Людибиографии, истории, факты, фотографии

Наталья Белохвостикова

   /   

Natalia Belohvostikova

   /
             
Фотография Наталья Белохвостикова (photo Natalia Belohvostikova)
   

День рождения: 28.07.1951 года
Место рождения: Москва, СССР
Возраст: 69 лет

Гражданство: Россия

Барышня и хулиган

Актриса

Как могут быть "общими" воспоминания? Наверное, не могут -- каждый видит и помнит свое. Но когда люди 30 лет вместе -- на съемочной площадке и дома, 24 часа в сутки, -- странно было бы вспоминать отдельно друг от друга. Благодарим издательство "Центрполиграф" за разрешение опубликовать фрагменты книги соавторов-супругов "В кадре".

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

07.04.2005

Владимир Наумов

На вопрос, сколько лет нужно, чтобы обучить кинорежиссера, Сергей Эйзенштейн ответил: триста лет. В послевоенные годы ВГИК был полон вернувшимися с фронта солдатами и офицерами: Басов, Чухрай, Озеров, Бондарчук, Ростоцкий... Были и "статские рябчики", вчерашние десятиклассники: Параджанов, Хуциев, Рязанов, Кулиджанов, я. Наш учитель Игорь Савченко называл нас "конгломератом безумствующих индивидуальностей". Мы снимались у него в массовках. Однажды на съемках "Тараса Шевченко" разразился ураган. Через полчаса он стих, и Савченко крикнул: "Алов и Наумов, тащите гроб". Так я впервые услышал наши две фамилии произнесенными вместе...

Реклама:

Наш первый фильм ("Тревожная молодость") -- романтический, светлый, озорной. Но уже второй ("Павел Корчагин") вызвал бурю возмущения: "А так ли закалялась сталь?"

Наталья Белохвостикова фотография
Наталья Белохвостикова фотография

Бросьте вы этот ваш "мрачнизм", -- говорил симпатизировавший нам Пырьев.

"Мир входящему" тормозили уже по другой причине.

Наталья Белохвостикова фотография
Наталья Белохвостикова фотография

Положительный герой должен быть более привлекательным, -- убеждала нас Фурцева. И наконец открытым текстом: -- Актер Рыжов, играющий вашего майора, очень похож на товарища Хрущева!

Расправились с фильмом жестоко: было напечатано мизерное количество копий, он был запрещен для показа в армии ("Это оскорбление нашего оружия!") и по телевидению. Но изруганный, истерзанный фильм на кинофестивале в Венеции был назван "абсолютно лучшим" (при Сталине ничего подобного произойти не могло!) Именно после этого меня назначили художественным руководителем Творческого объединения киностудии "Мосфильм". Тарковский пришел с идеей "Рублева" -- переговоры состояли буквально из трех слов:

Наталья Белохвостикова фотография
Наталья Белохвостикова фотография

Сумеете пробить?

Лучшие дня

Николай Панин-Коломенкин
Посетило:8184
Николай Панин-Коломенкин
История первой откровенной сцены
Посетило:3167
Хеди Ламарр
Самый татуированный человек в мире
Посетило:3051
Лаки Даймонд Рич

Да.

Наталья Белохвостикова фотография
Наталья Белохвостикова фотография

Мы сдержали слово, хотя сопротивление было страшное. Пробили и "Солярис", и "До свидания, мальчики" Барнета, и "Время, вперед" Швейцера, и "Июльский дождь" Хуциева. Для запуска фильмов применялись всевозможные уловки и обманы: метод "удава", "зайца", "ящерицы" (оставить хвост, то есть пойти на мелкие уступки, чтобы сохранить картину). А наш "Скверный анекдот" был запущен в производство исключительно благодаря невежеству начальства. Оно просто не читало рассказа Достоевского и не знало, о чем там речь. "Ну, слава Богу, пусть эти ("эти" -- мы с Аловым) снимут анекдот, а не лезут в серьезные государственные дела". Опомнились они, когда фильм был уже готов. Набитый до отказа просмотровый зал, накаленная атмосфера... Генрих Белль сказал нам в кулуарах:

Фильм закроют. Выпустят лет через двадцать. Если это произойдет, считайте, что в вашей стране наступила демократия.

Западногерманский писатель ошибся на два года. Саша Алов до премьеры не дожил. А выход "первой жертвы массовой киноказни 60-х годов, первенца полки" на экраны и в 1987 году сопровождался оживленными спорами и даже бранью. Что же говорить о 60-х! "Бег" -- первая в стране попытка экранизации опального Михаила Булгакова -- потребовал трех лет только на "пробивание". Наконец началась счастливая работа. Литературный консультант, вдова писателя Елена Сергеевна, умела создать ощущение "присутствия" автора. Иногда, посмотрев материал, она говорила мне:

Наталья Белохвостикова фотография
Наталья Белохвостикова фотография

Нет, Володичка, этот эпизод надо поправить.

Наталья Белохвостикова фотография
Наталья Белохвостикова фотография

Но почему? Вчера он вам нравился!

Наталья Белохвостикова фотография
Наталья Белохвостикова фотография

Михаил Афанасьевич так решил, сегодня ночью. (Муж часто снился ей, и она придавала этому особое значение.)

Наталья Белохвостикова фотография
Наталья Белохвостикова фотография

Когда картина была готова, Булгакова пригласила нас назавтра к себе на обед. Я провожал ее до такси.

Володичка, а почему вы в траурной рубашке?

Что вы, просто черная рубашка.

Нет, траурная.

Последние слова, которые я слышал. Утром позвонили: умерла... И на фильм навалилась цензура. Нас обвиняли в сочувствии белогвардейцам, в том, что они у нас больно уж человечны, слишком страдают, что генерал Чарнота вызывает симпатию. Спасло "Бег" чудо: в самолете высокий чиновник предложил мне партию в домино, я договорился на "американку" (исполнение любого желания выигравшего) и, не умея играть, победил!

Мы с Аловым мечтали снять еще "Мастера и Маргариту", но это оказалось непробиваемо. Зато один из карандашных набросков к фильму выпросили на выставку-аукцион рисующих кинематографистов. Я категорически не хотел с ним расставаться и согласился лишь после обещания: вернем. Гарантией тому была непомерная цена. Все шло своим чередом, на сцену выносили писанные маслом картины в рамах. И вдруг показывают листок писчей бумаги, объявляют: "Пилат!" -- и называют цену. Зал ахнул и захохотал, все подумали -- розыгрыш, так как нарисованную тушью фигуру можно было разглядеть лишь с близкого расстояния. Внезапно в задних рядах поднялся худой человек в черном свитере. Никто не успел сообразить, как рисунок был куплен и незнакомец исчез, не оставив ни имени, ни адреса. Друзья шутили, что он исполнил поручение самого Воланда.

Наталья Белохвостикова

С детства помню лондонские туманы, завывание ветра в камине. Но я всегда знала, что я москвичка, наш дом в России, там идет снег и живут бабушка и дедушка. В советском посольстве мы любили смотреть кино, в основном комедии с Луи де Фюнесом и английские фильмы, -- чтобы лучше усвоить язык. Нашими не баловали: в СССР была эпоха малокартинья. Но уж если привозили, радости не было предела. После "Свадьбы с приданым" я, 4-летняя, вставала в позу и распевала:

Хвастать, милая, не стану,

знаю сам, что говорю.

С неба звездочку достану

и на память подарю...

Больше я себя такой раскованной не помню. Мне прочили будущее по аналогии с карьерой мамы и папы: институт иностранных языков или МГИМО. Когда родителей перевели в Швецию, где русской школы при посольстве не было, пришлось вернуться в Москву. Я училась в дружном классе 20-й школы, которую несколько лет назад окончил Никита Михалков. Строгая учительница литературы его боготворила (он тогда уже снялся в "Я шагаю по Москве"), и когда во время урока его голова просовывалась в класс, она расцветала и становилась добрейшим созданием. У нас постоянно готовились представления, но даже мысли выйти на сцену у меня не возникало. Какие звезды на небосклоне сошлись, что я со своей стеснительностью поехала во ВГИК?!

Однажды в Стокгольм, где я жила у родителей во время летних каникул, приехала съемочная группа фильма "Верность матери": режиссер, оператор и художник с... костюмами героев (на приезд актеров не нашли денег). Марк Донской обратился за помощью к отцу, но тот отказался дать посольских ("Все работают") и предложил поискать исполнителей среди детей. На роль 75-летней Марии Ульяновой режиссер выбрал 13-летнюю меня. Я в первый раз встала на каблуки, на меня надели длинное платье, загримировали. Снимали проходы по булыжным мостовым, проезды в пролетке, зонтиком я прикрывала лицо... А в конце 9-го класса Донской пригласил меня с родителями на просмотр картины, и в коридоре киностудии имени Горького мы встретили Герасимова. Марк Семенович шутя показал на меня:

Вот молодые кадры в актрисы хотят.

Жалко, я уже курс набрал. Ну, хотите, приходите посмотреть.

Тоже вроде не всерьез... Но я уже заразилась: собирала вырезки из журналов, книг, газет -- любую информацию о кино. Позвонил Донской:

Герасимов спрашивает: "Где эта большелобая девочка? Пусть зайдет в начале учебного года".

1 сентября я стояла в сторонке, наблюдая за студентами. Наташа Гвоздикова, Наташа Аринбасарова, Наташа Бондарчук (потом наш курс назовут "курсом четырех Наташ"), Коля Еременко, Вадим Спиридонов, Талгат Нигматуллин, Сережа Никоненко. Вообще-то категории вольнослушателей во ВГИКе нет, но для меня сделали исключение. И началось: днем -- танец, вокал, уроки мастерства, репетиции; вечером и по ночам -- школьные уроки. Я ходила с косой до пояса, однокурсники подтрунивали надо мной (им нравилось смотреть, как я заливаюсь краской) и до выхода фильма "У озера" всерьез не воспринимали. 1 ноября 1968 года, сдав вступительные экзамены, я стала полноправной студенткой ВГИКа (и лишь через много лет узнала, что Герасимов писал ректору письмо с просьбой зачислить Н. Белохвостикову "ввиду ее выдающихся способностей". Теперь моего учителя нет на свете, но слова эти согревают и помогают в трудную минуту).

В экспедицию на Байкал со мной поехала мама. Думаю, без нее я не выдержала бы физически. Я возвращалась со съемки, ложилась пластом и первый час только смотрела в потолок. Раз в неделю в поселок привозили мясо, раз в сутки -- хлеб, за всем выстраивалась очередь. Питаться в чайной было опасно для жизни. Мама на маленькой плиточке готовила еду в номере. Наш "отель" -- по существу барак -- стоял рядом с другими бараками, между ними в ряд туалеты -- четыре кабины в одну сторону, четыре в другую. Однажды ночью все проснулись от страшного крика: между домами металась женщина, за ней гнался ее муж. Он кричал, что она выпила его одеколон, она -- что не пила...

Историю непростых отношений Лены Барминой и Василия Черных играть было очень трудно, потому что в фильме нет ни слова впрямую о чувствах. За строчками Блока я спрятала признание в любви к герою Шукшина, который слушал их, замерев у двери и боясь поверить, что правильно понял. Никогда с тех пор, сама не знаю почему, я не читала "Скифов" вслух, хотя зрители во время встреч постоянно просят об этом. С "Озера" у меня осталась вертикальная морщинка на лбу: Герасимов хотел, чтобы она была у Лены, и я часами сидела перед зеркалом, хмуря брови.

Когда фильм вышел на экран, жизнь моя очень переменилась. Я стала терять людей: в искусстве страшен неуспех, но если что-то удается, это тоже не проходит бесследно. Но на курсе у нас царила атмосфера братства, все болели друг за друга, во время показов помогали подобрать костюм, загримироваться. Ощущение родства не проходит и теперь (к сожалению, встречаемся редко, на бегу) -- "герасимовцы" разных выпусков понимают друг друга с полуслова.

Картину "Надежда" Марк Донской снимал в Шушенском. Это был год, когда кругом горели леса и торфяники, и над селом висела сплошная дымовая завеса. Нельзя было открыть окно, потому что в комнату тут же налетали комары, а надо было беречь лицо, чтобы сниматься. Мы с Андреем Мягковым работали с чистой душой, не думая об идеологии, -- нас интересовали только человеческие отношения.

В этом году в моей жизни появился необыкновенный человек -- Владимир Наумов.

Интервью вдвоем

В.Н.

В первый раз я увидел свою будущую жену, когда в 63-м повез "Мир входящему" в Швецию. Сидим в кабинете у посла, дверь приоткрыта, вдруг мелькнуло что-то курносое и беленькое, с косой до пояса...

Н.Б.

Прошло несколько лет. Я летела с фильмом "У озера" в Югославию. Возле трапа нас познакомили с Наумовым, а в самолете места у нас оказались рядом. "Аловонаумов" ходили уже в "классиках", и я с почтением поглядывала на своего соседа. А он все время вертел в руках сигареты, разминал их, нюхал... Потом я узнала: он курил с четырнадцати лет, а незадолго до этой поездки к нему приходил гипнотизер ("Теперь курить не будете"). Он действительно с тех пор не курит.

В.Н.

В аэропорту я Наташу не помню. Когда нас знакомили, я так хотел курить, что ничего не соображал. Но в самолете разглядел и, расправившись со своими сигаретами, начал усиленно ухаживать за ней. По-моему, она приняла меня за сумасшедшего... Моя прежняя семья распалась шесть лет назад, и я думал, что никогда больше не женюсь. Мне нравилась свобода, в моей четырехкомнатной квартире почти ничего не было, в одной

комнате жил бурундучок, ко мне часто приходили гости. Но после этой встречи, уехав с Аловым в Пицунду писать очередной сценарий, я каждый вечер ходил звонить в Москву. Я купил у пожарника брезентовый мешок, наполнил его 15-копеечными монетами и носил его с собой, изумляя всех вокруг.

Н.Б.

Он звонил каждый день! И для меня будто мир открылся заново. Я приобщилась к тому, что Володя, человек старше меня, знал и любил. Он познакомил меня с Евгением Евтушенко, я увидела Высоцкого в "Гамлете" (потом он подвозил нас домой на своей машине). Свадьба у нас прошла скромно и тихо, но люди были действительно близкие: Алов, Герасимов, Макарова, Ульянов...

В.Н.

Имя дочери выбрал я. У меня была корыстная цель: когда я позову: "Наташа!" -- прибегут сразу обе. А получилось -- ни одна не бежит. Каждая думает, зовут не ее. Наша дочка впервые снялась в кино ("Тегеран-43"), когда ей было 5 лет.

Н.Б.

Мне в детстве мир кино представлялся феерической сказкой. А Наташа с самого рождения знала, что это очень жесткая профессия и очень трудная жизнь. Мой муж уходит в 9-10 утра, появляется поздно вечером, не знает, что такое выходные. Одну картину снимает, другую завершает, третья -- в проекте. Но дочь самостоятельно выбрав свою судьбу, поступила тоже во ВГИК. Теперь я больше всего люблю то время, когда Наумов снимает фильм, а мы в нем -- снимаемся. Когда Наташи еще не было, нас привлекла идея снять хронику страшного и фантастического XVI века (вся Фландрия была приговорена к смерти за неповиновение испанской короне). На брюссельской премьере фильма "Легенда о Тиле" мы сидели рядом с королевой Фабиолой, а в гостинице нас ждали моя мама и наша годовалая дочка.

Некоторые эпизоды фильма "Берег" снимались в Германии. Тогда экспедиции за границу были редкими и "плотными", так как каждый лишний день обходился очень дорого. Мы с Борей Щербаковым много часов проводили за гримом, другие успевали что-то посмотреть, у нас же совсем не было времени. Снять грим тоже долгое дело, и однажды мы прямо после съемки отправились на экскурсию по Гамбургу. На нас с удивлением оборачивались: что это за пожилые люди прыткой походкой бегают по улицам?

В.Н.

Говорят, человек каждые семь лет меняется, полностью обновляются его клетки. А мне кажется, он остается самим собой. Поэтому, когда я снимал Наташу в ролях ее состарившихся героинь, мне не приходило в голову подменить ее другой актрисой.

Думаю, это необходимо лишь в случае, когда персонаж превращается из ребенка во взрослого... А незаменимые люди есть! На съемках "Берега" я осиротел: в последний съемочный день умер Саша Алов.

Н.Б.

Люди уходят... "Маленькие трагедии" -- последний фильм, в котором снялся Высоцкий. Швейцер три месяца боролся за то, чтобы снять его в "Дон Гуане". За Володю приходилось биться каждый раз. Его любили многие режиссеры, на него писали сценарии, а играли эти роли другие актеры. Но Швейцер убедил высокое начальство, что поэта должен играть поэт, что это счастливое слияние актера и роли. Высоцкий играл каждый дубль как последний, относился к себе беспощадно. Он приезжал на съемки с концерта, после съемок уезжал играть спектакль. Скрывая свой надлом, шутил, каламбурил, однажды прочел мне стихи "Про Дону Анну". "Перепиши мне!" -- попросила я. Он клятвенно обещал. Не успел... Осталась лишь фраза в памяти: "А Дону Анну я называл Наташей..."

Сразу после его смерти на картине "Незваный друг" я встретилась с Олегом Далем. Мое неравнодушие к нему началось еще с "Современника", куда я бегала смотреть спектакли с его участием. Олег все время расспрашивал меня о Высоцком, и видно было, что ему плохо душевно. Скоро Алов и Наумов, набиравшие во ВГИКе режиссерский курс, пригласили Олега преподавать актерское мастерство. Он с радостью откликнулся, ожил, занимался с ребятами увлеченно. И они его необычайно любили, ждали по ночам, когда он освободится и придет к ним. Потом Даль улетел в Киев на пробы и там умер -- меньше чем через год после смерти Высоцкого... В "Змеелове" я встретилась с замечательным актером Леонидом Марковым. Во время озвучания мы никак не могли включиться в работу -- все 8 часов он нас смешил. А сыгранную в картине роль умирающего словно спроецировал на себя -- скоро его не стало...

Над "Выбором" Наумов работал уже без Александра Александровича. Часть этой картины, карнавал, мы снимали в Венеции. Сюда приезжают со всех концов света, парад самых причудливых костюмов продолжается целую неделю. В костюмы наряжены и дети, и даже собаки. "Мне нужен снег", -- заявил однажды режиссер. "Какой снег?! Он здесь бывает раз в тридцать лет", -- рассмеялся помощник оператора, итальянец. А наутро я просыпаюсь и не верю своим глазам -- за окном идет снег! Наумова нет -- значит, уже что-то предпринимает. Выбегаю из номера, вижу одетую итальянскую группу -- вот в какие минуты ощущается братство людей кино. Во время карнавала жизнь в Венеции не прекращается ни днем, ни ночью, так что не надо было создавать особые условия, приглашать массовку -- мы снимали настоящий карнавал, внедряясь в кадр.

В.Н.

Говорят, что люди, занимающиеся творчеством, более жизнестойки, жизнецепки, чем люди, занятые обычной работой. Хотя, казалось бы, прийти на работу к 9 утра, в 6 вечера уйти домой -- такой образ жизни, по всем законам, должен способствовать прочности человеческого организма. Но нет... Есть тут какая-то тайна. Что-то такое есть в бесконечной смене впечатлений, в бесконечной череде людей, которые с тобой соприкасаются, в бесконечной смене мест и даже интересов, поскольку каждая картина втягивает тебя в свой мир. Этакий винегрет из разных людей, событий, стран, народов, эпох не дает мне возможности как-то... прикорнуть на диване. А еще -- бесконечная битва за то, чтобы снять картину. Раньше была борьба с цензурой. Теперь -- денежные проблемы. С цензурой, пожалуй, даже легче было справляться, потому что, скажем, министра можно было обмануть -- надо было знать его характер, слабости и т.д. А теперь господствует безликий рубль (или, вернее, доллар) - холодная, спокойная бумажка, без которой ничего не сделаешь. Нет его -- и кончилось кино. Парадоксальная ситуация: никто ничего не запрещает, а нового "Рублева" мы почему-то не сняли, даже не приблизились. Рискну высказать крамольную мысль: в условиях благополучия и безоблачности у нас на Руси шедевры не рождаются. Но до безоблачности далеко, постоянные стрессы у кинематографистов, так сказать, "национальный" вид спорта. Можно считать, что каждый день я по 3-4 раза прыгаю с парашютом, срываюсь с какой-то скалы, мчусь впереди Шумахера на гоночной машине и т.д. и т.п. Но я и не хочу отказываться от стресса. Пусть он будет! Пусть будет так, как будет. Единственное, что хотелось бы, -- чтобы была возможность снимать кино.

А Наташа?.. Есть актеры, независимо от таланта (он может быть блестящим), которые, отсняв свой эпизод, могут тут же закурить, заговорить о чем угодно. Они как бы "сбрасывают" с себя образ. Другие освобождаются с трудом. Наташа, придя домой после того, как прошло уже несколько часов после съемки, часто все еще остается "там". Помню, сняв трудную сцену, в которой Неле везет на тележке свою изуродованную инквизицией мать, мы вернулись в гостиницу. Я сел смотреть телевизор, а Наташа куда-то исчезла. Я не сразу нашел ее: она сидела в углу спальни, и ее всю трясло от пережитого на площадке -- роль не отпускала ее.

Н.Б.

Меня занимает вопрос -- почему актеров в средние века хоронили за кладбищенской оградой? За что их приравнивали к самоубийцам, колдунам и ведьмам? За какие грехи? Может быть, потому, что мы пытаемся заглянуть туда, где человеку не дано властвовать, пытаемся проникнуть за какую-то черту, когда примеряем на себя чужую судьбу... Но я никогда не ощущала, что занимаюсь греховным делом, может быть, потому, что в профессии притворяться не умею. Во всех своих фильмах я играла любовь. Эта тема неисчерпаемая, это то, из чего все рождается.

Недавно мы с Наташей получили приз по номинации "дочки-матери" -- так отмечают преемственность в кино.

Н.Н.

Фильм "Мадонна на асфальте" дорог мне тем, что мы впервые оказались на съемочной площадке вместе с мамой. Это огромное счастье, когда работа, дом -- все переплетено и неразрывно. Как мама, я играю в кино. Как папа -- снимаю кино. Сейчас я учусь на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская Аллы Суриковой) и в качестве "пробы пера" сняла для телевидения фильм "Моя жизнь -- кино".




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Николай Панин-Коломенкин
Посетило:8184
Николай Панин-Коломенкин
Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели
Посетило:99355
Валерий Харламов
Стефания Бельмондо. Биография
Посетило:10789
Стефания Бельмондо

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history