Сегодня 22 Апреля Воскресенье
Поиск по буквам | Включить [ eng ] раскладку | Включить [ rus ] раскладку |
|
![]() |
"Ясно, что предстоящая реформа создается для перераспределения театральной недвижимости. Назначат нужного руководителя, и начнется перепрофилирование: в России много лакомых театральных зданий. Скажут, что и канкан - танец, столики появятся, потом рулетка в фойе", - утверждает руководитель Центра драматургии и режиссуры Алексей Казанцев
Автор: Марина Зайонц
Сайт:
Алексей Казанцев всегда числился по разряду молодых и подающих надежды. Был начинающим актером, потом молодым режиссером, драматургом, издателем журнала "Драматург", и созданный им 7 лет назад Центр драматургии и режиссуры - дело молодое и вызывающе задиристое. И вот как-то незаметно 60 лет стукнуло, а ему все неймется, энергия и полемический задор через край плещут. Ловить его для интервью "Итогам" пришлось в двухдневный перерыв между заграничными гастрольными поездками. Казанцев, как Фигаро, сегодня здесь, завтра там.
- Честно говоря, не знаю никого, кто бы столько раз менял род занятий. У вас характер такой неуемный или это авантюризм?
Последние новости и факты в Telegram-канале «Знаменитости». Подписывайся!- Я думаю, природа такая. Никакого насилия над собой я не совершал, все случалось очень легко. А потом, ни одну из профессий я не бросил. Только что я после огромного перерыва поставил "Смерть Тарелкина". И у меня, кстати, масса предложений от молодых режиссеров, чтобы я как артист у них сыграл, но я пока не соглашаюсь. И пьесы писать не бросил, другое дело, что у меня расстояние между ними бывает огромным, так уж я работаю. Одна из самых нелюбимых моих фраз в литературе - "ни дня без строчки". Не считаю, что я каждый день должен что-то писать, для этого мне нужно весомое основание. Когда я сочиняю, спектакль ставлю, издаю журнал или Центр создаю, обязательно должна быть какая-то идея, которая не дает мне покоя.
- А какая идея не давала вам покоя, когда Центр затевали?
- Мы открылись 7 декабря 1998 года, после дефолта, и это было абсолютное сумасшествие. Все кругом разорялись, а мы затевали театральное дело без помещения, без копейки денег, на голом энтузиазме. А мысли мои во всех начинаниях - социального порядка. Долгие годы мы только и слышали стоны: нет молодой режиссуры, нет молодых драматургов, да и с актерским поколением что-то не так. Но относились к молодым откровенно несправедливо. И я придумал Центр, чтобы молодежь могла реализоваться. Ведь этих модных сегодня молодых режиссеров ни в какие театры тогда и близко не пускали. Только после некоторых наших спектаклей ситуация начала меняться. Наверное, мы начали свою деятельность в нужное время и в нужном месте, это совпало с потребностью времени. А система работы у нас такая: я договариваюсь с молодым режиссером о пьесе, а дальше он сам выбирает себе актеров. И в этом одна из причин, почему у нас никогда не бывает никаких конфликтов и интриг. Каждый режиссер приводит только тех, с кем ему интересно и приятно работать. И никто не спрашивает: "Сколько вы мне заплатите за это?"
- Кстати, о деньгах. На какие средства Центр существует?
- Есть вещи, которые я сам до конца объяснить не могу. Извините за нескромность, но впервые в истории театра возникло огромное театральное дело (за это время мы выпустили 35 спектаклей) без своего помещения и государственного финансирования, у нас даже спонсоров не было никаких. Были отдельные вложения замечательных наших коллег. Помогали Олег Меньшиков, Константин Райкин, Григорий Нерсесян, это была разовая помощь, но именно они не дали нам погибнуть.
- Как же вы существовали?
- Вкладывал свои личные средства, моя жена, художник Наталия Сомова, картины свои продавала, занимали деньги у друзей, потом каким-то чудом отдавали долги. Артисты и режиссеры мало того что работали бесплатно, свои, пусть небольшие деньги вкладывали в изготовление декораций, так всем хотелось работать. Иногда нам давали гранты правительство Москвы, Комитет по культуре, Конфедерация театральных союзов и т. д. Это чудо, что мы выжили. Зато теперь мы государственный театр.
- Что это значит?
- Мы находимся под попечительством московского Комитета по культуре и получаем дотацию, как все другие театры. Получили бывшее помещение Камерного театра Бориса Покровского на Соколе, там сейчас идет капитальный ремонт. Мы выжили с трудом, но такой уж я, наверное, человек - мне как-то неловко отступать, если начал хорошее дело. Ну и, конечно, огромное желание молодежи проявиться сыграло свою роль. У нас и сейчас сумасшедшее количество предложений и просьб, говорят: не надо нам никаких денег, только дайте под вашей крышей сделать то, что мы хотим.
- Вам не кажется, что на самом деле все не так радужно? Есть ведь три-четыре ударных спектакля (из 35, заметим) - "Пластилин" Серебренникова, "Облом off" Угарова, "Пленные духи" Агеева. А большинство других уже не столь успешны. Энергия, может, еще и есть, а результат не всегда радует.
- Обо всем этом мы думаем последние года три с утра до вечера. Пусть и нескромно опять прозвучит, но Центр наш по природе своей ни к какому застою не склонен. Да, у нас есть 5-6 спектаклей (а не 3-4), которые часто приглашаются на зарубежные фестивали, но в жизни бывают ведь взлеты и спады - это нормально, и таких примеров в истории театра не счесть. Мы затевали нашу деятельность не для того, чтобы всякий раз создавать шедевры, они, кстати, везде редки. Должна вестись планомерная работа с начинающими людьми, а когда и кто из них вдруг рванет, этого никто не знает. К результатам работы отношусь так - это процесс. Конечно, какие-то спектакли мне ближе и дороже, какие-то нет, но для меня процесс важнее результата. Людям надо давать возможность пробовать и ошибаться.
- И вам ни за что не было мучительно стыдно?
- Стыдно не было ни за один спектакль, считаю, что мы ни один не провалили. Были спектакли, которые оказались неспособны на долгую жизнь, и мы их сняли. Но сегодня у нас 21 спектакль в репертуаре, и я не знаю, что снимать. Актеры очень трепетно к ним относятся.
- А как у вас происходит отбор? Кто решает, кому дать возможность проявиться, а кому нет?
- Я решаю. Советуюсь, конечно, с директором, со своим замом по художественным вопросам - режиссером Ольгой Субботиной, но честно скажу, окончательное решение принимаю единолично. Как-то у нас все складывается таким чудесным образом, что принятое решение никогда не оспаривается, не осуждается, и его все принимают как данность. А вот почему с одним человеком возникает контакт и понимание, а с другим нет, это иногда загадка и для меня самого.
- Вы говорили, что положение молодежи было ужасным, мол, дедовщина в наших театрах расцвела. Так было, но сейчас-то все наоборот, теперь уже "внуковщина" началась. Разве не так?
- Да, и мне не нравится обратная сторона этого процесса. На молодых сегодня откровенно спекулируют, им начинают внушать, что кроме них никого нет, они самые главные, они революционеры и так далее. Надеюсь, что наш Центр драматургии не принимает в этом никакого участия. Для нас очень важны академические, традиционные исторические ценности русской культуры. Известно, что когда старшему поколению начинали говорить: "Вы больше не нужны", - это всегда кончалось ужасно.
- То есть, если к вам придет уже не очень молодой режиссер с хорошей идеей, вы не станете интересоваться датой его рождения?
- Нет, все-таки мы - организация молодежная. Есть много нереализованных режиссеров среднего поколения, но представьте, что будет с Центром, если мы снимем возрастные ограничения. Мы просто погибнем от количества предложений. Конечно, могут быть какие-то исключения. Вот я впервые за 7 лет существования Центра поставил спектакль. По возрасту я явно не молодежь.
- Действительно, странно было бы, если бы вы себе ставить не разрешили.
- Да, я сам для себя сделал исключение. Но тут другой вопрос - года два назад мы приняли решение, что наш Центр начинает ставить классику, это был первый опыт. И теперь, могу открыть наши планы, я приступил к работе над пьесой Ибсена "Пер Гюнт". Единственное, что для нас прочно закрыто, - бульварная, чисто развлекательная тематика. У нас никогда не ставится во главу угла вопрос, соберет ли эта пьеса зрительный зал. Теперь ведь некоторые руководители, держа пьесу в руках, любят спрашивать: "Это товар?" Мы никогда не подходим к нашим спектаклям как к товару, который можно выгодно продать.
- Откуда такая старомодная щепетильность? Вы ведь продаете билеты, а все, что продается, - товар, как ни обидно это звучит. И роман Толстого товар, и спектакль, разве нет?
- Вот-вот, и вы туда же. Это сейчас большая беда, большая социальная проблема в нашем обществе. Ему пытаются навязать чуждые ценности и при этом ссылаются почему-то на капиталистические страны. Но там социальные программы такие, которые нам и не снились, там столько всего бесплатного, начиная с высшего образования, дай бог, чтобы у нас это было. И театры поддерживают - в отличие от наших реформаторов, которые хотят сегодня этой поддержки театры лишить.
- Тогда давайте о реформе поговорим. Как вам кажется, она необходима стационарному театру? Ваш Центр вполне успешно противопоставил ему совсем другую структуру.
- Центр сочетает в себе репертуарный театр и некоммерческую антрепризу, если такие вообще бывают. Мы никогда не ставили перед собой задачу заработать деньги. Некоторые наши знаменитые спектакли в первые месяцы посещались в основном приглашенными людьми, публика с трудом втягивалась - это сейчас билеты нельзя достать. В принципе, репертуарный театр должен меняться, но его нельзя революционно менять. Что касается предстоящей реформы, то для меня ясно: она создается для того, чтобы перераспределить театральную недвижимость. Создадут попечительские советы из представителей общественности (а мы знаем, какая у нас общественность) с правом назначать худрука и директора. Назначат нужного руководителя, и начнется резкое или плавное перепрофилирование, по России ведь много лакомых театральных зданий. Сначала скажут, что канкан - тоже танец, потом столики появятся, потом рулетка в фойе.
- С чего вы взяли, что будет именно так?
- Потому что я уже 60 лет живу в России и вижу, что в любом постановлении власти жители России должны выискивать его истинный, скрытый смысл. Недаром же все встрепенулись и началась борьба. Никто из театральных деятелей не подумал, что реформа затеяна для того, чтобы театру стало лучше. Наши современные реформаторы - это все те же большевики 17-го года, они ни одну проблему не могут решить мудро, спокойно, в интересах дела и государства.
- Вот странно, вы вроде так легко и органично вписались в новое время. Придумали в год дефолта Центр (то есть театр новый) в Москве создать, и вам дали это сделать. Чем плохо-то? Цензуры теперь никакой, и даже помощь финансовая у вас наконец появилась. Откуда такая мизантропия?
- Почему мизантропия? Я большой оптимист.
- Что-что? Вот с этого места поподробнее, пожалуйста.
- Пессимист не мог бы делать то, что делаю я. А потом, вы говорите обо мне, а я - о стариках и обманутых гражданах. Разве их положение не ужасно? 90-е годы - одни из самых безнравственных в истории, шло массовое разворовывание страны, а людям внушали, что это и есть демократия. И журнал, и Центр я тогда создал в знак протеста, это было мое личное небольшое сопротивление безнравственной ситуации. Так что, с одной стороны, я оптимист, но постоянно недоволен происходящим.
Самый долгожитель Посетило:137 ![]() |
Жертва нападения тигровой акулы Посетило:94 ![]() |
Дэвид Гаррет: от Моцарта до 'Металлики' Посетило:62 ![]() |
Дата публикации: 16.12.2005
Фотографии [3]
Новости [1]
Пиар 21.04.2018
[ Никита Джигурда ]
Любой пиар хорош, и даже черный. Каждый раскручивает себя как может ....
О фильме Тюльпан 21.04.2018
[ Сергей Дворцевой ]
Случайно посмотрел на днях фильм этого серГЕЯ дВОРцевого.
Какая же это, оказывается, мразь! М ....
Врун 20.04.2018
[ Валентин Бережков ]
Мудак с огромным опытом. ....
Петюня Акопов скурвился окончательно 19.04.2018
[ Петр Акопов ]
После статьи на vz.ru от 18 апреля 2018 «Телеграм» пытаются использовать для удара по российскому го ....
За что получил Нобелевскую премию 26-й президент США Теодор Рузвельт?
Последние обновления
[ 17.04.2018 ]
Адрианн Хаслет-Дэвис;[ 18.04.2018 ]
Алек Болдуин; Джанлуиджи Буффон; Эдди Кокран; Райан Сток; Мануэл Фернандеш; Рубен Невиш; Бруну Фернандеш; Рикарду Куаресмм ; Андре Силва; Желсон Мартинш; Гонсалу Гедеш; Уго Льорис; Стив Манданда; Альфонс Ареоля; Люка Динь; Самюэль Ив Умтити; Евгений Сатановский; Александр Жаров; Рудольф Кнер; Семих Капланоглу; Эльнур Аллахвердиев; Алексей Гнечко; Михаил Еремин; Ханс Бассерман; Валерий Волков; Григорий Белов; Ангел Йордэнеску; Станислав Ангелов; Петр Грузинский; Пол Дэвисон; Владимир Грушецкий; Анатолий Мельников; Дмитрий Боголепов; Пол Диксон; Иоганн Георг Вундерлих; Андре Вандернот; Галиб Агаев; Николай Баринов; Александру Влахуцэ; Дениз Грей; Иван Александренко; Алан Ланкастер; Адольф Вагнер; Борис Васильчиков; Владимир Данилюк; Олег Коргунов; Георг Крайслер; Давид Губерман; Виталий Булыга; Дмитрий Еропкин;[ 19.04.2018 ]
Светлана Немоляева; Георгий Вицин; Джеймс Вудс; Джеки Уэст; Джибриль Сидибе; Бенжамен Павар; Люка Эрнандес; Преснель Кимпембе; Майк Науменко; Юлия Полячихина; Юлия Смолина; Владимир Тыкке; Н 'Голо Канте; Тома Лемар; Адриан Рабьо; Корентен Толиссо; Антуан Гризманн; Антони Марсьяль; Отто Йегер; Луи Брассен; Александр Курлович; Гуань Даошэн; Серапио Кальдерон; Павел Кондратьев; Антонина Горделадзе; Александр Жилин; Владимир Иванов; Владимир Золотоницкий; Иван Амвросов; Уильям Блай; Яри Кайнулайнен; Марсело Дельгадо; Патрик Генри Брюс; Анна Джурнякова; Николай Дерюгин; Сергей Захаров; Йохан Векман; Юрий Зубаков; Эрнст Людвиг Астер; Брэдфорд Делсон; Агван Григорян; Рамазан Дзагоев; Валерий Кондратьев; Томас Гарт Бентон; Габор Вона; Галина Каменская; Николай Крогиус; Валерий Васильев;[ 20.04.2018 ]
Джереми Айронс; Эрих Хартманн; Тони Никлинсон; Оливер Ридель; Винченцо Лянча; Даниел Субашич; Ловре Калинич; Иван Стринич; Деян Ловрен; Шиме Врсалько; Йосип Пиварич; Матей Митрович; Тин Едвай; Марин Леовац; Зоран Нижич; Лука Модрич; Иван Ракитич; Иван Перишич; Марцело Брозович; Марко Рог; Марисса Мейер; Георгий Адельсон-Вельский; Эдгардо Бауса; Люк Альфан; Кристофер Вул; Герменгильд Иречек; Антон Герке; Алексей Богомолов; Эммануил Готлиб; Георг Керл; Дмитрий Ильин;[ 21.04.2018 ]
Юлия Пересильд; Аркадий Арканов; Рифка Станеску; Никола Калинич; Андрей Крамарич; Марко Пьяца; Дуе Чоп; Анте Ребич; Иван Сантини; Тибо Куртуа; Симон Миньоле; Кун Кастельс; Матц Селс; Томас Вермален; Райан Шак; Майк Дживонс; Тома Мёнье; Лоран Симан; Жордан Лукаку; Леандер Дендонкер; Али Маалул; Эгберт Вольф; Роберт Керр; Осип Баранецкий; Оскар Йегер; Парфентий Гречаный; Вильгельм Газенклевер; Эжен Жозеф Дельпорт; Аполлон Кривошеин; Оскар Рене Кардосо; Леонид Берлин; Сергей Вандышев; Григорий Засс; Ове Гедде; Дмитрий Замятин; Симон Эмануэль; Жозеф Бессала; Мухтар Ауэзов; Алексей Ганзен; Александр-Фердинанд Кваст; Павел Кожевников; Авичи; Эфраим Аким; Рикардо Ариас; Максим Витус; Иван Древиц; Маня Шохат; Анатолий Коньков; Тамара Гладенко; Игорь Калешин; Лаура Идальго; Николя Жансон;Лучшие дня
Самый долгожитель/Жанна Кальмон [137]Лучшие недели
Человек, у которого нет лица/Донни Фриттс[755]Лучшие месяца
Сумасшедшая семья: Мать в браке с дочкой/Патрисия Спанн [137890][Вячеслав Фетисов · 20.04.2018 12:04:21]
Фетисов рассказал о детском блате в спорте · Подробнее ...[Стивен Спилберг · 20.04.2018 11:04:56]
Стивен Спилберг снимет фильм «Черный Ястреб» · Подробнее ...[ Пикник · 20.04.2018 11:04:38]
Группа «Пикник» возобновила выступления · Подробнее ...[Ким Кардашьян · 19.04.2018 11:04:10]
Поклонники возмущены неухоженными ногтями Ким Кардашьян · Подробнее ...[Николай Дроздов · 19.04.2018 10:04:42]
Прощай «В мире животных» · Подробнее ...[Шарлиз Терон · 19.04.2018 10:04:42]
Шарлиз Тенор растолстела для новой роли · Подробнее ...[ Coldplay · 19.04.2018 01:04:48]
Издание NME составило рейтинг худших музыкальных групп · Подробнее ...[Барбара Буш · 18.04.2018 11:04:25]
Умерла бывшая первая леди США · Подробнее ...[ Владимир Путин ]
Россия Горбачева - кладбище коммунизма.[ 18.04.2018 ]
Светлана Немоляева – Образ искренности ушедшей эпохи (Светлана Немоляева); Тихая мудрость клоуна (Георгий Вицин); Плохой парень из Голливуда (Джеймс Вудс); Сколько живут кошки? (Джеки Уэст); (Джибриль Сидибе); (Бенжамен Павар); (Люка Эрнандес); (Преснель Кимпембе); Майк и его 'Зоопарк' (Майк Науменко); Мисс Россия 2018 (Юлия Полячихина); Давайте заблокируем Telegram (Юлия Смолина); Главный режиссёр театра «Балтийский дом» (Владимир Тыкке); (Н 'Голо Канте); (Тома Лемар); (Адриан Рабьо); (Корентен Толиссо); (Антуан Гризманн); (Антони Марсьяль); (Отто Йегер); (Луи Брассен); (Александр Курлович); (Гуань Даошэн); (Серапио Кальдерон); (Павел Кондратьев); (Антонина Горделадзе); (Александр Жилин); (Владимир Иванов); (Владимир Золотоницкий); (Иван Амвросов); (Уильям Блай); (Яри Кайнулайнен); (Марсело Дельгадо); (Патрик Генри Брюс); (Анна Джурнякова); (Николай Дерюгин); (Сергей Захаров); (Йохан Векман); (Юрий Зубаков); (Эрнст Людвиг Астер); (Брэдфорд Делсон); (Агван Григорян); (Рамазан Дзагоев); (Валерий Кондратьев); (Томас Гарт Бентон); (Габор Вона); (Галина Каменская); (Николай Крогиус); (Валерий Васильев);[ 19.04.2018 ]
Английский аристократ и дворецкий Бэтмена (Джереми Айронс); 'Черный дьявол' Люфтваффе (Эрих Хартманн); Человек, который хотел умереть (Тони Никлинсон); Музыкант-великан: Бас-гитарист Rammstein (Оливер Ридель); Отец-основатель автокомпании Lancia (Винченцо Лянча); (Даниел Субашич); (Ловре Калинич); (Иван Стринич); (Деян Ловрен); (Шиме Врсалько); (Йосип Пиварич); (Матей Митрович); (Тин Едвай); (Марин Леовац); (Зоран Нижич); (Лука Модрич); (Иван Ракитич); (Иван Перишич); (Марцело Брозович); (Марко Рог); Автор КиберЗолушки (Марисса Мейер); (Георгий Адельсон-Вельский); (Эдгардо Бауса); (Люк Альфан); (Кристофер Вул); (Герменгильд Иречек); (Антон Герке); (Алексей Богомолов); (Эммануил Готлиб); (Георг Керл); (Дмитрий Ильин);[ 20.04.2018 ]
Юлия Пересильд, из провинции в русский кинематограф (Юлия Пересильд); Эпоха интеллектуальной сатиры (Аркадий Арканов); Стать бабушкой в 23 года (Рифка Станеску); (Никола Калинич); (Андрей Крамарич); (Марко Пьяца); (Дуе Чоп); (Анте Ребич); (Иван Сантини); (Тибо Куртуа); (Симон Миньоле); (Кун Кастельс); (Матц Селс); (Томас Вермален); Страсть по электронной музыке (Райан Шак); Как похудеть в 'Макдоналдсе'? (Майк Дживонс); (Тома Мёнье); (Лоран Симан); (Жордан Лукаку); (Леандер Дендонкер); (Али Маалул); (Эгберт Вольф); (Роберт Керр); (Осип Баранецкий); (Оскар Йегер); (Парфентий Гречаный); (Вильгельм Газенклевер); (Эжен Жозеф Дельпорт); (Аполлон Кривошеин); (Оскар Рене Кардосо); (Леонид Берлин); (Сергей Вандышев); (Григорий Засс); (Ове Гедде); (Дмитрий Замятин); (Симон Эмануэль); (Жозеф Бессала); (Мухтар Ауэзов); (Алексей Ганзен); (Александр-Фердинанд Кваст); (Павел Кожевников); Диджей от Бога ( Авичи); (Эфраим Аким); (Рикардо Ариас); (Максим Витус); (Иван Древиц); (Маня Шохат); (Анатолий Коньков); (Тамара Гладенко); (Игорь Калешин); (Лаура Идальго); (Николя Жансон);[ 21.04.2018 ]
Оргия музыкальных стилей ( Orgy); Художник, который видит искусство иначе (Олег Кулик); Актер и сын актера (Иван Колесников); Сколько яиц можно разбить за час одной рукой? (Кори Перрас); Абсолютная сила Дэвида Балдаччи (Дэвид Балдаччи); (Килиан Мбаппе); (Усман Дембеле); (Виссам Бен Йеддер); (Аймен Матлути); (Моэз Бен-Шерифиа); (Фарук Бен-Мустафа); (Муэ Ассен); (Сиам Бен-Юссеф); (Халиль Шеммам);[ 22.04.2018 ]
'Червяк' по имени Вин Дизель (Вин Дизель); 'Камчатский Ермак' (Владимир Атласов); Сколько стоит длинная коса? (Наташа Мораэс Де Андраде); Дэвид Гаррет: от Моцарта до 'Металлики' (Дэвид Гаррет); Жертва нападения тигровой акулы (Пабло Де Мела); Самый долгожитель (Жанна Кальмон); (Камио Мицуоми); (Джалма Диас); (Александр Азимов); (Михаил Красенков); (Николай Ефимов); (Шарль Жан Мари Барбару); (Фрэнк Айд); (Ольга Гришова); (Эдуард Ворганов); (Вильгельм Генкель); (Людвиг Кобенцль); (Самуэле Далла Бона); (Андрей Илиопуло); (Саад Ассис); (Анна Дорош); (Павел Куцый); (Гертген тот Синт Янс); (Джон Колборн); (Эль Анацуи); (Сеильда Байшаков); (Стефан Крживошевский); (Игорь Белкин); (Франсуа Борн); (Александр Жомини); (Рави Варма); (Николай Кулагин); (Йонас Йеребко); (Александр Билаш); (Георгий Извеков); (Александр Казаков); (Микаэль Дорсин);