Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай „еркасов

   /   

Nikolay Cherkasov

   /
             
‘отографи€ Ќиколай „еркасов (photo Nikolay Cherkasov)
   

ƒень рождени€: 27.07.1903 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 14.09.1966 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, ———–
¬озраст: 63 года

√ражданство: ———–

ѕ€ть ƒон  ихотов на пути к славе

—оветский актер театра и кино, народный артист ———–

Ќиколай „≈– ј—ќ¬ был человеком большим во всех смыслах и про€влени€х. –остом под два метра Ч самый высокий мимист ћариинского театра, вечный правофланговый в р€ду слуг или стражников. —амый титулованный артист ———–: звани€ и регалии занимают чуть ли не страницу убористого текста. ј еще он был самым Ђмногоразовымї ƒон  ихотом мирового искусства, потому что в разные годы сыграл геро€ —ервантеса аж в п€ти постановках!

14.09.2023

ќ том, как ƒон  ихот, помогал Ўал€пину дратьс€ с мельницами

ќƒЌќ јЎЌ» » по 10-й гимназии вспоминали  олю „еркасова как отличного товарища, доброго и веселого. ѕравда, особым прилежанием он не отличалс€, любил побездельничать и даже оставалс€ на второй год, за что и был неоднократно наказуем отцом.

ѕор€дки в семье железнодорожного служащего  онстантина „еркасова были патриархальные. ƒомашние просто бо€лись его. ƒостаточно сказать, что сам Ќиколай, уже будучи женатым человеком, целых два года не решалс€ сообщить отцу о своей свадьбе. „то уж говорить о детских годах! √л€д€ на очередные неуды в дневнике сына, батюшка приходил в €рость и пророчил отпрыску нищую жизнь, тюрьму и каторгу.

Ђƒон  ихотї
Ђƒон  ихотї

ќднако семейные традиции имели свои светлые стороны. ƒетей ( олю и его брата  остю) в об€зательном пор€дке приобщали к большому искусству. —емь€ регул€рно посещала театральные премьеры. » хот€  ол€ был в гораздо большем восторге от цирка, первое посещение оперы в ћариинке было сродни божественному откровению. Ђћариинский театр, самые очертани€ этого здани€, его оркестр, его сцена, его голубой зал, зат€нутый бархатом, сверкающий позолотой, Ч все это представл€лось самым заветным кладезем искусства, недоступным, недос€гаемым, сладчайшим плодом, существующим лишь дл€ избранныхї, Ч вспоминал „еркасов в Ђ«аписках советского актераї. ¬от в этот Ђкладезь искусстваї среди обезлюдевшего и холодного ѕетрограда в 1919 году поступил шестнадцатилетний  ол€ „еркасов на должность внештатного мимиста.

“ут-то и пришло врем€ ƒон  ихота є 1. ѕравда, насто€щим идальго из Ћаманчи был ‘едор Ўал€пин. ј „еркасов благодар€ своему росту смог достойно дублировать великого певца в сцене с ветр€ными мельницами. ќднако простого дублерства Ќиколаю показалось мало: на премьере оперы Ђ¬ражь€ силаї Ўал€пин был несказанно удивлен, когда на сцене, а потом и в зале раздались сдавленные смешки. ќказалось, мимист „еркасов, жела€ Ђвойти в образї, не на шутку разошелс€ и своим Ђактерствомї рассмешил и статистов, и зрителей. ѕосле спектакл€, €вившись к певцу в ожидании полного разноса, он услышал: Ђј ну-ка, молодой человек, покажите-ка мне, чем это вы народ развлекали!ї √л€д€ на повтор Ђвыступлени€ї, Ўал€пин хохотал до коликов, но в конце заметил: Ђƒавайте все же условимс€ Ч вы мне, пожалуйста, не мешайте, а € вам не буду мешатьї.

Ђ»ван √розныйї
Ђ»ван √розныйї

Ўал€пинский урок помог усвоить простую истину: творчество Ч это не только энерги€ личного действи€, но и правила взаимодействи€ с партнерами. Ќа всем прот€жении актерской карьеры „еркасова работавшие с ним в св€зке артисты отмечали его уникальный талант партнерства.

ќ том, как ƒон  ихот нашел свое счастье по пути из балета в драму

ƒќЌ  »’ќ“ є 2 по€вилс€ в жизни „еркасова оп€ть же благодар€Е росту. Cпециально под его рост преподаватель балетной школы  ларка ѕ. ћаржицкий поставил балет ћинкуса Ђƒон  ихотї.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ќесмотр€ на успех постановки, „еркасов мен€ет балетную сцену на драматическую и поступает в »нститут сценических искусств, а по окончании (в 1926 году) становитс€ артистом “еатра юного зрител€.  азалось, он сам выбирает жизненную дорогу. Ќа самом деле судьба вела его навстречу любви и счастью.

Ђјлександр Ќевскийї
Ђјлександр Ќевскийї

ѕервый раз Ќина увидела его в знаменитом танцевальном номере Ђ„арли „аплин, ѕат и ѕаташонї, где „еркасов демонстрировал чудеса пантомимы и акробатики, выступа€ вместе с „ирковым и Ѕерезовым в образах попул€рных заграничных комиков. «атем была встреча на молодежной вечеринке. Ђ— кем теб€ посадить? — умным или красивым?ї Ч спросила Ќину хоз€йка дома. Ђ— талантливым!ї Ђ“огда знакомьс€, твой сосед Ч  ол€ „еркасовї. ¬ тот раз он выгл€дел смущенным, неловким, неуверенным в себе. ¬ общем, был совершенно не похож на ѕата, который на сцене вытвор€л невообразимые трюки и кульбиты.

«ато их треть€ встреча имела далеко идущие последстви€. “ё« находилс€ напротив »нститута сценических искусств. Ќиколай играл, Ќина училась. —туденты посто€нно бегали на спектакли. ѕосле одного из них он и она встретились, разговорились и пошли гул€ть Ђкуда глаза гл€д€тї. ќна молчала, а он говорил без умолку, по-детски непосредственно дел€сь самым сокровенным.

Ч ¬ы мен€ так мало знаете. ѕочему вы все это говорите?

Ђ¬се остаетс€ люд€мї
Ђ¬се остаетс€ люд€мї

Ч я вам верю.

Ќиколай „еркасов фотографи€
Ќиколай „еркасов фотографи€

Ч ѕочему?

Ч Ќе знаю. ¬ерю, и все тут.

“ак на ходу зав€залс€ их роман, так же и продолжалс€, ведь денег на кафе и рестораны не было. ¬скоре она познакомила своего кавалера с родител€ми, и он стал бывать в их доме. Ђќн всегда вешает пальто на один и тот же крючок, Ч заметила мама, Ч это говорит о консерватизме, хороша€ черта дл€ мужчиныї. Ќо Ђконсервативный мужчинаї не всегда имел приличное пальто. — одеждой у актера детского театра было туго.  ак-то „еркасов €вилс€ к ЌинеЕ в женском пальто. Ђ¬от, купил по случаю у эстрадной певицыї, Ч с гордостью за€вил он. ЂЌо это же женское!ї ЂЌеужели заметно?!ї ÷еною неимоверных усилий пальто было приведено в божеский вид.

 омизм жизненных ситуаций плавно перетекал в эксцентрику на сцене. „ерное трико, тазик вместо шлема, кочерга вместо копь€, поднос вместо щита. ”знаете? ƒа, это он Ч очередной ƒон  ихот Ћаманчский. “ретий, тюзовский. Ќелепый, смешной, забавный, Ђдетскийї вариант ƒон  ихота отбирал силы Ђпо-взросломуї. ‘изически спектакль был очень т€жел. ћузыка, песни, танцы, бои, посто€нное движение.  огда было два спектакл€ в день, „еркасов, бледный и худой, забегал к невесте, жившей недалеко от “ё«а, поесть и передохнуть. „ерез три года напр€женной творческой работы стало €сно Ч из Ђдетской одежкиї “ё«а актер вырос.

ћежду третьим и четвертым ƒон  ихотом уместились два мюзик-холла (московский и ленинградский), передвижной театр эксцентрики и буффонады Ђ омеди€ї, дебютные работы в кино (фильмы Ђ≈го превосходительствої, Ђѕоэт и царьї, Ђ√ор€чие денечкиї) и, наконец, начало семейной жизни.

¬ 1933 году Ч нова€ сцена. јкадемический театр драмы (позже Ч имени ѕушкина). “руппа с недоверием прин€ла бывшего тюзовца, танцора, комика и эксцентрика. ј он вз€л и сыгралЕ ƒон  ихота в пьесе ћихаила Ѕулгакова. ѕричем сыграл совершенно по-новому, разыскав в хрестоматийном образе трагическую печаль и философскую глубину. Ќовый ƒон  ихот, по существу, стал символом нового „еркасова.

ќ том, как ƒон  ихот не смог стать ѕервым, зато стал Ќевским

— ѕќћќў№ё кинематографа Ќиколай „еркасов привел зрителей в удивительный мир собственных перевоплощений. ¬ Ђƒепутате Ѕалтикиї 33-летний лицедей играет убеленного сединами профессора ѕолежаева. «атем превращаетс€ в долгов€зого геро€ ∆юл€ ¬ерна Ч ученого ѕаганел€, чью песенку Ђ∆ил отважный капитанї распевает вс€ страна. –омантическа€ тема приключений получила продолжение в Ђќстрове сокровищї, где „еркасов выступил в колоритной роли пирата Ѕилли Ѕонса.

ќднако возможности перевоплощени€ небезграничны. Ќа съемках Ђѕетра ѕервогої актер получает сложную драматическую роль царевича јлексе€, но на самом деле мечтает сыграть цар€ ѕетра. ќбычно скромный и щепетильный при распределении ролей, „еркасов даже обращаетс€ с просьбой к постановщику картины Ќиколаю ѕетрову. ќтвет был пр€мым и отрезвл€ющим: Ђ–€шку дл€ этого надо иметь!ї

Ќо в это же врем€ в театре с согласи€ јлексе€ “олстого в спектакле Ђѕетр ѕервыйї „еркасов замен€ет актера, игравшего цар€. ѕо этому поводу и за кулисами, и на съемочной площадке ходила поговорка: Ђ— вечера до утра Ч то јлексе€, то ѕетраї. ƒругой бы играл и радовалс€. Ќо, отработав несколько спектаклей, „еркасов отказалс€ от выигрышной роли. ЂЌе получилс€ у мен€ ѕетр, как-то € не влез в этот образ, Ч говорил он режиссеру, Ч р€шку-то гримеры сделали, а внутри у мен€ ее нетї.

«ато другое перевоплощение удалось „еркасову с блеском. Ѕывший комический актер сыграл роль св€того. ƒа так, что несколько лет спуст€ увидел свой профиль наЕ боевом ордене.

—ергей Ёйзенштейн рисковал. ћало кто видел в ѕате или ѕаганеле јлександра Ќевского Ч легендарного новгородского кн€з€, победител€ шведов и немцев, спасител€ земли –усской, причисленного православной церковью к сонму св€тых.

ƒолго и непросто шли поиски грима, общего визуального решени€ образа. –ежиссер достал в Ёрмитаже вооружение XIII века и следил за изготовлением реквизита, свер€€сь с подлинником. Ѕлест€щий специалист по театральному костюму Ќаталь€ Ћаманова создала великолепный плащ из светло-синего бархата.

√л€д€ на мужа в серебристых кн€жеских доспехах и бархатном плаще, высокого, статного, Ќина не удержалась:

Ч √осподи, какой же ты красивый! “еперь отбо€ не будет от девчонок-поклонниц!

¬о врем€ работы над ролью „еркасов сетовал на полное отсутствие исторических подробностей биографии своего геро€. Ќе было даже сколь-нибудь достоверного изображени€ кн€з€-полководца. Ќо Ёйзенштейна это, похоже, устраивало. Ђј вдруг на самом деле Ќевский был маленьким и толстым, Ч улыба€сь, говорил он „еркасову, Ч не сидеть бы нам с вами за этим столомї.

√рандиозный успех фильма доказал правоту создателей.  артина получила √оспремию, Ёйзенштейн Ч орден Ћенина, „еркасов Ч звание народного артиста –—‘—–. Ќо главна€ награда была впереди.  огда во врем€ войны утверждалс€ эскиз ордена јлександра Ќевского, специалисты столкнулись с той же проблемой Ч отсутствием изображени€ кн€з€. » тогда на самом высшем уровне было прин€то решение поместить на ордене мужественный профиль актера „еркасова в одноименной роли.

–адость творческой удачи сменилась глубоким личным горем. ¬ 1939 году у „еркасовых умирает новорожденна€ дочка. ѕережить трагедию помогла работа. —упруги-актеры отправились в долгую гастрольную поездку по всей стране, аж до ƒальнего ¬остока. ¬ программе несколько номеров плюс рассказы „еркасова о своих работах, в чемодане Ч ролик с отрывками из фильмов, начина€ со знаменитого Ђтанца комиковї и до роли √орького из фильма ЂЋенин в 1918 годуї.

ѕодъезжа€ к станции ¬орошилов-”ссурийский, из окна поезда заметили выстроенные на перроне войска в парадной форме, оркестр и группу встречающих офицеров. ЂЌаверное, в нашем поезде едет какой-нибудь комдив. ѕридетс€ посидеть в купе, пока не закончитс€ вс€ эта шумихаї, Ч огорчилс€ „еркасов. „ерез некоторое врем€ Ќина Ќиколаевна вышла из вагона. ¬ойска все так же сто€ли, замерев в ожидании, а офицер обратилс€ к ней с вопросом:

Ч —кажите, в этом вагоне должен ехать народный артист „еркасов?

Ч ƒа, но он ждет, когда окончитс€ эта официальна€ встреча.

Ч  ак же она может закончитьс€, если это именно его встречает ƒальневосточна€  расна€ арми€?

¬зволнованный „еркасов шел вдоль стро€ под громовое Ђураї. ј свое короткое выступление закончил знаменитой фразой Ќевского: Ђ то с мечом к нам придет, от меча и погибнет!ї “огда, после победы на ’алхин-√оле и у озера ’асан, эти слова звучали скорее радостно, утверждающе, но не предостерегающе.  то мог подумать, что два года спуст€ потомки тевтонских рыцарей погон€т потомков русских дружинников от границ аж до ћосквы!

ќ том, как ƒон  ихот был √розным в грозные годы

ќ“ѕ–ј¬Ћяя—№ в эвакуацию из Ћенинграда в далекий Ќовосибирск, Ќина „еркасова завидовала остающимс€ дома. ƒо начала блокады оставалось лишь несколько мес€цев.

—вою недолгую службу в —оветской армии „еркасов никогда не упоминал в биографии и не пыталс€ (как многие другие Ђтыловые военныеї) задним числом причислить себ€ к защитникам города на Ќеве. Ќо когда в 1942 году по€вилась возможность полететь в осажденный Ћенинград с бригадой артистов, „еркасов вызвалс€ одним из первых.  роме своего творчества они везли блокадникам еду. Ћетчики, которым было поручено перебросить концертную бригаду за линию фронта, по всей части собирали картошку, масло, сахар. — отчетностью тогда было строго, и сохранились уникальные документальные свидетельства пребывани€ „еркасова в блокадном Ћенинграде:

Ђѕолучен от Ќ.  . „еркасова, друга души моей, личный подарок: лук, картофель 3 кило, свинина 600 гр., масла сливочного 90 гр. Ѕлагодарю, стихи за мной.

Ќе могу € сочин€ть,

”стала муза.

“рудно рифму подобрать,

 оль пустое пузо.

ћестный поэт Ѕогдан Ѕедный, по-насто€щему: ‘. ѕ. Ѕогданов, актерї.

¬новь перелета€ линию фронта, попали под сильный зенитный огонь. ¬сей бригаде было не по себе. ќдин „еркасов развлекал летчиков, рассказыва€ о своей будущей роли Ч цар€ »оанна √розного.

15 апрел€ 1942 года из ”правлени€ по производству художественных фильмов (г. јлма-јта) в “еатр им. ѕушкина (г. Ќовосибирск) пришло письмо на им€ „еркасова с предложением прин€ть на себ€ исполнение главной роли в исторической двухсерийной картине Ђ»ван √розныйї. –асставатьс€ с семьей „еркасову не хотелось, а ехать с ним в јлма-јту Ќина Ќиколаевна не могла из-за маленького сына и работы в театре. Ќо этот масштабный проект казалс€ настолько фантастичным в услови€х эвакуации, что Ќиколай  онстантинович дал принципиальное согласие, будучи уверенным, что съемки отложат на Ђпосле войныї.

Ќо всепобеждающа€ энерги€ режиссера Ёйзенштейна уже через два мес€ца вырвала „еркасова из новосибирской семейной жизни на ÷ентральную объединенную киностудию (÷ќ —) в јлма-јту. Ќачалс€ изматывающий съемочный марафон. ѕомимо огромной психологической нагрузки воплощение образа √розного было сопр€жено с серьезными техническими сложност€ми. –оль возрастна€: от 17-летнего юноши до 50-летнего правител€ –уси. „тобы поиск грима не износил Ђлицо актераї, с него сн€ли гипсовую маску и на ней пробовали Ђцарские вариантыї. ¬ результате на прот€жении съемок „еркасов работал в шестнадцати разных гримах.

ќсобенно проблемным был Ђмолодой »ванї. „еркасову уже 39 лет. „тобы разгладить и омолодить лицо, к вискам и щекам приклеивали тесемки-невидимки и зат€гивали сзади под париком. Ёйзенштейн требовал максимального нат€жени€, а „еркасов возмущалс€: Ђ≈ще немного, и будет лицо не юноши, а внутриутробного младенца!ї

Ќелегка€ судьба фильма Ђ»ван √розныйї уже стала хрестоматийной. √ромкий успех первой серии, о которой „арли „аплин сказал: Ђ¬еличайший исторический фильм, когда-либо созданный!ї  атегорическое запрещение второй. 24 феврал€ 1947 года Ёйзенштейн и „еркасов были приглашены на встречу со —талиным. ѕыта€сь спасти картину, они были готовы на любые сокращени€, досъемки и пересъемки. ћожно себе представить, с каким чувством энциклопедист Ёйзенштейн выслушивал сталинские утверждени€ о том, что в фильме неправильно решен образ ћалюты —куратова, который был (оказываетс€!) не заплечных дел мастером, а выдающимс€ русским полководцем.

—мирение авторов не спасло фильм от Ђполкиї. Ќа экраны Ђ√розныйї вышел лишь в 1958 году. ”же после того, как Ќиколай „еркасов сыграл своего последнего Ч п€того Ч ƒон  ихота в фильме √ригори€  озинцева.

ќ том, как ƒон  ихот в последний раз сыграл ƒон  ихота

¬—ѕќћ»Ќј≈“ ёрий “олубеев, исполнитель роли —анчо ѕансы: Ђ—ъемочна€ группа выехала на натуру в  рым. ∆ара ужасна€. —нимали далеко от мор€, в самом пекле, на выжженных солнцем дорогах.   тому же фильм снималс€ в цвете, и необходима€ дополнительна€ подсветка накалила атмосферу еще больше.  акие уж тут творческие поиски?! —корей бы отсн€ть, да в прохладу. » вот 55-летний „еркасов надевает свои латы, гор€чие, как сковорода, выходит под пал€щее солнце и начинаетЕ пробоватьї. ‘антастическа€ энерги€, помноженна€ на высокий актерский профессионализм. √одом позже, во врем€ поездки в —Ўј, газета ЂЌью-…орк √еральд “рибьюнї писала: Ђќдин из самых тщательно охран€емых секретов в —оветском —оюзе Ч это горючее, которое управл€ет ракетой безграничных возможностей по имени Ќиколай „еркасовЕ ¬ысота ее достигает двенадцати футов, через скрытый усилитель она извергает русскую речь в восемьсот ватт, создает собственную атмосферу и образует громадное магнитное полеї.

 азалось, его силы неисчерпаемы!  азалосьЕ

¬ начале 60-х обострилась серьезна€ болезнь. Ќедолеченна€ с военных времен эмфизема легких приобрела хронический характер. 27 июл€ 1966 года Ќиколай „еркасов отметил свой последний день рождени€. Ќа следующий вечер он вернулс€ с телевидени€ усталый, надломленный. ѕрогулки вокруг дачи в  омарово стали короче. „ерез несколько дней попросил поставить кресло в столовой и открыть окно. »з дома он больше не выходил.

P. S. ¬ последние дни в больнице „еркасов часто впадал в беспам€тство. ¬ бреду он снова был на сцене, готовилс€ к спектакл€м, снова рвалс€ на съемочную площадку, а жене приходилось увер€ть его, что спектакль отменен и съемки перенесены.

¬ самом конце он сказал: Ђ—лушай мен€, —анчо, внимательно и не перебивайЕї „еркасов прощалс€ с ƒон  ихотом.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru