Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий Ѕаженов

   /   

Vasili Bazhenov

   /
             
‘отографи€ ¬асилий Ѕаженов (photo Vasili Bazhenov)
   

ƒень рождени€: 12.03.1737 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 13.08.1799 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 62 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

–усский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог

¬асилий »ванович Ѕаженов родилс€ в феврале 1737 года в семье »вана Ѕаженова, служившего в селе ƒольском ћало€рославского уезда  алужской губернии.  огда мальчику было лишь три мес€ца, его родители переехали в ћоскву.

06.11.2006

Ђя отважусь здесь упом€нуть, что € родилс€ уже художником. –исовать € училс€ на песке, на бумаге, на стенах, - рассказывал о себе сам Ѕаженов. - ћежду прочим, по зимам из снегу € делал палаты и статуи, что и теперь € желал бы то видетьї. Ќо мальчика отдали в певчие в —трастной монастырь: по заведенной традиции, ему следовало идти по стопам отца. Ќо Ѕаженову безудержно хотелось рисовать: Ђя св€тых из церкви переносил мыслью под переходы на стены и делал своей композицией, за что мен€ ставали и секали частої.

» мальчик, таки добилс€ своего - в 1753 году ¬асили€ прин€ли в архитекторскую команду, руководимую ”хтомским. ѕрин€ли, но не зачислили. ¬ списках учеников ”хтомского он нигде не значитс€. ¬асилий, суд€ по всему, был определен туда вольным слушателем. ƒмитрий ¬асильевич достаточно высоко оценил способности Ѕаженова, но, зна€ об его бедственном положении, предпочел освободить своего воспитанника от об€зательных зан€тий и часто предоставл€л ему возможность подработать. ѕо просьбе казенных учреждений и частных лиц он направл€л ¬асили€ в качестве газел€ (подмастерь€) на стройки дл€ составлени€ смет, дл€ осмотра зданий, нуждающихс€ в перестройке или ремонте.

√од спуст€ в судьбе ¬асили€ произошел новый поворот: его прин€ли в ћосковский университет. ј когда Ђосновалась в —анкт-ѕетербурге јкадеми€ художеств, и начальствующий над ней обер-камергер »ван »ванович Ўувалов потребовал из ћосковского университета несколько питомцев, способных к из€щным художествам, тогда Ѕаженов был назначен первым в числе таковых и отправлен в —анкт-ѕетербургї, - рассказывает первый биограф Ѕаженова ≈. Ѕолховитинов.

јкадемические ученики находились на полном казенном обеспечении.  роме наук об искусстве, ученикам академии преподавали историю, анатомию, мифологию, математику, иностранные €зыки. ѕо вторникам, средам и четвергам проходили уроки в Ђрисовальной палатеї. »х вели скульптор ∆иле, живописец Ћелорен, рисовальщик ћоро, гравер Ўмидт. Ёто были опытные мастера. ќни помогли основать русскую академическую школу живописи, воспитали пле€ду талантливых художников. Ѕаженову повезло с преподавател€ми и по архитектурным наукам. ќн училс€ под руководством талантливых архитекторов —.». „евакинского и ј.‘.  окоринова.

Ђѕотом јкадеми€ художеств мною первым началасьї, - с гордостью утверждал Ѕаженов. ¬ основанной осенью 1757 года јкадемии он был старшим из воспитанников, уже многое освоившим, и дл€ младших стал, веро€тно, не столько товарищем, сколько первым учителем.

„ерез три года Ѕаженов едет вместе с молодым живописцем јнтоном Ћосенко за границу. ѕетербургска€ академи€ художеств назначила своим пенсионерам на содержание по 350 рублей в год. Ќа 50-60 франков в мес€ц в ѕариже не очень-то разгул€ешьс€. ѕо этой же причине Ѕаженов и Ћосенко были вынуждены сн€ть довольно скромное помещение на задворках ѕарижа, в дешевом квартале.

¬о ‘ранции Ѕаженов впервые увидел не только на гравюрах и чертежах ту новую архитектуру, о которой уже, конечно, толковали его академические наставники. ѕравилам нового стил€ и обучает Ѕаженова блест€щий архитектор Ўарль де ¬айи. Ђћои товарищи, французы молодые, у мен€ крадывали мои прожекты и с жадностию их копировалиї, - рассказывал потом Ѕаженов. ¬идимо, он уже тогда выдел€лс€ среди соучеников изобретательностью и €ркой фантазией.

ќколо полутора лет пролетели незаметно. «а это врем€ непригл€дное жилище посланцев ѕетербургской академии несколько преобразилось, оно украсилось многочисленными рисунками, миниатюрными модел€ми, изготовленными Ѕаженовым, его эскизами, чертежами, проектами.

Ћучшие дн€

ƒвукратный обладатель  убка ћира
ѕосетило:10064
ћарсель ’иршер
Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9875
ћихаил ѕореченков
¬€чеслав «айцев. Ѕиографи€
ѕосетило:1865
¬€чеслав «айцев

Ёкзамены в ѕарижской академии прошли более чем успешно. Ѕаженов, хорошо подготовившись, осмелилс€ пойти первым. ќн представил экзаменаторам модель  олоннады Ћувра, изготовленную с ювелирной точностью. ѕредставил также чертежи, рисунки, офорты. » еще покорил парижских знаменитостей своей эрудицией, буйной фантазией.

—лух о творческих удачах Ѕаженова и Ћосенко, об их успехах в учебе дошел до ѕетербурга. “ам тоже был устроен экзамен, только заочно, на основании присланных пенсионерами работ. ќценки были даны самые высокие.

¬ ѕариж ушло уведомление, в коем говорилось, что ЂЋосенко быть в ћоскве, а Ѕаженову на зиму в –имї. Ѕаженов получил двухгодичный заграничный паспорт, упаковал свои вещи, простилс€ с учител€ми и с Ћосенко и в конце окт€бр€ 1762 года отправилс€ в путешествие по »талии дл€ дальнейшего знакомства с европейской культурой, изучени€ архитектурных стилей и пам€тников зодчества различных эпох.

Ќо полтора года в »талии нелегко достались нервному, впечатлительному Ѕаженову. Ќе хватало денег, скупо и не в срок присылаемых из ѕетербурга, он был один, его обманывали, на него даже напали разбойники... — трудом добралс€ Ѕаженов до ѕарижа и здесь оставалс€ до тех пор, пока академи€ не соизволила оплатить его долги и дорогу домой.

Ѕаженов вернулс€ на родину 2 ма€ 1765 года. ќн приехал в ѕетербург пр€мо к большому торжеству в честь нового устава јкадемии художеств. Ќо академи€ Ѕаженова обидела. ≈му сшили парадный мундир, за который потом требовали денег, произвели в академики, но давно обещанной профессорской должности, а значит, и оклада, не назначили. —менившемус€ здесь начальству он был не нужен.   тому же Ѕаженову устроили испытание, от которого другие академики были избавлены, - предложили создать дл€ подтверждени€ высокого звани€ небольшой проект... ќн выполнил его с блеском и размахом, далеко превзойд€ заданную скромную программу.

ѕозднее ≈катерина поручила Ѕаженову разработать проект »нститута благородных девиц при —мольном монастыре. «одчий выполнил это поручение в кратчайшие сроки. ¬еличественна€ и из€щна€ композици€ поразила многих архитектурной изобретательностью, органичным сочетанием многообразных традиционных форм российского зодчества. Ќо, к сожалению, дифирамбами дело и ограничилось. ѕроект осталс€ неосуществленным. ѕосле длительных проволочек предпочтение было отдано проекту архитектора  варенги.

¬изит в ћалый двор не прошел бесследно. ”влеченный рассказами Ѕаженова, цесаревич ѕавел загорелс€ желанием построить свой дворец на  аменном острове. Ѕаженов довольно быстро выполнил этот заказ. ƒворец был возведен в стиле классицизма. ѕозднее его перестраивали. Ќо имеетс€ свидетельство французского путешественника, видевшего строение в первоначальном варианте: Ђќн очень красив, особенно благодар€ своему местоположению (на берегу Ќевы). Ќижний этаж приподн€т на несколько ступеней. «десь мы видим, во-первых, большую переднюю, украшенную арабесками, далее зал овальной формы, который при большой длине кажетс€ немного узким; декоративна€ часть в нем очень проста. Ќаправо - помещение, из которого дверь ведет в небольшой театр, довольно красивый... ‘асад к саду украшен колоннами. ¬ конце сада находитс€ небольша€ часовн€, построенна€ из кирпича: готический стиль, которому старались подражать при ее постройке, производит красивый эффектї.

Ќаконец, √ригорий ќрлов, командующий артиллерией и фортификацией, пригласил Ѕаженова к себе на службу, испросив ему у императрицы неожиданный дл€ архитектора чин капитана артиллерии. ¬месте с покровителем и всем царским двором Ѕаженов покинул ѕетербург и в начале 1767 года возвратилс€ в родную ћоскву.

Ѕаженов вскоре после приезда в ћоскву женилс€. ≈го супругой стала јграфена Ћукинична  расухина, дочь каширского двор€нина, рано умершего. “ем временем ≈катерина II Ђзаболелаї архитектурой. Ётим решил воспользоватьс€ ќрлов. ќн делал попытки восстановить свои утраченные позиции при дворе, потеснить де€тельного ѕотемкина. ѕоэтому ќрлов посоветовал Ѕаженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, ќрлова, предложить императрице начать строительство здани€, которое вызовет всеобщий интерес.

Ѕаженов ничего не обещал, но от предложени€ не отказалс€. ¬ то врем€  ремль пребывал в крайнем запустении и ветхости, а главное, его древн€€ архитектура представл€лась просвещенным люд€м XVIII века беспор€дочной и бесформенной. Ѕаженов дерзнул предложить свой вариант дворца. Ќо только иных масштабов: из простой перестройки он создал исполинскую архитектурную затею, сводившуюс€ к застройке всего  ремл€ одним сплошным дворцом, внутри которого должны были очутитьс€ все кремлевские соборы с »ваном ¬еликим. »де€ Ѕаженова потр€сла ќрлова, но он усомнилс€ в реальности столь грандиозных планов.

  лету 1768 года Ѕаженов закончил работу над эскизами и приступил к самому проекту реконструкции, к созданию большой модели  ремлевского дворца. Ќачалась подготовка к строительству. ¬ июле была уже учреждена специальна€ экспедици€ по сооружению дворца. ¬озглавл€л ее генерал-поручик »змайлов. ѕосле тщательного обследовани€ кремлевских строений и детальной разработки планов строительства члены экспедиции приступили к составлению сметы. ѕо предварительным подсчетам, должно было потребоватьс€ двадцать или, в крайнем случае, тридцать миллионов рублей.

Ёкспедици€ разместилась в самом  ремле, в небольшом ѕотешном дворце. «десь же была квартира архитектора, куда он вскоре привел молодую жену. ј р€дом наспех строилось дерев€нное одноэтажное здание с обширным восьмигранным залом - ћодельный дом. ¬ нем потом делали громадную дерев€нную модель будущего  ремл€. ћодель, по словам Ѕаженова, - Ђполовина практикиї, то есть готового здани€, котора€ позволит проверить правильность его композиции и пропорций.

ћодель впечатлила всех, даже людей, которые к баженовскому проекту были настроены скептически или недоверчиво. ѕоражало многое - и техника изготовлени€, и сами размеры модели. ќни были таковы, что во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек. ¬ своих пропорци€х модель математически точно соответствовала размерам будущего дворца.

‘асад главного корпуса задуманного Ѕаженовым дворца имел сложное членение. ƒва нижних этажа объедин€лись сплошной горизонтальной руставкой и карнизом и служили своего рода постаментом дл€ двух верхних. ¬се этажи были объединены декоративным убранством и колоннами в одно целое. јнтаблемент, украшенный скульптурой, поддерживали четырнадцать колонн. ѕо обе стороны центрального выступа - по дес€ть колонн, за ними - двухколонные выступы. ¬ нишах стен располагались из€щные вазы. ¬есь фасад центрального корпуса €вл€лс€, таким образом, как бы богатейшей и красивейшей архитектурной декорацией. ¬нутренний фасад главного корпуса, выход€щий во двор, имел почти такое же богато декорированное оформление.

¬печатлительна была циркумференци€ - огромный полуциркуль с высоким четырехступенчатым цоколем, многочисленными мраморными колоннами. ÷иркумференци€ соедин€лась с главным корпусом, там же находилс€ подъезд с трем€ красивыми арками. Ѕогато декорированный вход обрамл€ли колонны. — другого конца циркумференци€ соедин€лась с театром. ќсобенный эффект производил его парадный вход, от которого сбегали широкие пересекающиес€ лестницы. —тены театра были украшены ионическими колоннами.

Ќе менее эффектным было и внутреннее оформление, особенно центрального зала дворца, впечатл€ющего своими размерами. ќ модели и невиданном проекте заговорили с восторгом и завистью в европейских королевских дворах.

ќднако весной 1771 года работу пришлось остановить: в ћоскву нагр€нула эпидеми€ чумы. ∆есткие, но мало действенные меры властей вызвали недовольство горожан. ¬спыхнул бунт, был убит суровый московский архиепископ јмвросий, толпа громила его покои в  ремле, в двух шагах от ћодельного дома. Ѕаженов бо€лс€ за судьбу своей драгоценной, выстроенной из сухого дерева, модели. Ќо бунт в два дн€ подавили, модель уцелела, эпидеми€ же утихла лишь к зиме.

Ќа следующее лето праздником началс€ новый этап работы - рыли котлован под дворцовый фундамент, который заложили год спуст€ в еще более торжественной обстановке. Ќо годы шли, а выше фундамента стройка не поднималась - недоставало средств. ¬есной 1775 года императрица приказала засыпать котлован, а значит, прекратить работу. –уководить засыпкой котлована оскорбленный Ѕаженов отказалс€: Ђќставл€ю тому, кто за благо избран будетї.

“ем временем он строил за городом, на ’одынском поле, дерев€нные павильоны дл€ праздновани€ победы над турками. ѕричудливые здани€ неклассической, условно-восточной архитектуры символизируют “аганрог,  ерчь, јзов и другие города, отошедшие после победы к –оссии.

Ќар€дные необычные постройки ≈катерине понравились. “акой она захотела видеть и свою новую усадьбу - только что купленное под ћосквой ÷арицыно. Ќа склоне холма, спускающегос€ к большому пруду, Ѕаженов расположил, казалось бы, в вольном пор€дке, множество сравнительно небольших строений из красного кирпича. ”красить их он хотел цветными изразцами, на манер старинных московских зданий. Ќо императрица эту идею отвергла, и тогда красный кирпич был эффектно оттенен вставками из резного белого камн€.

„увствовались в облике ÷арицына кака€-то искусственна€ старина, условное, почти игрушечное средневековье. ¬ те времена всю средневековую архитектуру, не очень еще различа€ эпохи и страны, именовали Ђготическойї.  лассицисты считали ее Ђнеправильнойї, искаженной невежеством прежних строителей, но она все же манила Ѕаженова. ѕравда, при возведении ÷арицына он не придерживалс€ какого-то определенного стил€: стрельчатые окна западноевропейской готики он свободно сочетал с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII века, использовал в белокаменной резьбе государственную символику - здесь и вензель ≈катерины, и двуглавый государственный орел.

ƒес€ть лет строил Ѕаженов ÷арицыно.  аждой весной он перебиралс€ туда с семьей из недавно купленного городского дома, чтобы быть посто€нно при работах. «десь, в отличие от  ремл€, он все делал сам: распор€жалс€ финансами, заранее покупал материалы, нанимал рабочих. —тройка разрасталась, а деньги поступали из ѕетербурга все медленнее. ¬асилий »ванович то и дело оказывалс€ виноватым.   тому же замучили долги, судебные т€жбы. ќн устал, в сорок лет чувствовал себ€ стариком. ¬ сыром ÷арицыне болели дети, умер младший сын...

Ћетом 1785 года императрица, наконец, приехала и посетила почти готовую усадьбу, знакомую ей лишь по чертежам. Ќар€дные домики показались ей маленькими и тесными - на бумаге все выгл€дело внушительнее. ÷арицыно она приказала перестроить и передала строительство  азакову.

ƒворец в ÷арицыне был разрушен не сразу. ћ.ћ. »змайлов пыталс€ было найти выход из создавшегос€ положени€, чтобы хоть как-то помочь Ѕаженову. ѕереживал за своего друга и  азаков.  оллеги договорились: Ѕаженов без особого на то дозволени€ сделает новый вариант дворца и представит свой ранее, чем это сделает  азаков. Ќо ничего из этого не вышло, оп€ть труд был потрачен зр€. ≈катерина отвергла работу Ѕаженова, даже как следует не познакомившись с нею. ¬ феврале 1786 года пришло распор€жение Ђо разборке в селе ÷арицыне построенного главного корпуса до основани€ и о производстве потом (нового здани€) по вновь конфирмованному учиненному архитектором  азаковым плануї.

 азаков в своем варианте дворца пыталс€ по возможности сохранить избранный Ѕаженовым стиль старорусской архитектуры. Ќо ему также не повезло. ƒворец был спроектирован трехэтажным, с акцентом на центральную часть здани€. ќднако в ходе строительства пришлось многое переделать, так как ассигновани€ посто€нно урезывались. ¬ результате получилась больша€ разница между проектом и осуществленным зданием.

¬асилий »ванович оказалс€ практически отстраненным от царицынского строительства. ќн получил годовой отпуск по болезни: ухудшилось зрение, пошаливали сердце и нервы. ¬ декабре 1786 года Ѕаженов просил графа ј.ј. Ѕезбородко, первого секретар€ императрицы по прин€тию прошений, продлить отпуск с сохранением жаловань€, чтобы окончательно поправить здоровье. ¬ случае отказа Ѕаженов соглашалс€ и на отставку, Ђно с пенсиею, как и все верноподданные ≈€ »мператорского ¬еличества пользуютс€, ибо, как небезызвестно ваше си€тельству, не имею у себ€ столько содержани€, сколько дл€ большой семьи моей, а притом и дл€ оплаты долгов, потребної. ѕрошение удовлетворили.

≈ще до его второй, царицынской, катастрофы у архитектора по€вились новые друзь€, помогавшие преодолевать душевную смуту и отча€ние. Ёто были масоны. Ѕаженов был издавна знаком с наследником престола ѕавлом ѕетровичем и, приезжа€ в ѕетербург, передавал ему напечатанные в ћоскве масонские книги. ѕодозрительна€ ≈катерина II обвинила масонов в том, что они хот€т Ђуловитьї наследника в свою секту, подчинить себе. Ёто было государственное преступление. Ѕольше всех пострадал Ќиколай Ќовиков, журналист и издатель, прин€вший когда-то Ѕаженова в масонский орден. —амого архитектора не тронули, но работы дл€ него у царицы больше не нашлось.

 онечно, ¬асилий »ванович выполн€л не только царские заказы, но о них известно, к сожалению, гораздо меньше: бумаги зодчего и большинства его заказчиков не сохранились. ƒостоверно известно, что в 1780-е годы Ѕаженов построил дом дл€ богача ѕ.≈. ѕашкова. ƒворец красуетс€ на высоком холме против ћосковского  ремл€ - теперь это старое здание –оссийской государственной библиотеки. ћежду тем задача у архитектора была сложна€: участок неровный, с одной стороны круто уход€щий под гору, а с другой - резко сужающийс€. ќднако его неудобства Ѕаженов сумел превратить в достоинства: поставил в узком конце нар€дные ворота, сквозь которые открываетс€ вид на дом, фасад же широко развернул на кромке холма над спускающимс€ к городу садом - решение, не случайно перекликающеес€ с проектом перестройки  ремл€.

Ѕаженов создал здесь в буквальном смысле слова замок-сказку. Ѕольшой знаток и ценитель русской архитектуры ». √рабарь писал: Ђ“рудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружени€, чем то, которое достигнуто здесьї.

ћнение русских и иностранцев было единодушное: Ђѕашков домї - это жемчужина русского зодчества. «натоки архитектуры подчеркивали, что при всей изысканности композиционных приемов замысел художника отличаетс€ смелостью, полетом фантазии и вместе с тем продуманностью мельчайших деталей. Ёто в равной степени характерно как дл€ композиции в целом и внутренней планировки помещений, так и дл€ внешнего оформлени€.

¬ 1792 году Ѕаженову пришлось перебратьс€ в ѕетербург, на скромную должность архитектора при јдмиралтействе. ќн строил теперь, главным образом, в  ронштадте - казармы, сухарный завод, лесные сараи, причем часто по не раз использованным чертежам - следовало пуще всего беречь казенные деньги, а художественные качества таких построек адмиралтейских чиновников вовсе не интересовали. ѕотому они и не прин€ли последний большой проект архитектора - реконструкцию после пожара галерной гавани на ¬асильевском острове в ѕетербурге: он был Ђвесьма обширен и великолепенї, а значит, и дорог...

¬ 1796 году умерла ≈катерина II. ƒавний покровитель Ѕаженова ѕавел стал императором. ¬асилий »ванович тут же получил от него важный чин и деревню с тыс€чей душ крепостных. ѕеред ним вновь открывались обширные творческие возможности... ¬ начале 1799 года император сделал архитектору еще один подарок: назначил его вице-президентом јкадемии художеств - на должность, которую ввели специально дл€ Ѕаженова. “ак победителем возвратилс€ он в свою јкадемию, котора€ отвергла его более тридцати лет назад.

» силы вернулись. Ўестидес€тилетний вице-президент горел желанием обновить одр€хлевшую јкадемию, воспитывать молодых художников, отыскивать таланты. Ќо времени дл€ этого у него, как оказалось, уже не было. Ћетом 1799 года Ѕаженова разбил паралич.

¬ конце июл€, в одну из белых ночей, ¬асилий »ванович попросил детей - ќленьку, Ќадежду, ¬еру, ¬ладимира, ¬севолода и старшего из сыновей,  онстантина, - собратьс€ у его постели, чтобы держать прощальную речь. 2 августа великий архитектор скончалс€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђ–омашки спр€тались, поникли лютикиЕї
ѕосетило:14054
Ќина —азонова
—амый высокий актер
ѕосетило:19447
ѕитер ћейхью
ћишель ћорган: √ранд-дама французского кинематографа
ѕосетило:10409
ћишель ћорган

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru