Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр Ѕаширов

   /   

Alexandr Bashirov

   /
             
‘отографи€ јлександр Ѕаширов (photo Alexandr Bashirov)
   

ƒень рождени€: 24.09.1955 года
ћесто рождени€: д. —огом, , “юменска€ ,———–
¬озраст: 65 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ћаргиналы Ц те, кто правит миром

актер, режиссер

јлександр Ѕаширов Ц один из самых известных и востребованных российских характерных актеров. ¬ы наверн€ка помните его жуликоватого лейтенанта ¬¬— в Ђјссеї, „удика в Ђ„ужой белойї, ¬итька в Ђƒвух в одномї, запомните алкоголика из Ђ√руза 200ї, только выход€щего на экран, а может, вам повезло увидеть Ђ’русталев, машину!ї и вам помнитс€ гротескный персонаж из пролога и эпилога. ƒа он вообще много сыграл, его вс€ страна в лицо знает. Ќе говор€ уж о том, что фильм Ђ∆елезна€ п€та олигархииї, поставленный Ѕашировым по собственному сценарию, нахватал призов на фестивал€х и хорошо известен киноманам.

15.05.2007

Ќо брать у Ѕаширова интервью очень трудно Ц это € преду-преждаю коллег на будущее. ’от€ они и так знают. Ѕаширов либо зан€т на съемках, либо преподает, либо нетрезв, либо издеваетс€. ≈сли бы он иначе жил, он не смог бы так играть. ¬о врем€ разговора он Ц даже зна€ вас тыс€чу лет Ц может среди серьезного ответа спросить в лоб:Ђ“ы натурал?  олешьс€, нюхаешь? ћалолеток любишь?ї

јлександр Ѕаширов фотографи€
јлександр Ѕаширов фотографи€

» черт его знает, что отвечать. —кажешь: ЂЌатурал, не нюхаюї Ц а он скажет: Ђ∆аль, жальЕї

ќтличить серьезного Ѕаширова от стебающегос€ в принципе можно.  огда тема его занимает, он говорит быстро, тихо, идеальным русским литературным €зыком, с которым человек в “юмени обычно не выживает (он тюменский, если кто не в курсе, в ѕитере живет с середины восьмидес€тых). “огда нет ни его знаменитых гнусавых Ђэ-эї, более долгих и частых, чем даже киселевские, ни гнусных шуточек. —лов ему не хватает и тогда, и он сильно жестикулирует худыми пальцами. “акой разговор может продолжатьс€ минут дес€ть. ƒальше начинаетс€ наигрыш не хуже, чем в кино. √де он в этом интервью, а где все было серьезно Ц разбирайтесь сами.

Ц я ведь так и не знаю, как ты оказалс€ в кино.

Ц я, между прочим, твой коллега. “юменский филфак. ѕисал прозу, считалс€ в «ападной —ибири перспективным писателем. это было что-то в духе ѕруста, бесконечное раст€гивание минуты, потому что минута мне интересней, чем день или час. ¬ ней все помещаетс€. ѕотом € служил в армии, это был грандиозный мистический опыт Ц «абайкалье, полога€ кругла€ гора, называвша€с€ сопка „ингисхана, вообще пейзаж, неизменный с чингисхановских времен, и живое присутствие великих призраков ќрды. –акеты уходили в небо в честь „ингисхана. ћистическому мирочувствованию много способствовал одеколон, бывший там единственным напитком. “ы пьешь одеколон?

Ц Ќет. √овор€т, после него сушн€к.

Ц ѕосле него мистика. “ам, в армии, у мен€ был еще один полезный опыт, тоже св€занный с „ингисханом. — природой власти. я дослужилс€ до сержанта и был разжалован за превышение власти. –азжалован по делу.

Ц Ёто не вс€кий признает.

Ћучшие дн€

—амый высокий актер
ѕосетило:19175
ѕитер ћейхью
Ћеонид —пирин. Ѕиографи€
ѕосетило:8279
Ћеонид —пирин
ќсновоположник высшего пилотажа
ѕосетило:7694
ѕетр Ќестеров

Ц я признаю, потому что мен€ повело. я пон€л, что могу сделать с человеком многое и что это засасывает. ѕосле этой прививки € не был начальником уже ни над кем никогда.

Ќу и вот, € служил там и думал, и мне стало пон€тно, что словесных средств мне мало дл€ самовыражени€, надо искать визуальные и св€зыватьс€ с кино. “ак € поехал в ћоскву и поступил во ¬√»  к “аланкину. ” мен€ был фантастический курс Ц вообще весь тот год был феноменальный по числу талантов: Ћитвинова Ц на сценарном,  озлов Ц на операторском, ќхлобыстин,  ачанов и  еоса€н со мной Ц на режиссерском, все бурлило, надежды огромныеЕ Ќу, и потом Ћенинград Ц  ост€  инчев, который водил по нему мен€ и череповчанина —ашу Ѕашлачева. “ака€ примерно среда.  азалось, что вот сейчас-то все и получитс€. ћне было тридцать лет, но никогда € себ€ не чувствовал настолько несовершеннолетним.   слову сказать, € и сейчас несовершеннолетний.

Ц ј как на теб€ вышел —оловьев?

Ц —оловьев был из другого круга совершенно. ƒл€ него все это был беспрерывный карнавал. ћы его любили, но семантически он не воспринималс€. ћен€ он знал еще по Ђ„ужойї, € там сыграл у него в  азахстане. ћо€ работа в Ђјссеї не бог весть что, € вообще не артист, это мой заработок. Ќо атмосфера вокруг —оловьева Ц прекрасна€, жива€, он всем дает цвести, и врем€, проведенное с ним, € вспоминаю с любовью. ¬ообще же актерство Ц это панель, на этот счет у мен€ никаких иллюзий. я на этой панели зарабатываю на жизнь, а с нее возвращаюсь в семью.   студентам, в частности, или к съемкам собственных опусов, на которые у мен€ никогда не бывает больше тридцати тыс€ч евро. Ђ∆елезную п€ту олигархииї € сн€л на двадцать п€ть тыс€ч долларов в год дефолта, занима€ и перезанима€. ќна была на конкурсе дебютов в ¬енеции Ц уехала с призом критики Ц и в –оттердаме, где победила.

Ц ѕочему ты сн€л так мало и начал так поздно?

Ц я терпеть не могу унижатьс€. Ќе ковыр€й в носу, € говорю важные вещи! ≈сли хочешь где-то ковыр€ть, ковыр€й в жопеЕ “ак вот: € не умею просить, уговаривать, добиватьс€, выбивать, выжидать, все формы бытового унижени€ мне невыносимы, и если без этого нельз€ снимать кино, € помолчу.

Ц “ебе не обидно, что вечно предлагают играть маргиналов или безумцев?

Ц »грать маргиналов или безумцев очень трудно, гораздо трудней, чем так называемого массового человека. ћо€ лучша€ работа за последнее врем€ Ц роль у ѕендраковского в Ђѕолном дыханииї, где € играю приморского хохла-милиционера. Ётот участковый не просыхает вообще. —ыграть пь€ного, чтобы было смешно, Ц задача исключительна€.

Ц ћожно выпитьЕ

Ц ћожно, но это будет не смешно. » даже недостоверно. „то касаетс€ маргиналов: маргиналы на самом деле Ц хоз€ева мира. „то такое маргинал? Ёто человек, легко переход€щий границы. ћежду мирами, между людьми, между умом и безумием Ц все сразу. » только маргинал в результате прорываетс€ куда-то, куда следом за ним устремл€ютс€ все. Ќо когда устремл€ютс€ все, это уже называетс€ мейнстримом. ћаргиналы Ц ћуратова и Ѕалабанов. ћаргиналы Ц ѕавел ѕервый и Ћавр  орнилов, которых € играл. ћы Ц люди кра€, да. ћы прорываем границы. ћен€ только это и занимает.

Ц –асскажи, как тебе работалось с ћуратовой: говор€т, она очень трудный человек.

Ц “рудный, не пьет совершенно, только со мной выпивает иногда, потому что со мной не выпить очень трудно. я на нее обиделс€ один раз, но потом пон€л, что и в этом эпизоде сказалась ее гениальность. я ей решил почитать свои стихи Ц они у мен€ короткие, в основном хокку или танка. ѕрочел танка:

Ћежу в гостинице

провинциальной,

ќчень грустно.

Ўум за окном какой-то:

я выгл€нул Ц

“ам человек упал.

Ќу потом еще идет какой-то разговор, и вдруг она говорит: Ђћне про ежика понравилосьї. Ѕлин, про какого ежика?! Ђј вот это: Ђ≈жу в гостинице провинциальной очень грустноїЕ ќна недослышала Ђлежуї! я сначала ужасно обиделс€. ј потом пон€л, что ее вариант лучше. ¬от у нее такое парадоксальное воспри€тие, но из этого ее фильмы и сделаны.

Ц ј как Ѕалабанов уговорил теб€ сыграть в Ђ√рузеї? ћногие же отказывались?

Ц ќтказалс€ ∆ен€ ћиронов, который мне незадолго до этого сказал: Ђћне неинтересны роли, в которых нет позитиваї. ” нас тогда большой спор случилс€, мы даже поссорились. ќн же советник ѕутина по культуре, вот и не играет негатива, сплошной позитив. ∆ан ∆ене или Ћуи —елин ему теперь негатив, а ѕутин ему позитив. я могу и буду играть негатив, у мен€ таких делений нет.

Ц Ќо ћиронов Ц большой актер.

Ц Ѕольшие актеры Ц ≈встигнеев и Ћеонов. ћиронов Ц хороший актер. „то касаетс€ Ѕалабанова, там была непроста€ истори€. » Ћеша непростой. ƒл€ мен€ люди дел€тс€ на несколько градаций по степени, так сказать, жирности или влажности. “ы человек жирный, не в смысле что толстый, Ц но жирно пишущий, резкими лини€ми. я более поджарый, но мой юмор все-таки влажный. ј Ћеша совсем мизантроп, законченный. Ќо очень талантливый.

Ц Ќо ты с ним дружишь?

Ц я не знаю, кто с ним дружит. я помог ему один раз в жизни Ц на него наехали бандиты, он знает, что € с ними знаком, и попросил помочь. я помог, и это дело разрулилось. я его считаю большим режиссером, но дружбы там нет.

Ц “ы настолько дружен с бандитами?

Ц » с бандитами, и с ментами. я училс€ на филфаке во времена, когда моден был структурализм Ц Ћеви-—тросс, тартуска€ школаЕ “ак вот, с точки зрени€ структуралиста, между бандитами и ментами принципиальной разницы нет.

 огда € прочитал сценарий Ђ√руза 200ї, то согласилс€, потому что мне этот сценарий понравилс€. —нимали в прошлом сент€бре. —разу сниматьс€ € не мог, потому что у мен€ было молодежное жюри в јнапе на Ђ иношокеї, € там председательствовал. Ѕалабанов ждет. ¬озвращаюсь и прошу у —ерге€ —ель€нова (продюсер фильма. Ц –ед.) три тыс€чи долларов за съемочный день. Ёто нормальный гонорар. јктерских заработков мне и семье еле хватает, у мен€ набегает в мес€ц от силы три-четыре съемочных дн€, ролей не так много, и они небольшие. —ель€нов очень возмутилс€. ќн человек железный, иначе не был бы лучшим продюсером в –оссии, Ц но тут € его, честно говор€, не пон€л. я с семьей три года нигде не был, мечтаю полететь в ћексику, мне эти дев€ть тыс€ч как раз на поездкуЕ “ы же видел Ц там три эпизода, но таких, что после них надо мес€ц приходить в себ€. “ы рвач, сказал мне —ель€нов, ты алкаш и хапуга, воскликнул —ель€нов, € вычеркиваю теб€ из всех моих списков и всем скажу! я скажу всем, и теб€ никуда никогда никто не позовет! Ќо Ѕалабанов, как уже было сказано, человек жесткий, ему нужен был Ѕаширов и никто, кроме Ѕаширова, и € сыграл, и мне заплатили.

Ц » как она, ћексика?

Ц Ќе знаю, еще не был.

Ц Ђ√руз 200ї Ц очень хороша€ картина, и все-таки € хорошо помню 1984 год, и он далеко не сводилс€ к тому, что там показаноЕ

Ц ќ чем речь, сними другую. я считаю, на фильм надо отвечать фильмом. ”верен, у теб€ получитс€. ћо€ теща теб€ все врем€ читает и считает большим писателем.

Ц ј кто тво€ теща?

Ц √еолог, хороший человек. –азведывала все то, за счет чего сегодн€ живет јбрамович. —егодн€ как: јбрамович Ц мейнстрим, а геолог Ц маргинал. ’от€ јбрамович и сантехник, живущий у мен€ в подъезде, с точки зрени€ структурализма абсолютно одно и то же.

Ц ј жена у теб€ кто?

Ц —олистка в группе Ђ олибриї, поет в Ђ∆елезной п€теї, ты ее видел.

Ц Ќапоследок скажи: почему в ѕитере есть насто€щее кино, а в ћоскве почти нет?

Ц ’ороший вопрос, € был бы рад, если бы им почаще задавались, например, в ћинистерстве культуры. ¬се объ€снил ‘едор ћихайлович: у него подзаголовок ЂЅелых ночейї Ц Ђ»з воспоминаний мечтател€ї. “ам сказано, что в ѕетербурге можно мечтать, просто идти по городу и мечтать, он к этому располагает. ј в ћоскве, пр€мо скажем, нельз€. » потом Ц он гибнет, это всегда вдохновл€ет.

Ц ѕо-моему, он гибнет с самого начала. » будет гибнуть вечно.

Ц Ќет, ему осталось лет тридцать. √овор€ серьезно, мы все пасемс€ на кладбище. я назвал бы нынешнее врем€ консервацией деградации. Ётого не может хватить надолго. Ќо работать и смотреть пока интересно. ѕо крайней мере маргиналу вроде мен€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:8947
Ћюдмила –уденко
Ћеонид —пирин. Ѕиографи€
ѕосетило:8279
Ћеонид —пирин
√ор€ча€ эстонска€ леди
ѕосетило:7345
јнне ¬ески

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru