Людибиографии, истории, факты, фотографии

Анатолий Кузнецов

   /   

Anatoliy Kuznetsov

   /
             
Фотография Анатолий Кузнецов (photo Anatoliy Kuznetsov)
   

День рождения: 31.12.1930 года
Возраст: 83 года
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 07.03.2014 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

ИЗ ЧЕГО ТОЛЬКО СДЕЛАНЫ СУХОВЫ

киноактер

Он поразительно похож на своего героя – товарища Сухова из «Белого солнца пустыни»: человек долга, а не своеволия. В нём нет ни грана высокомерия, свойственного многим звёздам несоизмеримо меньшей величины. А испытание славой случилось обвальное. Сколько раз ни демонстрируется его главное кино на телеэкране, впервые показанное зрителям 35 лет назад (!), столько раз мы снова его смотрим. Он основателен, умён, ироничен. Журналистов, которые борзым пером, приправленным дурновкусием и склонностью к патологическим фантазиям, понаписали о нём в последнее десятилетие Бог весть что в надежде на славу моськи, лающей на слона, не жалует. Самыми дорогими для себя работами считает те, что по разным причинам не увидели свет, и те, что были «отредактированы» до неузнаваемости. Мы не увидели многих ролей, каждая из которых могла бы стать столь же уникальной, как Фёдор Сухов.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

15.03.2006

– Ваш Сухов стал таким же поистине народным героем, как Чапаев Бориса Бабочкина. Как однажды проснуться знаменитым? Поделитесь опытом.

Анатолий Кузнецов фотография
Анатолий Кузнецов фотография

– Сейчас по телевизору идёт так называемая «Фабрика звёзд». Как они их там куют, непонятно, но ни одной звезды я там не увидел. Массового производства звёзд не бывает.

Реклама:

Прежде всего нужен дар Божий, талант – это аксиома. Нужны хорошие педагоги, которые бы научили ремеслу в хорошем, творческом толковании этого понятия. Ну и сам человек должен одолевать обстоятельства, уметь и хотеть творить, создавать. Как проснуться звездой? Вопрос на самом деле философский. Жизнь – это бесконечная цепь случайностей? Или, быть может, всё закономерно, и кто-то сверху нас ведёт? Не знаю... Но такие качества, как органичность, фантазия, умение держать себя в форме, абсолютно необходимы для актёра, если он хочет чего-то добиться. Так что точных рецептов нет. А вы как хотели?

– А я хотела бы понять, какие качества нужны артисту как личности, чтобы быть успешным. Актриса, положим, позволяя себе капризничать, считает, что её талант даёт ей на это право.

– Талант не даёт индульгенций на нервный раздрызг. Вот Николай Гриценко был актёром с потрясающим темпераментом и талантом к перевоплощению, но насколько же благородно сдержанным! А как Мордвинов сыграл Арбенина в «Маскараде»? Дворянину не пристало открыто выплёскивать свои эмоции, а потому бури бушуют у него за завесой внешней сдержанности, и в этом вся соль. Свою психопатию выдают за талант плохие актёры. В искусстве нельзя без дисциплины и без умения целенаправленно, по адресу использовать свою эмоциональность. У чайника – тоже темперамент, когда он кипит. Но этот его темперамент – пар – уходит в никуда. Я окончил Школу-студию МХАТ – там нас учили скромности, внешней сдержанности. Другое дело зажатость. Недаром же Станиславский говорил, что актёру нужно иметь в характере долю нахалина. Нахалина – не нахальства. Я вот, если перефразировать Чехова, всю жизнь выдавливал из себя по каплям застенчивость. Но внутренняя свобода и внешняя развинченность – совершенно разные вещи.

– Роль Сухова в «Белом солнце пустыни» вы, конечно, сделали гениально. Учёные-специалисты говорят о фольклорном его происхождении. Из кого вы его делали? Из сказочного Ивана-дурака, который совсем не дурак? Из Левши – умельца на все руки? Из народного типа мужика-хитрована?

– Никаких трёх источников и трёх составных частей...

Читая сценарий, я для себя определил, что стрелялки тут, конечно, атрибут, но важнее – человеческий характер. Я и создавал такой образ – человека широкой души, с чувством долга. Это когда человек действует не корысти ради, а по совести, долга для.

Лучшие дня



Посетило:174
Вера Титова
Слезы «покойного» сына
Посетило:167
Гэндэм Киран

Посетило:143
Ольга Вяликова

– Один знакомый полковник сказал мне, что с офицерской точки зрения у вашего Сухова – идеальная выправка и точное тактическое мышление. Вы служили в армии? Вообще вы в жизни на Сухова похожи?

– В армии не служил, устав не изучал. Но в своей кинематографической жизни переиграл столько военных ролей, прошёл путь от солдата до члена Военного Совета и обратно – был разжалован в рядовые (в фильме «Братушка»), – что дело мне это знакомо. А похож ли я на Сухова в жизни? Сто раз мне задавали этот вопрос, ваш сто первый. Не знаю, не мне судить. Мне близки его надёжность, обязательность, чувство долга. Вот одна журналистка написала, что Сухов – оккупант на чужой земле...

– Ну это уж полный бред! Политическая конъюнктура...

– Бред. Но пишут. Ведь вспомните фильм. Надо было спасать женщин от неминуемой смерти, но Сухов домой идёт. Ему этот гарем навязали и ускакали. Рассказываю это залу на встрече со зрителями. И мне единогласно: «Да его же кинули!» Да, но он-то «кинуть» не может – ни жен Абдуллы, ни вообще людей. Он попал в такие обстоятельства и вынужден из них выбираться.

Был я как-то в болгарском посольстве на приёме, и одна дама решила сделать мне комплимент. Как это здорово, говорит, у вас получилось: «Павлины, говоришь? Ха!» Я промолчал, а другой, военный человек в генеральском звании, сказал: «А я, кроме «Ха!», увидел, что Сухов в своих действиях проявил государственный ум». Ну каждый видит то, что ему ближе. И это, наверно, правильно.

– Как проходили съёмки? Это было, вероятно, тяжело – пустыня...

– Первая съёмка была под Махачкалой, на берегу Каспийского моря. Жили в паршивенькой гостинице, комнатка-пенальчик... Жара, было просто физически трудно. А потом мы были в Туркмении, жить там нам было негде, кроме как в военной части. Работали в развалинах старинного городе Мерв – его основал Александр Македонский. Наш так называемый музей в фильме – это сохранившаяся небольшая часть старого города, использовавшаяся местным населением в культовых целях. Мулла разрешил нам там снимать... Непросто всё было, но тогда об этом не думали, работали.

– А где сейчас Катерина Матвеевна и Гюльчатай?

– Катерины Матвеевны сейчас уже, к сожалению, нет на свете. А была она киножурналистом. После выхода фильма я не виделся с ней 25 лет, потом на юбилее нашего фильма встретились и делали с ней совместное интервью для «Комсомольской правды». А Гюльчатай живёт в Питере, очень похудела и стала набожной.

– Правоверной мусульманкой?

– Да что вы, православной. Мусульманок у нас и не было. В гареме была большая текучесть кадров, вечно жён не хватало. В этих случаях мы их заимствовали из банды Абдуллы: покрывало бандиту накинешь, узелок на голову – вот и жена.

– Анатолий Борисович, у вас большая фильмография. Какие работы, кроме «Белого солнца пустыни», вам особенно дороги?

– Дороги все. Но особенно помню «Берега в тумане» – я играл офицера врангелевской армии, главную роль. Когда смотрел рабочий материал, видел: там были такие эмоциональные сцены... Съёмочная группа в этих местах аплодировала, это очень дорогого стоит. А режиссёр «отредактировал». Знаете, что такое телеграфный столб? Это хорошо отредактированная ель... Там что-то осталось, но было гораздо мощнее. Жалко.

Есть у меня кассета с картиной «Гордубал» – это фамилия героя, чешского крестьянина с трагической судьбой, фильм снят по чешской классике на «Баррандов фильм». А на коллегии Госкино выступил чиновник и сказал: «Нам не нужна ещё одна грустная славянская история». И всё, фильм не вышел в прокат. Вот был у меня юбилейный вечер в Доме кино, и я вместо церемонии дарения «адресов» и прочего показал свою кассету с этим фильмом. Авторитетные в кино люди оценили его высоко.

Дорог мне и Алесь Казанок, герой фильма «Братушка», сделанного белорусскими кинематографистами совместно с болгарами (премия МКФ в Варне за лучшее исполнение мужской роли, Серебряная медаль имени Довженко в 1976 году. – А.Я.), фильмы «Ответный ход», «За витриной универмага». Из телеработ – «На углу, у Патриарших», «Радости земные», «Богатство» (по Пикулю), «Турецкий гамбит». 16 марта в Киеве состоялась премьера американского фильма «Кровные узы» с моим участием. Режиссёр и сценарист – Олег Горенчар, словак, давно уже эмигрировавший в Америку, сын человека из близкого круга Дубчека. В этой истории я играю украинца, шофёра больших коммунистических начальников, хранителя семейных тайн.

– А кого из современных российских героев вам хотелось бы сыграть?

– А разве современные герои есть? Кто у нас по жизни сейчас герои? В кино одни разборки, стрельба-пальба. Я от этого просто физически заболеваю. Неужели у них другой темы нет? Неужели в России не осталось людей, которые могут любить, дружить, созидать?..

– Запомнилась социальная реклама с вашим участием «Помогите беженцам». Как вообще складываются ваши отношения с рекламой?

– У меня рекламы немного, хотя предложений было достаточно. Думаю, всё там пристойно. Отношусь к этим предложениям придирчиво.

– Приятно, что товарищ Сухов и здесь верен себе. Спасибо вам за беседу.

Generic placeholder image
Анна Яковлева
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Павел Кассинский
Посетило:4261
Павел Кассинский
Виль Головко
Посетило:452
Виль Головко
Эдуард Доувес Деккер
Посетило:436
Эдуард Доувес Деккер

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history