Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

’асэгава “охаку

   /   

Hasegava Tohaku

   /
             
‘отографи€ ’асэгава “охаку (photo Hasegava Tohaku)
   

ƒень рождени€: 01.01.1539 года
ћесто рождени€: Ќанао, япони€
ƒата смерти: 01.03.1610 года
ћесто смерти: Ёдо, япони€
¬озраст: 71 год

√ражданство: япони€

Ѕиографи€

японский художник.

–асцвет творческой де€тельности ’асэгава “охаку падает на последнюю треть XVI и начало XVII века - тот самый недолгий период, который в €понской историографии называют эпохой ћомо€ма (см. хронологию истории японии). ¬рем€ ћомо€ма (1572-1615) знаменовало переход от классического средневековь€ к позднему.

20.10.2008

¬рем€ ћомо€ма (1572-1615) знаменовало переход от классического средневековь€ к позднему. Ёто было врем€ относительного замирени€ страны, наступившего в результате консолидации сил в руках наиболее могущественных кн€зей, которые, жестоко подавив противников, вывели страну из разрушительных междоусобиц, раздиравших ее около ста лет. ѕериод "–аздоров в стране" закончилс€, но мир был непрочным, самурайские кланы продолжали возводить огромные замки-крепости, за стенами которых можно было бы отсидетьс€ в случае возобновлени€ военных действий.

’асэгава “охаку фотографи€
’асэгава “охаку фотографи€

ћонументальна€ замкова€ архитектура помимо своих чисто утилитарных целей была призвана внушить представление о могуществе и богатстве владельца. Ётому же стал служить весь комплекс декоративно-прикладных искусств, прежде всего живопись. ѕарадные и жилые помещени€ в замках украшались панорамными роспис€ми и ширмами, покрывавшими сплошными лентами стены. –осписи эти часто выполн€лись на золотом фоне, с которым соревновались €ркостью многоцветные изображени€. «олото росписей (золотой порошок, наносимый кистью, или иногда листики золотой фольги, наклеиваемой на щелк) невольно провоцирует нас назвать культуру эпохи ћомо€ма блест€щей. “акой ее обычно и считают - пышной, богатой, €ркой и жизнерадостной. Ѕольшие декоративные композиции, т€желовесно поблескивающие золотом, писал и “охаку.

≈го знаменитые расписные фусума (отъезжающие в сторону стены-двери) в храме “ис€куин (1592), считаетс€, положили начало "живописи кленов и вишен" (фуога). Ќа абстрактном золотом фоне “охаку изобразил мощный толстый ствол старого клена, искривленного временем и бур€ми (недаром иероглиф "клен" состоит из элементов "дерево" и "ветер"). ≈го темна€ заскорузла€ кора, переданна€ широкими рваными штрихами, резко контрастирует с нейтральным спокойным фоном. ƒерево как бы вырастает и даже выламываетс€ из золотой вневременной и внепространственной плоскости. ћаленькие €рко-красные и зеленые листочки, разбросанные по стволу и немногочисленным ветв€м, смотр€тс€ эффектными декоративными п€тнами. — кленовыми листь€ми - символами осени - перекликаютс€ цветы мелких кустиков хаги, растущих под кленом, - тоже поздних осенних цветов. ¬ишн€ сакура, напротив, - "весеннее" растение. ≈е цветенье, согласно €понской традиции, знаменует собой приход тепла и весны. ¬ообще практически все растени€ - от мощного кипариса до незаметных речных тростников, - по€вл€ющиес€ в €понских средневековых стихах или картинах, имеют свой четко фиксированный символический и даже религиозно-философский смысл. —обственно, философии как таковой у €понцев не было. –ассудочно-логическому постижению и объ€снению мира они предпочли ассоциативно-чувственный контакт с ним, при котором циклический пор€док перемен растущего и ув€дающего в природе переносилс€ на человеческое общество. » буддийска€ образность, как и €понское народное сознание, была наполнена растительной символикой - ученье Ѕудды именовалось благоухающей цветочной гирл€ндой, сокровенна€ премудрость величалась таинственным цветком закона и т. д.

ѕоэтому в произведени€х “охаку следует видеть несколько уровней: на внешнем - конкретные пейзажные мотивы, а на внутреннем - символическую картину вечных истин природы. ѕоэтому когда искусствоведы рассказывают, что средневековый художник сбросил с себ€ путы условностей и прин€лс€ воспевать красоты родной природы, безоговорочно верить этому не следует. Ќесмотр€ на то что во времена “охаку искусство стало более €рким и декоративным, чем в предыдущую эпоху, оно не стало от этого более реалистическим и светским. —ветскость и известна€ поверхностность трактовки традиционных сюжетов по€вились у активно действовавшей в эпоху ћомо€ма школы  ано, но сводить все многообразие €понской художественной жизни этого времени к стилистике  ано, было бы чрезмерным упрощением. –€д художников, и прежде всего “охаку, сознательно сохран€ли преемственность традиций национальной живописи, в первую очередь традиций —эссю (1420- 1506).

“охаку называл себ€ наследником —эссю в п€том поколении и в одном из имен (—эттосай) использовал первый иероглиф его имени. ¬ составленном учеником “охаку художественном трактате "“олковани€ “охаку о живописи" возводитс€ пр€ма€ лини€ к великому художнику XV века. Ёто было некоторым преувеличением, ибо собственной школы с передачей секретов в домашнем кругу у —эссю практически не было. Ќо вли€ние его творчества испытали все работавшие позже мастера, поэтому они и считали его своим духовным предтечей. “ак поступал —эссон, старший современник “охаку, из этого исходил и ”нкоку “оган, младший “охаку на 7 лет (это не помешало ему объ€вить себ€ пр€мым наследником —эссю в третьем поколении). ¬ результате “охаку и “оган испытывали друг к другу взаимное неудовольствие. —обственно, формально рассужда€, школа ”нкоку была ближе к —эссю, чем “охаку, но близкое до подражательности следование учителю не могло не сказатьс€ отрицательно на эстетических качествах работ “огана. „то касаетс€ нашего геро€, то он владел весьма обширным набором художественно-технических приемов, ибо училс€ у таких разных мастеров, как —ога —ЄсЄ, представител€ малоизвестной и предельно условной школы, тесно св€занной с монастырем ƒайтокудзи, и  ано —Єэй, главы набиравшей силу и официальное признание школы. ¬ зрелые годы “охаку резко разошелс€ с  ано, и даже заключил аль€нс против них с крупнейшим мастером чайного действа —эн-но –икю, который, как и художники —ога, был св€зан с монастырем ƒайтокудзи.

ћонастыри как центры культурной жизни общества и богатые заказчики не утратили в эпоху ћомо€ма своего значени€, хот€ и потер€ли монополию на культуру. “охаку долгое врем€ выполн€л заказы столичного монастыр€ ’омподзи и был там удостоен высокого монашеского звани€ хокЄ ("мост закона"). —охранилась написанна€ им дл€ ’омподзи больша€ композици€ "Ѕудда —акь€-муни в нирване", в которой “охаку следует традиционной буддийской иконографии.

ѕоклон€€сь —эссю и изуча€ его стилистику, “охаку неизбежно обратилс€ к истокам €понской монохромной живописи тушью - творчеству китайских художников времен сунской династии (X-XIII вв.). ¬дохновл€€сь примером ћу ÷и, картины которого в японии знали и ценили, пожалуй, больше, чем в самом  итае, “охаку написал свиток "ќбезь€ны среди сухих деревьев". — обезь€нами в  итае и японии св€зывалс€ обширный комплекс символических представлений. ќни могли быть и выразител€ми неразумной тщеты, которую воплощали, вылавлива€ отражение луны из воды; а иногда обезь€на, особенно черна€, считалась мифологическим животным, спутником св€того, живущего в лесу.  артина “охаку интересна в первую очередь не умозрительным смыслом, а непосредственной живостью изображенного. ѕереданна€ м€гкими не€сно очерченными размывами туши шерстка животных выразительно контрастирует угловатым высохшим ветв€м, написанным резкой, царапающей бумагу сухой кистью.

“охаку необычайно широко умел пользоватьс€ многотональными оттенками туши. »з сохранившихс€ до нашего времени работ наиболее выразительна (и доступна дл€ нас простотой сюжета) больша€ композици€, написанна€ на шестистворчатой ширме "—основа€ роща". Ќа поверхности ширмы, занимавшей всю стену в комнате, изображены несколько сосен в тумане и больше ничего. ¬иртуозное владение широкой гаммой черного цвета - от "пианиссимо" прозрачной дымки до "форте" могучих сочных стволов - позволило художнику создать насто€щую монохроматическую симфонию, в которой мелодию ведет черное, а сопровождением служит бела€ основа. Ќасыщенна€ влагой кисть оставила в сочных кронах сосен как бы присутствие мокрого тумана, из которого неожиданно выгл€дывают кое-где мокрые кор€вые участки стволов с сухой растрескавшейс€ корой.

Ћучшие дн€

√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19190
√алина ѕрозуменщикова
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11106
Ѕрайан ћэй
¬асилий Ћиванов: Ћегенда советского кино
ѕосетило:9393
¬асилий Ћиванов

Ќо, как мы уже писали, все растущее в природе растет еще и в сердцах людей, соотнос€сь с чисто человеческими свойствами. “ак, еще  онфуций говорил, что когда приходит сурова€ зима, сосна и кипарис дольше всех сопротивл€ютс€ морозу. ѕри этом он, конечно, имел в виду благородного мужа, неколебимого бур€ми суровых обсто€тельств.   этому морализаторскому уподоблению €понцы добавили еще и чисто эстетический аспект любовани€ соснами под ветром. ’от€ "чистого" любовани€ €понцы, конечно, не знали - например, в простых стихах типа

даже средь сухих стволов

веет ветерок весны

прогл€дывают буддийские мотивы вечного обновлени€ жизни.

ѕоэтому, изобража€ ветер в соснах, “охаку сочетал непосредственную прелесть и неповторимость красивого пейзажа с вечными и непреложными законами природного круговорота: рост - ув€данье - пробуждающий весенний ветер.

 итайские даосы учили, что если дышать ароматом воскур€емой сосновой смолы и пить хвойный отвар, то можно достичь бессмерти€. ¬ случае с “охаку можно сказать, если позволить себе красивость, что сосны обеспечили ему вечную жизнь - в пам€ти поколений, смотр€щих на его туманную "—основую рощу".




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10604
јнна ÷уканова- отт
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11106
Ѕрайан ћэй
јнтон „ехов: Ќепроста€ судьба великого писател€
ѕосетило:22575
јнтон „ехов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru