Людибиографии, истории, факты, фотографии

Донатас Банионис

   /   

Donatas Banionis

   /
             
Фотография Донатас Банионис (photo Donatas Banionis)
   

День рождения: 28.04.1924 года
Возраст: 90 лет
Место рождения: Каунас, Литва
Дата смерти: 04.09.2014 года
Место смерти: Вильнюс, Литва

Гражданство: Литва

Моя внучка уже не понимает по-русски

Советский литовский актер, театральный режиссер

Культовый герой нескольких поколений Донатас Банионис – один из немногих литовских актеров, продолжающих сниматься в российских фильмах. Одно из последних его эффектных появлений – роль гениального сыщика Ниро Вульфа в детективном сериале по Рексу Стауту. В интервью нашему корреспонденту знаменитый актер рассказал о своих новых работах и о том, как ему живется в сегодняшней Литве.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

02.11.2005

– В Прибалтике русский язык практически вышел из употребления. Мало кто на нем говорит, мало кто его понимает. А у вас русский по-прежнему безукоризненный…

Донатас Банионис фотография
Донатас Банионис фотография

– Русский язык перестали преподавать в школе. Второй язык в Литве – английский. Раньше русский язык был обязательным: телевидение, кино, школа. Хочешь не хочешь – ты жил в этой языковой среде. А сейчас она пропала. Я учил язык не в школе, жизнь заставила… А вот, скажем, моя внучка, ей шестнадцать лет, уже ничего не понимает по-русски. «Спасибо» не знает, как сказать.

Реклама:

– Порвались не только политические связи, но ослабели и связи культурные. Ощущаете ли вы это в Литве?

– Сам я не могу жаловаться: у меня остались в России друзья. Остались и связи, рабочие и дружеские. Ко мне приезжают в гости, я часто выезжаю в Россию. Я, Адомайтис, Будрайтис – вот актеры, которые поддерживают связь с русским театром, русским кино. Но на нашем поколении, боюсь, все и заканчивается. Я приезжаю в Россию сниматься, приезжаю на театральные фестивали, на кинофестивали. Стараюсь не отрываться от русской культуры.

– Раньше над художниками стояли органы цензуры и мешали их работе. Сейчас цензуры нет, но почему-то расцвета талантов ни в театре, ни в кинематографе не наблюдается. Как вам кажется, в чем причина?

– Я думаю, тут целый комплекс причин. В литовском кинематографе последние лет пятнадцать можно назвать годами «безкартинья». Только несколько картин за эти годы. Сами понимаете, не слишком обнадеживающая цифра. Это первая причина. Мне кажется, что существует какая-то закономерность: искусство развивается волнами. Сейчас явный отлив. Иногда, простите, кажется, что современные режиссеры думают не головой, а чем-то, что между ногами. Я надеюсь, что это временное явление. Скоро лучшие начнут сопротивляться. Лучшие фильмы, лучшие спектакли всегда рождаются «на сопротивлении». Начальство хотело одного, а художники делали другое. Так получались фильмы Тарковского, Шукшина, Татарского, спектакли некоторых режиссеров.

– В одном из интервью вы сказали, что ваш учитель Юозас Мильтинис был очень жестким человеком и режиссером-диктатором. И после него вы не любили и не умели спорить со своими режиссерами.

– Я встретился с Мильтинисом, когда мне было семнадцать. Заканчивал курс в керамической школе, лепил горшки и посуду, когда мой друг сказал, что приехал из Парижа замечательный режиссер Юозас Мильтинис. Ему было тридцать лет. В Париже он учился у Шарля Дюллена, дружил с Барро, Пикассо, Виларом… Он учил нас не только театру. Он заставлял нас учить иностранные языки, показывал, как ведут себя за столом, как носят смокинг. Рассказывал о современной живописи, музыке. Когда мы в 1948 году поехали на гастроли в Россию, он водил нас по Питеру. Рядом с ним я всегда чувствовал себя учеником. И это было правильно.

Лучшие дня


Откровение лысеющей девушки
Посетило:148
Эбби Эндрю
Чемпион по поеданию жгучего перца
Посетило:103
Джейсон МакНэбб
Легенда российского кинематографа
Посетило:75
Никита Михалков

Режиссеры, с которыми я сделал свои самые хорошие фильмы, были жестокими. И прежде всего Жалакявичюс. Какой у него был характер?! Ужас! Он говорил: «Нет! Плохо, Донатас!» У Тарковского тоже было странное отношение к актерам. Он почти ничего не объяснял. Обычно перед съемкой режиссер настраивает актеров: «Вот пришел твой враг, а это твоя любимая. Эта сцена о том-то, а здесь ты должен быть таким». Тарковский так не делал. В «Солярисе», например, действие происходит где-то в космосе. Только в конце и в начале фильма, где идут сцены с отцом, появляются уже какие-то «человеческие» эпизоды. В остальном – полная неясность. И Тарковский тоже говорит абстрактными словами. Я слушаю – и не представляю, как играть. Было трудно. Но я ему верил и оказался прав.

– Рассказывают, что вас очень трудно утверждали на роль в «Мертвом сезоне», но именно после нее к вам пришла всесоюзная слава...

– В кино была своя политика. Советского разведчика по канону должен играть высокий голубоглазый блондин. И мне говорили: «Ну какой ты разведчик – посмотри на себя». А режиссер Савва Кулиш увидел этот фильм со мной. Я всегда удивляюсь, когда кто-то из коллег говорит, что он хочет сыграть какую-то роль. Я всегда сомневаюсь, боюсь.

– Возвращаясь к вашей мысли, что искусство рождается на сопротивлении… Чему надо сопротивляться сегодняшнему актеру?

– Прежде всего, искушению больших денег. А это очень трудно. Часто я смотрю на коллег и понимаю, что им тяжело дается их кусок хлеба. Им надо как-то кормиться, как-то зарабатывать. Моя жизнь сложилась. Детей уже кормить не нужно, они взрослые. Они мне помогают, а не я им. Пенсия – не знаю, как по вашим меркам – у меня 500 долларов. Мне хватает. Что-то получает моя супруга. Поэтому я могу не работать там, где не хочу. Работаю по договору, и только когда мне интересно. Недавно сыграл эпизод в русском фильме (посмотрел сценарий, эпизод был смешной и хороший). Я согласился. Но теперь не знаю, что получится. Когда выйдет фильм, возможно, мои коллеги скажут, что Банионис, мол, сошел с ума. Кино – это монтаж. Никогда не знаешь, что из тебя выйдет.

Generic placeholder image
Ольга Егошина
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Основатель группы «Мумий Тролль»
Посетило:576
Илья Лагутенко
Армейский болельщик
Посетило:396
Андрей Гречко
Драматург позднего Викторианского периода
Посетило:497
Оскар Уайльд

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history