Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай ≈ременко

   /   

Nikolay Eremenko

   /
             
‘отографи€ Ќиколай ≈ременко (photo Nikolay Eremenko)
   

ƒень рождени€: 14.02.1949 года
ћесто рождени€: ¬итебск, ———–
ƒата смерти: 27.05.2001 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 52 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

 иноактер

ѕо итогам ежегодного опроса зрителей журналом "—оветский экран" он был признан лучшим актером 1981 года - за участие в фильме "ѕираты ’’ века". ¬ 1980 году он стал лауреатом премии Ћенинского комсомола, а в 1994 году удостоен звани€ Ќародного артиста –оссии.

25.09.2006

–одилс€ 14 феврал€ 1949 года в ¬итебске, в семье Ќародного артиста ———– Ќикола€ Ќиколаевича ≈ременко и Ќародной артистки Ѕелорусской ——– √алины јлександровны ќрловой. Ќ.Ќ.≈ременко-старший в 1948-1959 годах был актером театра им. я. оласа в ¬итебске, а с 1959 года работал в Ѕелорусском академическом театре имени я. упалы в ћинске (там же работала и √.ј.ќрлова). — 1960 года отец снималс€ в кино. —упруга - “итова ¬ера ёрьевна. ƒочь - ћишенькина ќльга Ќиколаевна (1975 г. рожд.).

Ќиколай ≈ременко фотографи€
Ќиколай ≈ременко фотографи€

¬се детство Ќикола€ ≈ременко-младшего буквально прошло за кулисами. јтмосфера театра, реквизит, спектакли - все это вызывало у него неподдельный восторг. ќднажды он так заигралс€ во врем€ спектакл€, что вышел на сцену, весь увешанный оружием, и обратилс€ к маме, чтобы она помогла ему застегнуть брюки. —пектакль по пьесе ћольера был сорван, но первое (да еще столь эффектное!) по€вление Ќикола€ ≈ременко на сцене запомнилось жител€м ¬итебска надолго.

¬ 12-летнем возрасте Ќиколай вместе с матерью сн€лс€ в фильме о правилах дорожного движени€, сделанном по заказу √ј». ¬ этой короткометражке юный Ќиколай нарушал пор€док на улице, показыва€, как пешеходам не надо себ€ вести. —обственно, чем-то подобным ему пришлось заниматьс€ и в дворовых компани€х, чтобы посто€нно доказывать при€тел€м, что он - "свой парень", а не пай-мальчик из привилегированной семьи.

–ешение стать актером было прин€то Ќиколаем без долгих колебаний, хот€ он и побаивалс€, что фамили€ может ему помешать. ќднако, вопреки опасени€м, фамили€ (а вернее - отец) помогла ему поступить во ¬√» , в студию Ќародных артистов ———– —ерге€ јполлинариевича √ерасимова и “амары ‘едоровны ћакаровой. ƒело в том, что отец Ќикола€, сыгравший свою первую значительную роль в фильме √ерасимова "Ћюди и звери" (1962), хорошо знал —ерге€ јполлинариевича и посоветовал сыну прочитать на вступительных экзаменах "√розу" Ќикола€ «аболоцкого - любимое стихотворение режиссера. Ѕлагодар€ этой маленькой хитрости Ќиколай был прин€т во ¬√» , несмотр€ на некоторое противодействие со стороны “.‘.ћакаровой, не желавшей брать еще одного "кинематографического" отпрыска.

ѕоступив во ¬√» , Ќиколай прин€лс€ усиленно "отрабатывать" полученный со стороны мастера "аванс". ќн принимал участие во множестве этюдов и постановок, переиграв самые неожиданные и пол€рные роли: гоголевского ѕлюшкина, лермонтовского «вездича, ‘лоридора из "ћадмуазель Ќитуш" ѕетра из "¬ласти тьмы". Ќесмотр€ на высокую работоспособность, начинающего актера переводили на 2-й, 3-й и 4-й курсы условно из-за посто€нных прогулов, "хвостов" и даже... хулиганства. ¬последствии Ќиколай Ќиколаевич не раз вспоминал с улыбкой и свое поступление во ¬√» , и эти "условные" переводы, так как всегда считал главным не внешние обсто€тельства, а свое страстное желание быть достойным отца в служении актерской профессии.

¬ 1970 году Ќиколай Ќиколаевич окончил ¬√» , на "отлично" защитившись рол€ми ∆юльена —орел€, јвгустина-‘лоридора в дипломных спектакл€х и ролью јлеши в фильме —.ј.√ерасимова "” озера" (1969), котора€ стала его "взрослым" кинематографическим дебютом. –оль ∆юльена —орел€ в дипломном спектакле " расное и черное" не была случайной: √ерасимов "подводил" к ней актера несколько лет, еще со 2-го курса, когда ≈ременко сыграл молодого св€щенника в учебной работе Ќ.√убенко "“оржественна€ литурги€". » Ќиколай ≈ременко, и его сокурсники старались в спектакле " расное и черное" показать все, чему научились у √ерасимова, работали с полной самоотдачей - спектакль не прервали даже тогда, когда у исполнител€ главной роли от напр€жени€ пошла кровь из носа.

 ак и другие герасимовские ученики, Ќиколай ≈ременко вошел в кинематограф еще во врем€ учебы, ибо уникальность "герасимовской школы" заключалась в том, что —ергей јполлинариевич совмещал обучение и производство. Ѕлагодар€ этому ученики √ерасимова оказывались вполне готовыми к трудност€м самосто€тельного существовани€, были настроены на диалог с любыми режиссерами и ответственное выполнение своих актерских задач в съемочном коллективе. »м также было привито понимание "идейности актерского исполнени€" как необходимости досконального знани€ текста роли и социальной биографии исполн€емого персонажа.

ѕро€вл€€ внимание к каждому своему ученику, √ерасимов особенно бережно опекал Ќикола€ ≈ременко, поскольку видел в нем задатки такого исполнител€ романтических ролей, какого не хватало тогдашнему кинематографу. √ерасимов давал Ќиколаю не только профессиональные, но и житейские уроки, которые начинающий актер запомнил на всю жизнь. ќдин из советов учител€ ≈ременко потом часто вспоминал: "¬от, ћикола, идешь ты по жизни с высоко подн€той головой и вдруг встречаешь на пути шлагбаум. ј ты свою голову несешь высоко и можешь не заметить его. ¬се-таки сумей нагнутьс€, потом выпр€мись и иди с высоко подн€той головой дальше".

Ћучшие дн€

јктер не одной роли
ѕосетило:10897
Ѕенедикт  амбербэтч
‘аина –аневска€:  оролева сарказма
ѕосетило:10005
‘аина –аневска€
Ѕрюс Ћи: –еформатор китайских боевых искусств
ѕосетило:9949
Ѕрюс Ћи

ќкончив ¬√» , Ќиколай Ќиколаевич в 1971 году стал актером “еатра-студии киноактера, а с 1976 года - актером студии имени ћ.√орького.

¬торую свою роль ≈ременко вновь сыграл в фильме учител€ - в мелодраме "Ћюбить человека" (1972). ¬ этой картине, а также в фильмах "√ор€чий снег" (1972, режиссер √.√.≈гиазаров), "»сполнение желаний" (1973, режиссер —.—.ƒружинина), "¬озврата нет" (1973, режиссер ј.ј.—алтыков), "Ћивень" (1974, режиссер Ѕ.¬.яшин), "—емь€ »вановых" (1975, режиссер ј.ј.—алтыков) Ќиколай Ќиколаевич как будто отступил от "уготованного" ему амплуа романтических героев. Ќо если внимательно пригл€детьс€, в первых актерских опытах опытах ≈ременко обнаруживаетс€ стремление к показу таких персонажей, которые хот€т побыстрее доказать окружающему миру свою человеческую состо€тельность и совершают на этом пути необдуманные и непоправимые поступки. Ћейтенант ƒроздовский в фильме "√ор€чий снег" (≈ременко очень хотел сыграть в экранизации романа ё.Ѕондарева именно эту роль) - по сути, совсем еще мальчик, порывистый, тщеславный и эгоистичный. ≈го жестокость и невнимание к люд€м привод€т к тому, что из-за него погибает медсестра “ан€. ≈ременко находит дл€ поступков своего геро€ внутреннее обоснование: ƒроздовский мечтает о насто€щем подвиге, и именно мальчишеское нетерпение мешает ему осознать свою ответственность перед товарищами. –омантизм юного лейтенанта актер показывает "от противного", стрем€сь утвердитьс€ в качестве разнопланового исполнител€.

“акой же подход к раскрытию характера геро€ ≈ременко продемонстрировал в роли студента-филолога Ќикола€ “рубачевского (фильм "»сполнение желаний"). „еловеческа€ неполноценность молодого ученого особенно €рко про€вл€етс€ на фоне его научного достижени€ - расшифровки ’ главы "≈вгени€ ќнегина". „естолюбие “рубачевского едва не приводит его к полному жизненному краху, но ≈ременко не стремитс€ быть в этой роли назидательным. ќн пытаетс€ пон€ть, прочувствовать, как далеко могут завести человека тщеславие и неоправданные амбиции.

’отел того ≈ременко или нет, но в этих рол€х он внутренне "созрел" дл€ того, чтобы сыграть ∆юльена —орел€ в четырехсерийном телефильме " расное и черное", поставленном в 1976 году —.ј. √ерасимовым. “очно так же и сокурсницы Ќикола€ Ќиколаевича, актрисы Ќаталь€ Ѕелохвостикова и Ќаталь€ Ѕондарчук, оказались готовыми к тому, чтобы дать в этом фильме уже не ученическую, а профессиональную трактовку геро€м романа —тендал€. » все это, нар€ду с режиссурой √ерасимова и актерской игрой признанных мастеров - Ћеонида ћаркова, ¬ацлава ƒворжецкого, ћихаила √лузского, Ћеонида ќболенского, √леба —триженова, - нашло признание и у зрителей, и у критики.

»сполнение роли ∆юльена —орел€ стало дл€ ≈ременко не только заметным профессиональным успехом, но и благодарностью ученика своему наставнику. ¬ понимании и воплощении режиссерских задач Ќиколай Ќиколаевич про€вил себ€ как идеальный исполнитель "герасимовской школы", наиболее полно усвоивший ее методологию. »зобража€ страстность, романтизм, жестокую внутреннюю борьбу своего геро€, ≈ременко посто€нно "держит в уме" социальную подоплеку его поведени€, ни на йоту не отступа€ от реализма. Ќаивысшим достижением ≈ременко в этом фильме становитс€ монолог ∆юльена —орел€, произнесенный перед смертью в тюрьме, который актер проводит на одном дыхании.

ѕосле " расного и черного" к Ќиколаю Ќиколаевичу пришла зрительска€ любовь, сопровождавша€ его всю жизнь.  ого бы он ни играл, аудитори€, покоренна€ его оба€нием, воспринимала его героев как пример дл€ подражани€, как возможность дл€ про€влени€ в самых немыслимых обсто€тельствах сильных чувств и стремлени€ к чему-то прекрасному. √ерои ≈ременко были именно геро€ми - людьми действи€, а не размышлени€ - и потому вносили свежую струю даже в ставшие однотипными историко-революционные и военные фильмы независимо от того, на чьей стороне выступали. Ёто свойство актерского даровани€ Ќикола€ Ќиколаевича €рко про€вилось в таких картинах, как "’ождение по мукам" (1977, режиссер ¬.—. ќрдынский), "ѕобег из тюрьмы" (1977, режиссер –.Ѕ.¬асилевский), "“рактир на ѕ€тницкой" (1977, режиссер ј.ћ.‘айнциммер), "ћ€тежна€ баррикада" (1978, режиссер ё.ј.Ўвырев), "Ўел четвертый год войны" (1983, режиссер √.ћ.Ќиколаенко), "”полномочен революцией" (1987), "“роцкий" (1993, режиссер Ћ.√.ћар€гин).

¬ каждой новой работе актер старалс€ не давать режиссерам повода дл€ эксплуатации своих внешних данных и избегал тиражировани€ найденных прежде приемов. ћежду тем огромный успех "ѕиратов ’’ века" (1980, режиссер Ѕ.¬.ƒуров) показал, что зрителей восхищает и то, как герой ≈ременко плавает, ныр€ет, деретс€. јктер самосто€тельно исполнил в этом боевике все трюки, с легкостью доказав, что может работать на уровне голливудской "звезды". ≈го —тарший ћеханик - рыцарь без страха и упрека, принимающий рискованные решени€ и неизменно побеждающий в любых ситуаци€х - оказалс€ полной противоположностью тем персонажам, которых актер играл в начале 1970-х, поскольку, помимо романтических воззрений, обладал и чувством ответственности за близких людей.

”спех "ѕиратов ’’ века" огорчил актера, так как оставл€л в тени его серьезные работы, и в то же врем€ подтолкнул к дальнейшим поискам своего "€", к более полному раскрытию своих способностей. —вободу самораскрыти€ дали Ќиколаю Ќиколаевичу исторические фильмы, в которых он чувствовал себ€ так же уверенно, как ∆ан ћаре или ∆ерар ‘илип во французском кино. "ёность ѕетра" и "¬ начале славных дел" (1980, режиссер —.ј.√ерасимов), "Ёскадрон гусар летучих" (1980, режиссер —.».–остоцкий), "Ћев “олстой" (1984, режиссер —.ј.√ерасимов), "÷арска€ охота" (1990, режиссер ¬.¬.ћельников), " рестоносец" (1995, режиссер ј.»ншаков), "Ќезнакомое оружие, или  рестоносец-2" (1997, режиссер ».¬.ƒыховичный), "–ыцарский роман" (2000, режиссер ј.»ншаков) - все эти фильмы стали благодатным полем и дл€ приложени€ актерского мастерства, и дл€ блест€щей реализации внешних данных.

≈ременко не забывал расшир€ть свой исполнительский диапазон, снима€сь в таких фильмах, как "“ридцать первое июн€" (1978, режиссер Ћ.ј.  вихинидзе), "¬ поисках капитана √ранта" (1985, режиссер —.—.√оворухин), "√ладиатор по найму" (1993, режиссер ƒ.«айцев), "ћаросейка, 12" (2000, сери€ "ћокрое дело"). ј в 1995 году как режиссер сн€л картину "—ын за отца", в которой свою предпоследнюю роль сыграл ≈ременко-старший.

¬ фильме Ћ.ј. вихинидзе "Ѕелые ночи" (1991) ≈ременко предложил сходную трактовку классического геро€, в котором сочетаютс€ несопоставимые качества: романтизм и расчетливость, открытость миру и знание оборотной стороны жизни. Ёто как раз то, что объедин€ет экранных персонажей актера, какими бы разными они ни были, и отличает его от них. Ќедаром в одном из последних интервью он сказал: "я не прагматик и не романтик, € - реалист. –омантическим € бы не выжил 30 лет в кино. Ёто достаточно жесткий мир, где, как сказал один великий артист, романтики со смазливой мордочкой плохо заканчивают".

Ќиколай Ќиколаевич ≈ременко умер 27 ма€ 2001 года в ћоскве. ќн был состо€вшимс€ актером и человеком. ѕохоронен р€дом с отцом, в ћинске.

ѕо итогам ежегодного опроса зрителей журналом "—оветский экран" он был признан лучшим актером 1981 года - за участие в фильме "ѕираты ’’ века". ¬ 1980 году он стал лауреатом премии Ћенинского комсомола, а в 1994 году удостоен звани€ Ќародного артиста –оссии.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

»сполнитель хита Ђ’афананаї
ѕосетило:11722
јфрик —имон
Ёдуард —трельцов. Ѕиографи€
ѕосетило:44903
Ёдуард —трельцов
јнтон „ехов: Ќепроста€ судьба великого писател€
ѕосетило:22653
јнтон „ехов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru