Людибиографии, истории, факты, фотографии

Ольга Аросева

   /   

Olga Aroseva

   /
             
Фотография Ольга Аросева (photo Olga Aroseva)
   

День рождения: 21.12.1925 года
Возраст: 87 лет
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 13.10.2013 года

Гражданство: Россия

Я умру, играя!

Советская и российская актриса театра и кино

С тех пор, как пани Моника имела неосторожность посетить "Кабачок 13 стульев", актрису Ольгу Аросеву никто иначе и не называет, хотя она сыграла много блестящих кино- и театральных ролей. Популярность, которую принесла актрисе эта роль, не идет ни в какой сравнение ни с какими другими ее работами.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

15.12.2004

Ее, конечно, любят и на театральной сцене театра Сатиры, и в комедиях Эльдара Рязанова. Но именно пани Монику боготворила вся страна. Эта роль "кормила" ее, когда она сидела без ролей, и ездила с концертами по провинциям; пани Монику всюду пропускали без очередей, перед ней открывались любые двери.

Ольга Аросева Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости
Ольга Аросева Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

Я встретилась с Ольгой Аросевой за кулисами, когда она приезжала в Израиль. Она все такая же – шумная, неугомонная, любопытная и обаятельная, как и в те славные времена, когда "Кабачок" существовал на ТВ.

Реклама:

Ольга Александровна, почему провалилась попытка возродить "Кабачок" на телевидении?

Ольга Аросева. Фото: Global Look Press
Ольга Аросева. Фото: Global Look Press

Потому что после подписания Международной конвенции об охране авторских прав мы лишились возможности играть произведения польских и венгерских авторов. Раньше мы играли их бесплатно, а сейчас должны платить. На это у нас просто не было денег. А свои авторы, к сожалению, пишут мало, потому что жанр не очень благодарный…

-…зато какой успех!

Ольга Аросева фотография
Ольга Аросева фотография

Да, успех! Но политика настолько наш жанр обогнала по части юмора! И потом, политическое шоу столько эфира занимает, что трудно прорваться… Жалко, конечно, потому что "Кабачок" нужен людям, им надо отдохнуть от всего этого…

Вы сыграли много прекрасных ролей в кино и в театре – достаточно вспомнить "Берегись автомобиля", "Трембиту", "Горе от ума", "Интервенцию", а при упоминании вашего имени в первую очередь на память приходит легкомысленная пани Моника – роль, которая настолько срослась с вашим образом, что стала его частью. Чем бы сейчас занималась пани Моника, в чем бы нашла себя?

Это моя мама
Это моя мама

Мне кажется, она никуда и не уходила. И занимается тем, чем занималась всегда: старается быть полезной. Это вечный женский характер, она везде "своя" – в любой эпохе, среди любого народа. Таких энергичных, бестолковых, но добрых женщин, по-моему, очень много и в вашей, и в нашей стране. Пани Моника и сейчас активно участвует во всех делах, всюду "сует свой нос".

Лучшие дня



Посетило:108
Дмитрий Захарченко

Посетило:76
Жанин Аньес
Актер и юморист
Посетило:73
Андрей Бурковский

И в политику тоже?

Ольга Аросева фотография
Ольга Аросева фотография

Было время, когда мы настолько увлеклись политикой, что, даже собираясь в компании со своими приятельницами, вместо того, чтобы обсуждать тряпки, роли, мужчин, обсуждали политику. Потом, конечно, отошли. Но что делать, если политика непрошено вмешивается в нашу жизнь.

Во время разных путчей, переворотов, когда в Москве даже чрезвычайное положение объявляли, зрители ходили в театр? Не боялись, что возвращаться домой им придется после наступления комендантского часа?

Я могу с гордостью вам сказать, что наш театр Сатиры играл даже 3 октября – единственный в Москве, как писала газета "Московский комсомолец".

А я как раз была занята в спектакле ("Босиком по парку" Нила Саймона). Пришли сто двадцать человек. И мы подумали: если сто двадцать человек сквозь кордоны, в этот жуткий вечер пришли – невозможно сказать им: уходите, мы не будем играть.

Хотя в гримуборную шальная пуля попала, и нас перевели гримироваться в коридоры – подальше от окон. Но мы все-таки играли, играли без антракта. Вы бы видели, как эти сто двадцать человек нам хлопали! Как если бы тысяча двести у нас сидели! Им было так приятно, что им оказали уважение, для них играли. Это было очень правильно, что спектакль состоялся.

Сколько сейчас стоит билет в ваш театр?

Семьсот рублей.

В начале восьмидесятых я пересмотрела почти весь репертуар московского театра Сатиры, и у меня сохранились билеты – два рубля тридцать копеек…

Это на премьерный показ. Обычная цена была – рубль семьдесят.

Стало трудно делать спектакли – дорого обходятся декорации и костюмы, техническое оснащение сложнее, и поэтому каждая новая постановка стоит огромных денег. Но мы не можем до бесконечности повышать цены на билеты – мы же хотим, чтобы были полные залы! К нам в театр деловые люди не ходят, они в казино свободное время проводят. К нам студенты, врачи – интеллигенция, одним словом, ходит. А она как раз очень мало обеспечена. В этом я вижу нравственную ответственность театра: чтобы он был доступен тем, кто в нем нуждается.

По-моему, с небольшими местными поправками, вся повторяется в Израиле: не особо процветающей на исторической родине русскоязычной интеллигенции подчас не по средствам билеты на "русских" гастролеров. И все-таки "дурная" привычка ходить в хороший театр неистребима. И здесь, как и в Москве, битком набиты залы на хорошие спектакли с участием хороших артистов…

Я всегда мечтала приехать в Израиль. Мне очень хотелось здесь побывать. Когда мне называли города, где мы будем, от одних названий дух захватывало: Натания, Тель-Авив, Иерусалим. Конечно, это – колыбель человечества. Я была так взволнована, что увижу все это. Могу сказать, что Израиль оправдал мои ожидания.

Как вы относитесь к эмиграции?

Вы знаете, мне кажется, это – трагедия современного мира. И не только – отдельной национальности. Сейчас эта серьезная проблема существует и в СНГ: беженцы, потерявшие родину, насильно согнанные с обжитых мест, разорванные семьи… Кордоны, суверенитеты, разъединения… Нужно объединяться, как Европе!

А когда живешь в Москве, а родственники в Киеве – за границей, получается? Еду в Киев – до этой станции должны рубли проводнику на чай давать, а в этой – гривны… Какая-то дикость, надуманное усложнение жизни.

Вы не жалеете о распаде бывшего СССР?

Жалею. Я не жалею об этой системе, которая подавляла национальное достоинство – но я жалею о том, что встали преграды между людьми, нельзя общаться так просто, как раньше. Я обожаю Ригу – сколько раз мы были там с театром на гастролях! Теперь это – заграница. В Тбилиси у меня столько друзей! Мне кажется, это обедняет – и их, и нас.

С уходом из жизни Миронова и Папанова в театре как бы образовалась "эмоциональная ниша", множество спектаклей пришлось исключить из репертуара. Есть ли, ожидается ли в будущем появление актера-лидера, который станет для театра тем, кем был Андрей Миронов? Какое будущее у театра Сатиры?

Миронов – это явление отдельное. Незаменимых нет, но что касается актеров – это неправда. Есть незаменимые. Есть отдельные индивидуальности – Миронов, Папанов – которых заменить некем. Были спектакли, построенные на них – "Вишневый сад" – Лопахин и Гаев, "Горе от ума" – Фамусов и Чацкий, "Ревизор" – Городничий и Хлестаков. Эти спектакли, конечно, ушли.

"Женитьба Фигаро"… Конец Миронова – это трагический, неестественный конец. Он умер на сцене, в этом спектакле, у нас на руках. Я играла его маму, Марселину, когда он стал плохо говорить, цепляться за декорации, падать… Ему было сорок шесть лет. Так что это случилось в полном блеске его славы, в расцвете жизненных сил. Андрей умер красиво. Рано, конечно, но – красиво.

Такой звезды, как Миронов, не возникло. Но у нас есть талантливая молодежь, сильное среднее поколение – Юра Васильев, Толя Гузенко, целое созвездие актеров. Выросло новое поколение, которое очень крепко держит репертуар театра. Появилось много новых спектаклей.

В каких спектаклях театра Сатиры вы заняты?

Со своими товарищами выступаю в спектакле "Вышел ангел из тумана", пьеса Петра Гладилина, написанная персонально для меня. Поставил ее Никита Ширяев. Участвую в спектакле "Андрюша", где занята вся труппа – он посвящен Андрею Миронову. Кроме того, играю в спектакле "Как пришить старушку" – это мой бенефис.

Согласились бы вы сниматься в рекламе за деньги?

Смотря в какой рекламе и за какие деньги. Я вам так скажу: я не считаю, что сниматься в рекламе позорно. Это, в общем-то, делают почти все западные актеры. Если, конечно, не постыдные какие-то вещи рекламировать – то, может быть, и согласилась бы. Хорошо продуманная реклама – это искусство.

Меня приглашали в какую-то рекламу, но я отказалась – уж очень она была убогой.

Вы сейчас снимаетесь в кино?

Нет. И, слава Богу. Я снялась в двух картинах – и не помню ни автора, ни режиссера, и эти картины не идут. Современники научились снимать кино, которое потом куда-то исчезает.

Однако никуда не исчезли и не забылись картины с вашим участием. Но вот кончается кино. А что остается в жизни? Продолжаются ли отношения с партнерами и за пределами съемочной площадки?

Съемки, в том числе и выездные – это общий труд в "приближенных к жизни условиях". Это – часть жизни, все-таки наш "инструмент" – это душа и сердце, и, если мы вместе их тратим, то что-то остается. Я со всеми моими партнерами – и с Юрой Никулиным ("Казаки-разбойники"), и с Кешей Смоктуновским ("Берегись автомобиля"), и с Женей Весником ("Трембита") всю жизнь дружила.

Ольга Александровна, если спрашивать вас про хобби, или, по-русски, про увлечения, нельзя не спросить о вашей любви к преферансу. Вы до сих пор играете? Я читала, у вас была постоянная компания, но теперь она распалась – в силу естественных причин?

Да, я люблю преферанс. Вышла большая книга "Русский преферанс", где описаны все известные русские преферансисты. Там великая компания – Лев Толстой, Федор Достоевский, Евгений Евтушенко… Ну, и я есть.

А что касается компании, то мы играли в одном и том же составе в течении многих лет – Геннадий Зельман, наш главный администратор, Татьяна Ивановна Пельтцер и Валентина Георгиевна Токарская, которая завещала мне настоящий ломберный столик. К сожалению, никого из них уже нет в живых…

Столик Токарской я перевезла к себе на дачу. Как-то открыла, вытащила ящичек – и увидела наши "пульки". И по почерку поняла, что это – мы все.

Правда ли, что вас боятся в театре?

Я скажу откровенно, что не выношу расхлябанности и разгильдяйства в том, что касается профессии. Я очень раздражаюсь, если мне мешают на сцене, когда не так сделали костюм, слышу шум за сценой… Я в таких случаях сразу начинаю скандалить и орать. Но это касается только профессии. А по жизни я не скандалистка.

Можно вас спросить о широко известном теперь вашем личном: известно, что вас очень любил Алексей Арбузов. И вы были влюблены в него …

Это был роман в письмах. Его письма я храню. Мне было 19, я только поступила в театр комедии. Арбузов в меня влюбился – и уехал. И стал писать мне письма… Он был женатым человеком, у него было даже две семьи… Я любила его пьесу "Таня", его драматургию, спектакли, поставленные по его пьесам. Я гордилась тем, что он в меня влюблен, но побаивалась его. Да, у нас был роман – но роман в письмах.

Ваши экранные героини устроили свою личную жизнь. А вы?

Мой муж ушел из жизни, и с тех пор я одна. А друзья – и, так сказать, сердечные – конечно же, есть. Без этого жить нельзя.

Есть ли роль, о которой вы всегда мечтали, но которую вам уже никогда не сыграть?

Я сейчас удачно завершаю свою жизнь на сцене. Я перешла на роли пожилых женщин, и я играю эти роли с удовольствием. Мне важно, чтобы в героине, прежде всего, была душа. Тогда это интересно играть.

Разрешите задать вам грустный вопрос: когда вы перестанете играть, чем будете заниматься?

Я умру, играя – так мне хочется, во всяком случае… Актеры не уходят сами – актеров уносят из театра.

Ольга Александровна, женщин обычно не спрашивают о возрасте, но все ведь знают, что скоро у вас – юбилей.

Я не чувствую старости. Я умею радоваться жизни. Я очень люблю людей, которых, несмотря на возраст, стариками назвать нельзя.

Что вы больше всего цените в людях?

Оригинальность, ум и дар острого слова!

Generic placeholder image
Полина Лимперт
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Рокко Сиффреди
Посетило:561
Рокко Сиффреди
'Бриллиант российского кинематографа'
Посетило:448
Олег Меньшиков
Секс-символ Франции
Посетило:533
Ален Делон

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history