Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘едор Ўехтель

   /   

Fedor Shehtel

   /
             
‘отографи€ ‘едор Ўехтель (photo Fedor Shehtel)
   

ƒень рождени€: 07.08.1859 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 07.07.1926 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 66 лет

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

–оссийский архитектор, живописец, график, сценограф

–оссийский архитектор, живописец, график, сценограф; один из наиболее €рких представителей стил€ модерн в русском и европейском зодчестве; кавалер орденов —в. јнны и —в. —танислава.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

30.04.2009

–одилс€ в ѕетербурге 26 июл€ (7 августа) 1859 в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога, здесь же родились его брат ќсип (1858) и сестры јлександра (1860), ёли€ (1862) и ћари€ (1863). ќтец ќсип ќсипович (1822Ч1867) в 1855 году женилс€ на ƒарье  арловне (–озалии ƒоротее) √етлих, происходившей из купеческой семьи, будущей матери ‘Єдора ќсиповича. ћать происходила из семьи саратовских купцов ∆егиных и позже служила экономкой в семье “реть€ковых. ‘едор ќсипович был женат на своей кузине, Ќаталье “имофеевне ∆егиной, отец которой “. ≈. ∆егин был известной личностью и дружил с ѕ. ћ. “реть€ковым.

‘едор Ўехтель фотографи€
‘едор Ўехтель фотографи€

¬ —аратове примечательной личностью считалс€ д€д€ зодчего Ч купец 1-й гильдии ‘ранц ќсипович Ўехтель, который выступил в роли одного из учредителей первого в городе литературно-музыкального кружка просвещенного купечества Ч Ќемецкого танцевального клуба. ¬ мае-июне 1859 года ‘. ќ. Ўехтель построил в своЄм загородном саду дерев€нный летний театр с партером и ложами. ¬последствии театр не раз горел и перестраивалс€, мен€лс€ и облик устроенного Ўехтелем увеселительного сада. ¬ насто€щее врем€ на месте сада разбит сквер, в котором стоит современное здание —аратовского академического театра драмы, ведущего свое начало от маленького театра Ўехтел€.

ѕереезд ќсипа ќсиповича Ўехтел€ с семьЄй на посто€нное место жительства в —аратов случилс€, видимо, в течение 1865 года, когда будущему зодчему было шесть лет. ¬озможно, на переезде ќсипа насто€л его старший брат. —ам он т€жело заболел, а других братьев Ч јнтона, »вана и јлоиза Ўехтелей Ч уже не было в живых. ¬еро€тно, хоз€йство братьев требовало посто€нного внимани€, а инженер-технолог ќсип Ўехтель мог правильно управл€ть принадлежавшей брать€м ткацкой фабрикой и театром.

ќсенью 1865 года городска€ дума передала антрепризу сроком на п€ть лет петербургскому купцу инженеру-технологу ќсипу ќсиповичу Ўехтелю. ќднако способност€м Ўехтел€-антрепренера не суждено было раскрытьс€ полностью: он умер от воспалени€ лЄгких в конце феврал€ 1867 года. ќсип ќсипович Ўехтель пережил брата только на два мес€ца, оставив после себ€ в Ђнаследствої запутанные торговые дела и огромные долги. ≈го жена через доверенное лицо Ч “. ≈. ∆егина Ч продала загородный сад с театром французской подданной јделаиде —ервье. “ак как брать€ состо€ли Ђв нераздельном капиталеї, то вышло так, что из-за огромных долгов ‘. ќ. Ўехтел€ семь€ его младшего брата оказалась без вс€ких средств к существованию. ѕоложение было настолько т€желым, что в 1868 году ƒарь€  арловна отдала своего младшего сына ¬иктора-»оанна в семью проживавшего в столице статского советника  . ‘. ƒейча, фамилию которого он впоследствии прин€л. —тарший сын ќсип был определЄн в ћариинскую земледельческую школу в Ќиколаевском городке (ныне ќкт€брьский городок “атищевского района —аратовской области), а младшие дети, в том числе ‘Єдор, продолжали обучатьс€ дома.

√оды учЄбы

ѕосле сдачи вступительного экзамена осенью 1871 года ‘Єдор Ўехтель был зачислен во второй класс первой мужской гимназии Ч единственного учебного заведени€, дававшего среднее образование. ”чилс€ ‘едор ќсипович посредственно, фактически име€ приличные баллы по чистописанию, да еще по рисованию и черчению. Ётим предметам Ўехтель училс€ у Ђмилейшего, добрейшего старичкаї јндре€ —ергеевича √одина, того самого, у которого п€тью годами раньше училс€ Ђтехнике рисовани€ с натурыї сын командующего —аратовским губернским батальоном ћиша ¬рубель.

26 августа 1873 года ‘Єдор Ўехтель стал одним из 43 Ђказеннокоштныхї воспитанников местной “ираспольской римско-католической семинарии (католическа€ семинари€ была открыта в —аратове 11 феврал€ 1856 года и предназначалась дл€ подготовки детей колонистов в св€щеннослужители) и окончил еЄ в 1875 г. —видетельство є 168 об окончании полного курса приготовительного четырЄхклассного училища при “ираспольской римско-католической семинарии было выдано Ўехтелю с большим опозданием, когда ему шЄл уже 22-й год. ѕозаботитьс€ о получении свидетельства заставила сама жизнь. ќсенью 1880 года Ђсаратовский мещанин ‘. ќ. Ўехтельї был вызван из ћосквы на жеребьевку в —аратовское городское по воинской повинности присутствие. Ћица, окончившие училище, имели определЄнные льготы при прохождении воинской службы. —видетельство об окончании приготовительного училища было получено Ўехтелем 31 окт€бр€ 1880 года. ƒве недели спуст€, 14 но€бр€, в ѕрисутствии им был получен документ, по которому он был Ђпризнан совершенно неспособным к воинской службе и навсегда освобождЄн от службыї.

¬ 1875 Ўехтель приехал в ћоскву и поступил на архитектурное отделение ћосковского училища живописи, ва€ни€ и зодчества на курс ƒ. Ќ. „ичагова, которое он оставил в 1878 г., не окончив курса (на основании рапорта инспектора  . ј. “рутовского Ђза плохую посещаемостьї). ¬ 1880-е годы работал помощником у архитекторов ј. —.  аминского (з€т€ ѕ. ћ. “реть€кова) и  . ¬. “ерского, испытав большое воздействие их романтического историзма. «анималс€ книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, сотрудничал в юмористических журналах Ђ—верчокї и ЂЅудильникї (под псевдонимом ‘инь-Ўампань), вместе со своим другом Ќ. ѕ. „еховым (братом ј. ѕ. „ехова) писал иконы и эскизы церковных росписей, участвовал в оформлении коронационных торжеств 1883 и 1896 гг. јнтон ѕавлович представл€л Ўехтел€ начинающим авторам как прекрасного рисовальщика и виньетиста, особенно после того как ‘Єдор ќсипович оформил виньетками первый его сборник ЂѕЄстрые рассказыї в 1886 году. ƒо начала 1890-х годов работал и в театре, оформл€€ спектакли под руководством художника  . ‘. ¬альца (Ѕольшой театр) и антрепренЄра, также уроженца —аратова, ћихаила ¬алентиновича Ћентовского (народный театр Ђ—коморохї). —вою карьеру Ћентовский начинал в "летнем театре городского Ђ—ада Ўехтельї в —аратове, принадлежавшему д€де и отцу ‘едора ќсиповича. ѕостроенный по проекту Ўехтел€ в Ђпомпейскомї стиле открытый театр Ђјнтейї, пожалуй, сама€ крупна€ его работа тех лет. —ложна€ механическа€ начинка сцены была специально предназначена дл€ постановки вс€кого рода Ђчудес, полетов, превращенийї, и здесь увидели свет самые головокружительные феерии и оперетты Ћентовского. ¬ ѕетербурге дл€ Ћентовского Ўехтель строил театр ЂЋивади€ї и ресторан в Ђкитайскомї стиле Ђ инь-√рустьї, а в ћоскве Ч множество временных сооружений. Ќ. ј. ѕопов Ч замечательный русский театральный де€тель, режиссЄр, энтузиаст и руководитель народных театров, писатель и критик Ч так вспоминает о Ўехтеле: ‘. ќ. Ўехтель очень легко относилс€ к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих эскизов и, раздава€ их по мастерским, не заботилс€ об их сохранении. » больша€ часть исчезла бесследно. ” него самого хранились только два альбома Ч ЂЋюди-звериї и ещЄ один альбом с набросками костюмов. ќстальна€ сохранивша€с€ часть его работ находитс€ у немногих частных лиц и в √осударственном театральном музее имени ј. ј. Ѕахрушина.   Ѕахрушину в своЄ врем€ пришЄл архив Ћентовского и среди вороха бумаг Ѕахрушина удалось выделить значительную коллекцию работ Ўехтел€, котора€ состо€ла из афиш, рисунков, программ. ќпыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

—амосто€тельное творчество

¬ 1894 году, сдав экзамен на право производства строительных работ, начал работать самосто€тельно. ¬идимо, самой первой постройкой Ўехтел€ можно назвать жилое помещение на углу Ќемецкой (ныне Ѕауманской), 58 и ƒенисовского переулка. Ѕудучи учеником  аменского, которому порою и приписывают авторство, Ўехтель в 1878 (1884?) году выполнил заказ текстильного фабриканта ўапова на это строительство. —вой первый личный дом на ѕетербургском шоссе, 20, Ўехтель возводил, числившись купцом.

  концу XIX века по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особн€ков. Ћейтмотивом образных концепций Ўехтел€ было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское. «ападное —редневековье с налЄтом романтической фантастики доминирует в первой крупной самосто€тельной работе Ўехтел€ Ч особн€ке «. √. ћорозовой на —пиридоновке (1893 г.), где —. “. ћорозов дал архитектору практически неограниченные финансовые ресурсы.   работе над оформлением этого здани€ Ўехтель привлек тогда еще малоизвестного ћ. ј. ¬рубел€. —реди построек зодчего 1890-х годов следует ещЄ назвать Ђготическуюї дачу ». ¬. ћорозова (1895) в ѕетровском парке (в комплексе усадьба, конюшн€, ограда), построенный в этом же стиле особн€к ћ. —.  узнецова на ћ€сницкой улице, д.6, дом готических форм по адресу проспект ћира, 43 и собственный дом в ≈рмолаевском переулке (1896 г.).

–аботы архитектора конца 1890-х годов показывают мастерское владение Ђготикойї, но зодчий вновь несколько раз обращаетс€ к Ђрусскомуї стилю, делает классические интерпретации. „ерты принципиально нового направлени€, позже названного Ђмодерномї, впервые проступили в торговом доме ¬. ¬. јршинова на Ѕольшой ќрдынке, 32 (1899 г.).

ѕерелом от готики к модерну произошЄл в 1900 году. ¬есной Ўехтель выполнил проект здани€ типографии ј. ј. Ћевенсона в “рЄхпрудном переулке, выдержанный в формах любимой им готики, но уже в конце года, когда завершалась постройка этого сооружени€, он создал внутреннюю лестницу в совершенно иной манере. „то же произошло в творческой биографии мастера в процессе перестройки этого сооружени€?

14 апрел€ 1900 года в ѕариже открылась ¬семирна€ выставка, почти на целый год взбудораживша€ художественную среду всей ≈вропы. Ўехтель был награждЄн за участие в ней серебр€ной медалью.

ѕосле постройки особн€ка ћорозовой Ўехтель становитс€ попул€рным и востребованным архитектором и много строит. –€д других зданий Ч таких, как павильоны русского отдела на ћеждународной выставке в √лазго (1901 г.) и композиционно-стилистически варьирующий их московский ярославский вокзал (1902 г.), Ч решены в Ђнеорусскомї духе. ¬ любом случае Ўехтель весьма свободно трактует старинные прототипы, стилизу€ их с учетом современных функций. «ачастую облик здани€ строитс€ Ч как в известнейшей его постройке Ч особн€ке —. ѕ. –€бушинского на ћалой Ќикитской (1900 г.) Ч на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.

¬ 1901 году ‘Єдор ќсипович удостоен звани€ академика —анкт-ѕетербургской јкадемии художеств.

ќн участник выставки Ђјрхитектуры и художественной промышленности Ќового стил€ї в ћоскве (1902Ч1903 гг.).

—реди других его значительных работ Ч особн€к ј. ». ƒерожинской в  ропоткинском переулке (1901), дом Ђћосковского общества страховани€ от огн€ї и гостиница ЂЅо€рский дворї на —тарой площади (1901), перестройка ’удожественного театра (1902 г.); (собственно, именно благодар€ Ўехтелю он обрЄл свой Ђфирменныйї дизайн), банк Ђ“оварищества мануфактурї ѕ. ћ. –€бушинского на Ѕиржевой площади (1903Ч1904), ƒоходный дом —трогановского художественно-промышленного училища (1904Ч1906 гг.), типографи€ ѕ. ѕ. –€бушинского Ђ”тро –оссииї в Ѕольшом ѕутинковском переулке (1907Ч1909 гг.), торговый дом  упеческого общества в ћ. „еркасском переулке (1909 г.), кинотеатр Ђ’удожественныйї на јрбатской площади (1912 г.). ¬ последних трЄх случа€х артистический изыск уступил место так называемому Ђрациональному модернуї Ч с более скупым декором и строгой пластикой стен. ƒанью пам€ти ј. ѕ. „ехова стали выстроенные по проекту Ўехтел€ библиотека и музей писател€ в городе “аганроге (1914 г.).

—реди нестоличных проектов архитектора можно отметить старообр€дческую Ѕелокриницкую церковь “роицы со сторожкой в Ѕалакове —амарской губернии, построенную по заказу купцов братьев ћальцевых. Ёта церковь Ч прекрасный образец национально-романтического варианта модерна Ч неорусского стил€. Ўехтель получил право постройки этой церкви, победив в 1909 году в конкурсе ћосковского архитектурного общества, в котором, кстати, участвовали и будущие лидеры советской архитектуры, студенты »нститута гражданских инженеров ¬иктор и јлександр ¬еснины (они получили за свой проект третью премию). «одчий предложил јнисиму ћальцеву проект храма на 1200 мол€щихс€ с просвирней и оградой. »де€ была одобрена, и всего через два года на высоком берегу реки Ѕалаковки в завершении јмбарной площади подн€лось фантастическое сооружение из бетона и камн€. ∆урнал Ђ«одчийї за 1911 год поместил заметку о строительстве церкви Ўехтел€ в селе Ѕалакове.

¬озведЄнна€ в »ваново-¬ознесенске великолепна€ —пасска€ церковь в византийском стиле была выстроена на средства фабриканта ј. ». √арелина, наблюдение за строительством проводил архитектор ѕ. √. Ѕеген. ¬ 1900 году храм заложили, а осв€тили постройку 30 окт€бр€ 1903 года. ¬ оформлении фасадов церкви ‘. ќ. Ўехтель использовал византийские тройные арочные окна, разделЄнные полуколоннами. ’рам завершалс€ п€тью шлемовидными куполами на гранЄных барабанах. —тены украшали мозаичные орнаменты.

ѕосле ќкт€брьской революции 1917 г. зодчий был председателем јрхитектурно-технического совета √лавного комитета государственных сооружений, членом и председателем целого р€да конкурсных жюри. ѕродолжал работать и как педагог (с 1896 преподавал в —трогановском художественно-промышленном училище композицию).

Ўехтель €вл€лс€ одним из основателей ћосковского литературно-художественного кружка (1899 г.); с 1901 года член, а с 1906 по 1922 гг. был бессменным председателем ћосковского архитектурного общества (ћјќ), участник всех состо€вшихс€ в –оссии с 1892 по 1912 гг. архитектурных съездов. — 1908 г. состо€л членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. ѕочЄтный член ќбщества британских архитекторов, архитектурных обществ –има, ¬ены, √лазго, ћюнхена, Ѕерлина, ѕарижа. — 1921 по 1923 гг. возглавл€л архитектурно технический совет  омитета по строительству государственных сооружений, был председателем художественно-технической комиссии при Ќ“ќ ¬—Ќ’, преподавал во ¬’”“≈ћј—е. ¬ 1923 году прин€л участие в первой ¬сероссийской сельскохоз€йственной и кустарно-промышленной выставке в ћоскве, спроектировав павильон “уркестана.

¬ 1914 году, после начала ѕервой мировой войны, был крещЄн в православие и прин€л им€ ‘Єдора.

¬ 1918 году особн€к по адресу Ѕ. —адова€, д.4, построенный Ўехтелем дл€ себ€, был национализирован, а зодчий с семьЄй выселен. —киталс€ по разным квартирам, пока не нашел пристанище на ул. ћ. ƒмитровка, 25, у своей дочери, ¬еры ‘Єдоровны Ўехтель (“онковой).

»мел детей Ч Ћьва ‘Єдоровича ∆егина (1892Ч1969), Ѕориса, дочь ≈катерину.

”мер Ўехтель в ћоскве 7 июл€ 1926 г. ѕохоронен на ¬аганьковском кладбище в г. ћоскве.

»скусствовед ≈. ».  ириченко отметила: ЂЎехтель был в числе непосредственных создателей нового €зыка архитектуры, новой системы. ≈го творчество Ч одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в –оссии под названием ДмодернУї.

—емь€

—ын ‘.ќ. Ўехтел€, Ћев ‘Єдорович (1892Ч1969), носивший фамилию Ђ∆егинї, стал живописцем и теоретиком искусств. «анималс€ также исследованием формально-композиционных основ древнерусского искусства (книга Ђязык живописного произведени€ї, 1970). —ын »ван трагически погиб. ƒочь Ўехтел€, ≈катерина ( итти) ‘Єдоровна Ўехтель, посв€тила себ€ воспитанию плем€нников и внучатых плем€нниц. ƒочь Ўехтел€, ¬ера ‘Єдоровна Ўехтель (“онкова) Ч художник оформитель, в ранней юности участница движени€ футуристов, возлюбленна€ ¬. ћа€ковского. ¬ышла замуж за сотрудника мастерской отца, архитектора пол€ка по происхождению, √енриха √иршенберга. ¬ 1919 году родилась дочь ћарина (впоследствие театральный художник Ћазарева-—танищева ћарина —ергеевна). ¬торой брак с —ергеем ¬асильевичем “онковым. ¬ 1932 году родилс€ сын ¬адим (впоследствии заслуженный артист –оссии ¬адим —ергеевич “онков, известный в образе экстравагантной старушки ¬ероники ћаврикиевны ћезозойской).




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru