Людибиографии, истории, факты, фотографии

Августин Бетанкур

   /   

Agustin Betancourt

   /
             
Фотография Августин Бетанкур (photo Agustin Betancourt)
   

День рождения: 01.02.1758 года
Возраст: 66 лет
Место рождения: Канарские острова, Испания
Дата смерти: 14.07.1824 года
Место смерти: Санкт-Петербург, Россия

Гражданство: Испания

Организатор транспортной системы Российской империи

Ученый, инженер, архитектор, градостроитель

Ученый, инженер, архитектор, градостроитель, член-корреспондент французской АН (1809), генерал-лейтенант (1809).

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

14.07.2016

Родился в испанской дворянской семье. В 1417 его предок, французский мореплаватель Жан де Бетанкур, покорил Канарские острова и объявил себя королем.

Августин Бетанкур фотография
Августин Бетанкур фотография

Получив образование в Королевской академии изящных искусств в Мадриде (1781), Б. продолжил обучение в Парижской школе мостов и дорог. Затем - поездка в Англию, где он знакомится с паровыми машинами.

Реклама:

К 30 годам Б. превратился в крупного инженера-исследователя. Это способствовало его стремительной карьере. В 1788 становится директором Королевского кабинета машин в Мадриде. В 1798 назначается руководителем строительства первого в Испании телеграфа (Мадрид- Кадис). Он использовал в своем телеграфе бинарную кодировку информации, каждой букве был присвоен 8-битовый код (как в современных компьютерах), опередив тем самым на 47 лет Самуэля Морзе.

Августин Бетанкур фотография
Августин Бетанкур фотография

С 1800 - генерал-инспектор созданного им Корпуса путей сообщения, а также всех дорог и мостов Испании, Интендант провинций, член Совета Финансов, 1803 - главный интендант армии и Генеральный директор почты.

В 1807 из-за политических изменений в стране покинул Испанию и переехал во Францию. В 1808 был приглашен на службу русским правительством в чине генерал майора и направлен в Ведомство путей сообщения.

За 16 лет своей службы в России Б. приложил немало усилий для превращения России в передовую в техническом отношении страну. Под его руководством было проведено: переоборудование Тульского оружейного завода с установкой паровых машин, изготовленых по его чертежам; постройка в Казани новой литейной для пушек; переоборудование Александровской хлопчатобумажной мануфактуры (Павловск); углубление порта в Кронштадте и сооружение канала между Ижорским заводом и Петербургом с применением изобретённой им же в 1810 паровой землечерпательной машины.

По его инициативе в 1810 был учрежден в Петербурге Институт путей сообщения, которым Б. руководил до конца жизни. Им был разработан и предложен учебный план, по которому готовили инженеров широкого профиля, способных вести любые строительные работы. Основную цель учебного заведения Б. сформулировал так: "...снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству работ в Империи". Институт, которым он руководил до конца жизни, заложил основы будущей отечественной инженерной школы.

Организаторские способности талантливого инженера-изобретателя были по достоинству оценены, о чем свидетельствует его назначение на пост главы Комитета по делам строений и гидравлических работ в Петербурге (1816), а затем и главным директором путей сообщения России (1819).

Лучшие дня


«Я вешу 300 кг»: История похудевшего вдвое
Посетило:159
Джастин МакСуэйн
Первая темнокожая женщина-агент 007
Посетило:132
Лашана Линч
Фаворитка фей и гномов
Посетило:121
Флавия Питерс

По планам и под непосредственным руководством Б. велось строительство Экспедиции заготовления государственных бумаг (1818). Необходимость усовершенствования изготовления денежных купюр диктовалась огромным количеством поддельных ассигнаций, находившихся в российском обращении после войны с Наполеоном. Был построен целый городок, в котором разместились здание бумагоделательного отделения, печатное отделение, механическая, граверная, нумерационная и формная мастерские, правление, квартиры для чиновников и служащих, казармы для рабочих, караул.

Одновременно Б. работал над технологией изготовления бумаги и ассигнаций. Бумага Экспедиции вскоре после запуска производства получила высокую оценку качества и стала поставляться за границу. Отчет о проделанной работе заслужил у императора "высочайшее благоволение". Указом Александра I Б. был пожалован орден Владимира 2-й степени.

Принимал участие в строительстве Манежа в Москве. При работе над проектом Б. должен был решить задачу по перекрытию огромной по тем временам площади (166 Х 45 м.), причем сделать это без промежуточных опор, чтобы внутреннее пространство было пригодно для смотров и парадов. Конструкция оказалась прочной, и вскоре под ее сводами свободно маршировал целый полк солдат. (Первоначальное название Манежа - Экзерциргауз).

В начале XIX века Нижний Новгород становится центром международной торговли. С 1817 началось строительство Нижегородской ярмарки. Определение места для постройки постоянной ярмарки было доверено Б. В 1820 на территории Нижегородской ярмарки по проекту Б. был сооружен Гостиный двор, а в 1821 ярмарка представляла собой крупный торговый комплекс. Строительство было завершено последователями великого ученого. В настоящее время из зданий ярмарки сохранился Спасо-Преображенский собор.

В 1820 по инициативе Б. были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального среднетехнического образования в России.

Входил в состав комиссии по строительству Исаакиевского собора и создал необходимые технические средства для его возведения. Леса и подъемные механизмы, сооруженные по его проектам, позволили Монферрану поднять и установить колонны Исаакиевского собора и Александровскую колонну на Дворцовой площади.

Б. был также одним из основоположников мостостроения в России. Каменные мосты на Московском ш., Исаакиевский плашкоутный мост через Неву, арочный мост через Малую Невку между Аптекарским и Каменным островами в Санкт-Петербурге - плоды его инженерной мысли. Участвовал в строительстве и многих других сооружений, среди которых: первая крупная в России шоссейная дорога Петербург - Новгород - Москва (1818-1822); Таицкий водопровод; Монетный двор в Варшаве; Георгиевская церковь на Большеохтинском кладбище в Петербурге.

Б. изобрел также первую машину для работы в шахте по добыче ртути, агрегат для очистки технологического угля, оптический телеграф, первым запустил в Мадриде воздушный шар, разработал мотальную установку для производства шерсти, придумал и воплотил в жизнь уникальный для того времени агрегат - водяную землечерпалку, а также машину для подводного спиливания свай. Деятельность "русского испанца" на благо России не осталась незамеченной, и Б. был пожалован орден Святого Александра Невского.

В 1823 скоропостижно скончалась любимая дочь Б., что сильно повлияло на состояние здоровья. В феврале 1824 он подает в отставку. По некоторым сведениям, инициатором отставки был Аракчеев. 14 июля того же года умирает. Погребение состоялось в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. На могиле был установлен величественный монумент, изготовленный на чугуннолитейном заводе в Нижнем Новгороде по рисунку Монферрана. Это был подарок нижегородских купцов в знак признательности создателю ансамбля ярмарки. Перезахоронен в 1979 в Некрополе Александро-Невской лавры.

Министерство путей сообщения России 27.07.1995 учредило памятную медаль имени Бетанкура. Медалью за номером 2 награжден король Испании Хуан Карлос.

Проживал Б. в Санкт-Петербурге по адресам: наб. р. Фонтанки, 115; Садовая ул., 50-а; Московский пр., 9, Большая Морская ул., 19.

Generic placeholder image
В.Н. Марунин
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Роберт Аракелов
Посетило:4056
Роберт Аракелов
Новая «Русалочка»: Первая темнокожая Ариэль
Посетило:1064
Холли Бэйли
Сергей Яковлев
Посетило:845
Сергей Яковлев

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history