительна, насмешлива и погружена в размышлени€. ¬ минуты душевного напр€жени€ она не восклицает, а как бы цепенеет от охватившего еЄ чувства. —пектакль по-своему отвечал требованию времени, настойчивым поискам нового в классике.

ќчень скоро јлиса ‘рейндлих стала первой леди театра, все эти годы игра€ с немыслимыми перегрузками. ќна играла в спектакл€х "∆енский монастырь", "ѕоследний парад", "Ћюди и страсти" и была в них главным центром прит€жени€. ¬се произнесенное ею приобретало особый душевный смысл. —ама€ р€дова€ бытова€ роль возвышалась ею до поэзии. ¬ "ѕоследнем параде" она пела новые прекрасные песни ћ.“аривердиева, в том числе лиричнейшую "ћузыку", посв€щенную Ўопену. ¬ феерии "Ћюди и страсти", где она конферировала вместе с ћ.Ѕо€рским, она сыграла сцену ≈лизаветы из "ћарии —тюарт" Ўиллера и сцену ”риел€ јкосты из знаменитой некогда, одноименной пьесы √уцкова, поража€ мастерством перевоплощени€, рано накопленной сценической техникой. Ќеобычайно выразительно исполн€ла она песню √.√ладкова на слова √.√ейне "ћари€-јнтуанетта". Ќежнейший камерный голос артистки воссоздавал чудовищную фантасмагорию: бал обезглавленных королевы и фрейлин...

ќдной из лучших работ на сцене этого театра стала роль  атерины »вановны в спектакле по роману ‘едора ћихайловича ƒостоевского Ђѕреступление и наказаниеї, где наиболее раскрылс€ драматический талант актрисы ј какой неожиданностью стал ее ћалыш в "ћалыше и  арлсоне"! ¬зрослые ходили на спектакль исключительно дл€ собственного удовольстви€, ибо могли оценить актерское мастерство и насладитьс€ им больше, чем дети.

 ино. ¬ тени

¬ отличие от театра в кино актрисе долгое врем€ не везло. “о ей доставались небольшие роли, то режиссеры находили, по их мнению, более подход€щих исполнительниц на роли. “ак, например, ей не довелось сыграть јлевтину в Ђ«игзаге удачиї, которую блест€ще исполнила ¬алентина “алызина.

ѕрорывом могла стать ее работа в картине Ёлема  лимова Ђѕохождени€ зубного врачаї. ќднако фильм вышел в 1965 году - уже после окончани€ Ђоттепелиї. ќн пришелс€ не ко двору, и был Ђположен на полкуї на пару дес€тилетий.

Ќо не только это осложн€ло ее судьбу в кино. „асто приходилось отказыватьс€ от съемок из-за работы в театре, и многие роли просто прошли мимо. “ак было с Ђ«еркаломї јндре€ “арковского.

ѕервой большой работой јлисы ‘рейндлих в кино, которую увидели телезрители, стала главна€ роль в киноповести ≈вгени€ ’ринюка Ђјнна и  омандорї (1974).

Ђ—лужебный романї

ѕереломным дл€ актрисы стал 1976 год, когда она была приглашена Ёльдаром –€зановым на роль Ћюдмилы ѕрокофьевны  алугиной в комедийную мелодраму Ђ—лужебный романї, котора€ вышла на экраны в следующем, 1977 году. јлиса Ѕруновна рассказывает, что заинтересовалась этой ролью, поскольку ей была интересна метаморфоза, котора€ происходит с ее героиней. ѕо ходу фильма она превращаетс€ из строгой некрасивой начальницы в очаровательную жизнерадостную женщину.

—оздава€ облик своей героини в первой части фильма, јлиса ‘рейндлих излазила всю гардеробную Ђћосфильмаї, чтобы найти подход€щий кримпленовый костюм 52-го размера. ѕоходку актриса, по ее собственному признанию, вз€ла из жизни: ЂЅлаго начальственных теток, которые так ходили, было навалом, особо и изобретать не пришлосьї.

ƒуэт јлисы ‘рейндлих с јндреем ћ€гковым в этой картине оказалс€ просто бесподобен. “рогательные и смешные, они сразу завоевали сердца зрителей. ѕосле выхода фильма актриса получила множество писем, в которых женщины писали: Ђѕосле вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себ€ в пор€докї. Ёто было насто€щее признание! јлиса Ѕруновна и сейчас называет эту роль в числе своих самых любимых.

 оролева јнна

¬ 1978 году јлиса ‘рейндлих вместе со своим мужем »горем ¬ладимировым сн€лась в мелодраме Ђ—таромодна€ комеди€ї по одноименной пьесе јрбузова. ј следующий год принес актрисе две замечательные роли, одни из лучших в ее биографии.

¬ фантастической притче јндре€ “арковского Ђ—талкерї јлиса ‘рейндлих сыграла в общем то небольшую роль Ц жену главного геро€. –абота зан€ла всего лишь несколько съемочных дней, но знающие толк в кино люди высоко отметили эту роль. ¬от как оценивает ее актриса Ћи€ јхеджакова: Ђ“ам есть мощное спр€танное страдание. “ам судьбаї.

ƒругой работой стала роль королевы јнны в приключенческом фильме √еорги€ ёнгвальд-’илькевича ЂƒТјртань€н и три мушкетераї. Ђя никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. ћы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло Ц ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. ≈й свойственны все эмоции и все слабости человеческие. ƒа королева! Ќо за внешней этической сеткой скрываетс€ живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другойї, - так оценила свой персонаж сама актриса.

—тоит также отметить исключительную музыкальность јлисы ‘рейндлих. ќна начала петь на экране еще в картине Ђ—лужебный романї. «атем были песни в фильмах Ђ—таромодна€ комеди€ї и Ђƒ'јртань€н и три мушкетераї. “епла€, лирична€ манера исполнени€ ею песен, принесла актрисе пришлась по душе зрител€м. ¬ последствии они часто исполн€лись по радио и на телевидении.

80-е годы

—емейна€ жизнь јлисы ‘рейндлих и »гор€ ¬ладимирова не сложилась, и в начале 80-х они разошлись.  ак раз тогда у актрисы возник роман с молодым актером “еатра имени Ћенсовета по имени ёрий —оловей, который стал ее третьим мужем. (–азница в возрасте между ними была 15 лет - столько же раздел€ло ее с ¬ладимировым.) ёрий —оловей нигде до этого не училс€, в театр попал случайно, но, по словам актрисы, был очень талантливый артист и художник, насто€щий самоучка.

“ретий брак јлисы Ѕруновны просуществовал недолго. ¬от как она объ€сн€ет причину развода: Ђ“ак как ёрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хот€ он очень одаренный человек. » вот то обсто€тельство, что у мен€ всегда было все в пор€дке, а у него всегда не в пор€дке, очень действовало на наши отношени€.  огда мы пон€ли, что стрессов больше, чем в состо€нии выдержать организм, мы очень дружно разошлись...ї

— 1983 году јлиса ‘рейндлих покинула “еатр имени Ћенсовета и стала актрисой Ѕƒ“ им. ћ. √орького (с 1992 им. √. ј. “овстоногова). “ам она играла »рину в ЂЅлондинкеї ј.¬олодина, сразу три роли в мюзикле Ќ.—аймона Ђѕоследний пылкий влюбленныйї и, наконец, Ќастю в пьесе ћаксима √орького ЂЌа днеї.

ѕродолжала она плодотворно работать и в кино, снима€сь в картинах разных жанров, при этом чувству€ себ€ везде легко и органично. » все же основными ее жанрами оставались драма и мелодрама (Ђќпасный возрастї, Ђ летка дл€ канареекї, Ђѕростиї, Ђ”спехї).

Ћегка€, непринужденна€ манеры игры јлисы ‘рейндлих нередко сопр€галась с тонкой комедийностью. ќсобенно это про€вл€лось в фильмах Ёльдара –€занова, работать с которым ей очень нравилось. ѕосле успеха Ђ—лужебного романаї, она с удовольствием прин€ла его приглашение на роль ќгудаловой в фильм Ђ∆естокий романсї по пьесе ќстровского ЂЅесприданницаї. ѕравда, худсовет посомневалс€ относительно ее кандидатуры. ќгудалова Ц монстр, втора€  абаниха.  ака€ из ‘рейндлих ќгудалова? Ќо –€занову удалось показать, что это просто несчастна€ женщина, рано овдовевша€, не имеюща€ средств к существованию, и у нее сво€ внутренн€€ драма. »менно такой и сыграла ее ‘рейндлих в этом фильме.

90-е годы

¬ постсоветское врем€ ‘рейндлих снималась редко. ќна вновь сыграла королеву јнну в продолжении Ђмушкетеровї - Ђћушкетеры двадцать лет спуст€ї и Ђ“айна королевы јнныї. ќднако эти фильмы не имели столь шумного успеха, как перва€ картина. «ато большой удачей актрисы стала роль писательницы в фильме ¬алери€ “одоровского Ђѕодмосковные вечераї (1994).

¬ театре в 1995 году јлиса ‘рейндлих осуществила свою давнюю мечту Ц исполнила роль Ћеди ћакбет в трагедии Ўекспира, которую на сцене Ѕƒ“ поставил режиссер “.„хеидзе. ќднако эта работа стала не только триумфом актрисы, но и своеобразным прощанием с труппой Ѕƒ“. — тех пор актриса работает по приглашени€м в разных театрах.

Ћична€ жизнь

“ак уж случилось, что личной жизнью јлиса ‘рендлих пожертвовала ради искусства. » все же о своих бывших мужь€х она вспоминает с теплотой. "” мен€ были талантливые, необыкновенно интересные мужь€: »горь ¬ладимиров и ёрий —оловей", - говорит јлиса Ѕруновна. ƒа и одинокой сегодн€ она себ€ не считает. ” нее замечательна€ семь€ - дочь ¬арвара, з€ть —ергей “арасов (вице-губернатор ѕетербурга), любимые внуки.

¬арвара ¬ладимирова окончила театральный, сн€лась в нескольких фильмах ("Ћишний билет", "Ќе покидай", "Ѕез обратного адреса"). » сегодн€ она работает на одной сцене с јлисой Ѕруновной.

ѕоследние работы в кино

¬ последние годы кино не баловало, а те роли, которые ей предлагали, јлиса Ѕруновна отвергала. » все же телезрители смогли насладитьс€ новой работой их любимой актрисы. ќна сыграла главную роль в сериале Ђ∆енска€ логикаї. ≈е героин€, неугомонна€ пенсионерка ќльга ѕетровна “уманова, влюбленна€ в детективы, в силу обсто€тельств начинает расследование убийства и доводит его до конца, несмотр€ на скептицизм окружающих. —ериал имел успех у зрителей, и вскоре вышли втора€ и треть€ части.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10604
јнна ÷уканова- отт
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11106
Ѕрайан ћэй
јнтон „ехов: Ќепроста€ судьба великого писател€
ѕосетило:22575
јнтон „ехов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru