Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћи€ јхеджакова

   /   

Liya Ahedjakova

   /
             
‘отографи€ Ћи€ јхеджакова (photo Liya Ahedjakova)
   

ƒень рождени€: 09.07.1938 года
ћесто рождени€: ƒнепр, ———–
¬озраст: 82 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ЂЅоюсь окунутьс€ во вчерашний ƒ≈Ќ№ї.

јктриса

≈сли женский успех Ц это востребованность женщины мужчинами, то актерский успех Ц это востребованность театром, кинематографом. ¬остребованность продюсерами и режиссерами.

17.12.2008

ћы знакомы несколько лет, но как-то так выходило, что по газетной надобности € обращалс€ к јхеджаковой только за комментари€ми каких-то политических событий. ќна человек до крайности политизированный. Ќе то, чтобы ее интересовала вс€ эта суета во власти и около, но если случаетс€ что-то, по ее мнению, гадкое, возмутительное, несправедливое, она не молчит. ј тут звоню и говорю: ЂЋи€, давайте побеседуем о чем-нибудь, кроме политикиї. Ц ЂЌу, о чем, например?ї Ц ЂЌапример, об успехе. ќ вашем собственном и вообще об успехе. ¬ широком смысле. —колько стоит успех, добытый в согласии с публикой или с властью, но в конфликте с самим собой? „то происходит с человеком, целенаправленно добивающимс€ общественного признани€?  то тут чем готов пожертвовать и кому какие жертвы представл€ютс€ неприемлемыми?  аков баланс приобретений и потерь?ї Ц Ђќй, это така€ серьезна€ темаї. “ем не менее, согласилась. » вот приезжаю, включаю диктофон и слышу:

Ћи€ јхеджакова фотографи€
Ћи€ јхеджакова фотографи€

Ц я сегодн€ ночью не спала и думала на эту тему. ” мен€ была бессонница именно на эту тему. ¬от вы мне сказали, что мы будем об этом говорить, и € все врем€ не спала и думала. “ак вот, € считаю себ€ очень неуспешным человеком.

¬ы это серьезно?

Ц јбсолютно.

“огда объ€сните, почему? ƒолжно же быть какое-то объ€снение. Ќу, скажем, многое из того, что хотелось сыграть, сыграть не довелось.

Ц ƒа, и это тоже. я, например, никогда „ехова не играла.

¬ас ведь Ќ€крошюс приглашал, когда ставил Ђ¬ишневый садї.

Ц ѕриглашал.

Ћучшие дн€

–эпер из –остова
ѕосетило:7653
 Ѕаста
јлександр Ћебедь. Ѕиографи€
ѕосетило:3596
јлександр Ћебедь
¬€чеслав ‘етисов. Ѕиографи€
ѕосетило:2951
¬€чеслав ‘етисов

ќн вам, € слышал, Ўарлотту предлагал.

Ц ƒа. ј сыграла друга€ актриса. я не хочу об этом даже вспоминать.

ќн что же, обманул вас?

Ц ќн тут вообще ни при чем.  астингом занималась актриса. ќна же была и продюсером этого спектакл€. ¬от она и сыграла Ўарлотту. ј Ќ€крошюс замечательный режиссер. “онкий, нежный. я его обожаю. ≈го Ђ‘аустї Ц это что-то потр€сающее. я после т€желейшей репетиции нашла в себе силы поехать и посмотреть этот спектакль. Ёто така€ красота, это так пронзительно! ƒругое актерское существование. ќбидно, что не удалось сыграть Ўарлотту у Ќ€крошюса. » вот так посто€нно.  ак только € что-нибудь себе намечаю Ц все, тогда уж точно никогда это не сыграю.

«агадывать нельз€?

Ц Ќельз€. –оли должны сваливатьс€, как подарок. ¬от так роль ¬арвары в Ђћелком бесеї свалилась на мен€. ј гоголевскую ѕульхерию »вановну € леле€ла много лет. » сыграла. —пектакль вышел под названием Ђ—таросветска€ любовьї. ¬се-таки загадывать что-то заранее, может, и не стоит, но как сладко!

ј бывает у вас предчувствие успеха?

Ц я стараюсь об этом не думать. “акое предчувствие всегда кончаетс€ обломом.  огда настраиваешь себ€ на успех, страстно жаждешь его, наверн€ка случитс€ облом.

ѕоэтому вы считаете себ€ неуспешным человеком?

Ц Ќе поэтому. я вам скажу, что такое успех. Ёто востребованность. ј у мен€ все как раз наоборот.  акой-то маленький человеческий или творческий успех у мен€ чаще всего чередуетс€ с годами невостребованности.

¬ы имеете в виду какой-то конкретный период?

Ц я имею в виду всю мою сознательную жизнь. ќт бровки до бровки. Ќачина€ с двадцати одного года и по сегодн€шний день. ” мен€ в театре случались простои длиною в п€ть-шесть лет, а однажды и в восемь. Ќи одной новой роли! Ќо бывали периоды и огромной загруженности. Ђ вартира  оломбиныї, Ђ“рудные людиї, Ђ—тенаї. Ђ рутой маршрутї, Ђћелкий бесїЕ я тогда находилась в том возрасте, когда актриса востребована. ”же мастер, но еще не второй обоз. —тареющие актрисы Ц это така€ обуза дл€ театраЕ ¬роде бы надо дать ей работу, да где же вз€ть?

ј до этого, в “ё«е, вы разве мало играли?

Ц ћало Ц не то слово. “ам была абсолютна€ невостребованность. —топроцентна€. Ђ«агруженностьї вплоть до того, что € играла куриные ноги. ” Ѕабы-яги была, как известно, избушка на курьих ножках. “ак вот, эти ноги € играла. ѕредставл€ете, у теб€ даже тела нет, у теб€ только ноги куриные. Ќу, еще третьим составом Ц средний поросенок Ќаф-Ќаф. » все. Ќо большой удачей дл€ мен€ стало знакомство со Ћьвом јбрамовичем  ассилем. ќн мен€ порекомендовал на роль пионера “араса Ѕобунова. Ёто была роль второго плана. ј главную роль играла Ћиди€ Ќиколаевна  н€зева. Ѕожественна€ актриса. Ѕожественный человек. ћожно считать успехом, что € пришла в театр к ней, к  н€зевой. я могла р€дом с ней находитьс€ на сцене, € могла у нее учитьс€.

–абота€ в “ё«е, вы ощущали себ€ серьезной, глубокой актрисой, способной играть не только порос€т и зайчиков?

Ц ќщущала. Ќо продолжала играть куриные ноги.

“ак складывалс€ репертуар? »ли только так воспринимали вас режиссеры?

Ц » то, и другое. Ќо вот однажды € пришла к јнатолию ¬асильевичу Ёфросу. ќн был в ту пору очередным режиссером в театре на ћалой Ѕронной. ѕришла и говорю: возьмите мен€. ќн пообещал свести мен€ с ƒунаевым, главным режиссером. я пришла к ƒунаеву, и он мне сказал: Ђ ак отец вам советую Ц держитесь за “ё« руками и ногами. ¬ы Ц травести. ¬ы должны в “ё«е работать до пенсии. я вас не возьму, потому что € вам добра желаюї. я все это пересказала јнатолию ¬асильевичу. ќн расстроилс€ и говорит: ЂЌу, тогда, Ћиечка, вам придетс€ идти в Ђ—овременникї. ¬ас там точно возьмут. » это очень хороший театр. “ам замечательные актеры. » √ал€ ¬олчек вас возьметї. я нашла ¬алеру ‘окина, который тогда был молодым человеком, начинающим режиссером. » ¬алера привел мен€ в Ђ—овременникї. я тогда еще услови€ ставила, представл€ете? Ќикому не известна€ артистка, рост метр п€тьдес€тЕ ѕришла к ¬олчек и говорю: Ђ√алина Ѕорисовна, € только умол€ю вас: никаких сказок, никаких зайцев! я переела этого, мен€ тошнитї. » она мне пообещала. ƒействительно, € в Ђ—овременникеї тридцать лет Ц и ни одного зайца, ни одной Ѕабы-яги. я, правда, после еще успела сыграть в кино “етю ћышь в Ђƒюймовочкеї по јндерсену. Ќо это все-таки кино. Ёто же не из года в год с двенадцати утра по сцене мышью скакать.

ј неуспех Ц это что дл€ вас?  ак вы его ощущаете?

Ц Ёто когда газеты ругают спектакль и теб€. я не припомню ни одного спектакл€, после которого € бы не получила выволочку от критики.

Ќу, например?

Ц ¬от, пожалуйста. ¬ера ћаксимова написала замечательную статью про Ђ вартиру  оломбиныї в Ђ—овременникеї, но были и те, кто ругал этот спектакль. »ли, когда € еще в “ё«е работала, по€вилась рецензи€, где обо мне было написано: ЂЌа сцену вышла кривонога€Еї Ёто какой-то ужас. ћне даже не хочетс€ перечисл€ть все эти гадости. ¬от Ђ омсомолкаї написала, что € испортила фильм Ђ»зобража€ жертвуї, а «ахаров во всеуслышание за€вил то же самое по телевизору в программе √ордона. ћарк јнатольевич сказал, что замечательный фильм получилс€ у  ирилла —еребренникова, но зачем режиссеру потребовалось занимать в этом фильме комедийную актрису. ћол, получилс€ вставной номер. я так расстроилась. я обожаю ћарка јнатольевича. ћы как-то с ним взаимно при€тны друг другу. я не понимаю, зачем он на всю страну сказал такую вещь. «а Ђѕерсидскую сиреньї мне тоже от критики крепко досталось. ј уж чего мы с Ѕогданом —еливерстовичем (—тупкой. Ц ¬.¬.) наслушались, когда вышел наш спектакль Ђ—таросветска€ любовьї! Ѕили по вс€кому. «а Ђ—елестинуї € тоже много чего наполучала. ј про  олю  ол€ду было написано, что он будет гореть на том свете в адском огне за эту пьесу.  ол€ плакал.

“рудно играть в присутствии критиков? »х ведь перед премьерой обычно приглашают на генеральный прогон. » вот сид€т они, профессиональные оценщики. Ќевыносима€ аура в зале.

Ц ”жасна€ аура. ¬ообще первые спектакли Ц это коту под хвост. ѕервый блин Ц комом об€зательно. ѕотому что ты еще сам не знаешь, что ты сделал. “ы еще не взлетел. » чтобы взлететь, надо проверить эти крыль€. ћожет, с такими крыль€ми ты и летать-то не можешь. ј бывает, друзь€ за спиной перешептываютс€ или пр€мо говор€т: Ђ»звини, но это очень плохої. » тогда по€вл€етс€ отвращение к роли. ¬ лучшем случае, она становитс€ дл€ теб€ больным ребенком, которого надо лечить, выхаживать, поднимать на ноги. ѕричем, нередко ты понимаешь, что все это напрасно, что Ђбольномуї нельз€ помочь Ц он безнадежен. Ќо если есть внутренн€€ уверенность в своих силах, по€вл€етс€ надежда: прорвусь! “огда наплевать на страхи на сомнени€, тогда становитс€ весело и интересно работать. ј успех, неуспех Ц это потом.

¬се же что это такое Ц актерский успех?

Ц я думаю так. ≈сли женский успех Ц это востребованность женщины мужчинами, то актерский успех Ц это востребованность театром, кинематографом. ¬остребованность продюсерами и режиссерами.

“олько востребованность и все? Ќичего больше не надо? ¬от, скажем, получить звание Ц это успех?

Ц Ќет. Ёто зависит лишь от того, как к тебе относ€тс€ в театре или в кино. ≈сли к тебе хорошо относ€тс€ Ц получишь звание. ј если плохо Ц ищи знакомства в другом месте.

ј успех у публики Ц дл€ вас показатель успеха?

Ц Ќет. »ногда очень дурной артист, такой, знаете, комикующий, не брезгующий никакими средствами, чтобы понравитьс€, имеет феноменальный успех у зрителей.

ј бывали случаи, когда на вас обрушивалс€ необычайный зрительский успех, но вы понимали, что он дешевый, копеечный?

Ц ƒа, конечно. ћне не хочетс€ называть этот спектакль.

Ёто было в Ђ—овременникеї?

Ц я не скажу. Ќеважно, где. я же еще очень много в антрепризе играю. Ёто счастье, что по€вились частные проекты, что можно найти деньги и сделать то, что хочешь, о чем мечтаешь. » быть независимой материально. » не выпрашивать прибавку жаловань€. » объехать весь мир, даже если теб€ в твоем театре не занимают в спектакл€х, предназначенных дл€ зарубежных гастролей. ” мен€, слава богу, есть посто€нный продюсер Ц ≈фим —пектор.  ак только у мен€ возникает больша€ пауза, он моментально затевает проект.

«начит зрительский успех дл€ вас как бы и не успех вовсе. ј когда критики хвал€т вашу работу Ц это насто€щее свидетельство успеха?

Ц Ќет, это просто поддержка. Ќо чаще всего критики мен€ ругают. Ѕывает, и мои друзь€ говор€т мне Ђправдуї. ѕосле Ђправдыї опускаютс€ руки, и восторг зрителей кажетс€ фальшивым. Ќо в глубине души всегда есть свой Ђгамбургский счетї, который не позвол€ет отчаиватьс€ или обольщатьс€.

ј вы способны программировать свой успех, просчитывать его, делать некие ставки?

Ц Ќет. ’от€ есть актеры, которые это умеют. Ќо их мало. ¬ообще успех должен программировать продюсер. Ёто его работа. “ут самое главное Ц правильный кастинг. я посмотрела Ђ„айкуї у Ћюка Ѕонди. Ёто великий спектакль. я такого „ехова никогда и нигде не видела. » залогом успеха было не только глубокое прочтение пьесы, безупречна€ форма, но и то, как точно режиссер распределил роли и создал актерский ансамбль. я впервые тогда пон€ла, что такое кастинг. ƒальше Ц только работать. Ќо даже кастинг Ц не гаранти€ успеха. ”спех вообще невозможно гарантировать. Ёто така€ неуловима€ вещь, така€ метафизикаЕ ћожет быть, успех надо заслужить, выстрадать всей своей предыдущей жизнью до этого спектакл€, до этого фильма, до этой работы? «аслужить и выстрадать даже своими неудачами.

„то дл€ вас значит шлейф предыдущих успешных работ? ¬ам не свойственны комплексы, одолевавшие ќхотника из Ђќбыкновенного чудаї ≈вгени€ Ўварца? ѕомните, как он, знаменитый, прославленный мастер, все огл€дывалс€ на своих завистников и панически бо€лс€ зан€тьс€ охотой: Ђ ак начнут они там внизу обсуждать каждый мой выстрел Ц с ума сойдешь! Ћису, мол, он убил, как в прошлом году, ничего не внес нового в дело охоты. ј если, чего доброго, промахнешьс€! я, который до сих пор бил без промаха?ї. Ќесчастный человек. ќн стал заложником собственного успеха, рабом его.

Ц ћен€ подобные страхи мучают. я боюсь окунутьс€ во вчерашний день. Ѕоюсь принести на хвосте вирус чего-то устаревшего или давно всем известного.

”старевшего с точки зрени€ содержани€? “еатральной формы?

Ц — точки зрени€ времени. — точки зрени€ сегодн€шнего дн€. ¬от Ѕи-Ѕи-—и показало Ђѕреступление и наказаниеї ƒостоевского. Ёто насто€щее открытие. я такого еще не видела. Ёто совершенно другой ƒостоевский. “ам нет авангарда, но така€ пронзительна€ атмосфера, такое погружение в автораЕ ѕосле этого, став€ ƒостоевского, стыдно скатитьс€ к невн€тности, приблизительности. » не стоит пытатьс€ сделать нечто похожее. Ќельз€. ”же есть.

Ќа что вы готовы ради успеха, а на что Ц нет? ¬ы когда-нибудь сами себе задавали этот вопрос?

Ц я себ€ об этом никогда специально не спрашивала. ѕросто бывают ситуации, когда этот вопрос возникает сам собой. ” мен€ так было. я репетировала ¬арвару в Ђћелком бесеї у ¬иктюка. » он предложил мне раздетьс€ на сцене. я сказала: ЂЌи за что! ’отите Ц снимайте с ролиї. ’от€ если бы € смотрела спектакль из зала, где актриса, играюща€ ¬арвару, разделась бы догола, € бы это пон€ла и прин€ла, потому что это правильно дл€ этой роли и дл€ этого спектакл€. Ќо € не могу.

Ёто слишком простой пример. ћне интересно другое: сколько стоит успех, добытый в результате каких-то внутренних борений, может, даже в серьезном конфликте с самим собой?

Ц ≈сли подобный конфликт назревает, € стараюсь вести себ€ так, чтобы он разрешилс€ без ущерба дл€ моей репутации. ” мен€ был случай. ќдна актриса в нашем театре, на мой вкус, очень хорошо сыграла роль. Ќо чтобы спектакль успешно пошел в репертуаре, мне предложили заменить ее. я наотрез отказалась. я не могу себе позволить таких вещей.

”спех, особенно успех прочный, устойчивый, он ведь может конвертироватьс€ во что-что. ƒл€ вас Ц во что? ¬ гонорары? ¬ материальную свободу, гарантируемую этими гонорарами? ¬ обеспеченную Ц не только деньгами, но добрым актерским именем Ц возможность не мелькать там и тут, не сниматьс€ во вс€кой др€ни? ¬ы, кстати, именно поэтому почти не снимаетесь в сериалах?

Ц я сн€лась лишь в одном сериале Ц Ђѕ€тый ангелї. ” хорошего режиссера ¬ладимира ‘окина. Ѕольше Ц не то, чтобы не хочу, просто ничего интересного пока не предлагают. я себе не разрешаю мелькать, где попало Ц там два съемочных дн€, тут три съемочных дн€...

ј когда было легче добиватьс€ успеха Ц раньше или теперь?

Ц ¬ы понимаете, это же не от стро€ зависит. Ќе от политических условий, не от того, в какой стране ты живешь.

ћне кажетс€, и от этого тоже. Ќе вступила бы –осси€ в рыночную эпоху Ц не было бы у нас сегодн€ антрепризы. ј, с другой стороны, и репертуарный театр, возможно, не испытывал бы так остро тот кризис, какому он ныне подвержен.

Ц я думаю, дело в другом. ƒело в том, во что веришь, во что не веришь и кака€ у теб€ точка отсчета. » главное Ц чувство вкуса: пьеса, сценарий, театр, режиссер, компани€, которые теб€ выбирают и которых выбираешь ты Ц это и есть твое лицо.

”спех должен быть рентабелен?

Ц  онечно. ј когда ты весь в поту, в мыле, разворотил себе всю душу, но отдача минимальна€, это печально. ’от€ нередко мы тратимс€ несоразмерно эффекту. “ратимс€ по-страшному, потому что зрители заплатили деньги, цветы заранее купили и принеслиЕ «начит, надо этому соответствовать. Ќадо себ€ как-то душевно разворотить, измутузить, чтобы зритель плакал или сме€лс€. » чтобы он ушел разогретый.

¬ы же говорили, что вам не очень важен успех у зрител€. ƒавайте уж честно: публика Ц дура?

Ц ¬ общем, да. „аще всего. Ќо всегда есть люди в зале, которые и любую твою фальшь почувствуют, и самоотдачу твою оцен€т.

ƒл€ них и хочетс€ играть?

Ц Ќу, не только дл€ них. ≈ще и дл€ себ€, и дл€ партнеров. „тобы противно после спектакл€ не было.

ј бывает противно после спектакл€?

Ц ќ, еще как! Ѕывают дни, когда ничего не выходит. Ќу, не спускаетс€ к тебе ангел с небес, и всЄ. » вот Ц как во сне: кричишь, а звука нет, и никто не слышит и не отзываетс€. “акие дни бывают Ц просто ужас. ј бывает Ц ни с того, ни с сего вдруг твой голос прекрасно звучит, и ты будто взлетаешь, и какие-то вещи делаешь легко. Ёто значит Ѕог рукой водил, ангел спустилс€. Ќо это случаетс€ не так часто. ƒл€ этого кака€-то готовность должна быть. ј чем она достигаетс€, € не знаю. »ногда специально пытаешьс€ как-то себ€ разм€ть, но только хуже выходит. Ѕог его знает, как поймать это состо€ние, когда всЄ можешь.

¬се-таки, почему успех дл€ вас Ц это востребованность?

Ц ѕотому что это впр€мую касаетс€ моей профессии. ¬едь к житейским ситуаци€м пон€тие Ђуспехї неприменимо. ≈сли у теб€ родилс€ ребенок или умерла мама, это имеет отношение к счастью или несчастью. ѕро это не скажешь Ц Ђуспехї, Ђнеуспехї. Ѕолее того, счастье Ц неуловима€ вещь. ќно приходит и уходит неожиданно.  ак солнышко: вот оно только что светило и вдруг зашло за тучу.

¬ отличие от счасть€ успех Ц вещь очень конкретна€, да?

Ц “оже нет. јктер думает, что у него успех, а на самом деле он заехал в такие дебриЕ ќн изо всех сил старалс€ понравитьс€ и, наконец, понравилс€. ј, оказываетс€, это гибель дл€ него. ќн ушел от каких-то фундаментальных вещей в искусстве, самых главных, самых заветных. ¬от, кажетс€, все у теб€ есть Ц попул€рность, поклонники, деньги. Ќо ты уже давно неликвиден. ћожно быть очень известным, узнаваемым, но теб€ на порог не пуст€т туда, где подлинное искусство. ¬озьмите –езо √абриадзе. ќн трудно находит нужные слова, он заикаетс€, когда начинает говорить, он ищет адекватную формулировку тому, о чем думает и что чувствует, но он Ц среди небожителей. ќн там, где »нна „урикова, где ∆ен€ ћиронов, где мо€ любима€ ”ль€на ЋопаткинаЕ “ам, где при жизни были јнатолий ¬асильевич Ёфрос, јндрей “арковскийЕ »дти туда можно всю жизнь, но оступитьс€ Ц в два счета. » тогда будешь лететь, лететь, лететьЕ » прилетишь туда, где теб€ узнают, может, даже и оцен€т. Ќо где ты очень далек от вершины.

10 театральных ролей Ћии ј’≈ƒ∆ј ќ¬ќ…

“араска Ѕобунов, ЂЅудьте готовы, ¬аше высочество!ї Ћ.  ассиль

—вета, ју, √ал€,  оломбина, Ђ вартира  оломбиныї Ћ. ѕетрушевска€

¬арвара, Ђћелкий бесї ј. —ологуб

«ина јбрамова, Ђ рутой маршрутї ≈. √инзбург

«ина, Ђћы едем, едем, едемЕї Ќ.  ол€да

—елестина, Ђ—елестинаї Ќ. ол€да

ѕульхери€ »вановна, Ђ—таросветска€ любовьї Ќ.√оголь

ќна, Ђѕерсидска€ сиреньї Ќ.  ол€да

 лэр, Ђѕодсолнухиї “. ”иль€мс

ћарселина, Ђ‘игаро. —обыти€ одного дн€ї ѕ.Ѕомарше




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11113
¬ениамин јлександров
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11965
—аманта ‘окс
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11996
—офь€ ѕеровска€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru