Людибиографии, истории, факты, фотографии

Олег Ефремов

   /   

Oleg Efremov

   /
             
Фотография Олег Ефремов (photo Oleg Efremov)
   

День рождения: 01.10.1927 года
Возраст: 72 года
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 24.05.2000 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Олег Ефремов. Уже не наш современник

Актер

На последних репетициях слева от Ефремова стоял баллон с кислородом, а справа — неизменная пачка «Мальборо».

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

29.09.2007

ЕГО детство прошло в арбатских переулках и в воркутинских лагерях — отец Олега Николаевича уехал туда вольнонаёмным, работал бухгалтером там, где большая часть бывшей российской интеллигенции отбывала срок. Но и в Москве, и в Воркуте законы выживания были одинаковы. Может быть, поэтому Ефремов потом ничего не боялся. Ни создавать с нуля театр, который станет легендой не только для поколения «шестидесятников», но и для их детей и внуков. Ни реформировать другую легенду — МХАТ.

Олег Ефремов фотография
Олег Ефремов фотография

— С ОЛЕГОМ Ефремовым я познакомился в 1962 г. в Баку, и до его смерти — а это почти 38 лет — мы общались довольно близко, — рассказывает ведущий программы «Мой серебряный шар» Виталий Вульф. — В последний год его жизни — в 1999-м — мы случайно оказались в одном подмосковном санатории. Каждый вечер я приходил к нему в номер. Он был очень болен: весь обложен трубочками, исхудавший, плохо дышит, грустный взгляд в окно. Говорили мы мало, больше молчали… Но, прощаясь, я спрашивал: «Ну что, встречаемся завтра вечером в семь?» Он согласно кивал в ответ.

Реклама:

Когда в России появились олигархи, началось разделение на богатых и нищих, пошла повальная коммерциализация искусства, он смотрел на происходящее стиснув зубы.

Ефремов был личностью огромного масштаба, очень умён, глубок, бездонен, как колодец.

Как делили легенду

— ВО МХАТ Ефремова позвали наши «великие старцы» — старожилы театра, — рассказывает артист Евгений Киндинов, много лет проработавший во МХАТе. — Это уже потом Фурцева утвердила его на этой должности. Все понимали, что зовут его не просто работать, а реформировать театр.

Ефремов мечтал, что лучшие актёры «Современника» и труппа МХАТа объединятся. Но в реальности вместо дружбы произошёл раскол.

— Ефремов хотел этого конфликта, — рассказывает Виталий Вульф. — Ему казалось, что он должен остаться в мхатовских стенах со своими единомышленниками. А то поколение, которое выросло в официальном МХАТе, пусть уходит. И они ушли. Самой крупной фигурой среди отколовшейся части коллектива была Татьяна Доронина. Она и возглавила МХАТ им. Горького.

Лучшие дня


Леонид Агутин: Любит разную музыку, но поет попсу
Посетило:8
Леонид Агутин
Скромная жизнь после крупного выигрыша
Посетило:5
Рут Брин
Счастливая старуха!
Посетило:5
Татьяна Пельтцер

Ефремов и Доронина никогда не были близки, несмотря на то что их актёрский дуэт в фильме «Три тополя» на Плющихе» был гениален. Олег Николаевич очень ценил её как актрису, но в личные отношения эта симпатия не переросла.

— В 80-е годы, — добавляет Евгений Киндинов, — Ефремов собрал во МХАТе плеяду блестящих актёров: Смоктуновский, Борисов, Евстигнеев, Калягин. И Олега Николаевича очень ранило, если кто-то из нас параллельно работал где-то ещё. Хотя в разумных пределах сниматься в кино он нам разрешал, говорил: «Старик! Давай работай! Но только смотри — на спектакли чтобы был здесь. Так и скажи им! Не устраивает такой вариант? Тогда выбирай!» Театр у него всегда был на первом месте. Именно из-за этого произошла ссора между ним и Евгением Евстигнеевым. Евстигнеев однажды попросил Ефремова приостановить репетиции в театре из-за съёмок в кино. На что Ефремов неожиданно вспылил: «Ты или работаешь здесь, или нет. Кончай эту ерунду!» Женя ответил: «Раз ты так ставишь вопрос…» И они разошлись.

«Подними лицо!»

— СЕМЬЯ Ефремова жила небогато по сравнению с тем, что сегодня люди вкладывают в это понятие, — продолжает Евгений Киндинов. — Он ездил на «Вольво», хотя тогда не то что иномарку — даже «Жигули» было купить трудно. Но машина была подержанная… Быт его вообще не интересовал, он, по-моему, плохо представлял, сколько стоят хлеб и колбаса. И когда мы на худсовете жаловались: «Олег Николаевич! Что-то у нас с зарплатами не очень!» — он делал удивлённое лицо. Хотя одевался он всегда хорошо и разбирался в том, что модно, а что уже отошло.

— Для меня театр был домом — я бегал за кулисами, пока родители работали, — рассказывает сын Михаил Ефремов. — После очередной репетиции мама (актриса Алла Покровская. — Прим. ред.), папа и я пошли в ресторан «Пекин» пообедать. Перед нами — очередь, человека четыре, подождать надо с полчаса. Маме не хотелось топтаться перед дверью, и она шептала папе: «Подними лицо! Лицо подними!» Отец же стоял, опустив голову, низко надвинув кепку. Ему мучительно не хотелось использовать свою популярность для того, чтобы в обход других занять столик и съесть суп.

— Ефремов мог быть добрым и жестоким, открытым и безжалостно ранящим человеческое сердце, — рассказывает Виталий Вульф. — Но женщины его любили. И он любил женщин. И если бы Алла Покровская с большей выдержкой относилась к его эскападам, то, может быть, они пробыли бы вместе гораздо дольше.

В 70-е годы он иногда срывался, уходил в запои. Сказывалось колоссальное нервное напряжение, которого требовала работа в «Современнике». Но быстро приводил себя в порядок и снова репетировал, играл…

«Главное — терпение»

— В ПОСЛЕДНИЕ месяцы смотреть на него было тяжело. У него начались проблемы с ногой, и на репетиции он приходил с костылями. Одну ногу клал на костыль, чтобы она меньше болела. Слева стоял баллон с кислородом, от которого тянулись трубочки (у Ефремова плохо работали лёгкие), а в правой руке зажата неизменная сигарета «Мальборо». Это было то ещё зрелище! Но мы не услышали от него ни одной жалобы, — вспоминает Евгений Киндинов.

— Он никогда не говорил о своих недугах, хотя болел тяжело, — говорит Виталий Вульф. — Когда его хоронили, траурная церемония растянулась на несколько часов — попрощаться с ним пришли тысячи человек.

Михаил Ефремов вспоминал: «Я как-то спросил его: «Что главное в режиссуре, папа?» «Терпение,» — ответил он. Проходит время, и я лишь сейчас начинаю понимать, почему Олег Николаевич стал заниматься актёрством. Детство отца прошло среди страданий. Если бы в те годы церковь не была в загоне, отец стал бы священником. Потому что он — скорее жрец, чем скоморох».

Generic placeholder image
Юлия Шигарева
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Матерная речь в адрес В.В.Путина
Посетило:1263
Георгий Габуния
Эдуард Доувес Деккер
Посетило:383
Эдуард Доувес Деккер
Дхармендра
Посетило:721
  Дхармендра

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history