Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей Ѕезруков

   /   

Sergey Bezrukov

   /
             
‘отографи€ —ергей Ѕезруков (photo Sergey Bezrukov)
   

ƒень рождени€: 18.10.1973 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 47 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ћолодежь бросилась читать ≈сенина Ч это ѕобеда!

јктер

ѕервоначально Ч до выхода в свет фильма Ђ≈сенин. »стори€ убийстваї Ч мы собирались предоставить слово прежде всего умудренным жизнью люд€м Ђв летахї, которым есть что сказать и которые всю свою жизнь отстаивали это право: говорить о –оссии, о еЄ прошлом и насто€щем, о великой русской культуре?

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

05.09.2010

≈сть два способа уничтожить человека Ч картину Ч или любое нестандартное €вление. ѕервый способ Ч замолчать, но с фильмом Ђ≈сенин. »стори€ убийстваї этот способ не сработал, молчанием такую картину убить бы уже не удалось. ¬торой способ Ч обычные дл€ такого случа€ Ђгр€зевые ванныї, главное назначение которых Ч во что бы то ни стало свести на нет (если уж не удаетс€ уничтожить) и огромный общественный резонанс фильма, и его эстетическую ценность апробированным с 20-х годов методом советской чекистской критики Ч навешиванием убойных €рлыков (вплоть до Ђфашизмаї и Ђантисемитизмаї), брезгливым пожиманием плеч (фу, как некультурно!) и особым зубодробительным большевистским Ђстилемї, который по сути €вл€етс€ ритуальным разлитием русофобской желчи Ч и уже диагноз по определению.

—ергей Ѕезруков фотографи€
—ергей Ѕезруков фотографи€

ѕоскольку мутна€ волна вокруг Ђ≈сенинаї не спадет еще долго (из-за сильнейшего электрического зар€да в фильме Ч зар€да любви к великому поэту и к самой –оссии, что уже непростительно!), поскольку назначение этой мути Ч свеcти на нет другую волну, несравнимо чистую и мощную (вопреки желчным прогнозам либеральной критики, молодежь бросилась читать ≈сенина!), то мы решили про€снить Ч дл€ себ€ и дл€ читателей Ч многие вопросы. ѕрежде всего Ч позицию главного геро€, актера —ерге€ Ѕезрукова, в новой рубрике ЂЅеседы при €сной лунеї.

ѕри €сной луне что-то про€сн€етс€ в головах и душах Ч и читатели, разумеетс€, помн€т, что именно при €сной луне мучительно размышл€ли о себе, о жизни, о –оссии герои ¬асили€ ћакарыча Ўукшина.

ѕервоначально Ч до выхода в свет фильма Ђ≈сенин. »стори€ убийстваї Ч мы собирались предоставить слово прежде всего умудренным жизнью люд€м Ђв летахї, которым есть что сказать и которые всю свою жизнь отстаивали это право: говорить о –оссии, о еЄ прошлом и насто€щем, о великой русской культуре?

Ќо жизнь распор€дилась по-другому Ч и вместо умудреннного старца беседы при €сной луне мы ведем с очень молодым человеком. ѕочему?

„еловек, так €рко и искренне, наотмашь проживший на экране жизнь ≈сенина, а затем Ч неузнаваемо сдержанно и сильно Ч жизнь »ешуа, человек, играющий легкого, как птица, ћоцарта в спектакле Ђјмадеусї, наконец, человек, объ€снивший нам в ЂЅригадеї, как власть (как бы она ни называлась Ч большевистской или демократической) последовательно загон€ет в подполье самую пассионарную часть русской молодежи, Ч этот человек, выбор которого вполне €сно читаетс€ обществом, может сказать нам всем, здесь и сейчас, нечто очень важное.

»так, луна и диктофон на месте, —ергей Ѕезруков, легкий и веселый, словно только что соскочил с лошади (хот€ где еЄ, лошадь, в театре возьмешь?), в обычной рубашке и брюках с бесчисленным множеством Ђнавороченныхї карманов, за час до спектакл€ про жизнь јмадеуса рассказывает о ≈сенине. –ассказывает? Ќет, заново проживает эту жизнь Ч чужую и свою: читает стихи, молитвы и народные заговоры, письма и воспоминани€ Ч в лицах, сжимает Ч как ≈сенин Ч до боли пальцы в кулак: именно так ≈сенин читал монолог ’лопуши :Ђ—умасшедша€, бешена€ кровава€ муть!ї Ч и именно его интонаци€ живет сегодн€ в интонации и голосе Ѕезрукова. —овершенно неожиданно вы становитесь зрителем другого Ч уникального Ч спектакл€, который существует только в этот момент, и этот неповторимый и искренний спектакль (неслыханна€ щедрость!) нерасчетливо играетс€ пр€мо сейчас, причем дл€ одного зрител€.

ѕальцы, сжатые в кулак, Ч один из характерных жестов актера —ерге€ Ѕезрукова, хот€ внешне он ничем не напоминает кулачного бойца (Ђя - человек мирныйї). ѕочему-то вспоминаешь потом, как Ўукшин говорил о себе:Ђ¬сю жизнь € прожил со сжатыми кулаками?ї

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

“ака€ вот русска€ луна, проливающа€ свет на некоторые наследственные черты мирных, но внутренне особо строптивых русских людей, меченых этой строптивостью, как и Ѕожьим даром, независмо от того, какое, милые, у вас тыс€челетье на дворе.

¬ы сказали однажды, что ≈сенин Ч ваша религи€.

ќчевидно, что ¬ы не принадлежите к тем актерам, кто играет, полага€сь лишь на интуицию Ч авось вывезет, особенно если еще режиссер попадетс€ толковый. Ќевооруженным глазом видно, что за каждым жестом, за каждым взгл€дом вашего геро€ Ч огромна€ интеллектуальна€ работа: так могут играть только знающие. «нание Ч и какое-то особенное, личное отношение к ≈сенину отличает вашу игру. Ёто же не могло на вас свалитьс€ просто так, в один день!

≈сли ≈сенин Ч религи€, то есть вера, значит, этой вере учили в семье, значит, дома этим жили посто€нно, об этом посто€нно говорили Ч значит, существует и кака€-то духовна€ есенинска€ Ђгенетикаї. ћожет быть, ¬ас и назвали в честь ≈сенина —ергеем?

Ч “ак оно и произошло. —ергеем мен€ назвали в честь ≈сенина Ч и в честь деда моего по отцовской линии Ч —ерге€ —тепановича Ѕезрукова. ≈сенин и вправду часть нашей семейной религии, передающейс€ от отца к сыну. ќтец впервые сыграл поэта еще до фильма ”русевского Ђѕой песню поэтї в фильме-опере јгафонникова Ђјнна —негинаї. ќн был первый, если брать историю возникновени€ образа ≈сенина в кино. ѕотом по€вилс€ ≈сенин в исполнении —ерге€ Ќиконенко, хот€ фильм ? спорный, по-коммунистически голубовато-наивный, и кроме гениальной операторской работы ”русевского и потр€сающего внешнего портретного сходства Ќиконенко с ≈сениным там нет больше ничего. » когда мне говорили некоторые из Ђдоброжелателейї: Ђ¬от дескать, какой был ≈сенин! ¬от таким надо его игратьї Ч €, честно говор€, хохотал во весь голос. Ќет, только не таким, друзь€ мои. ƒа и посудите сами,  то может теперь знать, каким был в точности ≈сенин? » кто осмелитс€ это утверждать?!

—уществует ≈сенин советского периода, ≈сенин нашего времени, существует ≈сенин в пам€ти своих родных и близких, в пам€ти потомков и современников. “очный образ вы никогда не сможете определить, ≈сенин у всех будет разный. » говорить также что, что ≈сенин в нашем фильме Ч это как раз тот —ергей јлександрович, каким он был в жизни, Ч тоже неправильно.

≈сенин как и любой гений Ч это космос, это ¬селенна€. ¬от так же, как нельз€ рассказать ¬селенную- точно так же нельз€ расссказать о ≈сенине. “ем более за каки-нибудь 11 серий, четко определенных 52 минутами серийного формата. –ассказать о ¬селенной мы не можем Ч мы можем предполагать, что есть в ней какие-то неизведанные доселе звезды. ≈сть ли они на самом деле Ч мы не знаем. Ќо то, что существует ћлечный путь, и что существует огромное количество галактик, есть бесконечность, Ч это уже доказано.

“ак вот, о ≈сенине можно говорить до бесконечности. Ќо вернемс€ к истории возникновени€ образа в кино, к фильму опере јгафонникова Ђјнна —негинаї..

„то очень важно? Ёто было черно Ч белое кино. ¬ эпилоге ≈сенин уходил, исчеза€, в темноту. Ётот финал был вырезан худсоветом, потому что это было слишком страшно и слишком многозначительно по тем времена Ч за окном были 60-е годы. ”дал€юща€с€ есенинска€ золота€ голова, исчезающа€ в темноте, Ч это был очень сильный кадр?

”ж не поэтому ли в вашем фильме так часто Ч так же, как и у самого ≈сенина, Ч повтор€етс€ рефрен Ђзолота€ головаї (Ђзолота€ розаї) Ч и словесный, и образный?

Ч ћожет быть, и поэтому Ч вы ведь спрашивали о генетике? ќтец был первый, кто сыграл ≈сенина в кино. „ерез 30 лет на экране по€вилс€ ≈сенин в моем исполнении. ≈сли фильм-опера прошла незаметно (как нарочно в параллель по телевизору поставили трансл€ции чемпионата мира по футболу, расчет был верный и точный Ч все смотрели футбол), то сейчас ѕервый канал не поскупилс€ на рекламу. ”молчать подобное событие было просто невозможно.

¬ы похожи чем-то на своего отца? ¬ жизни и в творчестве?

Ч ћой отец Ч натура взрывна€, человек по-есенински смелый и решительный. я горжусь своим отцом Ч это необыкновенно мощный и сильный человек, насто€щий патриот.

√оржусь также и тем, что он никогда ни перед кем не клан€лс€, поэтому и званий у него до сих пор нет никаких, хот€ его актерский стаж давно уже перевалил за 40 лет. ” него одно звание, которое лучше, чем все остальные Ч насто€щий русский мужик.

≈сли, допустим, сравнивать отца и то, каким был ≈сенин в жизни, € бы сказал, что мой бат€ в молодости в какой-то степени похож на наше расхожее представление о ≈сенине. ¬о вс€ком случае, темперамент у него есенинский.

» знаете, что интересно? ћой отец виделс€ Ч реально виделс€! Ч с јвгустой ћиклашевской. ќни познакомились, когда отец работал над ролью в фильме-опере Ђјнна —негинаї. ќтец прочел ей есенинские стихи, а она в ответ: ну, что вы, что вы, —ережа был и ростом меньше, и больше похож на мальчика?≈сенин по воспоминани€м ћиклашевской всегда был тихим и застенчивым. ќн сам сравнивал себ€ с гимназистом, таким и осталс€ в ее пам€ти. Ѕат€, конечно же, с его характером и взрывным темпераментом больше всего напоминает есенинского ѕугачева. ¬от ѕугачев Ч это отец!

Ѕезруков-старший и Ѕезруков-младший Ч мы похожи, и мы разные, но одно мне кажетс€ важным: отец всегда относилс€ ко мне как к личности и воспитывал во мне личность. ќтсюда и гордость Ч мы Ѕезруковы!!!

?с которыми никака€ цензура ничего не сделает?

Ч — ЂЅезруковымиї? ” них руки коротки!(—меетс€)

 стати, задам вам вопрос, которых многих интересует: а кто пробивал этот фильм на ѕервом канале?

Ч  ак Ђктої? я и пробивал!

 ак?!

Ч ƒа очень просто Ч ходил к ним и читал стихи ≈сенина, доказывал, что фильм о нем будет бомбой.

я думала, что вам кто-нибудь помогал, какие Ч нибудь маститые мэтры?

- Ќикто нам с отцом не помогал, мы бились в одиночку. ќбидно правда, что в одиночку.

ј чего вам помогать, когда вы и сами все смогли? ¬озможно, ¬ам и вашему отцу главным образом помогала вера Ч ведь это его заслуга в том, что ≈сенин стал вашей религией, а затем, после фильма, и религией миллионов людей. Ќо если ¬италий Ѕезруков Ч это ѕугачев, что по сегодн€шним временам больша€ редкость, то кто же тогда —ергей Ѕезруков?  ем ¬ы себ€ ощущаете?

Ч я, может быть, больше лирический есенинский герой в жизни Ч больше ранимый, больше сомневающийс€ Чпомните как у ≈сенина? Ђ√рубым даетс€ радость. Ќежным даетс€ печаль?ї —корее всего, мне больше принадлежит та сама€ нежность и печаль, а порой и радость Ч легка€ моцартовска€ радость? € бы добавил еще и озорство Ч не путать с хулиганством! ¬се это Ч те самые качества, которые, € надеюсь, не растрачу с годами. ≈сли соединить характер отца и мой собственный, то вполне может получитьс€ характер насто€щего живого ≈сенина. ¬ поэте уживалось как ни странно два разных человека: бунтарь и тихий и спокойный лирик. ¬торого в фильме, к сожалению, было меньше чем нужно. Ѕунтарь вышел на первый план. ћне же, если честно, по душе спокойный и лирический герой, Ч наверное, потому что € сам такой же?

ѕозвольте заметить, что в сериале Ђ≈сенинї ваша нежность, печаль и легка€ моцартовска€ радость самым непотребным образом сочетаетс€ с драками и пь€ными дебошами. Ќеплохо ¬ы, однако, деретесь Ч при всей своей нежной печали! ј в жизни как дело обстоит?

Ч ¬ы можете не поверить, но в жизни € никогда не дралс€! я ни разу никого не ударил по лицу. я всегда старалс€ как-то все уладить мирным путем?

≈сенин в вашем фильме говорит: Ђя - человек мирныйї. Ёто ваша позици€?

Ч ƒа. Ќу, не люблю € драк Ч хот€ в фильме, как говор€т, их с избытком. ѕорой играешь на сопротивление, Ч как пь€ные загулы, скандалы, которые мне, поверьте, не свойственны. ј в кино надо было передать правду жизни.

—начала эта правда страшно раздражает, но потом вдруг понимаешь, что жизнь ≈сенина, изначально человека мирного, была жестокой дракой Ч за то, чтобы остатьс€ самим собой, за то, чтобы отсто€ть свое право на свою поэзию и свою –оссию, которую нещадно уничтожали Ч и уничтожили, так же, как уничтожили ≈сенина. ќднако в вашем фильме Ч а потом и в нашей реальности Ч ≈сенин вернул себе –оссию! «а это стоит дратьс€ с кем угодно Ч возможно, вот за это он дралс€ Ч и дралс€ хорошо, с азартом Ч наверное, как и в жизни?

Ч ¬ы знаете, есть и така€ реакци€ на драки: ЂЌу и правильно! “акой крепкий парень!ї ƒаже внук ≈сенина, который в целом фильм не прин€л, он единственное сказал о драках: Ђмолодцы! ≈сенин был сильным и крепким в дракахї. “о есть ун€ть ≈сенина, когда он уже разбушевалс€, даже тогда, когда против него были трое или четверо, было невозможно! » он действительно был очень сильный физически Ч вот здесь вы молодцы, сказал нам потомок ≈сенина. ƒа, вот такого ≈сенина и полюбили зрители. Ћегко полюбить сладенькую картиночку, карамельку такую, сладенькую, вкусную! ј вы попробуйте с горчиночкой полюбить!

¬от поэтому в фильме есть всЄ! Ќе показать, допустим, темные стороны жизни, не показать пь€ные загулы, не показать скандалы, не показать любвеобильность —ерге€ јлександровича? Ч тогда невозможно пон€ть многих его стихов. Ќевозможно тогда пон€ть Ђћоскву кабацкуюї: представьте карамельного ≈сенина на всех портретах Ч и потом попробуйте прочесть Ђћоскву кабацкуюї! ƒа вы не сможете сопоставить такого ≈сенина Ч и Ђкабацкиеї стихи, и тем более вы себе не представите „ерного человека. ј знаете, почему? ѕотому что он был еще великолепный актер, гениальный актер! Ч он с легкостью мог изобразить любую позу? я просто преклон€юсь перед его гениальностью и перед его актерским даром.

≈сенин Ч и актер?! Ќаверное, только ¬ы об этом догадались Ч никто никогда об этом не говорил и не писал!

Ч ƒа, ≈сенин был великим актером.

ќн мог так же перевоплощатьс€, как великий актер. ќн мог стать Ћелем на глазах, он реально был трогательным и нежным Ч и в то же врем€ мог быть и грубым, и жестоким.

¬ том всЄ и дело, что в фильме мы показали разные стороны его характера, порой даже не самые лицепри€тные. Ќо без этого невозможно пон€ть ≈сенина, невозможно пон€ть его раздвоени€ личности и его трагедии. Ёто все те самые пласты и глубины подсознани€, которые мы учитыва€ телевизионный формат, просто слегка затронули, но не дали ответа. ¬ фильме огромное количество вопросов. а разбиратьс€ вам, Ч читать, изучать.

Cложилс€ такой штамп: ≈сенин Ч Ђпевец любвиї, а у вас он не просто груб Ч он жесток с женщинами. „его стоит его холодный взгл€д сфинкса, когда он выслушивает очередные упреки Ѕениславской Ч и отвечает ей вполне по-житейски грубо: если € такой плохой, так чего ж ты бегаешь за мной, как собачонка? «начит, не такой уж плохой? ≈сенин груб с јйседорой ƒункан Ч как ¬ы объ€сн€ете эту жестокость человека, который посто€нно нуждалс€ в любви и пил ее огромными глотками?

Ч ƒа, это было Ч и грубость с женщинами, » жестокость. ѕочему? ѕочитайте воспоминани€. ¬спомните сцену с Ѕениславской во второй серии, когда ≈сенин рассказывает о своей семье, о матери. ƒело в том, что мать не любила отца, это факт, с которым даже смирились родственники.  ак такое пережить, скажите? » как тогда после этого относитьс€ к женщинам, к браку, к семье вообще?

Ч „итатель может спросить: а как же тогда знаменитое Ђѕисьмо материї?

Ч Ђѕисьмо материї было обращено на самом деле к бабушке поэта, потому что растила —ерге€ јлександровича бабушка. ћать с отцом не жили очень долгое врем€, хот€ они и не были разведены. ” “ать€ны ‘едоровны был еще один сын, но от другого, не от јлександра Ќикитича ≈сенина, Ч как говоритс€, подгул€ла. » есть даже предание о том, что ≈сенин очень болезненно это переживал и не прин€л своего сводного брата по матери?

ќтец —ерге€ јлександровича был уникальной личностью. ќн был добрый и светлый человек, из кресть€н, но на земле работать не умел. Ёти вот лучистые есенинские голубые глаза Ч это глаза его отца, јлександра Ќикитича. “о, что ≈сенин много читал и с юности был приучен читать Ч в этом заслуга как раз ≈сенина-старшего. “ать€на ‘едоровна была женщина необразованна€, но она, может быть, интуитивно, как человек от земли, от корней русских, чувствовала песню Ч она великолепно пела! ¬еликолепно она чувствовала мелодику стиха, интуитивно понима€, насколько гениальны стихи ≈сенина.

ј вот јлександр Ќикитич ≈сенин, хот€ и сознавал, что без образовани€ Ч никак, в то же врем€ не понимал, что р€дом с ним Ч гений. Ђѕапаша, ведь мен€ и через сто лет читать будут!ї- ведь это реальные слова ≈сенина. ј то, что отец говорил: Ђ“ебе бы лучше волостным быть у насї, Ч это тоже горька€ правда. ѕоэзию сына считал баловством. ƒа еще така€ ситуаци€ в семье Ч мать, котора€ открыто не любит отца!

” мен€ семь€ благополучна€, но, € как актер, попада€ в резонанс со своей ролью, прожива€ жизнь своего геро€, Ч вдруг ощутил жуткую боль, боль за ≈сенина. » в фильме это есть Ч есть и боль, и обида на мать. ќтсюда, как мне кажетс€, и жестокое отношение к женщинам вообще.  онечно, это только мо€ верси€, то, что лежит на поверхности. Ќо гений настолько глубок, что до конца разгадать его очень сложно. —нимаешь один слой, потом другой, потом третий Ч и каждый раз открываешь дл€ себ€ ≈сенина, и дна не видно.

Ч ј € вот думаю о другом Ч о том, что вы сыграли жестокость творческого человека, не говор€ уже о человеке гениальном. “ворческому человеку важно всегда, при любых обсто€тельствах, делать свое дело Ч чтоб выполнить ѕоручение, поскольку дарование есть ѕоручение. ≈го сигнал окружающим Ч будь то женщины, друзь€, близкие люди Ч не оставл€ет им никаких иллюзий: не путайтесь у мен€ под ногами, не мешайте мне делать свое дело! ≈сть ли у вас самого внутри эта жестокость? Ќаверн€ка есть Ч ведь иначе откуда вз€тьс€ этому взгл€ду сфинкса, этой беспощадной холодности ≈сенина в вашем фильме? Ќе все близкие ≈сенину люди были готовы к такому внезапному расставанию и разрыву Ч ведь не все всерьез выучили этот урок ѕушкина: пока не требует поэта к св€щенной жертве јполлон?

¬ы угадали Ч и € это за собой замечаю, не приравнива€ и не сравнива€ себ€ ни с кем.

я Ч актер. ћне волей судьбы и Ѕогом дано быть актером на этой земле. Ќо € замечал порой, что € бывал жестоким с самыми близкими. — родител€ми, например, люб€щими мен€ искренне.

ƒа, есть и такое, и никуда от этого не денешьс€?

ј если уж говорить о гени€х, которых не так уж и много, возьмем Ѕесспорного гени€ Ч јлександра —ергеевича ѕушкина. ќй, как всЄ было не просто в его жизни! ќн был страшен в гневе и €звительно жесток в своих эпиграммах. ≈го донжуанский список Ч его можно как угодно называть, например циничным, Ч чудовищные богохульства в Ђ√авриилиадеї, хулиганские стихи, откровени€, граничащие с пошлостью в письмах, Ч и тем не менее гений!!!! ¬се было! ћожет быть, в этом и есть гениальность? —очетание несочетаемого, света и тьмы, божественного и дь€вольского. » кресть€нский поэт —ергей јлександрович ≈сенин, который, с точки зрени€ многих, писал только о селе и о сене, о коровах, собаках и березках Ч тоже не столь был прост.

ќдаренный божественным поэтическим талантом, он к концу жизни мучительно размышл€л о паƒшем ангеле Ч отсюда увлечение новым поэтическим течением Ч аггелизмом. Ќо коли черти в душе гнездились, значит, ангелы жили в ней! ќн не утверждает, что ангелы жили в душе. ќн ставит перед нами вопрос: друзь€ мои, ну если вы думаете, что € хулиган, скандалист и хам, и что в душе было много черного, Ч а черт не бывает сам по себе, он всегда вступает в противоборство с ангелом! “ам, где по€вл€етс€ ангел, об€зательно по€вл€етс€ черт. Ёто две силы, которые друг без друга не ход€т. ¬ какой-то степени это своеобразный контроль √оспода Ѕога. ќни друг друга контролируют. Ёто ангельский мир Ч а тут же р€дом чертик, который пытаетс€ совратить. Ёто называетс€ борьба за душу. значит, ангелы-то были, да, друзь€ мои! «начит, душа есенинска€ изначально была ангельской, была и осталась! ѕравда, сильно избита€ и Ђизмызганна€ї в борьбе в дь€волом. ¬ фильме это присутствует, особенно в финале Ч душевные муки и борьба темного и светлого в душе поэта.

¬ этой борьбе ≈сенин приходит в храм, к богу. ќн успевает исповедатьс€ и причаститьс€, как русский воин перед т€желым решающим сражением.

¬ы сказали о ≈сенине после последней серии, когда зритель еще не успел перевести дух от потр€сени€, поразительную, парадоксальную вещь: человек ангельского происхождени€ не мог сбитьс€ с пути? „еловек Ђангельского происхождени€ї Ч после стольких скандалов, драк и дебошей?! ѕосле этого стало €сно, что ¬ы знаете о ≈сенине что-то такое, чего не знают все остальные Ч и захотелось немедленно с ¬ами встретитьс€, чтоб вы€снить, что именно знает только —ергей Ѕезруков Ч и больше никто!

Ч «наете, чего мне жаль? Ч что не вошли в фильм молитвы » народны заговоры. я, например, вычитал Ђ«аговор о здравииї. ” мен€ есть книга «абылина Ђ–усский народї, Ч там собраны обр€ды, притчи поговорки? ќдну поговорку, € успел вставить в фильм: Ђ∆ена не рукавица Ч с руки не сбросишь!ї. ј дальше придумал сам: Ђј € вот сбросил Ч и ничего. руке только з€бкої.

ј что еще ¬ы придумали?

Ч ћного чего, но, к сожалению, не все вошло в фильм. —трашно жаль, что не вошел эпизод, когда ≈сенин, порезавшись о стекло первого этажа, куда он провалилс€, говорит в полуобморочном состо€нии:

Ђя помню, бабушка в детстве кровь заговаривалаї Ч и дальше: Ђƒерн дерись, земл€ крепись, а ты, кровь у раба —ерги€, уймисьї Ч и так много раз. ћне этого жалко, потому что это все Ч корнева€ система, корни народные. ≈сенин от корней своих Ч русский мужик, и он все это помнит. »ли, допустим, с по€влением „ерного человека ≈сенин произносит реальный заговор о здравии:

Ђ√осподи, благослови, Ѕоже, во им€ ќтца, —ына и —в€таго ƒуха! —в€тый Ѕоже, светлое красное солнце! ¬капай в мен€, в раба Ѕожьего —ерге€, руда медна, руда железна, руда олов€нна, и заключи, истинный ’ристос, своими божественными устами сердце моеї.

√ениально, да? Ёто насто€щий заговор о здравии Ч и это было дл€ мен€ очень важно! Ќаш ≈сенин все это помнит, и не просто помнит Ч он бережет это в своей пам€ти. Ђ“от ураган прошел, нас мало уцелелої, Ч но он не оторвалс€ от своих корней.

ѕро корневую систему Ч это все пон€тно, про народность тоже ничего не надо объ€сн€ть, хот€ ваш Ђ«аговор о здравииї Чпотр€сающий! Ќо вот что в ≈сенине совершенно необъ€снимо Ч это его изысканность. „его стоит вот это:

Ђѕускай ты выпита другим, Ќо мне осталось, мне осталось “воих волос стекл€нных дым » глаз осенн€€ усталость?ї

Ёто мог бы написать кто угодно, но ≈сенин?! ќткуда эта изысканность чувств и стил€ у Ђкресть€нского сынаї? ј Ђѕерсидские мотивыї? ¬едь ≈сенин попал точно в ритмику ¬остока, в его поэтический резонанс Ч достаточно вспомнить ЂЎаганэ ты мо€, Ўаганэ!ї или Ђѕрощай, Ѕаку!ї, где снова Ч незадолго до гибели великого поэта Ч по€вл€етс€ есенинский образ, похожий на его собственное отражение: Ђ„тоб голова его, как роза золота€, кивала нежно мне в сиреневом дыму?ї

«олота€ роза в сиреневом дыму Ч это ведь тончайша€, изысканна€ живопись!

„ем ¬ы можете Ч если можете Ч объ€снить эту необъ€снимую утонченность? ќткуда она? ¬от это в ≈сенине, русском кресть€нском человеке, и есть самое загадочное!

- ќткуда вз€лс€ денди? ¬ фильме есть момент его превращени€ из Ётакого русского мужика с цилиндром на макушке, бесшабашного гул€ки Ч в человека, который элегантно носит шл€пу, на английски манер, в одной руке держит перчатку, и вполне может и умеет быть лакированным. ¬спомните серию про Ѕаку: Ђ’от€т, чтоб € был лакированным, Ч буду лакированнымї. ј каким он сидит после приезда из-за границы у “роцкого, как он ведет себ€ Ч тонкий, мудрый, умный и осторожно-внимательный!!!

Ч ¬ы думаете, это актерство в нем было?

Ч “о, что он когда-то играл в Ћел€, а потом Ч в денди Ч это, на мой взгл€д, очевидно. ’от€ игра в денди ему безусловно была ближе, он стремилс€ к этому вполне осознанно

—ледовательно, он мог с таким же успехом играть и в —аади, даже не зна€ €зыка, но чувству€ ритм дыхани€ и поэтическую ритмику ¬остока?

Ч Ёто была игра. »гра гени€, игра его гениального воображени€. я убежден в этом и готов повторить: ≈сенин был великим актером. ƒрузь€ мои, прочтите воспоминани€! ≈му нравилось, когда его хвал€т, и когда он читал стихи Ч он понимал, что они гениальны, но искал подтверждени€ этому у окружающих. » когда ему наконец говорили об этом-он платочком промокал себе лоб и Ђудивл€лс€ї с подкупающей робостью и застенчивостью: Ђ ƒа? ƒа?ї. ’от€ прекрасно понимал, что он гений. » ѕушкин это тоже понимал. ≈сенинский дендизм Ч это даже отчасти не просто модна€ игра, а стремление во всем подражать своему кумиру Чѕушкину. ѕушкин носил цилиндр и трость, ѕушкин был аристократ и насто€щий денди.

Ч ј кого все-таки играл ≈сенин на встрече с “роцким?  стати, очень интересно сделана эта актерска€ работа Ч без обличений, но уничтожающе, так же, как роль Ѕлюмкина, особенно в эпизоде, когда “роцкий в €рости Ч никакой родины! никакой –оссии! никакого ≈сенина! Ч топчет сапогами на снегу карту чужой ему страны.

“ак кого играл ≈сенин при встрече с “роцким? ѕростачка? Ћел€? ѕростого кресть€нского парн€, на которого вдруг пролилась партийна€ благодать быстрых на расправу могущественных временщиков?

ћне кажетс€, что вы в этом эпизоде играли далеко не простого и кукольного ≈сенина?

- ≈сенин был увлечен Ўекспиром, поэтому его вполне можно здесь сравнить с русским √амлетом. ќн сравнивает себ€ с божьей дудкой. Ќа которой кстати не каждому дано играть. „ем не монолог √амлета?

¬ы посто€нно говорите о том, что пришлось вырезать Чзначит, от многого пришлось отказатьс€?

Ч  ак вам сказать. ћы сознательно пошли на это.

Ётот фильм Ч продукт ѕервого канала. я снимаю шл€пу перед этими людьми Ч и низкий им поклон, что они за это вз€лись. я оказалс€ тем самым вдохновителем, который уговорил их рискнуть. ј что значит вдохновить людей на то, чтобы они были готовы тратить большие деньги на проект, который изначально не очень-то коммерческий? (как ни странно, все, что св€зано с культурой, не коммерческое). ƒл€ первого канала не было €сно, будет ли Ђ≈сенинї иметь рейтинг или нет. ѕоэтому вырезали очень много стихов, подрезали огромное количество сцен Ч 4 часа материала вырезано, но € за это их не упрекаю. им надо было сделать Ђэкшнї. ј Ђэкшнї, порой действительно необходим хот€ бы дл€ того, чтобы молодежь смотрела бы фильм не отрыва€сь от начала и до конца Ч и это удалось.

ј знаете, почему это удалось? ѕотому что этот русский Ђэкшнї органично лЄг на корневую систему, о которой ¬ы говорили.

Ѕез корневой системы к сегодн€шнему зрителю нечего и соватьс€: нет корней Ч и зрител€ нет?

Ќо одновременно вы вступили на опасную тропу Ч ведь любой зритель после “роцкого и Ѕлюмкина вправе задатьс€ вопросом не только о том, кто убил ≈сенина, но и о том, кто убивал есенинскую –оссию?ј там и рукой подать до нежелательных сравнений с нашей замечательной демократической эпохой.

ѕонимаю, что лично ¬ы как актер и создатели фильма такой задачи перед собой не ставили, но сегодн€шний зритель прочитывает этот политический текст легко, как азбуку, ибо такова вокруг него жизнь?

- ¬идите ли, € человек мирный, € не могу и не хочу всех и всЄ красить в один цвет Ч например, коричневый или красный.

≈сенин сам смотрел на большевиков ?по-разному. ƒа, он писал: Ђћать мо€ Ч родина! я - большевик!ї Ќо есть и его фраза: Ђкоммунизм вы любите больше, чем литературуї. » еще одна: Ђя за советскую власть, но € люблю –усь. » намордник на себ€ не позволю надеть.ї

ќн прин€л революцию, но как благо дл€ –оссии. ќн думал, что это Ч новый виток дл€ ее развити€, но когда увидел, что с ней делают большевики Ч наступило разочарование и страшное переосмысление.

—начала он наивно полагал, что благо будет исходить от “роцкого, но ошибс€.

“роцкого, как мне кажетс€, нельз€ красить в националисты, потому что это был человек вне нации. ќн ненавидел и тех, и других. ќн был сам по себе, он был в этом смысле интернационален. ћог расстрел€ть неугодных русских, а если неугоден единоверец Ч он расстреливал и единоверца. “о, что мешает делу мировой революции, надо стереть с лица земли!  ресть€н невозможно подн€ть на мировую революцию Ч их мы уничтожаем как класс.  ресть€не дл€ “роцкого Ч стадо баранов, тупое и безмозглое быдло. ќни вцепились в свою русскую землю, и с нее уходить никуда не желают: это Ч моЄ, это мо€ земл€! ѕосему подлежат уничтожению. » в то же врем€ “роцкий Ч € хочу это подчеркнуть Ч не был националистом, и это у нас фильме также отмечено.

- —вежа€ мысль.

» русофобом он не был. ≈го и семитом-то назвать сложно, ведь он даже идиша не знал!

- ¬ы что же, всерьез полагаете, что дл€ того, чтобы быть русофобом и ненавидеть –оссию, надо непременно знать идиш? ¬полне достаточно и русского €зыка, чтобы Ђукрощать дураков и зверейї.

Ќо есть мнение, что евреи не считают его своим и презирают его?

Ч ƒумаю, что и в этом ¬ы глубоко ошибаетесь, ибо одна из замечательных черт этого великого народа Ч солидарность, причем солидарность через века и страны, чему русским не грех было бы поучитьс€. «айдите в престижный московский книжный магазин Ч и увидите, что собрани€ сочинений “роцкого наход€тс€ на самом почетном месте.   тому же по отношению к “роцкого наличествует негласна€, но очевидна€ идеологическа€ и политическа€ реабилитаци€ Ч никто не говорит: Ђ–епрессии “роцкогої, хот€ именно он был их законным отцом, но все уже больше 50 лет талдычат только про Ђсталинские репрессииї! ќтличный пиар, доказывающий, что Ђсвоихї нельз€ сдавать ни при каком строе и ни при какой погоде. Ќо “роцкому надо отдать должное: этот человек был одержим грандиозной идеей, хот€ и зловещей. ≈го иде€ звучала мощно Ч Ђћы на горе всем буржу€м мировой пожар раздуемї, Ч а не была убогой воровской мечтой Ђвсе украсть, что еще можно украсть в этой стране Ч и свалить за границуї?

Ч ѕро него многие говорили, что он не любил народ вообще, счита€ его баранами. ќн пламенно любил мировую революцию и любил себ€ в этой самой революции? ѕоистине Ч слишком сложна€ и неоднозначна€ даже дл€ поверхностного воспри€ти€ личность.  ак впрочем и —талин. ќн тоже считал народ стадом. “енденци€, однако.  стати, в понимании позиции ≈сенина в тот сложный дл€ страны политический момент оп€ть же допущена неточность, и все из-за пресловутого сокращени€, Ђэкшенаї

¬ финальной серии вырезали очень важную фразу- на вопрос “арасова-–одионова: Ђ“ы думаешь, —талин и  иров лучше?ї (»меетс€ виду Ч лучше “роцкого,  аменева и «иновьева.) ≈сенин отвечает: Ђя не знаю, что будет со мною? ћожет в новую жизнь не гожусь, Ќо и всЄ же хочу € сталь-но-ю ¬идеть бедную, нищую –усь.ї Ёто мое собственное открытие Ч Ђ—тальна€ –усьї. ћожет быть, ≈сенин имел в виду —талина? ¬прочем, это только догадки, но дело не в этом. —уть в том, что ≈сенин выбирает не просто сильных покровителей Ч он выбирает будущее дл€ –оссии, наде€сь увидеть Ђбедную нищую –усьї стальной. Ќе дл€ себ€ выгоду искал, а дл€ –оссии. ¬едь совершенно другой смысл, правда? ’от€ при том же —талине ≈сенину все равно светил бы √”Ћј√ или 10 лет без права переписки Ч иными словами расстрел.

- —о —талиным давно следует быть поосторожнее Ч поскольку именно этим именем нас зомбируют уже полвека, сделав почему-то именно его единственным злодеем всех времен и народов. Ќо если в Ђћастере и ћаргаритеї ваш »ешуа прощает Ч вместе с ћастером Ч прокуратора »удеи, а сам Ѕулгаков в какой-то мере прощает —талина, то и нам всем не грех вырватьс€ за круг упорно внедр€емых штампов, внедр€емых именно сегодн€ с далеко идущей политической целью. » если, слава Ѕогу, в вашем ≈сенине таких штампов нет, то, мне кажетс€, их не должно быть и в вашем воспри€тии политического мира, вчерашнего или сегодн€шнего?

ј ¬ы попали в этот мир, хотели ¬ы того или нет, причем попали в мир сегодн€шний?

Ч  ак ≈сенин Ч попал в политическую воронку?¬едь сказал же ему ƒзержинский: Ђ—мотрите, ≈сенин, не попадите в политическую воронку, из которой вам уже не выбратьс€ї. ¬ы считаете, что € тоже в нее попал?

Ч ѕоэтому полезно знать, что это за воронка, причем дл€ всей –оссии. —егодн€ на всех углах ритуально, как о погоде, политики и Ђпредставители интеллигенцииї запросто говор€т о том, что –осси€ Ч это Ђфашистска€ странаї, что в –оссии вовсю процветает Ђрусский фашизмї и Ђантисемитизмї Ч так что ≈сенина и сегодн€ еще не поздно сделать фашистом, как в 20-х годах, причем без вс€кого ќ√ѕ”. —ледовательно, со времен “роцкого, как видим, принципиально ничего не изменилось?

Ч ћогу показатьс€ наивным оптимистом, но думаю, не все так уж плохо. ѕо крайней мере решение проблемы должно идти только мирным путем, никакой агрессиии. ¬ это, как мне кажетс€, мне сродни ≈сенин. ¬едь недаром в фильме говоритс€ о том, что его т€нули в свою сторону и коммунисты, и националисты. ј ≈сенин, будучи человеком мирным, осталс€ верен своей интуиции, своим мысл€м о –оссии. Ёто очень тонка€ грань. мн€ тоже к великому сожалению, пугает, сегодн€шн€€ тенденци€: когда человек говорит о россии, о русски, Ч это сразу вызывает неадекватную реакцию: его тут же записывают в фашисты, расисты, и т.д?

—уществуют в обществе разные настроени€ Ч есть антисемиты, есть шовинисты, есть русофобы, есть русофобы, есть юдофобы, есть сионисты. Ќо есть и русские патриоты, которые никоим образом не относ€тс€ ни к тем, ни к другим, ни к третьим. Ќо у них также болит душа за свой народ, за –оссию, но им приход€тс€ помалкивать, потому что их высказывани€ могут быть неправильно истолкованы. —егодн€ даже Ђрусскийї произносишь с огл€дкой: как бы никого не обидеть, не ущемить чьи-нибудь права

Ч ј почему, собственно? „его нам бо€тьс€ в своей собственной стране, к тому же в эпоху беспредельной демократии? „ай, не Ђсталинский режимї Ч откуда же эти жесткие демократические табу, то есть, по сути, негласна€, но мощна€ цензура над всем обществом? Ќо, может быть, ¬ам и не следует задумыватьс€ над этими опасными вопросами?

Ч Ќельз€ все делить на черное и белое, а надо попытатьс€ разобратьс€, что есть в черном и белом. ¬ черном есть белое, а в белом есть черное!

ѕри всех этих оттенках дл€ нас в фильме было важно, чтобы в е ≈сенин предстал именно насто€щим патриотом, а не националистом..

¬от почему в фильме € придумал фразы Ч действительно это мои фразы, собственные, которые должны были попасть под нож, € просто отсто€л их! € просто сказал, что без них € не буду озвучивать фильм!

Ђя одного не могу пон€ть, почему мою любовь к –одине всегда с национализмом смешивают Ч это разные вещи. я не против народов, живущих в –оссии, € против тех, кто –оссию уничтожает, убивает русскую культуру. ¬от здесь € буду дратьс€ Ч зубами грызть буду!ї Ч говорит ≈сенин. «десь сразу становитс€ пон€тно, что такое патриот.

ћне кажетс€, что весь ≈сенин был именно в этом! и не состо€л он в Ђордене русских фашистовї.

Ч ¬от здесь в вашем фильме был допущен очень серьезный политический прокол: как-то Ђлегкої прошла фраза об Ђќрдене русских фашистовї, никак воврем€ не откомментирована€. Ћюди, которые не знают эту историю, могут подумать, что так назвали себ€ сами ганинцы Ч следовательно, поделом их расстрел€ли! ћежду тем так русских патриотов назвали в ќ√ѕ” Ч но как об этом может догадатьс€ обычный зритель? ј ведь расстрелом √анина ≈сенин был потр€сен: он увидел в этом недвусмысленную угрозу себе самому?

Ч ƒа, действительно в ќ√ѕ” завели дело Ђќрден русских фашистовї, по которому расстрел€ли 14 человек. » √анин действительно написал Ђћанифест русских националистовї, который должны были переправить в ѕариж. » то, что в этом манифесте кроме боли за –оссию не было ни оголтелого шовинизма, ни национализма Ч это тоже факт неопровержимый.  ому-то в √ѕ” было выгодно извратить идею и превратить их в банду кровавых террористов. √анинцы призывали к борьбе против большевиков-марксистов. ѕонимаете Ч марксистов!

ƒумаю, что немногие сегодн€ осмел€тс€ хот€ бы частично перепечатать или озвучить этот Ђћанифестї ?

Ч ¬читыва€сь в него, мы видим абсолютные реалии того времени. Ќе секрет, что натворили пришедшие к власти большевики, из которых действительно больше половины были инородцы, чуждые –оссии люди! ƒа и в „  в то врем€ набирали худших представителей национальностей Ч русских, кавказцев, евреев, латышей. —реди них было очень много сексуальных мань€ков, откровенных садистов Ч этого даже Ћуб€нка не отрицает. ƒаже там согласны с тем, что в первые годы работы Ђчрезвычайкиї туда шли работать Ђбольныеї люди Ч какой здоровый нормальный человек выдержит красный террор? —кладываешь все эти обсто€тельства воедино, и создаетс€ действительно впечатление страшного мирового заговора против –оссии с целью ее уничтожить. —ильна€ –осси€ никому не желательна, она составл€ет огромную конкуренцию всем мировым странам. ћировой капитал нашел замечательный способ просто напросто от нее избавитьс€ Ч они решили: мы дадим им деньги, и эти реб€та сами сделают все, что нужно. —пособ не гуманный, но уж больно действенный Ч революци€ в отдельно вз€той стране! Ётот способ кстати и сейчас здорово работает, правда носит он теперь другой, оранжевый оттенок.

≈сенина потр€сла расправа с тамбовскими кресть€нами Чведь на его глазах уничтожалась его родина, кресть€нска€ –осси€ ?

Ч Ёпатаж с сеном, который € придумал, по€вилс€ не просто так. ≈сенин написал Ђѕугачеваї, где он зашифровал восстание тамбовских кресть€н. ¬ “амбове от голода люди ели сено. √олод там был, поэтому и вспыхнуло восстание, который “ухачевский подавил по приказу “роцкого. —трашно подавил. ∆утко. — такой дикой и чудовищной резней. » ≈сенин в ответ на это пишет Ђѕугачеваї: Ђ ¬ы с ума сошли! ¬ы с ума сошли! ¬ы с ума сошли!  то сказал вам, что мы уничтожены?? Ќеужели пришла пора? Ќеужель под душой так же падаешь, как под ношей? ј казалось? казалось еще вчера?ƒорогие мои? дорогие? хор-рошие?ї

Ётот фрагмент в угоду динамики вырезали, поэтому зрителю и не€сно, отчего вдруг по€вилс€ эпатажный эпизод с сеном. —ено Ђродилосьї от того, что, Ч друзь€ мои, там, пардон, жрали сено, а здесь, в Ђ—тойле ѕегасаї, Ч вы сытые и довольные. “еперь вы тоже будете жрать сено, как жрали его в “амбове обезумевшие от голода кресть€не?

Ч –оссию убивали так же, как ≈сенина: загон€€ в угол. ” ћандельштама есть страшна€ фраза: Ђ» мен€ только равный убьетї. » когда приближаешьс€ к финалу вашего фильма, к финалу жизни ≈сенина, который в юности читал стихи царской семье, вдруг думаешь: Ѕоже мой, ≈сенина уничтожил убогий Ѕлюмкин Ч так же, как царскую семью уничтожил мстительный убогий ёровский Ч так же, как –оссию уничтожали неоднократно духовно убогие, мстительные мань€ки и бандиты! ¬сегда находились товарищи, которые превращали –оссию в Ђ—трану негод€евї.

Ќо запоминаетс€ и то, как ваш ≈сенин говорит ћариенгофу:Ђ ј € теб€ съем!ї

- ќн действительно так говорил, а ћариенгоф отвечал: Ђя не  расна€ Ўапочка, а ты не серый волкї.

» тем не менее ≈сенин все-таки Ђсъелї этих Ђмерингофовї Ч от них и следа не осталось, разве что в примечани€м к его стихам. ћожет быть, и –оссии так повезет? Ќо пока она уничтожаетс€ так же, как в 1918 году Чпланомерно, нагло, безнаказанно, а вместе с ней уничтожаетс€ и молодежь.

Ч Ќет, € не согласен, не все еще потер€но.

Ќе соглашайтесь Ч так интересней Ч хот€ это вещи очевидные?“ак вот, вдруг в этой ситуации, совершенно безнадежной, по€вилс€ фильм Ђ≈сенинї! » в нем Ч живой ≈сенин: драчливый, и пь€ный, и гениальный, и м€тущийс€, и знающий, что его хот€т убить, и бесшабашный на краю гибели, и сопротивл€ющийс€, и нежно люб€щий –оссию, Ч словом, свой, родной!

Ч я хотел добитьс€ этого. „тоб каждый, кто видел фильм, сказал: Ђј теперь € сам хочу почитать ≈сенина!ї

» вы этого добились Ч вы фактически вернули ≈сенина в –оссию, а –оссию Ч молодую –оссию! Ч повернули к ≈сенину. ¬ы совершили невозможное: молодежь, котора€ за последние 10-15 лет вообще перестала читать, бросилась к ≈сенину! ј потом и к Ѕулгакову: в метро Ч сама видела! Ч крута€ Ђметаллическа€ї девушка с кольцом в носу читала Ђћастера и ћаргаритуї, хот€ метро дл€ постижени€ »ешуа, надо полагать, не самое подход€щее место, но пути искусства неисповедимы?

Ќапрашиваетс€ парадоксальный вопрос: помогла ли вам снова завоевать молодежь аудитори€, уже завоеванна€ ЂЅригадойї?

Ч я молодой человек, человек который боретс€ за молодую аудиторию. —ейчас мне позвонили из »ваново мои при€тели Ч у них дочке 10, а парню 14, и они стали с упоением читать ≈сенина. Ёто так! —оздава€ фильм, мы действительно ориентировались на молодежь, вот на ту самую большую аудиторию, котора€ в свое врем€ посмотрела ЂЅригадуї.  то Ч то скривит лицо и скажет: фи, как это можно? ƒа, можно и нужно, друзь€ мои! Ёто огромна€ аудитори€, из которой по статистике 40 процентов же практичеки ничего не читает! ј ведь это поколение российской молодежи, наше будущее. ќтвлечь от компьютера Ч великое дело, и мы сделали это. “олько на сей раз героем стал не —аша Ѕелый, а великий русский поэт —ергей ≈сенин! ¬се начали читать ≈сенина. »х не удовлетвор€ет учебна€ программа, потому что учител€, естественно, делают свои купюры и подвергают ≈сенина своей редактуре.

 огда спрашиваю: вы читали Ђ—трану негод€евї? Ч все делают безумные глаза: кака€ Ђ—трана негод€евї?  ак, вы даже не знаете, что была така€ поэма Ч Ђ—трана негод€евї? ј как же вы можете размышл€ть на тему о том, что ≈сенин был политически безграмотным и писал только о лошад€х и о коровах, в общем, был просто деревенским кресть€нским поэтом. ƒрузь€, вы почитайте Ђ—трану негод€евї Ч и вы поймете, что он разбиралс€ в этом не хуже нас сегодн€шних. » что он прекрасно знал всего Ўекспира, и то, что он много закодировал в своем призведении из Ђ√амлетаї:

√амлет восстал против лжи,

¬ которой варилс€ королевский двор.

Ќо если б теперь он жил,

ќн был бы бандит и вор.

Ёто новый современный √амлет, который по€вл€етс€ в 23-м году в —тране негод€ев. Ѕандит Ќомах, блондин 28 лет, Ч как описывает его сам ≈сенин.

Ќу, чем не лидер"Ѕригады"в 93-м?  стати сказать, на “¬ параллельно Ђ≈сенинуї в эти же дни шла ЂЅригадаї Ч видимо, дл€ того, чтобы этим нагл€дным сравнением вашего ≈сенина уничтожить или принизить. Ќо эффект получилс€ совершенно неожиданным Ч стала €сна суть русского человека из Ђподполь€ї! ¬ 20-х годах туда загон€ли Ђфашистаї √анина и самого ≈сенина, в 90-х годах Ч самую активную русскую молодежь: вот такой Ђэкшнї Ч исключительно в виде криминала Ч ей оставалс€ после победы демократии.

я помню как ¬ы сами сказали: € мечтаю сн€ть фильм о ≈сенине, но чтоб заработать деньги, € должен был сн€тьс€ в ЂЅригадеї (!).¬от самое четкое определение нашего времени! ¬ ЂЅригадеї молодые пассионарные люди загнаны в подполье, в угол Ч и вр€д ли кто из них прорветс€ куда-нибудь еще, условно говор€ Ч Ђк ≈сенинуї.—егодн€ общее ощущение у насто€щей русской элиты, у молодежи, у народа в целом Ч одно: что все мы живем в подполье и что надо куда-то прорыватьс€. ¬от ≈сенин и прорвалс€Е

Ч ƒа, молодежь восприн€ла этот фильм как прорыв Ч и, безусловно, сыграла свою решающую роль ЂЅригадаї. ј фильм Ђ≈сенинї стал прорывом оп€ть же благодар€ упорству главного вдохновител€, привившего мне любовь к ≈сенину Ч моего отца

», что бы ни писали критики, люди говор€т Ђспасибої. √де бы € ни по€вилс€ Ч подход€т разные люди и говор€т: Ђ—пасибо за ≈сенинаї.

ј молодежь Ч это восторг!

ћолодежь бросилась читать ≈сенина Ч это ѕобеда! Ёто ѕобеда, друзь€ мои?

ћногим это, конечно же, непри€тно, успех граничит с ненавистью и завистью. » злобы много, и откровенной непри€зни хватает. Ќо этой злобы было полно и во времена самого ≈сенина. ¬спомните, как его уничтожали. ƒурна€ слава, сплетни. Ђќткуда же беретс€ эта злоба? –азве € такой человек, которого можно ненавидеть?ї Ч это слова ≈сенина. «начит, злоба была. » брань была, и злоба, и агресси€, и зависть?Ќо народ-то его всЄ равно любил и любит! «а то, что он был искренним и насто€щим. ≈сенин Ч насто€ща€ русска€ душа..

„то касаетс€ молодежи?ѕочему € говорю, что образ —аши Ѕелого во многом мне помог? ѕотому что колоссальный рейтинг Ђ≈сенинаї подтвердил, что фильм смотрит та сама€ молодежь, те самые пацаны, которые мне после Ѕелого уже довер€ют! ≈сли Ѕезруков говорит так Ч значит, так. ќн отвечает за свои слова, мы ему верим. ≈му интересен ≈сенин, и это не просто так. ќни полюбили Ѕелого, и они полюбили ≈сенина.

≈сенина в драках, ≈сенина пь€ного, ≈сенина, не похожего на чистенького Ћел€?

Ч ƒа, через этот катарсис надо было пройти. ¬ противном случае, был бы другой упрек Ч ну что же вы так, мы же знаем, каким был ≈сенин, вс€кого в его жизни хватало. «начит, испугались показать правду-то, струсили блин. Ќет, дорогие мои, не струсили, в этом все и дело. ћолодежь трусов не любит. ћы не струсили Ч поэтому и доверие к нам большое.

Ѕлагодар€ вот этой бомбе, которую мы взорвали, благодар€ взрыву общественного мнени€, все заговорили о ≈сенине. Ёто и важно! √оворите! —порьте! “олько таким образом можно реанимировать жизнь человека!

я надеюсь, в ближайшие сто лет разговоры о ≈сенине уже не стихнут.

Ѕудет следующий юбилей ≈сенина Ч оп€ть покажут картину, оп€ть будут разговоры. Ёто тот самый электрический разр€д, как говор€т реаниматологи. ≈сть момент, когда мы запускаем сердце заново. ќно уже практически остановилось. ≈го запустили заново Ч оно стало битьс€.

¬ последнее врем€ редко кого так живо интересовал поэт ≈сенин. ј сейчас нова€ волна взбудоражила человеческие умы. ≈сенин, оказываетс€, актуален, он тоже герой нашего времени! ѕо€в€тс€ новые статьи, новые эссе?

Ќо гораздо важнее, что читают его самого!

Ч я рад одному: всплыла, конечно, и муть вс€ка€, будут, наверное, переиздавать и советские тенденциозные Ђтрудыї, но будут изданы и серьезные исследовани€ последних лет. Ѕлагодар€ оп€ть же нашей бомбе, € уже видел, что переизданы книги, которых сегодн€ на полке не найдешь Ч и которые легли в основу нашего расследовани€, точнее Ч версии.

» знаете, что вы€снилось? „то, к великому сожалению, интеллигентные люди тоже бывают безграмотны. я хваталс€ за голову: мы сделали этот фильм дл€ простых людей, дл€ народа, но оказалось, что и интеллигентные люди, многого не знали о ≈сенине!

—ледовательно, труды исследователей, стрем€щихс€ донести правду о гибели —ерге€ ≈сенина, согласных с нашей версией, не пропали даром. Ёто огромна€ помощь всем им.

» это Ч ѕобеда. Ќаша обща€ ѕобеда. ∆аль только, что до неЄ не дожил Ёдуард јлександрович ’лысталов. ¬едь это его расследование вз€то за основу фильма, это ведь его образ выведен в герое јлександра ћихайлова.

ћы реанимировали русскую тему в нашем кино, мы заставили битьс€ заново сердце ≈сенина, вызвав тем самым огромный общественный интерес!

» € убежден, что сейчас в  онстантиново ход€т толпы молодежи, которую просто тр€сет. я представл€ю, как они подход€т к дому ≈сенина и говор€т: Ђѕомнишь, там, в кино, он выходит Ч вот оно, крыльцо!ї Ч Ђѕогоди! ќн выходил с другой стороны крыльца! ј где этот двор? ћне важно!ї Ч Ђ—охранилс€ только дом, а вот этого крыльца нет во дворе.ї Ч Ђ—лушай, а потом он пошел к церкви, а где батюшка жил?ї Ч Ђѕомнишь, он в окно лезет к  ашиной?ї

ќни достали, наверное, местных жителей и вс€ких Ђведовї, когда спрашивают их по фильму, но это живой интерес! Ђќн увидел церковь. ј помнишь, как там, вот эти вот луга?ї Ч Ђќй, он где сидел?ї Ч ЂЌу вот с€дь здесь! “ы же смотрел кино! ¬от, вот этот ракурс! “очно! ¬он там церковь. ќн сидел вот здесь!ї

я убежден, именно так все и происходит, что так оно и есть.

Ёто феноменальный эффект Ч эффект присутстви€ в нашей жизни живого ≈сенина, когда русска€ истори€ и русска€ культура сейчас забыта или искажена до неузнаваемости, а вот фильм вернул народ к живой истории и живому ≈сенину. Ќо ¬ы не обольщайтесь: ¬ам еще достанетс€ за возвращение русского гени€, которого многие, как на известной картине, не ждали. Ќикто не ждал, что ваш ≈сенин вернет себе –оссию! Ч а такие подвиги даром не проход€т. ƒумаете, ¬ы вышли из бо€ Ч и все?

Ч ћне нравитс€, когда камень€ брани лет€т в мен€ как град рыгающей грозы?» все это необходимо дл€ того, чтобы €рче гореть.

–озу белую с черной жабою € хотел на земле повенчать Ч вот что мы хотели сделать в нашем фильме! –озу белую Ч это душа есенинска€ Ч с черной жабой злослови€, зависти, житейской мретью! Ќам пришлось показать и житейскую мреть, и этот быт, и огромное количество романов, драки, белую гор€чку Ч все, все!

ƒа, не удалось вам повенчать розу белую с черной жабой, как не удалось повенчать живого ≈сенина с сегодн€шней Ђзоологическойї критикой?

Ч ѕусть не сладились, пусть не сбылись эти помыслы розовых дней? нашей подготовки к этому проекту после моих вдохновенных монологов ѕервому каналу, когда € играл все сцены, когда € читал перед ними ≈сенина, когда € убеждал всех, что это гениальна€ тема, что, друзь€ мои, это будет огромный скандал! я тогда еще это сказал, когда самого фильма еще в помине не было. » —ветлана ѕетровна ≈сенина, плем€нница поэта, сказала мне: Ђѕриготовьс€, будет бой!ї Ч даже она сказала об этом. ќна смотрела часть материала, осталась недовольной толко пь€ным ≈сениным и обилием драк Ч в остальном ей все понравилось. Ќо она тогда еще сказала: Ђѕриготовьс€! “еб€ будут за него бить и уничтожатьї.

» вы приготовились к бою?

Ч я ничего не боюсь.

¬ы счастливы? ¬едь ¬ы сыграли ≈сенина, потом Ч »ешуа, ¬ы говорили голосом ћастера, ¬ы сегодн€ нарасхват, но главное, наверное, все-таки ≈сенин? ¬ы всЄ сказали в фильме, что хотели сказать?

 онечно, не все, нельз€ объ€ть необъ€тное. Ќо € был искренен в том, что € делал. я прожил эту жизнь. ѕолтора года € жил ≈сениным, у мен€ душа болела по-есенински, € мыслил по-есенински, € говорил по-есенински. » эти мои кудри золотые благодар€ стилисту были насто€щие, а не парик, и отношение ко мне было на съемочной площадке насто€щее. Ќа мен€ гл€дели как на живого ≈сенина. Ёто потр€сающе просто, когда вс€ группа живет тем, что происходит в кадре!  огда все, кто имел отношение к фильму, жили моим героем.

“ак у мен€ получалось, что € приходил на съемку самый первый Ч € гримировалс€ самый первый Ч € одевалс€ самый первый Ч и € выходил на площадку Ч и с папиросиной в зубах начинал обсуждать предсто€щую сцену с режиссером. »горь «айцев замечательный мастер, но у него всегда было свое видение ≈сенина, свой взгл€д. ћы много и подолгу спорили, придумывали, обсуждали. » порой он отступал. я ему говорил: Ђ“ы понимаешь, что мне нужно высказатьс€? ƒетектив детективом, но ≈сенин был личность, он был поэт. ƒай ему высказатьс€!ї

ќн хваталс€ за голову и говорил:"ƒа пожалуйста! „то € вообще запрещаю? —идит передо мной живой ≈сенин и говорит: Ђƒайте мне высказатьс€! ƒайте мне сказать, что у мен€ наболело! ƒайте!ї

я счастлив. я абсолютно искренне плакал после заключительного съемочного дн€, когда вдруг почувствовал боль Ч оттого, что € больше никогда не буду ≈сениным, с этой самой золотой головой! я стиснул свои кудри, сижу, сжимаю их до боли и понимаю: вот и все. ¬се закончилось и больше никогда не повторитс€. ¬се?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru