Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒонатас Ѕанионис

   /   

Donatas Banionis

   /
             
‘отографи€ ƒонатас Ѕанионис (photo Donatas Banionis)
   

ƒень рождени€: 28.04.1924 года
ћесто рождени€:  аунас, Ћитва
ƒата смерти: 04.09.2014 года
ћесто смерти: ¬ильнюс, Ћитва
¬озраст: 90 лет

√ражданство: Ћитва
—оцсети:


»нтервью

—оветский литовский актер, театральный режиссер

»м€ ƒонатаса Ѕаниониса сделали известным главным образом его работы в кино: в фильмах ∆алак€вичюса, “арковского, Ўвейцера. Ќо любители театра с разных концов страны упр€мо ездили в небольшой литовский городок ѕаневежис, чтобы посмотреть спектакли c его участием. Ѕанионис был неверо€тно попул€рен. “ем не менее биографи€ артиста оставалась во многом "картой с белыми п€тнами". –одившись на территории, как тогда говорили, "буржуазной Ћитвы", Ѕанионис не слишком любил останавливатьс€ на подробност€х личной жизни.

12.12.2000

ƒа и в какой газете был бы опубликован, к примеру, его рассказ, как незадолго до свадьбы его вызвали в высокий партийный кабинет и объ€снили, что, бер€ в жены дочь "врагов народа", он делает ошибочный шаг, который непременно отразитс€ на его артистической карьере.   счастью, не отразилс€. —егодн€ ƒонатас Ѕанионис - руководитель того самого театра, где сделал первые шаги на сцене. » продолжает жить в ѕаневежисе, где давно стал гораздо больше, чем "почетный гражданин".

ƒонатас Ѕанионис фотографи€
ƒонатас Ѕанионис фотографи€

- ¬ы всю жизнь, почти 60 лет, проработали в одном театре. ƒаже став знаменитым, так и остались актером небольшого провинциального города. Ќеужели вам никогда не хотелось перемен?

- Ќе так давно мы с женой отпраздновали золотую свадьбу. ¬идимо, посто€нство - вообще присуще моему характеру. ¬ ѕаневежский театр € пришел 17-летним самонаде€нным мальчишкой. я заканчивал курс в керамической школе, когда мой друг рассказал, что есть такой замечательный режиссер ёозас ћильтинис, недавно приехавший из ѕарижа, он набирает труппу, и мне надо с ним познакомитьс€. ¬ ѕариже он училс€ у Ўарл€ ƒюллена, его друзь€ми были Ѕарро, –ено, ѕикассо, ¬илар.  ак многие западные интеллектуалы, он был левым. ќн хотел создать в Ћитве современный европейский театр. Ќо слишком поздно пон€л, заложником каких политических игр стал.

ƒонатас Ѕанионис фотографи€
ƒонатас Ѕанионис фотографи€

“еатр в ѕаневежисе открылс€ в марте 1941 года, € вступил в труппу 1 июн€. ј 22 июн€ началась война. ѕришли немцы.  стати, немецкий комендант оказалс€ образованным и люб€щим театр человеком. „ерез свои каналы он доставал дл€ ћильтиниса из ‘ранции вино и кофе, без которых тот просто не мог жить, поглощал их литрами. ѕотом пришла  расна€ арми€. » это тоже была судьба: ћильтинис застр€л в ѕаневежисе. ≈му было тридцать лет, когда он набрал труппу из 16-17-летних мальчишек без вс€кого театрального образовани€ и начал их учить с азов. «а всю свою жизнь он не прин€л в театр ни одного профессионального актера, ни одного выпускника консерватории или театральной школы. “олько учеников, прошедших его студию.

–асписание театральной жизни строилось так: теоретическа€ подготовка, а потом репетиции. “ак мы учились. я училс€ сразу перед публикой, училс€ по реакции публики и замечани€м режиссера. » каждую неделю, во вторник, должно быть обсуждение твоей жизни - что ты сделал за эту неделю, хорошо прожил или плохо.

ƒонатас Ѕанионис фотографи€
ƒонатас Ѕанионис фотографи€

- ¬ы имеете в виду обсуждение творческой жизни?

- ” нас не делилось: лична€ жизнь, творческа€ жизнь. ≈сли ты, к примеру, полюбил девушку - уходи из театра. “ак было. ƒва наших актера в 43-м году ушли, потому что он запретил им женитьс€. ќни полюбили друг друга, оба молодые, по двадцать лет. ћильтинис увидел, что у них любовь, и сказал: "¬ моем театре семьи не будет, потому что муж будет защищать жену, жена мужа, и начнутс€ интриги. ќдин пусть уходит". ќба ушли. ѕотом еще раз истори€ повторилась - труппа была молода€: ѕозже он, правда, см€гчилс€. ƒа и при советской власти он уже никого выгнать не мог. ќн был на моей свадьбе и стал крестным отцом моего сына.

ƒонатас Ѕанионис фотографи€
ƒонатас Ѕанионис фотографи€

ƒл€ ћильтиниса самое главное - не твое ремесло, не тво€ професси€, а ты сам, тво€ личность. ќн заставл€л нас учить иностранные €зыки. ѕоказывал, как ведут себ€ в ресторане, как нос€т смокинг. ќн много нам рассказывал о современной живописи, музыке, кино.  огда мы первый раз выехали на гастроли в 1948 году, водил всю труппу по ѕитеру и говорил об архитектуре. “огда же мы смотрели все лучшие спектакли: "“ри сестры" во ћ’ј“е, "”читель танцев" с «ельдиным в ÷ј“—ј, товстоноговскую "ќптимистическую трагедию": ѕозже смотрели гастроли Ѕрука.

Ћучшие дн€

—амый высокий человек —Ўј
ѕосетило:13965
»горь ¬овковинский
јлександр ќстужев. Ѕиографи€
ѕосетило:8348
јлександр ќстужев
“ать€на —анина. Ѕиографи€
ѕосетило:7428
“ать€на —анина

¬ его театре € не играл, € училс€. я думаю, что актер в идеале всегда должен чувствовать себ€ немного учеником р€дом с режиссером.  онечно, мне не раз предлагали перейти в другой театр, но € думал: а что € там найду? —ейчас знаю: хорошо, что € не пошел в другой театр. «десь мо€ судьба, как видите, сложилась.

ƒонатас Ѕанионис фотографи€
ƒонатас Ѕанионис фотографи€

-  огда ћильтиниса по политическим соображени€м убрали из театра, труппа за него заступилась?

- ≈го уволили в 1954 году, тогда министром культуры Ћитвы стал бывший гэбэшник. ћильтиниса уволили за космополитизм, за французские мысли, за свободу: ƒо п€тьдес€т четвертого года у нас в театре не было ни одного коммуниста, не было об€зательной парт€чейки. Ќа п€ть лет ћильтинис был отлучен от театра. "ћакбета" он ставил нелегально, на афише его фамилии не было. ќн тайком приезжал в театр. “огда три человека вступили в партию и создали первую парторганизацию. ј в 59-м до Ћитвы наконец дошла оттепель. ћинистром культуры стал очень прогрессивный старый человек, литовец, композитор, музыкант. » ћильтиниса вернули. ¬ернули с условием, что коммунистическа€ организаци€ театра не будет позвол€ть ему проповедовать космополитические идеи. “ак и сказали: "Ѕерете на себ€ ответственность, реб€та, чтобы ћильтинис не шел против компартии". ѕотом, слава Ѕогу, Ќаташа  рымова из ћосквы приехала, посмотрела спектакль и написала статью в журнале "“еатр", и тогда все местные чиновники сказали: ах, ћосква считает, что ћильтинис - это хорошо, тогда мы согласны: » нам открыли "зеленый свет". «а ту статью € благодарен до сих пор.

- ћильтинис рассказывал, что во врем€ репетиций вы иногда буквально заболеваете, даже приводил случай, когда, репетиру€ "“ам, за дверью", вы обратились к режиссеру: "я больше не могу, € умру:" „то дл€ вас самое сложное в создании роли?

- ”же не помню, что € тогда сказал. Ќу умер бы € - не знаю. я раньше все врем€ критиковал —таниславского.  огда сам был молодой, то думал, что —таниславский устарел. —ейчас думаю, что он не устарел ни насколько. ¬се равно, высшее в театре - живой человек на сцене.  ак этого достичь? Ёто очень сложно. ћетафоры, символы - все это легко, это из одного спектакл€ в другой переходит, а вот живого человека сыграть - это надо очень мучитьс€.

ќбразы, как вс€кие живые существа, рождаютс€ и умирают, и тут ничего не поделаешь. ƒаже самые великие актерские создани€. я помню, познакомившись со —моктуновским на съемках "Ѕерегись автомобил€", € написал ему, что хочу приехать посмотреть его кн€з€ ћышкина - роль, о которой ходили легенды. » он мне ответил письмом, где объ€сн€л, что приезжать не стоит. ¬ роли уже по€вились штампы, и € увижу только тень того ћышкина. я не поехал. Ќо теперь думаю, что, может быть, —моктуновский поскромничал.

-  акие актеры стали дл€ вас эталоном профессии?

- ƒолго перечисл€ть придетс€. »горь »льинский и Ћоренс ќливье. ≈вгений Ћебедев, »ннокентий —моктуновский, ќлег Ѕорисов, ћэрил —трип, ƒжейн ‘онда, ƒжек Ќиколсон. »ли вот јлиса ‘рейндлих. я смотрю на нее и думаю: вот это да! ƒай мне Ѕог, чтобы хоть немножко так играть, как она играет. я понимаю все, что она делает, но как она это делает, € не знаю, мне виден только результат. ќчень много замечательных актеров, на которых смотришь и думаешь: мне бы так! јктеры-личности. я часто повтор€ю, что в актерской профессии, как ни в какой другой, в создаваемом образе виден его создатель. “ебе некуда спр€татьс€. “ак или иначе, ты, твой внутренний мир присутствуют в сыгранных тобой рол€х.

- ћильтинис рассказывал, что во врем€ репетиций вы иногда буквально заболеваете, даже приводил случай, когда, репетиру€ "“ам, за дверью", вы обратились к режиссеру: "я больше не могу, € умру:" „то дл€ вас самое сложное в создании роли?

- ”же не помню, что € тогда сказал. Ќу умер бы € - не знаю. я раньше все врем€ критиковал —таниславского.  огда сам был молодой, то думал, что —таниславский устарел. —ейчас думаю, что он не устарел ни насколько. ¬се равно, высшее в театре - живой человек на сцене.  ак этого достичь? Ёто очень сложно. ћетафоры, символы - все это легко, это из одного спектакл€ в другой переходит, а вот живого человека сыграть - это надо очень мучитьс€.

ќбразы, как вс€кие живые существа, рождаютс€ и умирают, и тут ничего не поделаешь. ƒаже самые великие актерские создани€. я помню, познакомившись со —моктуновским на съемках "Ѕерегись автомобил€", € написал ему, что хочу приехать посмотреть его кн€з€ ћышкина - роль, о которой ходили легенды. » он мне ответил письмом, где объ€сн€л, что приезжать не стоит. ¬ роли уже по€вились штампы, и € увижу только тень того ћышкина. я не поехал. Ќо теперь думаю, что, может быть, —моктуновский поскромничал.

-  акие актеры стали дл€ вас эталоном профессии?

- ƒолго перечисл€ть придетс€. »горь »льинский и Ћоренс ќливье. ≈вгений Ћебедев, »ннокентий —моктуновский, ќлег Ѕорисов, ћэрил —трип, ƒжейн ‘онда, ƒжек Ќиколсон. »ли вот јлиса ‘рейндлих. я смотрю на нее и думаю: вот это да! ƒай мне Ѕог, чтобы хоть немножко так играть, как она играет. я понимаю все, что она делает, но как она это делает, € не знаю, мне виден только результат. ќчень много замечательных актеров, на которых смотришь и думаешь: мне бы так! јктеры-личности. я часто повтор€ю, что в актерской профессии, как ни в какой другой, в создаваемом образе виден его создатель. “ебе некуда спр€татьс€. “ак или иначе, ты, твой внутренний мир присутствуют в сыгранных тобой рол€х.

- —ейчас часто говор€т, что век режиссерского своеволи€ в театре завершаетс€, что режиссер-диктатор стал мешать развитию театра, что будущий век станет веком возвращени€ театра јктера. ¬ы раздел€ете эти взгл€ды?

- я думаю по-другому. —амые лучшие роли и в кино, и в театре, какие у мен€ были, сделаны режиссерами... я говорю сейчас честно и без вс€ких преувеличений. ≈сли бы не было ¬итаутаса ∆алак€вичюса, то € бы не сыграл в "Ќикто не хотел умирать". я не всегда понимал, какие задачи ставил себе в "—ол€рисе" јндрей “арковский. Ќо всегда старалс€ выполнить то, что он от мен€ требовал. » не разочаровалс€ фильмом.

я сыграл в театре чуть больше ста ролей, из них, дай Ѕог, дес€ток хороших. ј в кино - около п€тидес€ти, и из них хороших п€ть-шесть. » все эти мои получившиес€ роли сделаны вместе с режиссерами.

- ј как вы принимаете сегодн€шний театр?

- ѕоймите, € не против зрелищности в театре. ¬ "ћакбете", одном из лучших своих спектаклей, ћильтинис использовал очень сложную световую партитуру. ¬ то врем€ еще не было диапроекторов, и рисовали на целлофане.  огда свет выключали, двое рабочих сцены быстро мен€ли картинки. “огда еще компьютеров не было. » три человека с этими реостатами работали, держа перед собой текст. Ѕыла разработана уникальна€ светова€ партитура. Ќо все эти колебани€ света, цвета, когда красным высвечивались руки убийцы, существовали только как рамка. √лавным был м€тущийс€, нервный, философский ћакбет –егимантаса јдомайтиса.

ј сейчас спектакль стро€т, как чередование картинок: одна картинка, друга€. » актер - только деталь оформлени€. ≈ще одна виньетка. ƒым, дождь, огонь, вода, лед. “рюк, трюк, еще трюк. » тогда на √амлета можно позвать любого парн€ с улицы, потому что все равно, кто его играет. », конечно, в таком случае актерской профессии не надо.

Ќикогда еще театр не подходил так близко к цирку, как сейчас. „то ж, если это нравитс€, если это нужно, пусть будет. » только старый дурак Ѕанионис что-то переживает и повтор€ет, что в театре все равно важны "слова, слова, слова":

ћы находимс€ в конце великой театральной эпохи. ”ход€т ее последние могикане. —трелер, √ротовский, а еще раньше - Ёфрос, “овстоногов: ¬озвраща€сь к вашему вопросу о защите актеров от режиссеров, могу сказать - скоро нас не от кого будет защищать.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий на планете
ѕосетило:21330
—ултан  есен
ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14751
ƒэвид Ѕайрон
Ќепревзойденный творец мелодий
ѕосетило:10920
‘редерик Ўопен

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru