Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнтони √ауди

   /   

Antonio Gaudi

   /
             
‘отографи€ јнтони √ауди (photo Antonio Gaudi)
   

ƒень рождени€: 25.06.1852 года
ћесто рождени€: г. –еус, , недалеко от “аррагоны, в  аталонии ,»спани€
ƒата смерти: 12.07.1926 года
ћесто смерти: Ѕарселона, јруба
¬озраст: 74 года

√ражданство: »спани€

јнтонио √ауди (∆урнал ¬о€ж)

знаменитый архитектор

Ђƒжентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедшийї, Ц сказал председатель комиссии на защите дипломного проекта јнтонио √ауди-и- орнета в барселонской ѕровинциальной школе архитектуры. Ђѕохоже, теперь € архитекторї, Ц подвел черту студент, известный своей заносчивостью и упр€мством.

24.06.2009

¬ызов

Ћюбитель лайковых перчаток и черных шелковых цилиндров, щеголь и денди, рыжеволосый юнец с пронзительно голубыми глазами. “о ли ангел, то ли бести€. ∆енщины влюбл€лись в него, тер€ли голову, но √ауди осталс€ одинок. ќн долго ухаживал за красивой учительницей ѕепетой ћореу, но на неловкое предложение руки и сердца она ответила, что уже помолвлена. ѕотом был недолгий роман с юной американкой, но девушка вернулась в јмерику, и пути их разошлись. ¬ этом √ауди увидел знамение: его судьба Ц одиночество. ∆ертва ради высшей цели.

—мерть караулила его с самого рождени€. ћальчика, по€вившегос€ на свет 25 июн€ 1852 года, крестили на следующий же день в соборе —в€того ѕетра в –еусе. »м€ дали в честь матери Ц јнтонии. “оропились Ц хотели спасти душу младенца, бо€лись, не выживет: беременность была т€желой, роды трудными, к тому же незадолго до этого родители оплакали двух малышей. „то-то в этой семье было не так. ¬се брать€ и сестры √ауди умерли в молодости. ќднажды в детстве мальчик подслушал разговор отца и матери с врачом, который предрекал ему неизбежную скорую смерть. јнтонио решил выжить. » выжил, хот€ болезни изводили его всю жизнь. ¬ тридцать он выгл€дел вдвое старше ровесников, в п€тьдес€т Ц др€хлым стариком.

јнтони √ауди фотографи€
јнтони √ауди фотографи€

ќн знал, что осталс€ в живых не просто так.

¬ыбор цели

Ђя сын, внук и правнук котельщика. ћой отец был кузнецом, и мой дед был кузнецом. —о стороны матери в семье тоже были кузнецы; один ее дед бондарь, другой мор€к Ц а это тоже люди пространства и расположени€ї, Ц объ€сн€л √ауди свое поразительное умение мыслить и чувствовать в трех измерени€х. ¬ детстве он часами мог смотреть, как плывут облака, как течет вода. ≈го интересовало, как устроен цветок, как листь€ образуют крону, как вода обтачивает камень, почему дерево не падает под порывами ветра. ѕотом его заворожила мастерска€ отца. “ам каждый день совершались чудеса Ц из плоских медных листов получались блест€щие сосуды. ’орошим учеником монастырской школы  оллеже де лос Ёсколапиос в –еусе сын кузнеца не был. ≈динственный его конек Ц геометри€, любимое зан€тие Ц рисование, увлечение Ц исследовать с при€тел€ми окрестные полуразрушенные монастыри.

—ейчас искать следы √ауди в –еусе бесполезно, сплошные разочаровани€ Ц таблички на безликих офисных здани€х: Ђ огда-то на этом месте сто€л дом...ї, невн€тное строение, зат€нутое зеленой строительной сеткой. ¬нимание заслуживает разве что атмосфера старого города Ц пышные барочные особн€ки, строгий готический —ан ѕере и его сорокаметрова€ колокольн€. ћощную винтовую лестницу этой колокольни мастер почти точно воспроизвел в башн€х собора —аграда ‘амилиа.

ƒебют вольнодумца

√ауди Ц автор восемнадцати сооружений. Ќи одного за пределами »спании. ¬ родной  аталонии Ц четырнадцать, в любимой Ѕарселоне Ц двенадцать. «а каждым из его творений т€нетс€ шлейф мифов и легенд, его дома Ц это ребусы, скрытый смысл которых разгадывать и невозможно, и, кажетс€, опасно.

 арьера √ауди-архитектора началась со скандала. ƒвадцатишестилетний зодчий потребовал слишком большой, по мнению муниципальных властей Ѕарселоны, гонорар.

Ћучшие дн€

ќтец информатики
ѕосетило:14638
јлан ћатисон “ьюринг
—ветлана  рючкова: Ђ√адкий утенокї
ѕосетило:11315
—ветлана  рючкова
ёрий Ўатунов: Ѕывший солист ЂЋаскового ма€ї
ѕосетило:10409
ёрий Ўатунов

 рылатые шлемы ћеркури€, мощное мраморное основание Ц монументальные фонари, спроектированные когда-то свежеиспеченным зодчим, и сейчас украшают ѕласа –ейаль. ѕервый муниципальный заказ стал последним. √ородские власти Ѕарселоны больше никогда ничего не предлагали √ауди. ≈динственную в биографии официальную награду Ц городской приз за архитектуру фасада особн€ка, построенного дл€ семейства текстильных магнатов  альвет, √ауди получил через двадцать лет. ƒом не без изюминки, но сдержанный  аса  альвет, пожалуй, самый неприт€зательный проект ћастера.

«ато частные клиенты √ауди довер€ли. ¬ 1883-м фабрикант дон ћануэль ¬исенс ћонтанер заказал архитектору летний дом. ¬первые осматрива€ место будущей стройки, тогда еще пригород, √ауди обнаружил огромную цветущую пальму, окруженную ковром желтых цветов. » дерево, и растительность он сохранил. ѕальмовые листь€ Ц в узоре решетки, желтые с зеленью цветы Ц на облицовочной плитке. ѕоговаривали, что заказчик чуть не разорилс€, оплачива€ фантазии архитектора. —ейчас  аса ¬исенс Ц маленький дворец из восточной сказки Ц стиснут соседними домами, с ближайшей улицы взгл€д цепл€ет только башенка. ѕлотные жалюзи опущены, снаружи Ц смотрите, внутрь Ц извините. „то делать Ц частное владение.

Ёкстравагантный дебют произвел на барселонцев сильнейшее впечатление. ј самое главное, у √ауди по€вилс€ идеальный покровитель Ц дон Ёусебио √уэль.

ћеценат обладал безупречным вкусом, любил рискованные эксперименты, не нав€зывал своего мнени€, сметы подписывал не гл€д€. ѕостепенно √ауди стал другом и семейным архитектором √уэлей.

ћаэстро и меценат

Ёусебио давно мечтал Ђо практичном здоровом доме с красивыми формамиї. √ауди справилс€ с задачей виртуозно. ќн втиснул в безнадежно узкое пространство (18 на 22 метра) особн€к, напоминающий одновременно мечеть и венецианское палаццо с просторным цокольным этажом, каретным двором и конюшн€ми. «а серым мраморным фасадом ƒворца √уэл€ Ц роскошные интерьеры. Ќа отделку денег не жалели: черное дерево, палисандр, черепаховый панцирь, слонова€ кость, одна комната облицована эвкалиптом, друга€ Ц буком, резные потолки с накладными листь€ми из золота и серебра. »менно здесь √ауди впервые превратил кровлю с дымоходами и вентил€ционными трубами в Ђсад сто€щих камнейї.  ажда€ башенка одета в свой керамический нар€д, фасончики разные, говор€т, были даже использованы фрагменты лиможского столового сервиза. ќднажды –амон  ампамар, бухгалтер и доверенное лицо заказчика, пожаловалс€ на безумные расходы: Ђя наполн€ю карманы дона Ёусебио, а √ауди их опустошаетї. √уэль просмотрел счета: Ђ» это все, что потратил √ауди?ї

√уэль и √ауди мечтали превратить Ћысую гору в сад. „астные виллы утопали бы в зелени, вокруг усадеб Ц дорожки, аллеи, беседки, фонтаны, гроты, акведуки, плюс охрана по периметру.  оммерчески проект провалилс€. Ѕыло продано всего два участка из шестидес€ти, состо€тельные люди не захотели жить так далеко от города. Ќынешние барселонцы выбор места одобр€ют. ѕланировка Ђѕаркаї напоминает сжатую пружину Ц от подножи€ к вершине серпантином поднимаютс€ извилистые тропинки и крутые лестницы. “еперь Ђѕарк √уэльї не только радость дл€ души и глаз, но и удовольствие дл€ измученных легких Ц пальмовые рощи, чистый воздух, парк оказалс€ выше уровн€ смога. Ћюбимое развлечение детей Ц бассейн со змеей и драконом. ј тот, кто доберетс€ до вершины, получит в награду великолепный вид на Ѕарселону и море.

ѕосидеть на скамье-змее Ц любимый ритуал. ѕодр€дчик вспоминал: √ауди приказал рабочим сн€ть с себ€ всю одежду и усестьс€ как можно удобнее на свежий слой раствора, чтобы получить совершенную форму сидени€. Ѕегущий узор из блест€щей разноцветной керамики только поначалу кажетс€ случайным. ѕо всей длине скамьи разбросаны магические формулы, таинственные знаки, зашифрованные послани€, загадочные рисунки, составные картинки, р€ды чисел. ≈сть много историй о том, как люди, сидевшие на скамье, вдруг начинали различать проступающие надписи, имена, даты, слова молитв...

ѕричуды гени€

√ауди п€тьдес€т. ќн по-прежнему одинок, становитс€ все более религиозен. »з центра Ѕарселоны перебираетс€ в Ђѕарк √уэльї, подальше от суеты. ћастера уважают и побаиваютс€ Ц резок, эксцентричен, замкнут. ќт былого щегольства ничего не осталось, главное, чтобы было удобно: бесформенный костюм, туфли на заказ Ц из корней кабачка. ќн соблюдает все посты, его пища Ц сырые овощи, оливковое масло, орехи, мед с хлебом и родникова€ вода.

¬ разгаре карьеры он за€вил, что отныне будет работать только над религиозными заказами, а если предложат светский проект, то сначала спросит позволени€ у ћадонны из ћонсеррата. ќсенью 1904 года √ауди вз€лс€ за перестройку особн€ка текстильного магната ’осе Ѕатло  асановаса.  вартал, где находитс€ дом, не зр€ прозван Ђ€блоком раздораї Ц вдоль улицы √раси€ на одном п€тачке, тесно прижавшись, сто€т здани€ самых известных каталонских архитекторов Ц эдакий парад претензий и амбиций. Ќадо прийти сюда утром, когда на фасад падают солнечные лучи и он, покрытый перламутровой Ђрыбьей чешуейї, переливаетс€ всеми цветами радуги. «десь нет ни граней, ни углов, ни пр€мых линий, стены изогнуты, будто под кожей-облицовкой играет мышцами неведомое морское чудовище. √орожане прозвали  аса Ѕатло Ђƒомом костейї. „то-то в этом есть: колонны-кости и балконы-черепа Ц останки жертв дракона. Ќо они уже отмщены Ц над крышей поднимаетс€ башн€ с крестом. Ёто победно вскинул меч св€той √еоргий, небесный покровитель  аталонии, а изогнутый зубчатый гребень крыши Ц хребет поверженного чудовища.

ќт Ђƒома костейї до  аса ћила дес€ть минут медленным шагом. √ауди снова нарушил зарок Ц вз€лс€ за проектирование большого многоквартирного дома со всеми современными удобствами: гор€ча€ вода, гаражи, хотел даже устроить пандус, чтобы жильцы доезжали до дверей квартир на любом этаже пр€мо на авто. ѕо сравнению с из€щной игрушкой Ѕатло эта сурова€ громада вырастает из-под земли, как старый могучий баобаб, или выветренные скалы, или утес с ласточкиными гнездами, или остов погибшего корабл€, или вулкан, истекающий лавой. Ѕарселонцы и это здание наградили массой прозвищ Ц от Ђжелезнодорожной катастрофыї, Ђдепо дл€ дирижаблейї, Ђжертвы землетр€сени€ї до Ђпитомника дл€ змейї и Ђосиного гнездаї. «акрепилось ЂЋа ѕедрераї Ц каменоломн€. Ќа крыше Ц подъемы, спуски, лесенки, арки. ј дымоходы, каминные и вентил€ционные трубы, шахты лифтов Ц жутковатое сюрреалистическое воинство.  ритики и коллеги недоумевали: Ђћожет, это признаки сумасшестви€?ї ∆ильцы стали посмешищем всего города. ¬ Ћа ѕедрере можно сн€ть квартиру и сейчас, квартиры удобные, уютные, но придЄтс€ терпеть бесконечные толпы туристов.

ћастер и его студи€ за полвека работы выполнили семьдес€т п€ть заказов. Ќекоторые из них, как это часто бывает в архитектуре, не продвинулись дальше чертежной доски, но даже наброски Ц это наброски гени€. Ќапример, проект грандиозного отел€ в Ќью-…орке Ц Ђгостиничного храмаї высотой в триста метров. ¬се это было задолго до по€влени€ знаменитого Ёмпайр —тейт Ѕилдинг, который по сравнению с Ђгостиничным храмомї выгл€дит примитивным детским конструктором. Ќа рисунках √ауди Ц причудливый комплекс башен Ц гибрид —аграда ‘амилиа и гигантского термитника, он отлично бы смотрелс€ в окружении младших братьев небоскребов.

—имвол веры

 аса ћила стала последним большим заказом, за который вз€лс€ √ауди. — 1910 года единственна€ цель, боль, страсть и забота Ц собор Ђ—в€тое семействої, —аграда ‘амилиа. ≈го и похоронили здесь, в крипте Ц маленькой подземной часовне, где весной и осенью по колено воды.

—обор, как и вс€ жизнь √ауди, полон скрытых и €вных знаков. ƒвенадцать башен посв€щены апостолам, центральна€, с крестом Ц символ искупительной жертвы —пасител€. ¬нутреннее пространство Ц сад: колонны Ц стволы платанов, их смыкающиес€ кроны образуют купол, сквозь него видно звездное небо. «дание проектировалось так, чтобы колокола в нем звучали, как грандиозный орган, а ветер, проход€ через отверсти€ башен, пел, как насто€щий хор. ј еще скамьи дл€ тридцати тыс€ч мол€щихс€.

√ауди утвердили руководителем работ еще в 1883-м. ƒо сих пор не совсем пон€тно, каким образом такой масштабный проект поручили начинающему архитектору, тем более что в молодости јнтонио был известен ироническим отношением к церкви. —удьба...

¬се персонажи фасада –ождества имеют реальных прототипов: младенец »исус Ц внук рабочего, »уда Ц сторож-алкоголик, ѕонтий ѕилат Ц толстый козопас, царь ƒавид Ц красавец штукатур, ослика одолжил местный старьевщик. √ауди ходил в анатомический театр, снимал с мертворожденных детей гипсовые отливки дл€ сцены Ђизбиени€ младенцевї. ѕеред тем, как установить, каждый камень, каждую скульптуру поднимали и опускали дес€тки раз. √ауди все врем€ что-то переделывал, мучительно додумывал, отмен€л и снова рисовал, макетировал. Ќеудивительно, что процесс зат€нулс€. ¬ 1886-м ћастер уверенно за€вил, что собор будет завершен через дес€ть лет, но потом все чаще сравнивал свое детище со знаменитыми храмами —редневековь€, которые возводились веками. Ќынешний руководитель работ –амон Ёспель-и-–оселл говорит: Ђ огда дев€ть лет назад € начал здесь работать, даже не думал, что смогу увидеть храм завершенным. “еперь по€вилась надежда: по расчетам, нам потребуетс€ лет тридцатьї.

¬ понедельник 7 июн€ 1926 года ровно в 5 часов 30 минут пополудни √ауди покинул —аграда ‘амилиа и, как всегда, пошел на вечернюю исповедь. ¬одитель трамва€ є30 потом говорил, что сбил пь€ного брод€гу. ƒокументов не было, в карманах нашли ≈вангелие и горсть орехов, кальсоны держались на английских булавках. „ерез трое суток он умер.

—ейчас в книгах и стать€х о √ауди через слово Ц Ђгенийї, через строчку Ц Ђсв€тойї, на каждой странице Ђдухї и Ђвоплощениеї. 2002 год назван годом √ауди. —овсем недавно промелькнула информаци€, что ¬атикан откликнулс€, наконец, на предложение представительства —в€той церкви в Ѕарселоне и многочисленные обращени€ страстных поклонников архитектора и дал согласие на его причисление к лику св€тых. “еперь специальна€ ватиканска€ конгрегаци€ начала опрос людей, лично знавших Ђкандидатаї, которые могли бы свидетельствовать в пользу его св€тости. —амое врем€: в нынешнем году исполн€етс€ 150 лет со дн€ рождени€ √ауди.

 анонизаци€ Ц процесс долгий. ѕочти как строительство великого ’рама.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19885
Ѕренден јдамс
ћишель ‘уко. Ѕиографи€
ѕосетило:24383
ћишель ‘уко
«везда и смерть »зольды »звицкой
ѕосетило:65739
»зольда »звицка€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru