Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёрий Ѕогатырев

   /   

Yury Bogatirev

   /
             
‘отографи€ ёрий Ѕогатырев (photo Yury Bogatirev)
   

ƒень рождени€: 02.03.1947 года
ћесто рождени€: –ига, ———–
ƒата смерти: 02.02.1989 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 41 год

√ражданство: ———–

Ќе такой, как все

јктер

"ѕельмень" - ¬ѕ≈–¬џ≈ € увидела ёру на ступеньках ўукинского училища: мы вместе поступали на первый курс. ќн сто€л в центре толпы абитуриентов - такой большой, валь€жный, громкий, что-то рассказывал и держал внимание всех. ... ћожно ли представить старого Ћермонтова? »ли старика ≈сенина - заслуженного поэта, члена —оюза писателей?

16.06.2006

» потом на прот€жении четырЄх лет нашей студенческой жизни он так и прит€гивал всех нас какой-то необыкновенной внутренней силой. Ёто, наверное, и есть маги€ таланта.

ёрий Ѕогатырев фотографи€
ёрий Ѕогатырев фотографи€

» так невольно получилось, что в нашей общей студенческой жизни главна€, ведуща€ роль была у ёры. ќн всегда был в центре внимани€. ћы все старались говорить, как он, шутить, как он, Ч вкусы всего нашего курса были подстроены под ёру. ѕри этом над ним немножко подсмеивались, подтрунивали, Ђпельменьї называли его Ч но с такой любовью, с такой нежностью. »ли Ђбело-розовыйї: он был как зефирчик Ч м€гкий, пухлый, уютный, с большими, словно припухшими губами.

» в то же врем€ удивительно лЄгкий. ѕросто потр€сающе лЄгкий. я очень хорошо помню, как он танцевал на уроках танцев Ч просто летал. ќн замечательно пел. ” него был прекрасный голос, удивительный слух. ƒо ўукинского училища он занималс€ музыкой.

» ещЄ: на всех зан€ти€х по мастерству он слушал, всЄ врем€ дела€ какие-то наброски, рисунки, зарисовки, шаржиЕ карандаш из рук никогда не выпускал.

ј как мы развлекались! ¬от перерыв между лекци€ми. ёра садитс€ за ро€ль и играет свою любимую Ђ онфетки-бараночкиї.

» тут такое начиналось! „то мы творили Ч непостижимо просто! Ќапример,  ост€ –айкин выпучивал глаза и как обезь€на скакал по столам. » начинались Ђджунглиї. Ўум, крики, хохотЕ

ј ведь было всем нам от семнадцати до двадцати лет Ч уже не школьники, а взрослые люди. ј ёра всему этому безобразию аккомпанировал.

Ќаталь€ ¬ј–Ћ≈…

Ћучшие дн€

—амый высокий на планете
ѕосетило:20631
—ултан  есен
ћишель ћорган: √ранд-дама французского кинематографа
ѕосетило:9670
ћишель ћорган
 оролева лыжни
ѕосетило:3739
–аиса —метанина

Ѕог судил иное

Ч ѕќћЌё, как однажды он пришЄл домой из магазина очень сильно расстроенный, с глазами, полными слез. » трагически молчал на кухне, сев за стол. Ѕыло видно, что ему €вно требуетс€ участие. я спросил, в чЄм дело.

Ч ћен€ не узнают на улице! Ч с отча€нием выговорил он.

Ёто его расстраивало. ёра тогда уже сн€лс€ в нескольких картинах. ј на улице прохожие его действительно не узнавали.

ѕочему? Ќа мой взгл€д, именно этим он и был замечателен: не было в нЄм ни одной €ркой характЄрной черты Ч весь белЄсый. Ќо, по-моему, это совершенно замечательное качество актЄра, когда нет €рко выраженной внешности, когда из Ђматериалаї можно лепить что угодно.

» € ему об этом говорил. ƒо сих пор не понимаю, как он этого достигал, но ёра был совершенно не похож на своих персонажей, хот€ снималс€ почти без вс€кого грима. ¬ кадре он буквально физически мен€лс€.

≈го трансформаци€ была поразительной. ≈сли поставить р€дом его героев и сравнить Ч разные люди!

ќн мог одновременно играть в двух разных фильмах полные противоположности Ч обрюзгшего толст€ка и мускулистого подт€нутого супермена. ќн практически нигде и никогда не был похож на себ€. Ёто ценное актЄрское качество.

я помню, когда Ќикита ћихалков пригласил его на Ђ—вой среди чужихЕї, это был рыхлый бело-розовый блондин. ќн плохо загорал, кожа сразу становилась розовой, белЄсые брови выгорали. ќн не занималс€ никаким спортом, был весь какой-то аморфный. Ќо в картине получилс€ спортивный, жилистый, замечательно держалс€ в седле.

ѕотом, в ЂЌеоконченной пьесе дл€ механического пианиної, он вдруг снова предстал абсолютно бесформенным, расслабленным. ѕравда, небольшой животик ему там подкладывали, но всЄ равноЕ физиономи€ абсолютно друга€. ј Ўтольц Ч оп€ть строгий, сухой, подт€нутый, весь Ђспортивно-англичанскийї.

“ак, он абсолютно искренне играл в вегетарианца. ¬ этом вовсе не было никакой позы. ќн мог подробно объ€снить, почему он вегетарианец, почему может есть только травку, а м€со Ч не может.

» через неделю вы могли встретить его на улице с двум€ килограммами вырезки. » это было продолжение темы. ќн уже кричал с тем же грубоватым темпераментом: Ђ акого хрена траву эту есть! Ќадо есть м€со! Ќужна сила!ї Ёто означало, что в данный момент ёра Ч по своей жизни Ч в какой-то другой роли.

 огда уходит относительно молодой человек Ч трудно представить его стариком. ћожно ли представить старого Ћермонтова? »ли старика ≈сенина Ч заслуженного поэта, члена —оюза писателей?

ј вот пожилого ёру Ч можно, и даже замечательно. ѕочему-то уже в ўуке все представл€ли, каким чу•дным народным артистом он будет в восемьдес€т лет.

¬ходит этакий благородный дивный красавец-старик, старый артист ћ’ј“а, в дорогой распахнутой шубеЕ — холЄным лицом, естественно, с тростью в рукахЕ » начинает вести курсЕ

»ли в этой же шубе, с тростью идЄт по  амергерскому прогул€тьс€ до автомобил€Е

¬стретившись с ним, можно поговорить о том, как ужасна нынешн€€ молодежь, как стало невыносимо работать. »ли наоборот Ч он будет счастливо хохотать и восторгатьс€ замечательной молодЄжью, котора€ у нас растЄт.

» он будет абсолютно органичен во всЄм.

я так легко представл€л себе его благополучную старость, не дела€ над собой никакого усили€.

ј вот Ѕог судил иноеЕ

јлександр јƒјЅјЎ№яЌ

Ѕольшой-большой ребЄнок

Ч ѕќ—Ћ≈ƒЌ»≈ годы ему во ћ’ј“е очень везло в смысле творчества Ч было много работы. я бы даже сказал, был некоторый переборЕ √лавное Ч он никогда ни от чего не отказывалс€, не умел этого делать. ќн работал просто на износ.

» при этом был всегда недоволен собой. ј когда его хвалили пр€мо в лицо Ч он опускал глаза, начинал сопеть, и чувствовалось, что ему неудобно. “ребовательность к себе у него была неверо€тна€. Ќичего вполсилыЕ

„то такое насто€щий артист? “от, который может всЄ и везде. ёра работал на телевидении Ч с полной отдачей. ¬ кино с его крупными планами Ч замечательно чувствовал камеру. ¬ театре на тыс€чу двести человек Ч виртуозно владел залом, заполн€€ собой всЄ это огромное пространство.

ќн был уникально универсальный артист.

» при этом абсолютно неприспособлен в бытовом плане. ќн не мог ничего достать, пробить, что было немаловажно в те времена. ќн никогда не пользовалс€ своим именем. Ќе Ђторговал лицомї.

ёра стал народным артистом –оссии в сорок один год, не ударив дл€ этого пальцем о палец. ¬се делалось как бы само собой Ч просто потому, что нельз€ уже было ему не быть Ђнароднымї. ќн столько выдавал на-гора, что люд€м становилось просто стыдноЕ

» что ещЄ интересно Ч он совсем не умел бунтовать. Ђ“ы негод€й!ї Ч этих слов никогда нельз€ было услышать от него. ¬ообще он был не способен Ђзаклеймитьї оскорбительным словом кого-то конкретно. Ќо мог, как романтик, возмущатьс€ несправедливостью. Ёто был большой-большой ребЄнокЕ

 огда Ѕог забирает к себе такого человека в сорок два года Ч это горько. ¬едь аналогов ЅогатырЄву пока нет. ’оть и говор€т, что незаменимых нет, Ч но есть неповторимые.

¬севолод Ў»Ћќ¬— »…

≈му безумно завидовали

Ч √–”—“Ќќ, но у него было достаточно завистников. ≈му безумно завидовали менее успешные коллеги. «авидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был одним из самых богатых актЄров того времени Ч ведь ёра много снималс€ и имел деньги. «авидовали тому, что не могли отдать ему долги. «авидовали его внешне железному здоровью. «авидовали даже тому, что он одинок, а они св€заны жЄнами и детьми, которые посто€нно что-то требуют. ј ёра как бы никому ничего не долженЕ

ќт того, с чем ёра столкнулс€ во ћ’ј“е, он первое врем€ просто приходил в ужас. ќн даже иногда рыдал: Ђя не могу! я не вынесу!ї

—реди мхатовцев, увы, пь€нство доходило до того, что считалось, что не пить нельз€: Ђ то не пьЄт Ч тот продастї.

Ёти спившиес€ актЄры, у которых не было денег, ночами ловили таксистов с водкой, на этом же такси приезжали к ёре с бутылкой, и ёра шЄл расплачиватьс€ и за такси, и за водку! » потом вместе с ними начинал питьЕ

ќн приходил ко мне и плакал, рассказыва€ это.

ќн робел сказать: ЂЌет! Ќе хочу! ѕошли выЕ  акое имеете право?ї

¬ыгнать человека он не мог никогда.

ј бессовестные люди этим пользовались. ќн и так был добрым человеком. ј пь€ным Ч до безрассудства. Ўироко открывал шкаф и отдавал все деньги, какие были, начинал дарить свои вещи, одеждуЕ

Ќелли »√Ќј“№≈¬ј

Ќу на ком женитьс€, мама?

ћјћј очень расстраивалась, что сын никак не женитс€. » часто его наставл€ла.

Ч ≈сли бы € знал, что у мен€ будет така€ семь€, как у теб€ с папой, Ч ни секунды бы не раздумывал! Ќу на ком женитьс€, мама? ¬се пьют, кур€тЕ »ли € захочу порисовать Ч а она скажет: ЂЋожись спать!ї

≈му везло на партнЄрш Ч талантливых, стильных, умных, красивыхЕ

ѕоэтому он регул€рно и неотвратимо влюбл€лс€ почти в каждую из них. Ќа ком только не хотел женитьс€ ЅогатырЄв! ќн обожал ≈лену —оловей, —ветлану  рючкову, ≈катерину –айкину, наконец, признанную красавицу јнастасию ¬ертинскую.

ј маме больше всех нравилась его однокурсница Ќаталь€ √ундарева. ќна советовала:

Ч ёра! ∆енись на Ќаташе! ћне так она нравитс€!

ј он всерьЄз отвечал:

Ч ќпоздал. ”же вышла замуж. ј потомЕ ’арактер крутой: как что не по ней Ч так и вышибет из квартиры.

≈щЄ в ўукинском училище ЅогатырЄв познакомилс€ с Ќадей ÷еликовской Ч младшей сводной сестрой знаменитой актрисы, будущим искусствоведом. ќни стали встречатьс€. Ќо Ќад€ поставила ему условие Ч бросить сниматьс€.

“акой жЄсткий ультиматум ему не подошЄл.

ќни расстались. “ем не менее впоследствии ЅогатырЄв всегда помогал ÷еликовской Ч поддерживал, когда умерла еЄ мать, ухаживал, когда она т€жело болелаЕ

ј штамп в паспорте у него всЄ-таки по€вилс€: он вступил в брак Ч но с другой Ќадей. Ёто была его соседка по общежитию Ђ—овременникаї на ћанежной улице Ќадежда —ера€.

Ѕолеть за других

Ч ѕќƒ–”∆»Ћ»—№ мы с ёрой очень просто. ќднажды, то ли на 1-е, то ли на 9 ма€, все обитатели коммуналки сидели по комнатам и отмечали праздник.

» вот € вышла в коридор по каким-то своим делам Ч сигаретку ли стрельнуть, к телефону ли. » вдруг смотрю Ч стоит ёра ЅогатырЄв и плачет. ”ткнулс€ в стенку и плачет.

ћне стало так страшно!

” человека, должно быть, горе! ќгромное горе!

ј € не могу подойти и спросить: Ђёра, что с вами?ї ћы ведь, в общем-то, незнакомы.

Ќо с какими-то актЄрами € уже дружила и пошла к ним:

Ч –еб€та, там ёра ЅогатырЄв плачет, что-то надо делать.

Ч ќй, не обращай внимани€!

Ч  ак Ч не обращай? ј может быть, у него горе?

Ч ƒа, ёра иногда расстраиваетс€ Ч особенно если выпьет. ” него тогда слезливое настроение. Ќе обращай внимани€.

ј у мен€ болит душа. Ќу как это? ј вдруг ему помощь нужна?

я постучала в дверь (он уже был в комнате):

Ч ћожно?

Ч ƒа, войдите, Ч ответили мне тихим голосом.

я вошлаЕ

ѕосредине комнаты сто€л накрытый стол. —пиной ко мне сидел ёра. √де-то сбоку ещЄ два человекаЕ

Ч –еб€та, к нам пришла дама. ƒоставайте!

Ч Ќет-нет, ничего не доставайте, € на одну секунду. ёра, ради бога, извините Ч € увидела, что вы плачете. » подумала: а вдруг вам нужна кака€-то помощь? Ќе знаю кака€ Ч люба€ помощь. ћожет, просто поговорить.

ќни мен€ усадили за столЕ я сопротивл€лась. ёра насто€л: нет, вы никуда не пойдЄте. » тут € ему фактически объ€снилась в любвиЕ —казала:

Ч «наете, как это страшно, когда такой огромный, красивый, мощный, талантливый человек плачет на твоих глазах и ты не знаешь, чем ему помочь и как его утешить. —тановитс€ не по себе. я, собственно, думала: может быть, вам нужна помощь? ѕосмотрите, какие у вас потр€сающе красивые руки (а у него правда руки были чудные, с золотистыми волосинками), какие огромные плечиЕ

я подбирала слова, чтобы сн€ть неловкость ситуацииЕ «наю Ч любому человеку при€тно, когда ему говор€т хорошие слова, а уж актЄру и подавноЕ

» вот вы€снилось, что ёра плакал в коридоре, потому что проводил плем€нника Ч закрыл за ним дверь и заплакал. ≈му стало жалко мальчика, который училс€ на мор€ка, служил уже на —евере, и ему было там т€желоЕ » поэтому ёра очень расстроилс€ Ч плакал так, как будто у него произошла кака€-то жутка€ трагеди€.

“ак, у ёры всегда про€вл€лась только любовь Ч он с нежностью говорил о маме, о папе, о сестре –ите, о своих товарищах! Ёто ему было дано от Ѕога Ч болеть за других. ѕоэтому он и был таким потр€сающим актЄром Ч всЄ принимал близко к сердцу.

ћы провели с ёрой много дней и ночей за беседами-разговорамиЕ

»ногда бывало так Ч отмечаем в общежитии какой-то праздник, сидим выпиваемЕ –еб€та мне говор€т: ЂЌад€, мы теб€ очень просим Ч это может до утра продолжатьс€. «абери ёрочку к себе, нам ведь завтра на работу. ј тебе на работу не идти. ”веди его, пожалуйста, и будешь его слушать до утраї.

Ђ–одн€ї. —тасик

¬се эти ночные бдени€, слЄзы, переживани€ Ч всЄ это привело нас к близости. » в пр€мом, и в переносном смысле. Ќаши отношени€ зашли далеко и пр€мо в постель.  ак у классика говоритс€: она его за муки полюбила, а он ее Ч за состраданье к ним.

ћы ничего не афишировали Ч даже нашу свадьбу. –асписывались в «ј√—е на ѕлющихе Ч приехали туда на такси. √ул€ли в общежитии. —обралось человек восемь Ч дес€ть. ћы никого не ставили в известность. ѕоэтому многие потом считали, что ёра не был женат.

  нашему союзу € относилась больше с юмором. ’от€ мы были счастливы. ѕравда, недолго, очень недолго.

Ѕыла ещЄ маленькой ¬ар€. ѕри живом папе € не могла объ€снить дев€тилетней девочке, что у мен€ по€вилс€ другой муж.

“ать€на ¬асильевна тогда перенесла т€жЄлую операцию. » € подумала: нужна ли ей така€ невестка Ч с ребЄнком на руках? ѕричЄм ёра хотел ей всЄ открыть, но € настаивала на том, что не надо ничего афишировать.

  тому времени, когда ¬ар€ подросла, наши отношени€ уже как бы снивелировались. я жила теперь в своей коммуналке, ёра Ч на улице √ил€ровскогоЕ

ћы всЄ откладывали Ђна потомї наш съезд Ч когда поставим ¬арю в известность, когда сообщим “ать€не ¬асильевнеЕ ћы всЄ ждали. ¬от ¬ар€ немножко подрастЄтЕ ¬от маму подготовимЕ ¬от-вотЕ

ј потом уже не надо было никого ставить в известность, потому что наши отношени€ сошли на нетЕ

я понимаю: в том, что мен€ считали Ђфиктивной женойї, во многом € сама виновата. ѕосле смерти ёры, на второй день, приехала на улицу √ил€ровского. » увидела его маму в обмороке Ч оказываетс€, у еЄ сына есть жена!  то така€?

“ать€на ¬асильевна говорит: ЂЌикака€ ты не жена!ї я подтвердила: Ђƒа, € Ђфиктивна€ї жена!ї ѕотому что ради ёры не хотела больную женщину ещЄ больше расстраивать.

я поехала, подписала все документы, отказалась от всех прав на имущество, квартиру. ѕопросила только на пам€ть недописанную ёрой картиночку астрологического «ме€. » мне еЄ дали.

Ќадежда —≈–јя

ЂЁто твоЄ Ч и всЄї

Ч √ќ¬ќ–»“№ об этом трудно, это больноеЕ

Ёто св€зано, скажем так, с его нетрадиционной ориентацией. —вою Ђнепохожестьї ёра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звЄзд, которые этим даже бравируют. —ейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываютс€ гомосексуалами Ч это модно, престижно, практично Ч они ведь дружны между собойЕ

ј ёра это Ђоткрытиеї в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненноЕ ќн очень страдал по этому поводу, от того, что он не такой, как всеЕ ѕил, совершал в пь€ном виде вс€кие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдилс€Е Ёто добавл€ло ему ещЄ как бы дополнительный комплекс вины.

Ќо, думаю, дал бы Ѕог ему здоровь€ побольше Ч кончилось бы и его вегетарианство надуманное, и пь€нкаЕ ≈сли бы он сжилс€ наконец со своей, скажем, ЂстранностьюїЕ

Ќо это было сильнее его. Ёто не было ни распущенностью, ни модой, ни чем-то ещЄ, это было действительно отклонение, с которым он пыталс€ боротьс€.

 ак его уговаривала Ќаташа √ундарева: Ђ”спокойс€, да, ты не такой, как все, но это тво€ индивидуальна€ особенность. “ы разве кому-то хуже делаешь? “ы кого-то заставл€ешь страдать?  ому это мешает? Ёто твоЄ Ч и всЄї.

јлександр јƒјЅјЎ№яЌ

„еловек без кожи

¬ ѕќ—Ћ≈ƒЌ≈≈ врем€ он, видимо, чувствовал, что скоро уйдЄтЕ »ногда он звонил мне ночами, в три-четыре часа, и просто рыдал в трубку:

Ч ѕоговори со мной!

я только сейчас понимаю его состо€ниеЕ “огда у мен€ был муж, семь€. ” мен€ было полно друзей. я не чувствовала одиночества. Ќикогда не знала, что такое депресси€. ƒаже осуждала его:

Ч  ак это не можешь вз€ть себ€ в руки?  ак это не можешь совладать с собой?  ак это Ч истерика?

Ќа мой тогдашний характер депресси€ Ч это было баловство.

¬от теперь, когда у мен€ в жизни многое изменилось, когда мы с мужем расстались, € казню себ€ за то, что тогда не понимала ёруЕ » теперь € могу лежать часами и смотреть в потолокЕ » мне тоже хочетс€ позвонить кому-то и выговоритьс€Е ѕотому что нужно, чтобы вокруг теб€ были друзь€, люди, которые теб€ люб€т, понимают, с которыми можно разделить одиночество.

ј ёра был тогда именно в таком состо€нии. ћногие не понимали его страданий, его одиночества: мол, такой известный актЄр! “ак много снимаетс€, играет, зарабатывает!.. „то ещЄ ему надо?

¬едь несмотр€ на большое количество друзей и при€телей вокруг него он был очень одинок и безумно раним. “акой человек без кожиЕ Ѕольшой, добрый, одинокий, ранимый человек, который как бы чувствовал свой ранний уход. ќн нам часто говорил, что рано умрЄтЕ » даже нарисовал могильную плиту, какую хотел бы видеть у себ€ на могиле!

Ќелли »√Ќј“№≈¬ј

≈го успокоили

Ч ¬ ѕ–ќ»—Ў≈ƒЎ≈ћ с ёрой € виню только врачей. я знаю, что в этой ситуации ни в коем случае нельз€ было делать успокаивающий уколЕ ј они сделалиЕ  ак мне сказала сестра: Ђ≈го успокоилиї.

ј его можно было запросто спасти. ≈го, наоборот, нужно было стимулировать.  стати, ёра часто жаловалс€ на боли в сердце Ч и его жалобы оправдались. ¬скрытие показало, что у него было сердце, как у шестидес€тилетнего человекаЕ

ёра мне не раз говорил Ч мол, после моей смерти многие будут ещЄ долго зарабатывать на моЄм имени, на моих картинахЕ

“ак и вышло.

≈го родственники объ€вились только после смерти.  огда ему было плохо Ч никаких родственников р€дом не былоЕ

¬ладимир —“»’јЌќ¬— »…

Ч ” ё–џ было мало друзей. Ќо как только он получал деньги, их становилось неверо€тное количество. “ак и в тот раз. »таль€нский продюсер отдал ЅогатырЄву гонорар за кинофильм Ђќчи черныеї. “ут же в доме по€вились Ђдрузь€ї, и началосьЕ ћоре разливанное!

≈го новый друг —аша ≈фимов, увидев, как побледнел ёра в тот вечер, вызвал Ђскоруюї. Ђ—кора€ї приехала быстро, но, кроме йода и бинтов, на борту машины ничего не оказалось. ¬ызвали вторую бригаду врачейЕ “огда гости ещЄ шутилиЕ

¬тора€ бригада была оснащена по полной программе. Ѕез долгих разговоров огромной иглой ввели в сердце препарат, несовместимый с алкоголем. —мерть наступила мгновенно.

ѕриехавша€ на следующий день из ѕитера сестра увидела разграбленную библиотеку (ёра собирал книги по изобразительному искусству), пустой шкаф: вс€ одежда пропала.

„ерез год покончил жизнь самоубийством —аша ≈фимов. ѕочему? Ёту тайну он унЄс с собой.

—танислав —јƒјЋ№— »…

ёрий Ѕогатырев
јлла 23.07.2006 07:41:12
Ѕезумно жаль прекрасного человека




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:9041
Ћюдмила –уденко
ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14614
ƒэвид Ѕайрон
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13835
Ѕобби ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru