ќ знаменитости...
  • ¬оображают многие - соображают единицы. (√арри —иманович, ) (13)
  •  то не умеет получать утончЄнные удовольстви€ Ч изощр€етс€. (¬ита Ћогвиненко, ) (13)
  • ∆адность, зависть, лень, хамство... » только совесть одна против всех. (»горь  арпов, ) (12)
  • ѕослать хочу, но вы же не дойдете?.. (¬алерий ѕивоваров, ) (11)
  • ∆изнь не любит, когда еЄ терп€т. (ёрий «арожный, ) (11)
  • ¬оображают многие - соображают единицы. (√арри —иманович, ) (13)
  •  то не умеет получать утончЄнные удовольстви€ Ч изощр€етс€. (¬ита Ћогвиненко, ) (13)
  • ∆адность, зависть, лень, хамство... » только совесть одна против всех. (»горь  арпов, ) (12)
  • ‘отографи€ «ураб Ћаврентьевич —откилава (photo Zurab  Sotkilava)

    «ураб Ћаврентьевич —откилава

    Zurab Sotkilava

    ( 12.03.1937 года )
    √рузи€ (Georgia)

    »м€ певца известно сегодн€ всем любител€м оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. »х захватывают красота и сила голоса, благородна€ манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональна€ самоотдача, котора€ сопровождает каждое выступление артиста и на театральной сцене, и на концертной эстраде.

    —айт: People's History



    «ураб Ћаврентьевич —откилава родилс€ 12 марта 1937 года в —ухуми. Ђ¬начале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, Ч говорит —откилава. Ч ѕомню, они садились на улице возле дома, исполн€ли старые грузинские песни, а € им подпевал. Ќи о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. »нтересно, что много лет спуст€ отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинани€, а мама, обладающа€ абсолютным слухом, была категорически противї.

    » все же в детстве главной любовью «ураба было не пение, а футбол. —о временем у него обнаружились неплохие способности. ќн попал в сухумское Ђƒинамої, где в 16 лет считалс€ восход€щей звездой. —откилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключалс€ к атакам, бега€ стометровку за 11,1 секунды!

    ¬ 1956 году «ураб стал капитаном сборной √рузии в возрасте до 20 лет. „ерез два года попал в основной состав тбилисского Ђƒинамої. —амой пам€тной дл€ —откилавы стала игра с московским Ђƒинамої.

    Ђя горжусь тем, что выходил на поле против самого Ћьва яшина, Ч вспоминает —откилава. Ч ћы познакомились с Ћьвом »вановичем поближе, уже когда € был певцом и дружил с Ќиколаем Ќиколаевичем ќзеровым. ћы вместе ездили к яшину в больницу после операции... Ќа примере великого вратар€ € лишний раз убедилс€ в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. ј матч тот мы проиграли со счетом 1:3.

    Ёто, кстати, была мо€ последн€€ игра за Ђƒинамої. ¬ одном из интервью € сказал, что певцом мен€ сделал нападающий москвичей ”рин, и многие решили, будто он мен€ покалечил. Ќи в коем случае! ќн мен€ просто вчистую переиграл. Ќо это было полбеды. ¬скоре мы полетели в ёгославию, где € получил перелом и вылетел из состава. ¬ 1959 году попыталс€ вернутьс€. Ќо окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в „ехословакию. “ам € получил очередную серьезную травму, и через какое-то врем€ мен€ отчислили...

    ...¬ 58 м, когда € играл в тбилисском Ђƒинамої, на неделю приехал домой в —ухуми. ќднажды к родител€м загл€нула пианистка ¬алери€ –азумовска€, котора€ всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем € в конце концов стану. я тогда никакого значени€ ее словам не придавал, но все-таки согласилс€ прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из “билиси на прослушивание. ќсобого впечатлени€ мой голос на него не произвел. » тут, представл€ете, оп€ть решающую роль сыграл футбол! ¬ Ђƒинамої в ту пору уже блистали ћесхи, ћетревели, Ѕарка€ и достать билет на стадион было невозможно. “ак вот, на первых порах € стал дл€ профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу Ђƒинамої в ƒигоми. ¬ благодарность профессор приглашал мен€ к себе домой, мы начали заниматьс€. » вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков € сделал большие успехи и у мен€ есть оперное будущее!

    Ќо и тогда подобна€ перспектива вызывала у мен€ смех. ¬серьез € задумалс€ о пении только после того, как был отчислен из Ђƒинамої. ѕрофессор выслушал мен€ и сказал: ЂЌу что ж, кончай в гр€зи пачкатьс€, давай чистым делом заниматьс€ї. » через год, в июле 60 го, € сначала защитил диплом на горном факультете “билисского политехнического института, а день спуст€ уже сдавал экзамены в консерваторию. » был прин€т. ”чились мы, кстати, в одно врем€ с Ќадаром јхалкаци, который предпочел »нститут железнодорожного транспорта. ” нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тыс€ч зрителей был битком!ї

    ¬ “билисскую консерваторию —откилава пришел как баритон, но вскоре профессор ƒ.я. јндгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. ¬ 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией  аварадосси в пуччиниевской Ђ“оскеї. ”спех превзошел все ожидани€. ¬ √рузинском государственном театре оперы и балета «ураб выступал с 1965 по 1974 год. “алант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году —откилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр ЂЋа —калаї.

    “ам он стажировалс€ у лучших специалистов бельканто. –аботал без устали, а ведь могла и голова закружитьс€ после слов маэстро ƒженарро Ѕарра, который писал тогда: Ђћолодой голос «ураба напомнил мне теноров былых временї. –ечь шла о временах Ё.  арузо, Ѕ. ƒжильи и других чародеев италь€нской сцены.

    ¬ »талии певец совершенствовалс€ два года, после чего прин€л участие в фестивале молодых вокалистов Ђ«олотой ќрфейї. ≈го выступление было триумфальным: —откилава завоевал главный приз болгарского фестивал€. „ерез два года Ч новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных ћеждународных конкурсов Ч имени ѕ.». „айковского в ћоскве: —откилава удостоен второй премии.

    ѕосле нового триумфа, в 1970 году, Ч ѕерва€ преми€ и Ђ√ран-приї на ћеждународном конкурсе вокалистов имени ‘. ¬инь€са в Ѕарселоне Ч ƒавид јндгуладзе сказал: Ђ«ураб —откилава Ч одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставл€ет слушател€ равнодушным. ¬окалист эмоционально и €рко передает характер исполн€емых произведений, полно раскрывает замысел композитора. » сама€ замечательна€ черта его характера Ч это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. ќн занимаетс€ каждый день, у нас почти такое же Ђрасписание уроковї, как и в студенческие годыї.

    30 декабр€ 1973 года —откилава дебютировал на сцене Ѕольшого театра в партии ’озе.

    ЂЌа первый взгл€д, Ч вспоминает он, Ч может показатьс€, что € быстро привык к ћоскве и легко вошел в оперный коллектив Ѕольшого театра. Ќо это не так. ѕоначалу мне было трудно, и огромное спасибо люд€м, которые в то врем€ были р€дом со мнойї. » —откилава называет режиссера √. ѕанкова, концертмейстера Ћ. ћогилевскую и, конечно, своих партнеров по спектакл€м.

    ѕремьера Ђќтеллої ¬ерди в Ѕольшом театре стала заметным событием, ќтелло в исполнении —откилавы Ч откровением.

    Ђ–абота над партией ќтелло, Ч рассказывал —откилава, Ч открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. –оль ќтелло Ч это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дот€нутьс€. “еперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. ¬ чем счастье артиста? “ратить себ€, свои нервы, тратить на износ, не дума€ о следующем спектакле. Ќо работа должна вызывать желание так себ€ тратить, дл€ этого нужны большие задачи, которые интересно решать...ї

    ƒругим выдающимс€ достижением артиста стала парти€ “уридду в Ђ—ельской честиї ћасканьи. —начала на концертной эстраде, потом в Ѕольшом театре —откилава добилс€ огромной силы образной выразительности.  омментиру€ эту свою работу, певец подчеркивает: Ђ—ельска€ честьї Ч веристска€ опера, опера высокого накала страстей. Ёто возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеетс€, не должно сводитьс€ к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. √лавное Ч позаботитьс€ об обретении внутренней свободы, котора€ так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. ¬ музыке ћасканьи, в его оперных ансамбл€х присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. » здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообрази€. ѕовтор€€, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттен€ющее различные смысловые значени€ этого слова. Ќет надобности искусственно себ€ взвинчивать и неизвестно что наигрывать. ѕатетический накал страсти в Ђ—ельской честиї должен быть чистым, искреннимї.

    —ила искусства «ураба —откилавы в том, что оно всегда несет люд€м искреннюю чистоту чувства. ¬ этом секрет его неизменного успеха. Ќе стали исключением и зарубежные гастроли певца.

    Ђќдин из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодн€ї. “ак отозвалс€ рецензент о выступлении «ураба —откилавы в парижском “еатре ≈лисейских ѕолей. Ёто было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. ¬след за Ђшоком открыти€ї последовали новые триумфы Ч блистательный успех в —Ўј и затем в »талии, в ћилане. ќценки американской прессы также были восторженны: ЂЅольшой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. јртистизм —откилавы исходит непосредственно из сердцаї.

    √астроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба Ч последовали многочисленные приглашени€ участвовать в спектакл€х, в концертах, в грамзапис€х...

    ¬ 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой Ч званием народного артиста ———–.

    Ђ«ураб —откилава Ч обладатель редкого по красоте тенора, €ркого, звонкого, с блест€щими верхними нотами и крепким средним регистром, Ч пишет —. —аванко. Ч √олоса такого масштаба встречаютс€ нечасто. ѕрекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в ћилане. ¬ исполнительской манере —откилавы преобладают признаки классического италь€нского bel canto, что особенно ощущаетс€ в оперной де€тельности певца. ядро его сценического репертуара составл€ют лирико-драматические партии: ќтелло, –адамес (Ђјидаї), ћанрико (Ђ“рубадурї), –ичард (ЂЅал-маскарадї), ’озе (Ђ арменї),  аварадосси (Ђ“оскаї). ѕоет он и ¬одемона в Ђ»олантеї „айковского, а также в грузинских операх Ч јбесалома в спектакле “билисского оперного театра Ђјбесалом и Ётериї «. ѕалиашвили и јрзакана в Ђѕохищении луныї ќ. “актакишвили. —откилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присуща€ искусству певца.

    Ђ—откилава Ч классический герой-любовник италь€нской оперы, Ч считает Ё. ƒорожкин. Ч ¬се Ђƒж.ї Ч заведомо его: ƒжузеппе ¬ерди, ƒжакомо ѕуччини. ќднако есть одно существенное Ђної. »з всего набора, необходимого дл€ образа ловеласа, в полной мере —откилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбил€ру восторженный российский президент, лишь Ђудивительной красоты голосомї и Ђприродным артистизмомї. ƒл€ того чтобы пользоватьс€ такой же любовью публики, как жоржсандовский јндзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. ћудрый —откилава других, однако, и не стремилс€ приобрести. ќн вз€л не числом, а умением. —овершенно не обраща€ внимани€ на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел ћанрико, √ерцога и –адамеса. Ёто, пожалуй, единственное, в чем он был и остаетс€ грузином, Ч делать свое дело, несмотр€ ни на что, ни секунды не сомнева€сь в собственных достоинствах.

    ѕоследним этапным бастионом, который вз€л —откилава, стал ЂЅорис √одуновї ћусоргского. —амозванца Ч самого русского из всех русских персонажей русской оперы Ч —откилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. ¬ышел абсолютный “имошка, Ч а собственно, “имошкой √ришка ќтрепьев и был.

    —откилава Ч человек светский. ѕричем светский в лучшем смысле слова. ¬ отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те меропри€ти€, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены дл€ насто€щих ценителей прекрасного. Ќа банку оливок с анчоусами —откилава зарабатывает и сам. ј жена певца к тому же замечательно готовит.

    —откилава выступает, хот€ и не часто, и на концертной эстраде. «десь его репертуар составл€ет в основном русска€ и италь€нска€ музыка. ѕри этом певец стремитс€ сосредоточитьс€ именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обраща€сь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. ѕластическа€ рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаютс€ в интерпретации —откилавы с особой интимностью, лирической теплотой и м€гкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосомї.

    — 1987 года —откилава ведет класс сольного пени€ в ћосковской государственной консерватории имени ѕ.». „айковского. Ќо, несомненно, и сам певец еще подарит слушател€м много при€тных минут.

    ƒата публикации на сайте: 23.10.2006

    Ћучшие дн€


    “иллерсон и его св€зи с –оссией
    ѕосетило:214
    –екс  “иллерсон
    јнна „урина:   мечте окольными пут€ми
    ѕосетило:167
    јнна „урина
    —коростные рекорды на воде и земле
    ѕосетило:157
    ƒональд  эмпбелл



    ¬ам также может быть интересно...




    ”гадай...

    «а что получил Ќобелевскую премию 26-й президент —Ўј “еодор –узвельт?



    Ћучшие недели

    ќгненно-рыжа€ —анса —тарк/—офи “ернер [5359]
    ёна€ балерина в теле/Ћиззи ’ауэлл[850]
    ¬ каком возрасте рожать не поздно?/–аджо Ћохан[797]
    ¬иски и пиво как путь к долгой жизни/јгнес ‘ентон[775]
    ћайло яннопулос:  ороль троллинга/ћайло яннопулос[708]
    Ќика Ѕалина и еЄ экстремальное вдохновение/Ќика Ѕалина[618]
    47 лет на больничной койке/ѕаулу ћачаду[609]
    Ѕольша€ любовь  урта  обейна/ ортни Ћав[586]
    ѕриключени€ ампутированной ноги/ ристи Ћойалл[521]
    ¬одитель насто€щего Ѕэтмобил€/—ерджио √олдварг[520]
    „истильщик: јнгарский мань€к-милиционер/ћихаил ѕопков[498]
    Ѕогин€ эпатажа/∆анна јгузарова[453]
    јмериканский изобретатель калькул€торов/јльфред ћерчент[427]
    Ѕадди √реко: 80-лет в шоу-бизнесе/Ѕадди √реко[415]
    ¬олосатые уши дл€  ниги √иннесса/Ёнтони ¬иктор[403]
    јктриса, которую прославил не только звездный брак/Ёмбер ’ерд[388]
    Ћиз —мит: ѕрорыв в зрелом возрасте/Ћиз —мит[377]
    јктер, которому сложно не улыбатьс€/ ирилл  €ро[363]
    ѕрестарела€ фитнес-фанатка/Ёдна Ўеперд[362]
    ƒенис ћацуев: ѕростота безупречности/ƒенис ћацуев[347]

    Ћучшие мес€ца

    Ѕолезнь, обезображивающа€ лица/ƒженни …у [37131]
    —амый юный донор органов/“ео ќрмонди [36764]
    ћаленька€ жертва альвеол€рной рабдомиосаркомы/“иа Ћлевелин [30614]
    Ћимфедема: Ќога весом 30 кг/’елен ћэдден [16455]
    ѕересадка руки человеку, родившемус€ без таковой/ ѕЄтр [14377]
    —‘‘“: Ѕорьба за жизнь близнецов/ƒжейн —ефтон [12448]
    ƒиснеевска€ звезда: “огда и сейчас/ѕейтон –ой Ћист [9871]
    јрь€ —тарк из Ђ»гры престоловї/ћэйси ”иль€мс [6368]
    ќгненно-рыжа€ —анса —тарк/—офи “ернер [5359]
    ¬ актрисах с пеленок /Ѕэйли ћэдисон [5058]
    £60 000 на предсмертные желани€/ћэтт √ринвуд [5002]
    ћеждународна€ модель 2016-го/ƒжиджи ’адид [3810]
    √устые брови Ч сплошное достоинство/Ќаталь€  астеллар [3306]
    “€желейший действующий велосипед в мире/¬оутер ¬ан ден Ѕош [2938]
    'јлкогольный' секрет долголети€ 105-летней шотландки/»на  арраферс [2891]
    'ƒемон' огнедышащий /ƒжин —иммонс [2545]
    Ёхо шестидес€тых/ћай€  ристалинска€ [2526]
    „еловек, который создал √итлера/Ёдмунд ‘орстер [2479]
    ÷ветное телевидение по-арм€нски/ќванес јдам€н [2324]
    ћаленькие радости зрени€/ѕатрик ’итон [2288]