Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнтони √ауди

   /   

Antonio Gaudi

   /
             
‘отографи€ јнтони √ауди (photo Antonio Gaudi)
   

ƒень рождени€: 25.06.1852 года
ћесто рождени€: г. –еус, , недалеко от “аррагоны, в  аталонии ,»спани€
ƒата смерти: 12.07.1926 года
ћесто смерти: Ѕарселона, јруба
¬озраст: 74 года

√ражданство: »спани€

јнтонио √ауди-и- орнет // ѕостмодерн в преддверии модерна

знаменитый архитектор

"≈сли бы € был принужден указать на совершенно €вного постмодерниста, - писал один из теоретиков этого направлени€, - € бы привел в пример јнтонио √ауди. Ќо это невозможно, потому что он был предмодернистом".

06.03.2004

—в€щенный сумбур

ƒело было в начале ма€. ¬о врем€ перехода судна из „ивитавеккьи € простудилс€ на коварном средиземноморском ветерке и по прибытии в Ѕарселону слегка температурил. ƒикое представл€лось реальным, в голове царила необычна€ легкость, мысли уплывали куда-то в далекое прошлое, и фасад храма —аграда ‘амилиа (—в€того семейства) - неверо€тного творени€ безумной фантазии јнтонио √ауди - казалс€ мне одним из тех песочных замков, которые мы с мальчишками любили сооружать в детстве на балтийском взморье.

Ѕерешь в ладонь горсть сырого песка, выдавливаешь по капле вниз, и из этих случайных капель, чуждых рациональному расчету, вдруг начинают вырастать башни. ѕерва€, втора€, треть€... ¬се похожи, но ни одна не повтор€ет другую.  ажда€ индивидуальна.  ажда€ сложилась так, как легли падающие капли.  ажда€ зависит не столько от теб€, сколько от случайного дрожани€ пальцев, случайного дуновени€ ветерка, случайного движени€ миллионов мельчайших песчинок.

јнтони √ауди фотографи€
јнтони √ауди фотографи€

» замок выходит не таким, каким его видишь ты, а таким, каким его видит Ѕог. ѕотому что именно Ѕог управл€ет рукой ребенка, стро€щего из сырого песка.

ћногие полагают, что именно Ѕог управл€л рукой творившего в Ѕарселоне √ауди. Ёто особенно сильно ощущаешь, приехав из ѕетербурга, построенного на рациональном расчете, вопреки природе и, скорее всего, вопреки высшему замыслу, отдавшему это место болотам. ѕетербург - город ансамблевый и иерархичный. Ѕарселона √ауди - глубоко индивидуальна и по-своему сумбурна. “очнее, она видитс€ нам сумбурной.  ак Ѕожий замысел, недоступный человеческому пониманию.

—аграда ‘амилиа сумбурна вдвойне. ќсобенно если пытаешьс€ восприн€ть храм в целом, не разбива€ на отдельные детали. ѕесочный замок вырастает до гигантских масштабов, но невн€тица случайно упавших и застывших камнем капель остаетс€.

я пыталс€ вгл€детьс€ в каждый элемент композиции, выделив скульптурную группу, повествующую о том или ином эпизоде —в€щенной истории. Ќо затуманенному болезнью сознанию это плохо удавалось. “ак и не постигнув смысл воплощенной храмом вселенской идеи, € покинул Ѕарселону.

» все же, какова ¬селенна€? ќна случайна, как песочный замок? »ли в каждом ее мгновении есть смысл, который можно пон€ть, если взгл€д твой не затуманен? ≈сли ты ощущаешь характер “ворени€ Ѕожьего?

Ћучшие дн€

Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17353
Ўаварш   арапет€н
 олин „епмен. Ѕиографи€
ѕосетило:7474
 олин „епмен
ѕредставитель Ђпослевагнеровской п€теркиї
ѕосетило:6748
√устав ћалер

√ауди - глубоко верующий католик - отдал себ€ Ѕогу, дабы тот мог творить. Ќаверное, поэтому √ауди хотели канонизировать. ¬ 1998 г. архиепископ Ѕарселоны начал процедуру причислени€ √ауди к лику св€тых. ”никальный случай дл€ архитектора. “ем более дл€ архитектора эпохи модерна. Ёпохи, когда у европейцев всерьез пошатнулась вера в Ѕога.

»де€ розы

ћодерн - это творческа€ эволюци€. —овременник √ауди - француз јнри Ѕергсон - так и назвал свой главный философский труд, основанный на предположении о том, что сознательное существо не вписываетс€ ни в какие стандарты. ќно посто€нно мен€етс€. ћен€€сь, созревает. —озрева€, творит само себ€.

ћодерн открыл дорогу в ’’ век. ¬ек, в котором стилистическое единство все чаще уступало место индивидуальному поиску истины. ѕоиском этим могли руководить Ѕог или дь€вол, но в любом случае человек ищущий меньше всего думал о том, как вписатьс€ в традицию - классическую, романтическую или какую-нибудь иную.

“от, кто только копирует образцы, не помогает творить —оздателю. Ќадо пон€ть, как устроен мир, и трудитьс€ совместно с Ѕогом. Ћишь тогда можно стать по-насто€щему оригинальным. ¬ этом состо€ла философи€ самого √ауди.

ќднажды на стройплощадке архитектор буквально довел до слез каменщика, заставл€€ его вновь и вновь переделывать декоративную розу, украшающую фасад. Ќаконец, мастер сам вз€л резец и завершил работу. ¬едь каменщик вырезал конкретную розу с натуры, тогда как √ауди требовалась иде€ розы.

ћногие ведущие де€тели модерна не любили этого архитектора. ћодерн индивидуалистичен, и чем €рче фигура - тем труднее вписать ее в единый контекст эпохи. ѕо сей причине √ауди долгое врем€ был у искусствоведов не в фаворе. » это несмотр€ на очевидное новаторство его архитектуры.

Ќо по той же причине мы сегодн€ имеем право смотреть на √ауди, как на важнейший символ культуры столети€. “ех, кто мог бы ему подражать, - немного. Ќо из таких, как он, индивидуальностей и состоит, собственно говор€, весь ’’ век.

яркие индивидуальности не хотели замечать √ауди, поскольку предпочитали видеть лишь самих себ€. Ќо характерно, что у р€да ведущих архитекторов столети€ (прославившихс€, кстати, преимущественно функционализмом своих построек) барселонский фантазер аллергии не вызывал. √ропиус, —алливан, Ће  орбюзье восхищались как духом, так и профессионализмом его творений. ј дл€ ќскара Ќимейера он был символом современности.

√ауди почти не путешествовал, почти не вылезал из Ѕарселоны. ќн практически не видел того, что строили в других странах архитекторы модерна. ќн был индивидуалистичен до крайности. ћожет быть - до абсурда. Ќо при этом √ауди по-своему делал то же самое, что делали его современники в разных уголках ≈вропы и —Ўј.

ѕражский район …озефов, застроенный высокими доходными домами, не похож на ¬ашингтон с двух-трехэтажными особн€ками американской прав€щей элиты. ¬иктор ќрта творил в Ѕрюсселе совсем не так, как ‘едор Ћидваль в ѕетербурге. ƒаже названи€ стил€ были разные. ћы, нар€ду с англичанами, привыкли к слову "модерн" так же, как французы и бельгийцы - к "ар нуво", немцы и скандинавы - к "югенд-стиль", австрийцы, чехи, пол€ки, венгры - к пон€тию "сецессион". »спанцы же говорили "модернизмо". Ёпоха была многолика, но в то же врем€ едина.

6√ений или сумасшедший?

√ауди - сын ремесленника-котельщика - родилс€ в 1852 г. в маленьком городке неподалеку от Ѕарселоны. –ыжий и голубоглазый, словно специально отмеченный Ѕогом, он не походил на типичного испанца. ƒа, в общем-то, он им и не €вл€лс€.  ак каталонец, он был испанцем и неиспанцем одновременно. ƒаже фамилию его прин€то произносить с ударением на последнюю букву, как делаетс€ во ‘ранции.

 аталони€ - это своеобразный буфер между рациональной, экономически развитой ≈вропой и фанатично верующей, иррациональной »спанией. ј еще это место встречи северофранцузской возвышенной готики с мавританским архитектурным кружевом. ¬ этой св€зи характерно, что творческие фантазии √ауди удивительным образом сочетались с точным математическим расчетом, с умением использовать новейшие материалы и методы строительства. ѕожалуй, лишь каталонский дух мог родить такое.

Ўестнадцатилетним юношей попав в Ѕарселону, дабы завершить образование, √ауди полностью окунулс€ в атмосферу зарождающегос€ каталонского самосознани€ (чтоб не сказать - национализма). Ќовые чувства наложились на детские ощущени€ своей личной богоизбранности, на рано сформировавшуюс€ из-за т€желой болезни (ревматоидного артрита) волю к жизни. ¬с€ эта горюча€ смесь оказалась еще и сдобрена мечтами о возрождении духа средневековой монастырской общности, возрождении мужского братства, единого в вере и труде. “аким образом и родилс€ его личный взгл€д на мир - каталонский модерн јнтонио √ауди.

—тудентом он не терпел аналитической геометрии, но обожал изучение искривленных поверхностей. » еще он любил наблюдать за природой, в которой нет однородных по цвету объектов - ни во флоре, ни в фауне, ни в мертвой материи. »з этого родилс€ насыщенный изгибами и красками архитектурный стиль. “ак же, как из религиозности и каталонского самосознани€ родилась жизненна€ философи€ √ауди.

¬прочем, не все было просто. ¬ студенческий период √ауди отдал дань антиклерикализму, достигшему апоге€ на рубеже 60-70-х гг. - в эпоху расцвета либерального мировоззрени€. ќн радовалс€ жизни, наслаждалс€ вкусной едой и модными вещами.  азалось, искани€ юности остались в прошлом, но...

Ћичность была сильнее моды и прорывалась сквозь настроени€ эпохи. ¬ июне 1875 г. јнтонио чуть не выгнали с экзамена, на котором требовалось создать проект кладбищенских ворот. √ауди настаивал на том, что начинать рисунок нужно с изображени€ похоронной процессии под низким ненастным небом, аллеи кипарисов и рыдающих плакальщиков. ќн видел свое творение не столько объектом, отделенным от людей и даже задающим обществу некие стандарты мировоспри€ти€ (как было в барокко или в классицизме). —корее, он ощущал необходимость отражени€ в камне уже сложившейс€ человеческой индивидуальности.

Ќа выпускном экзамене про него сказали, что √ауди - либо гений, либо сумасшедший. ѕо всей видимости, верно было и то, и другое. »стинный модерн требует безуми€. Ќо в случае с √ауди кризис личности был не столь выражен, как в случа€х с его современниками - Ќицше или ¬ан √огом (а позднее с Ќижинским). ј может, архитектора поддерживало то, что он не считал Ѕога умершим?

¬ конечном счете Ѕог заменил ему вс€кую личную жизнь. √ауди так и не нашел себе супруги. Ћишь однажды в молодости он сделал предложение юной учительнице, но она уже оказалась помолвлена. ¬озможно, опередивший его в этом деле лесоторговец сохранил миру великого архитектора? ј может, наоборот - в творчестве √ауди что-то надломилось из-за вечного одиночества?

 ак бы то ни было, архитектор навсегда осталс€ холост€ком и даже женоненавистником. Ќаверное, сексуальность умышленно подавл€лась ради любви к ¬ысшему, и эротическое стремление находило выход в творчестве. ѕозднее, под конец жизни, когда √ауди даже ночевал на стройке, в потрепанном отрешенном старике не осталось ничего от недолгого франтовства юности. ќн отдавалс€ лишь Ѕогу.

» при этом твердо сто€л на земле. √ауди работал на заказ, как его отец-ремесленник. јрхитектура - искусство дорогое. Ћистом бумаги и даже холстом не обойдешьс€. ѕотребность укладыватьс€ в смету удерживала от парени€ в облаках.

¬ариации ра€

¬прочем, то, что стремилс€ создать мастер, не могло измер€тьс€ мерками стандартной сметы. √ауди часто фантазировал пр€мо по ходу дела.

ќн мог начинать стройку, не име€ готовых чертежей. ќн мог выстроить рабочих перед фасадом здани€, подготовленного дл€ облицовки, и заставить их прикладывать поочередно кусочки мозаики к стене, дабы мэтр неторопливо выбрал нужное ему сочетание цветов. ј порой построенное уже здание могло ему не понравитьс€, и тогда целые помещени€ отправл€лись на снос так, как будто речь шла всего лишь о дешевеньком макете. Ќа подобные творческие поиски не должно было хватать никаких ресурсов.

—корее всего, мы не имели бы сегодн€ Ѕарселоны √ауди, если бы не счастливый случай, €вившийс€ в лице промышленника, эстета и мецената Ёусебио √уэл€. ќн был богат и прагматичен, как нувориш, религиозен и ортодоксален, как испанец, тонок и чувствителен, как декадент.

”дивительна€ смесь, встречающа€с€ отнюдь не на каждом шагу. Ќо именно эта смесь качеств нужна была √ауди. »менно она образовывала идеального заказчика. » архитектор получил такового. 35 лет, вплоть до самой смерти дона √уэл€, √ауди был его семейным архитектором.

¬ работе на √уэл€ √ауди практически не был ограничен финансами. "я наполн€ю карманы дона Ёусебио, - жаловалс€ его бухгалтер, - а √ауди их опустошает". ќпустошал он их, надо сказать, весьма профессионально. Ќапример, в построенном им дворце √уэль архитектор использовал 127 колонн, ни одна из которых не повтор€ла другую. Ёто был апофеоз творческой индивидуальности, отрицавшей вс€ческие стандарты и априорные установки.

ќднажды по возвращении из зарубежной поездки √уэль получил от бухгалтера целую кипу счетов с соответствующими комментари€ми. "» это все, что потратил √ауди?" - спросил хоз€ин с раздражением.

ѕри реализации одного из поздних проектов разбивали привезенные из ¬енеции дорогие вазы ради получени€ керамических осколков, необходимых дл€ составлени€ мозаики. √уэль не мелочилс€. ќн хотел творить, хотел удивл€ть, хотел быть своеобразным соавтором архитектора.

√овор€т, что в первый день после завершени€ строительства дворца некий прохожий воскликнул: " ака€ странна€ и необычна€ вещь!" Ёто и было то, что требовалось √уэлю. ћодерн не мог быть стандартным, привычным. Ќеобычность становилась содержанием целой эпохи.

¬прочем, дл€ √ауди оригинальность не была самоцелью. ƒворец представл€л собой целую религиозно-философскую концепцию. ѕогреб - это ад. ќгромна€, простерша€с€ на 20 метров ввысь гостина€ символизировала землю и небо. Ќаконец, крыша со шпилем, устремленным к жаркому испанскому солнцу, представл€ла собой архитектурную вариацию ра€.

»нтерпретировать концепцию дворца, наверное, не так уж сложно. √ораздо сложнее осмыслить философию парка √уэль - огромного природно-архитектурного комплекса, созданного уже немолодым √ауди в начале ’’ века. ¬ основе идеи √уэл€ и √ауди лежала попул€рна€ тогда английска€ концепци€ создани€ города-сада, своеобразного ра€ на земле, в котором люди будут жить вдали от индустриальных ужасов. ќднако Ёдем вышел €вно неоднозначным.

¬ нем есть вход и выход, но нет начала и нет конца. »згибы форм, перепады высот, колонны, замаскировавшиес€ под деревь€, и €рка€ змеевидна€ скамь€, окаймл€юща€ дорический храм, уход€ща€ вдаль и возвращающа€с€ из ниоткуда (говор€т, на этой скамье людей посещают мистические видени€). ¬се это непохоже на образ ра€ как конечной цели человеческого пути.

ѕарк не делитс€ на ад и рай, на добро и зло, на "зоны" счасть€ и несчасть€. ќн весь, как круговорот жизни, в которой "умершим ÷езарем от стужи заделывают дом снаружи". ¬озможно, парк √уэль представл€ет собой самую нагл€дную и в то же врем€ глубокую модель мироздани€.

Ќедобрый св€той

Ћет за 10-12 до открыти€ работ в парке √ауди начинает все более глубоко погружатьс€ в католицизм. Ќа пару мес€цев отправл€етс€ он в монастырское уединение. «атем работает над заказом монастыр€ св. “ерезы, где строгость и однообразие аркад формируют непривычное дл€ творений √ауди ощущение аскетизма.

ƒуховна€ ломка, ее причины и последстви€ остаютс€ личной тайной мастера. ƒокументов, объ€сн€ющих, что происходило с ним в 42 года, не существует. ќднако внешние про€влени€ внутреннего кризиса поражают наблюдателей. √ауди проходит через жесточайший пост, долго не встает с постели и погружаетс€, по сути дела, в "глубокий летаргический сон". —облюдение католических обр€дов принимает у него столь экстремальные формы, что даже епископ находит это неудобным.

¬не поста архитектор придерживаетс€ вегетарианства и ест мало, держа желудок наполовину пустым, дабы оставить место дл€ Ѕога. ≈да не должна отвлекать от работы. Ћишь в чистой воде этот мученик себе никогда не отказывает.

Ќо если и был он св€тым, то св€тым недобрым. ѕохоже, что творчество свое, свои упорные попытки материализации духа √ауди рассматривает как данное свыше наказание. Ќетерпимость ко всему, что становитс€ на пути такого рода творчества, с каждым годом все больше захватывает архитектора.

ѕри проектировании одного из своих зданий √ауди заступил за лимит высоты, допускавшийс€ строительными нормами. ≈му указали на это. ќтвет был скор и предельно прост. √ауди собственноручно перечеркнул фронтон на чертеже фасада.  онтролеры должны были смиритьс€ с неизбежным.

¬ другом случае, когда от него потребовали убрать колонну, слишком далеко выступающую на улицу, √ауди согласилс€, но пообещал на усеченном фасаде здани€ вырезать надпись: "»зуродовано по распор€жению городского совета Ѕарселоны". » оп€ть поле битвы осталось за архитектором.

ќн презирал не только современников, но и классиков, пренебрежительно отзыва€сь о ¬ан Ёйке и –ембрандте, о —икстинской капелле ћикеланджело. », возможно, "грех гордыни" был не единственным его грехом. ѕресса отмечала, что √ауди в своем стремлении к совершенству не замечал даже, насколько беззастенчиво эксплуатирует он талантливого помощника, не имеющего права подписывать чертежи созданных им шедевров. ћэтр все подписывал сам.

¬ своем фанатичном католицизме и не менее фанатичном каталонском национализме √ауди становилс€ все более антилиберален. ¬ рассуждении о ценност€х "высокого" средиземноморского и "примитивного" нордического типов искусства все €вственнее прогл€дывает откровенный шовинизм.

ƒаже с королем, посетившим как-то его стройплощадку, √ауди отказывалс€ говорить на каком-либо ином €зыке, кроме каталонского. ј под конец жизни он столь €ростно "защищал отчизну", что умудрилс€ попасть под дубинки испанских гвардейцев, пресекавших про€влени€ местного сепаратизма.

¬прочем, в оправдание мастера можно заметить, что к началу ’’ века эпоха либерализма осталась в далеком прошлом и желающих превознести нордический тип было, со своей стороны, хоть отбавл€й. “ем не менее, современники, придерживающиес€ левых взгл€дов, никаких оправданий подобной упертости не принимали.

ћолодой житель Ѕарселоны ѕабло ѕикассо, откровенно не любивший архитектора, высмеивает в своей карикатуре религиозную экспрессию, стрем€сь, возможно, поразить самого √ауди. Ќаступает новое поколение со своими ценност€ми, со своим взгл€дом на то, как устроен мир. «амкнувшийс€ в себе и в своем личном творчестве, √ауди этой молодежи не замечает.

≈жедневно он исповедуетс€ в грехах и стремитс€ всю жизнь посв€тить церкви. јрхитектор за€вл€ет, что будет теперь работать исключительно над религиозными заказами. ≈сли же ему предложат работу над светским проектом, то он должен будет сначала спросить на это позволени€ у ћадонны. ¬прочем, когда к нему поступил заказ на строительство  аса Ѕатло (дома богатого промышленника ’осе Ѕатло), ћадонна, по-видимому, смилостивилась.

Memento Mori

—транное впечатление оставл€ет этот дом. »гривость и гибкость форм  аса Ѕатло, строившегос€ одновременно с парком √уэль, демонстрируют попытку создать жилище нового столети€, в котором человеку будет легко и радостно. Ќо тут же следует неожиданный удар.

Ѕалконные ограды представл€ют собой как бы сколки человеческих черепов - страшные маски с прорез€ми дл€ пустых глазниц. “онкие колонны напоминают кости. ѕомни о смерти, о том, что недолговечна жизнь человеческа€ даже в ’’ веке.

ѕоследней его относительно завершенной постройкой оказалс€  аса ћила, больше известный под простонародным названием "Ћа ѕедрера" - каменоломн€. ќгромный многоквартирный дом должен был стать образцом удобного жиль€, имеющего не только центральное отопление и гор€чую воду, но целую систему самоирригации дл€ растений, украшающих многочисленные балконы. –ади одного жильца, обладавшего огромным, неповоротливым роллс-ройсом, √ауди даже специально переделал въезд в подземный гараж.

 аса ћила - это одновременно и каменна€ гора, и море, покрытое волнами. Ёто и кусок живой природы, вырванный из скал  аталонии, и удобное городское жилье. √ауди был экспрессивен и прагматичен одновременно. ќн творил жизнь. » лишь на крыше дома, где столпились безглазые каменные монстры, мастер вновь отдал дань преследовавшим его ужасам. ѕомни о смерти.

—мерть настигла √ауди, когда он строил —аграда ‘амилиа. ’рам представл€л собой один из ранних заказов, сделанных мастеру, но в то же врем€ он оказалс€ последней его работой. —троительство началось, когда архитектору было чуть больше тридцати, но не завершилось и по сей день.

Ёто был огромный и безумно дорогой проект, но именно на него посто€нно не хватало средств. –аботы то начинались, то прекращались. √ауди уже перевалило за шестьдес€т, когда он полностью сосредоточилс€ на храме.   этому времени мастер уже фактически отрешилс€ от всего мирского, войд€ в состо€ние анемии.

» мир отрешилс€ от архитектора, пережившего свою эпоху. "—в€тое семейство" в этом новом мире не могло получить и гроша. √ауди жертвовал на строительство свои собственные деньги, а сам при этом чуть ли не побиралс€.

Ћетом 1926 г. убогий неопр€тный старик шел по улице Ѕарселоны, не обраща€ внимани€ на быстро приближающийс€ трамвай. —битое тело не смогли своевременно опознать, и лишь впоследствии в больнице дл€ бедных вы€снилось, что умирает сам јнтонио √ауди.

“ак чем же был феномен √ауди? ”дивительной сказкой эпохи модерна, эпохи, по историческим меркам, слишком уж краткой? »ли в фантази€х —аграда ‘амилиа и парка √уэль просматриваютс€ линии архитектуры будущего?

≈ще лет тридцать назад в годы величи€ ћиса ван дер –оэ мы наверн€ка выбрали бы первый ответ. Ќо сейчас в эпоху постмодерна маргинальность творений √ауди не столь очевидна. ѕо€вилось много работ, родственных ему если не по форме, то по духу. » все они мирно сосуществуют, не претенду€ на то, чтобы быть единственно правильным отражением духа эпохи.

ћузей √угенхайма в Ѕильбао и "“анцующий дом" на набережной ¬лтавы в ѕраге - плоды фантазий ‘рэнка √эри. "’ундертвассерхауз" в ¬ене. » даже "Ѕезумный дом" в “ель-јвиве вблизи средиземноморского променада. ¬ каждой из этих построек - больше автора, чем потребител€. Ѕольше творчества, чем рынка. Ѕольше индивидуального, чем общего. ј это значит, что √ауди жив.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17353
Ўаварш   арапет€н
јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26549
јлексей ћаресьев
“ать€на ќкуневска€: –оманы, трагедии, легенды
ѕосетило:12113
“ать€на ќкуневска€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru