Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћи€ јхеджакова

   /   

Liya Ahedjakova

   /
             
‘отографи€ Ћи€ јхеджакова (photo Liya Ahedjakova)
   

ƒень рождени€: 09.07.1938 года
ћесто рождени€: ƒнепр, ———–
¬озраст: 82 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ќслик »а-»а - это абсолютно адекватна€ мне личность

јктриса

9 июл€ отмечает юбилей одна из самых любимых актрис –оссии - Ћи€ јхеджакова. ’рупка€ женщина с жесткими моральными принципами, прирожденна€ травести, безгранично раздвинувша€ границы своего амплуа, стойкий борец за новые формы в искусстве, почитательница современного театра, предпочитающа€ жить не прошлым, а насто€щим. ќ своей любви к јнатолию Ёфросу и ƒмитрию  рымову, о нелюбви к годам советской власти, о времени и о себе Ћи€ јхеджакова рассказала обозревателю "»звестий".

18.07.2008

вопрос: я недавно была на вручении "’рустальной “урандот". ¬ какой-то момент огл€нулась вокруг и пон€ла, что мен€ окружает огромное количество пожилых людей.   большинству из них € испытываю глубочайшее почтение, но не есть ли такое старение театрального цеха €вный признак неблагополучи€? ¬едь тон в театре должны все же задавать молодые, энергичные люди.

Ћи€ јхеджакова фотографи€
Ћи€ јхеджакова фотографи€

-ответ: “ак они и задают, просто такого рода "наградительные" меропри€ти€ по-прежнему ориентированы на старую когорту. Ќа вчерашний день. ј в театре давно уже произошло радикальное обновление. » нам там нет места.

в: Ќу вам лично, по-моему, место как раз находитс€.

-о: “ак ведь € же не ропщу. Ёто нормально. Ёто правильна€ ситуаци€. я недавно посмотрела спектакль ƒимы  рымова "ƒемон. ¬ид сверху". я полгода на него собиралась и наконец дошла. » € пон€ла, что это прорыв, насто€щий прорыв. “еатр, какого не было прежде. » очень важно, что ƒимочка, которого € помню еще маленьким мальчиком, - сын своих родителей (јнатоли€ Ёфроса и Ќатальи  рымовой. - "»звести€"). я их знала, € перед ними преклон€лась. ќни выразили свое врем€, а ƒима - свое. —овершенно иначе, но очень талантливо. ” јнатоли€ ¬асильевича € всего один раз снималась, но мы как-то очень кумирствовали тогда с „уриковой.

в:  умирствовали? Ёто что такое?

-о: Ќу, обожали его. ќднажды после "ќтелло" он нас подвозил. “олько купил машину, потом, кажетс€, разбил. ¬одил-то он не очень... ћы делились с ним своими впечатлени€ми. » он чудно их принимал. ќн был совершенно замечательный. ћы все тогда были в его волнах.

в: ј вы пытались попасть в его театр?

-о: ƒа, конечно, € ходила на генеральные репетиции, на премьеры. Ќо на ћалой Ѕронной был тогда главный режиссер ƒунаев. ќн сказал: вы травести, держитесь за свой “ё«, это единственное ваше спасение. ј Ёфрос сказал: уходите из “ё«а, идите в "—овременник". » € пошла.   себе на Ѕронную он мен€ вз€ть не мог, он не был там хоз€ином.

Ћучшие дн€

–эпер из –остова
ѕосетило:7653
 Ѕаста
јлександр Ћебедь. Ѕиографи€
ѕосетило:3596
јлександр Ћебедь
¬€чеслав ‘етисов. Ѕиографи€
ѕосетило:2951
¬€чеслав ‘етисов

в: “о есть ваша травестийна€ природа вас огорчала?

-о: ≈ще как! ”йти из “ё«а очень сложно было. Ќо € человек неукротимый. ѕросто € сначала не знала, куда сунутьс€. я хотела только к Ёфросу. ќн был мой бог. —пасибо, что он заразил мен€ своим словом. ќно стало ключевым.

в: Ќо в этой вашей травестийной стихии у вас были какие-то свершени€?

-о: ќй, ну какие свершени€. „то вы... Ѕыла, правда, чудна€ роль ослика »а-»а. Ёто единственный случай, когда в рамках “ё«а € получила образ, конгениальный своему характеру, своей одаренности. »а-»а - это же абсолютно адекватна€ мне личность. (–аздаетс€ телефонный звонок, потом еще один, потом еще).

в: ¬ы фантастически востребованы.

-о:  ака€ востребованность! „то вы... ѕросто лето, писать не о чем, вот они и звон€т.

в: ј в каком спектакле вы почувствовали, что стали частью того, что прин€то называть "драматический театр"?

-о: ѕожалуй, в " вартире  оломбины".

в: я очень хорошо помню репетиции ¬иктюка. я на них присутствовала. Ётот репетиционный процесс сам по себе был каким-то отдельным, потр€сающим спектаклем.

-о: ¬иктюк тогда был удивительно талантлив. Ёто был его пик. ј потом, важно, что он и его подруга покойна€ “амара —куй сумели как-то протащить в театре ѕетрушевскую. Ѕолее того, они сумели убедить окружающих, что все четыре роли буду играть €, а € была тогда новый человек в театре. » ¬иктюк - тоже совершенно новый.

в: ¬ "—овременнике", мне кажетс€, должны были ко всей этой затее настороженно относитьс€. ќна же поперек их эстетики.

-о: Ќет, нет, они молодцы. Ќикогда в афише этого театра не было чего-то безобразно стыдного. Ќи в какие времена. » потом - они дают площадку режиссеру, даже когда результат непредсказуем. “о, что они пустили к себе —еребренникова на его старте... “о, что они дали возможность работать „усовой, к которой € отношусь неоднозначно, но тем не менее... “о, что “уминаса дважды впустили в театр. ∆аль, не удалось с ним поработать.

в: я чувствую, вас вообще т€нет к €рким режиссерам.

-о: ј кого к ним не т€нет?

в: ј по-разному бывает.

-о: «наете, если уж € с ёханановым работала, то теперь мне ничего не страшно.

в: я знаю, что вы активно ходите на выставки, на гастрольные спектакли...

-о: ј как же иначе! я, скажем, посмотрела спектакли јлвиса ’ерманиса, которые приезжали на NET. ћне, правда, "–евизор", который был несколько лет назад, понравилс€ больше, чем его недавние "«вуки тишины", посв€щенные 60-м годам. Ќо все равно... ¬от он - новый театральный €зык. ¬ тех же "«вуках тишины" придумка гениальна€. Ќи одного слова, а врем€ как на ладони. ћожно пролистать свою жизнь и пон€ть, что все это пахнет помойкой, простите.

в: “олько помойкой? Ќеужели вы не испытываете ностальгию по ушедшему времени?

-о: Ќ-е-ет!! я когда смотрела ’ерманиса, € с болью воспринимала узнавание. я папе недавно подарила изумительное кресло, а он не хочет выбрасывать старое. “акое, помните, куда заваливаютс€. ” ’ерманиса тоже такое сто€ло на сцене. я каждый раз захожу и стараюсь не смотреть в сторону этого кресла. Ќет, € тоже люблю старые вещи, но они должны иметь свое лицо. ј в те годы все, что создавалось, - архитектура, мебель, дворцы культуры, уроды эти бетонные, которые и сейчас еще сто€т, как привидени€, - все было без собственного лица. ћой сосед —аша ќрлов называет это "эстетикой зоны". я не хочу в своем доме иметь эстетику зоны. “о, что было прежде, даже если оно бедненькое, все равно имеет лицо и имеет душу. ј эстетика зоны не имеет души.

в: Ќо вещь, даже без собственного лица, с течением времени все равно начинает обладать ценностью, просто потому, что она вместилище пам€ти.

-о: ¬ спектакле - да, в жизни - нет.

в: ћожно ли сказать, что это ваше отношение к вещам распростран€етс€ и на искусство? Ёстетику тех лет вы тоже не приемлете?

-о: “олько в качестве ретро. я принимаю только обращение к тому времени глазами человека нашего времени. “олько осмысление и часто отрицание через боль. »менно это и есть в спектакле у ’ерманиса. Ќу, € права или нет?

в: ¬ы правы, конечно. Ќо в рассказе ’ерманиса о 60-х все же есть и ностальги€. Ёто же был последний всплеск социального идеализма, всплеск наивной веры, что путем социального протеста можно изменить мир. ј сейчас мы живем в гораздо менее наивное врем€, менее протестное, но и менее идеалистическое.

-о: Ёто да. ¬ы посмотрите, когда с јлексан€ном стала разворачиватьс€ вс€ эта гнусна€ истори€, когда человека больного, слепого таскали с температурой по судам. —колько человек вышло в его защиту - горстка. ј когда мочили Ѕританский совет, вы заметили, что все, кто воспользовалс€ его грантами, спр€тались в кусты? Ќе было ни одного голоса в защиту, кроме „убайса. ѕо-моему, эти симптомы страшной болезни общества. я это все понимаю. Ќо € все равно предпочитаю жить в своем времени, а не в прошедшем.

в: ћне прислали недавно опрос голливудских звезд. »х спрашивают: что вам дала система —таниславского? ј они отвечают: да, конечно, есть така€ система, но мы как-то без нее обходились и обходимс€. ¬ы обходитесь?

-о: «наете, все-таки школа - а у мен€ мхатовска€ школа - она живет в подсознании. “о, что все надо не на зрител€ выворачивать, а работать с партнером - это уже данность кака€-то. » то, что € думаю над биографией геро€, тоже входит в состав профессии. Ўкола уже на бессознательном уровне работает.

в: ќна не отмен€ет взаимодействи€ с новыми формами?

-о: Ќет, нет она просто ставит теб€ на правильные рельсы. ќна работает в любой схеме - и у Ћепажа, и у ’ерманиса, и у ƒимы  рымова, и у —еребренникова, и у  ости Ѕогомолова. ¬ любом спектакле, если режиссер - не полна€ бездарность, если он не эпатирует, а всерьез разбираетс€ с материалом. —уществует, к сожалению, очень много вещей, от которых артист зависит. ѕрофесси€-то рабска€.

в: ≈сть, однако, ощущение, что на выходе школа наша дарит удивительные таланты, а потом все куда-то исчезает. —ловно в черную дыру проваливаетс€. ћне один режиссер рассказывал, что он в ведущем столичном театре не может собрать артистов на репетицию. ќни расписаны по сериалам.

-о: ј € вам отвечу - значит, это такой режиссер. ѕотому что у —еребренникова все приход€т. » у ‘оменко тоже вр€д ли репетиции пропускают. √ипнотизаци€ артистов, она ведь тоже входит в состав режиссерской профессии. ј призывать, ругать, писать докладные - бессмысленно. –езультат - ноль.

в: Ќо вы представл€ете себ€ лично в спектакл€х таких режиссеров, как ’ерманис или  рымов? ќни же не предполагают бенефисного существовани€. ” них студийна€ эстетика. ¬ас это не смущает?

-о: ћен€ смущают только бездарность и нафталин. ј новый театральный €зык мен€ завораживает. ћне интересно безумно.

в: ¬ы редкий человек. я чаще всего слышу от представителей вашего поколени€, что главное - сохранить наши традиции, что спасение культуры произойдет с помощью консервации культурных форм.

-о: ≈сть прекрасное выражение у ∆озефа –енана: "“алант входит в жизнь с кощунством на устах". “о есть он сначала воспринимаетс€ как кощунство, но всегда есть оптика, котора€ позвол€ет различить, где начало чего-то нового, а где дешевый эпатаж. ѕросто многие не умеют наладить эту оптику и гром€т все подр€д. ќни предпочитают покор€ть мир вчерашним днем. Ёто очень глупо, по-моему. —травинского, у которого в молодости были провал на провале, спросили уже в старости: "Ќу теперь-то вас мир понимает?" ќн ответил: "ќтнюдь, придур€етс€!" ј € вот думаю: если мир, не способный пон€ть —травинского, способен заставить себ€ его уважать, это ведь всел€ет надежду.

в: ¬сел€ет. Ќо € знаю и обратный процесс. —начала мир отказываетс€ прин€ть талант, а потом он его коронует. » талант нередко превращаетс€ при жизни в пам€тник самому себе.

-о: јга. Ѕывает. » сразу начинаетс€: делай со мной, делай, как €. ”жасно... “алант - велика€ вещь, но артисту, художнику вообще кроме него нужна еще неуверенность в себе, нужен комплекс неполноценности. ј если ты запрограммирован на успех, если боишьс€ риска и поиска, если истерзан страхом, что окажешьс€ хуже соперников, то Ѕог уходит от теб€. ћоментально уходит.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11113
¬ениамин јлександров
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11965
—аманта ‘окс
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11996
—офь€ ѕеровска€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru