Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒжованни Ћоренцо Ѕернини

   /   

Giovanni Lorenzo Bernini

   /
             
‘отографи€ ƒжованни Ћоренцо Ѕернини (photo Giovanni Lorenzo Bernini)
   

ƒень рождени€: 07.12.1598 года
ћесто рождени€: Ќеаполь, »тали€
ƒата смерти: 12.11.1680 года
ћесто смерти: Ќеаполь,  анада
¬озраст: 81 год

√ражданство: »тали€

Ѕиографи€

¬ыдающийс€ италь€нский скульптор и архитектор

¬ колоссальном наследии Ѕернини, кроме архитектурных и скульптурных шедевров, остались живописные и графические работы. ќн был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором, впервые, в частности, изобретшим замечательную машину Ђвосход солнцаї. —лух о ней дошел до французского корол€ Ћюдовика XIII, попросившего у автора модель, и тот послал ее с примечанием: ЂЅудет работать, когда € вам пошлю мои руки и головуї.

22.10.2005

ƒжованни Ћоренцо Ѕернини родилс€ 7 декабр€ 1598 года в Ќеаполе Ћоренцо было лет дес€ть, когда его отец, известный скульптор ѕьетро Ѕернини, переехал по приглашению папы ѕавла V из Ќеапол€ в –им дл€ работы над мраморной группой в одной из ватиканских капелл получививший к тому времени технические навыки обработки мрамора маль- ÷ерковь —ант-јндреа аль  виринале в –име.

ћальчик, попав в ¬атикан, запиралс€ в залах, рису€ с утра до вечера. ќ его даровании пошли слухи, он попалс€ на глаза самому ѕавлу V, получил заказ от плем€нника папы, кардинала Ўипионе Ѕоргезе, и поразил всех создав необычные скульптурные произведени€ ЂЁней и јнхизї, Ђѕохищение ѕрозерпиныї, Ђƒавидї, Ђјполлон и ƒафнаї (все Ч 1619Ч1625) ёный самоучка сумел добитьс€ неверо€тной динамики масс и линий отражающей эмоциональное напр€жение персонажей, и почти иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы ƒафны, кору и листь€ лаврового дерева.

— тех пор смен€вшиес€ на престоле папы передавали его друг другу как драгоценнейшее наследство. ”рбан VIII, задумав украсить –им церквами и светскими здани€ми, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Ѕернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, Ђархитекторы водыї Ч гидравлики, строительные рабочие. »менно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом об€зан своим прославленным обликом Ђ¬ечный городї. — начала 20-х годов XVII века по его иде€м, под его руководством создаютс€ самые знаменитые пам€тники и формируетс€ стиль римского барокко.

Ётот новый стиль, предельно выразительный и динамичный, сталкивает в драматических конфликтах земную и небесную, материальную и духовную стихии. —амым благодатным полем дл€ этого оказалась архитектура, тесно св€занна€ с реальной жизнью и открывающа€ широкие возможности дл€ синтеза Ч одного из важнейших принципов барокко, поскольку архитектурный ансамбль об€зательно включает в себ€ живописное и скульптурное убранство.

ќсобенно €рко принцип синтеза про€вилс€ в церковной архитектуре.   17-му столетию сложилс€ новый католический ритуал, обставленный с театральной пышностью, и храмы должны были служить ему достойным обрамлением. »менно в этой области начинали свои поиски крупнейшие италь€нские архитекторы. Ћоренцо Ѕернини одним из первых предложил дл€ церкви —анта-Ѕибиана новый тип фасада Ч свободную живописную композицию. ќн еще молод и только пробует сочетать разные традиции, стили, манеры, приемы, но подобное сочетание станет одной из главных отличительных черт барокко.

¬ 1624 году Ѕернини поручили уникальную работу Ч сооружение так называемого балдахина в средокрестии спроектированного ћикеланджело собора —в. ѕетра. Ётому монументальному алтарю предсто€ло символизировать догматы католицизма Ч идею искуплени€, града земного и града небесного, напоминать об отцах церкви, утверждать папскую власть. ¬ысоту балдахина Ч двадцать дев€ть метров Ч многие современники считали чрезмерной. Ќо мастер угадал точно Ч алтарь виден из дальнего д^ца главного нефа, влечет к себе, растет на глазах, бронзовые стволы, дрддерживающие перекрыти€, лет€т вверх, извива€сь и перекручива€сь, словно живые существа. ¬близи же он обретет иной масштаб, идеально соизмеримый с немыслимой высотой купола ћикеланджело. ¬от уже много лет их творение кружит голову каждому, кто входит в собор —в. ѕетра ..

Ѕернини еще раз стал достойным Ђсоавторомї ћикеланджело в грандиозном ансамбле площади —в ѕетра (1657Ч1663). «адуманный великим Ѕуонаротти собор достраивали разные мастера, фасад завершил в начале )(VII века  арло ћадерна. Ќадо было слить все в единую композицию, превратить окружающее пространство в сцену дл€ церемониальных торжеств, а главное Ч произвести на людей незабываемое впечатление.

ќбнес€ колоннадой круглую площадь глубиной в двести восемьдес€т метров, архитектор загородил пр€мой путь к собору, поставив в центре обелиск, а на поперечной оси Ч два фонтана — момента выхода зрител€ на овальную площадь, колоннады, по выражению Ѕернини, Ђподобно распростертым объ€ти€мї, захватывают зрител€ и направл€ют его движение к доминанте композиции Ч главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжаетс€ к алтарю. ѕросвечивающий в глубине площади и замкнутого трапециевидного пространства, по-разному освещаемый лучами солнца, фасад храма вдруг вырастает во всем величии, зрительно подчеркнутом расход€щимис€ в перспективе галере€ми.

Ћучшие дн€

√енерал песни
ѕосетило:8260
Ћев ќшанин
јлександр ƒемь€ненко: «аложник одной роли
ѕосетило:6501
јлександр ƒемь€ненко
—ергей ¬ласьев. Ѕиографи€
ѕосетило:6425
—ергей ¬ласьев

“от же принцип примен€етс€ и в соедин€ющей собор —в ѕетра с ¬атиканским дворцом  оролевской лестнице Ч Ђ—кала реджаї —узив ее в перспективе, сблизив колонны, варьиру€ высоту ступеней, Ѕернини зрительно увеличивает масштаб и прот€женность, благодар€ чему выход папы на богослужение превращаетс€ в величественное зрелище

ћногочисленны проекты Ѕернини, в том числе неосуществленные, переделки облика классического и современного ему –има, которые включали разрушени€ и реконструкции, переустройство и реставрацию Ѕернини хотел бы слепить весь город своими руками, как если бы он был гигантской статуей. ÷еркви, спроектированные им в зрелые годы, все расположены в центральной части города церковь —ант-јндреа аль  виринале, церкви делль јриччь€ и ди  астельгандольфо

ќдна из них Ч церковь —ант-јндреа аль  виринале (1658) Ч должна быть отнесена к выдающимс€ образцам архитектуры римского барокко ќна принадлежит к разр€ду тех культовых сооружений, которые в противовес наиболее типизированным образцам дают пример глубоко индивидуального подхода зодчего к творческой задаче Ќеобычен рассчитанный "а фронтальный аспект воспри€ти€ фасад церкви с низкими вогнутыми венками-кулисами по сторонам и с возвышающейс€ над ними узкой ÷ентральной частью, котора€ целиком, от цокол€ до кровли, трактована в форме пр€моугольного портала в обрамлении двух широких пил€стр треугольного фронтона

ѕлан храма не имеет ни одной пр€мой линии, в чем можно было бы! усмотреть крайнюю степень чисто барочных устремлений ¬ действительности же это сооружение, поразительное по ритмической согласованности всех своих композиционных слагаемых, всех архитектурных форм, отличаетс€ редкой уравновешенностью целого Ч доказательство того, что в рамках барочной системы Ѕернини т€готел не к ее крайност€м, а к решени€м более гармонического характера

Ѕолее активно, нежели в храмовом строительстве, Ѕернини про€вил себ€ в архитектуре частных городских дворцов ѕомимо того, что он участвовал в возведении столь значительного пам€тника, как палаццо Ѕар- берини, где его вклад, возможно, был решающим, два других его создани€ Ч палаццо ћонтечиторио и палаццо ќдескальки Ч дают пример важных привнесений в широкий комплекс проблем, св€занных с эволюцией этого типа построек

–азличные по своему облику, оба дворца были, как и палаццо Ѕарберини, знамением существенных перемен в образной трактовке дворцовых сооружений ¬ противовес давнему традиционному подходу к общей компоновке здани€ палаццо в виде замкнутого объема с несколькими фасадами, выход€щими на разные улицы, Ѕернини концентрирует представительские качества своих дворцов в одном, главном фасаде

¬ыразительность палаццо ћонтечиторио основана на многократно изломанной линии его главного фасада, следующей очертани€м площади, на которую он выходит, но в еще большей мере на сильном выделении его центральной части прот€женностью в семь оконных осей —легка выступа€ вперед, наподобие ризалита, она снабжена трехпролетным входным порталом в ордерном обрамлении и увенчана высоким аттиком, отдел€ющим ее от боковых крыльев ¬ строгой горизонтали трехэтажного палаццо ќдескальки кака€-либо акцентировка центра отсутствует вовсе, но зато здесь использован другой выразительный прием вместо обычного поэтажного членени€ впервые в архитектуре частных дворцов использован в качестве ведущего композиционного принципа большой ордер –овна€ череда пил€стр с коринфскими капител€ми, охватывающих собой два верхних этажа, вносит в фасад элемент подчеркнутого единства Ётот прием получил впоследствии широкое распространение в европейской дворцовой архитектуре, став олицетворением парадной торжественности

¬ 1665 году Ѕернини поехал в ѕариж дл€ работы над проектом фасада Ћувра по приглашению Ћюдовика XIV Ђ√осподин кавалер Ѕернини, € настолько исключительно ценю ¬аши заслуги, что испытываю большое желание ¬ас увидеть и более близко узнать особу, столь прославленную, только бы намерение мое было бы совместимо с ¬ашим служением на≤≤™ћ” —в€тейшему ќтцу и с ¬ашим собственным удобством ї

Ѕернини предложил фасад с ризалитами, с колоссальным ордером из полуколонн и пил€стров на цокольном этаже Ётот впечатл€ющий проект был чем-то вроде стратегического хода италь€нской школы в наметившемс€ соперничестве двух школ «аконы централизации фасада, регул€рности, соподчинени€ элементов практически не действуют, так что этот проект противосто€л наметившимс€ во ‘ранции тенденци€м по главным пунктам

ѕроект Ѕернини встретил упорную оппозицию в среде французских архитекторов и всех тех, кто был св€зан с архитектурой по ведомству  ольбера, возглавившего в качестве верховного администратора всю строительную де€тельность государства ¬ итоге сложилась така€ ситуаци€, когда Ђбарочный Ћуврї не мог стать реальностью, согласно замыслам италь€нца, и вместе с тем официально отвергнуть его предложени€ было невозможно по соображени€м государственно-престижного характера ≈го проект практически был Ђзамороженї в то самое врем€, когда Ѕернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта зан€лась специально созданна€ комисси€, куда вошли Ћево, Ћебрен и  лод ѕерро

–им немыслим без созданных Ѕернини фонтанов Ѕесконечному движению каскадов воды втор€т причудливые изгибы раковин, фигурок дельфинов и тритонов в фонтане “ритона на площади Ѕарберини, в фонтане ћавра на площади Ќавона ¬ фантастическом фонтане „етырех рек масса скульптурных форм, символизирующих реки, животных, растени€, и необработанных каменных глыб, среди которых выситс€ египетский обелиск, купаетс€ в бьющих, брызжущих, плавно льющихс€ со всех сторон потоках и стру€х

ѕапа √ригорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена ’риста и титулом Ђкавалераї —овременники включили его в р€д Ђбожественных творцовї, назвав наследником титанов эпохи ¬озрождени€ ќн так и не получил профессионального архитектурного образовани€, остава€сь гениальным дилетантом с математическим глазомером и непогрешимым чувством архитектурного пространства ѕроектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской ¬ их числе были выдающиес€ художники, и с одним из них, не уступавшим Ѕернини талангом, св€зана темна€ и трагическа€ истори€ ’одили слухи, будто ‘ранческо Ѕорромини, отстраненный всевластным соперником от работы, именно из-за этого покончил с собой, утопившись в “ибре, добавл€€, впрочем, что оба отличались неуживчивостью и плохим характером

ћемуаристы описывают Ѕернини живым, темпераментным, полным ^Ќ€, посто€нно погруженным в разговоры об искусстве и в неустанные труды. ≈го биограф Ч ученый, флорентийский антиквар и историк искусства ‘илиппе Ѕальдинуччи Ч пишет: Ђƒо семи часов без единой передышки, когда его не отвлекали зан€ти€ архитектурой, он до самых последних своих лет обычно отдавал работе над мрамором Ч труд, которого даже его молодые помощники вынести не могли; и ежели иной раз кто-нибудь из них хотел его от этой работы оторвать, он сопротивл€лс€ говор€: Ђќставьте мен€, € влюблен!..ї  ардиналы же и кн€зь€, приходившие, чтобы взгл€нуть на него за работой, но ни на миг его не отвлека€, бесшумно рассаживались по местам и сидели не шелохнувшись, а затем тихо уходили...ї

¬клад Ѕернини в искусство скульптуры не менее значителен. ƒовод€ выразительность до предела, он сочетает разные материалы, и из этого живописного великолепи€ возникает, например, напоминающа€ видение композици€ ЂЁкстаз св. “ерезыї, где пар€щие на облаке фигуры св€той и ангела си€ют нестерпимой белизной среди колонн цветного мрамора, на фоне бронзового фронтона, серого туфа и позолоченных лучей, испускающих мистический свет, отража€ лучи солнца из невидимого зрителю окна.

¬ колоссальном наследии Ѕернини, кроме архитектурных и скульптурных шедевров, остались живописные и графические работы. ќн был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором, впервые, в частности, изобретшим замечательную машину Ђвосход солнцаї. —лух о ней дошел до французского корол€ Ћюдовика XIII, попросившего у автора модель, и тот послал ее с примечанием: ЂЅудет работать, когда € вам пошлю мои руки и головуї.

ћастер прожил долгую жизнь. ќн умер 12 но€бр€ 1680 года в –име. ќблада€ могучим природным талантом, будучи сильной личностью, занима€ высокое положение при папском дворе, он приобрел непререкаемый авторитет и превратилс€ в Ђхудожественного диктатораї »талии XVII века. ј потомки с уважением и благодарностью вспоминают ƒжованни Ћоренцо Ѕернини за творческое вдохновение художника, подарившего миру бессмертные произведени€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16607
ћари€ ћайкова-—лидовкер
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:53025
≈катерина √ордеева
¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37879
¬италий —оломин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru