Peoples.RU
 
a б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я | a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

 

 
/images/pixel.gif

Леонид Витальевич Собинов (Leonid Sobinov) [an error occurred while processing this directive]

Леонид Витальевич Собинов

( 1872 года - 14 октября 1934 года )

Его страстных поклонниц называли "собинистками". У критиков и меломанов он слыл певцом любви, соловьем России. Кумир не одного поколения, Собинов и поныне остается гордостью России, гордостью мировой оперы.

Статья: "Паду ли я, стрелой пронзенный..."

Сайт: Журнал "Работница"

Фото: Журнал "Работница"



Его дочь Светлана Леонидовна рассказывает, как на одном из судебных заседаний судья обратился к помощнику присяжного поверенного Собинову, участвовавшему в процессе, с вопросом: "Что вы нам, соловей, сегодня споете?". "И тогда папа понял, что он будет или лучшим певцом среди юристов, или лучшим юристом среди певцов. Надо было выбирать". Внук крепостного крестьянина, сын ярославского приказчика, он с отличием окончил юридический факультет Московского университета и в течение 5 лет работал у знаменитого адвоката Ф.Н. Плевако.

У юного Собинова был замечательный тенор, он пел в университетском хоре. И случилось так, что его пригласила в украинскую труппу, гастролировавшую в Москве, знаменитая певица М.К. Заньковецкая. А тут его прекрасные вокальные данные заметил директор музыкально-драматического училища Московской филармонии П.А. Шостаковский, и Собинов стал учиться и в университете, и в училище. Одновременно выступал в качестве певца-солиста в Итальянской опере, находившейся в Москве, в концертах прославленного кружка любителей русской музыки.

Весной 1897 г. Собинов сдавал выпускные экзамены. Среди его оперных отрывков была партия Ромео из "Ромео и Джульетты" Гуно. Рецензенты единодушно отметили природную красоту тембра свежего голоса, его звучность, мягкость, филигранно отточенную дикцию. Дирижер Большого театра И.К. Альтани пригласил выпускника на пробы. И вскоре Собинов дебютировал на легендарной сцене в опере Рубинштейна "Демон" в партии князя Синодала. Успех превзошел все ожидания. О его таланте заговорила вся Москва. Дирекция поспешила заключить с ним контракт, идя на любые уступки, в том числе разрешая совмещать службу в театре с адвокатской деятельностью.

Леонид (Витальевич) Собинов

Свой первый театральный сезон Л.В. Собинов начал в сентябре 1897 года второстепенными партиями Бояна в опере Глинки "Руслан и Людмила" и Владимира Игоревича в опере Бородина "Князь Игорь". И вновь - небывалый успех. Дирекция Большого срочно поручает ему ведущие партии - Ленского и Фауста.

Даже сейчас, когда из дали времени старые записи доносят до нас: "Паду-у-у ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она...", наше сердце замирает в сладкой тоске. А тогда, вживую? Светлый, лучезарный тенор Собинова самой природой был создан для партии юного поэта. Певец начал с разрушения сложившихся стереотипов. До него тонкую лирическую партию Ленского исполняли драматические тенора, обладавшие насыщенным, "героизированным" звуком. Внешний же рисунок роли зависел обычно от костюмера: если он подавал артисту фрак - следовало петь Ленского, а если короткие трусы - то Фауста. В апреле 1898 г. театралы тепло приняли Ленского-Собинова и все-таки предпочтение отдали Ленскому - Фигнеру, петербуржцу, пожилому, степенному господину с уставшим взглядом.

Леонид Витальевич поставил задачу связать совершенное искусство пения с драматически выразительной игрой. Он посещал спектакли частной оперы Мамонтова, изучая гениальную игру своего товарища - Шаляпина. Он глубоко вник в роль, отделывал до деталей вокальную сторону партии, уделял особое внимание точности и отчетливости дикции. Три года шлифовал Собинов своего Ленского, прежде чем предстать перед самой искушенной публикой в Мариинском театре, в Петербурге. Даже настоящие "фанаты" Фигнера вынуждены были признать новации Собинова - его героя, словно сошедшего со страниц пушкинского романа. Последующие поколения исполнителей вносили новые черты в портрет Ленского, но превзойти Собинова-Ленского, по мнению знатоков, невозможно.

Последние новости и факты в Telegram-канале «Знаменитости». Подписывайся!
Реклама:

В 1899 г. в труппу Большого театра поступил Федор Иванович Шаляпин. Вместе они пели в опере Гуно "Фауст". Великие партнеры-единомышленники наслаждались настоящим общением на сцене, в четком контрасте творили своих героев: резкий в движениях злой дух Мефистофель- Шаляпин и юношески порывистый Фауст-Собинов. Позже судьба разведет их - виноваты в этом то ли интриги в театре, то ли газетчики, но до этого долгие годы теплая дружба связывала этих великих артистов.

За шесть лет службы в казенных театрах Москвы и Петербурга имя Собинова стало известно всей России. По истечении срока контракта, он принимает предложение дирекции "Ла Скала", этой всемирной академии оперного искусства. Собинова пригласили выступать в великолепном ансамбле сначала в операх "Дон Паскале" Доницетти и "Фра-Дьяволо" Обера, следующий театральный сезон дополнили оперы Верди "Травиата" и Массне "Манон". Музыкальные круги Милана сошлись в едином мнении: русский тенор превзошел все ожидания. Репертуар, выпавший Собинову, считался в Италии "запетым", особенно "Травиата". Казалось, мелодии Верди были у всех на устах - их пели младенцы и няньки, примадонны и уличные торговцы. Тем не менее Собинов сумел по-новому представить своих героев и завоевать любовь самой широкой аудитории.

Три года гастролей на сценах лучших оперных театров Европы совпали по времени с русско-японской войной, революцией 1905-1907 гг. При первой же возможности артист вернулся на Родину, в труппу Большого театра.

Леонид (Витальевич) Собинов

За его плечами более 30 теноровых партий на сцене, концертный репертуар насчитывал свыше 250 романсов. Он стал известен как артист многогранной культуры, глубокой образованности, равного которому не найти не только среди русских, но и иностранных певцов.

Полный сил и молодой энергии, 35-летний Л.В. Собинов жаждет новых опер, ему скучно в Большом, он вновь отправляется в длительную поездку. Он покоряет Мадрид, Лондон, Берлин, Париж. В Европе до него долетели вести о постановке оперы Вагнера "Лоэнгрин", и он поспешил в Москву, петь партию Лоэнгрина. Меломаны оценили новую роль своего любимца как вершину современного реалистического оперно-сценического искусства.

Можно продолжать перечень блистательных творческих побед Л.В. Собинова. У него не бывало артистических неудач, любой спектакль или концерт с его участием становился настоящим событием в культурной жизни. Билеты доставали с большим трудом. Всеобщее поклонение Собинову не было модой. Оно было проявлением всенародного признания, которое не ослабевало, а лишь постоянно росло.

Природа наделила Л. В. Собинова не только прекрасным голосом, но и щедрой, доброй душой.

На адвокатской стезе Леониду Витальевичу пришлось недолго защищать угнетенных и обиженных. Зато став профессиональным артистом, имея единственный источник дохода - голос, он всю жизнь помогал, не отказывая. Интересна деталь, которую приводит, вспоминая об отце, Светлана Леонидовна: "Великий Федор Иванович Шаляпин любил повторять: "Мне никто не помогал, и я не буду", Леонид Витальевич возражал: "А мне все помогали, и я помогу". На протяжении десятилетий он организовывал благотворительные концерты в помощь нуждающимся студентам, выступал сам, привлекал к участию великих мастеров А. В. Нежданову, В. И. Качалова, А. А. Яблочкину. Исполнители отказывались от гонораров, сборы же достигали астрономических сумм. На эти средства учились десятки талантливых студентов, впоследствии прославленных хирургов и психиатров, бактериологов и артистов. Певец устраивал бесплатные или дешевые обеды для учащихся, содействовал в приобретении формы, книг, подыскивал места репетиторов.

Леонид (Витальевич) Собинов

У него просили помощи пострадавшие от землетрясения итальянцы и нищие Мадрида, раненые воины московских госпиталей и политэмигранты, он хлопотал за поступающих в консерваторию, писал узникам в тюрьмы. В Нижнем Новгороде на ярмарке в ресторане Собинов услышал молодую певицу-курянку, разглядел в ней богато одаренную натуру и чуть ли не силой заставил ее выступать с ним вместе. Так он вывел в люди гениальную исполнительницу русских песен Надежду Васильевну Плевицкую, названную впоследствии курским соловьем. Да разве только ее одну!

Уже после революционных событий февраля 1917 года Собинов был избран директором Большого театра; в Севастополе он создал народную консерваторию; в 1923 году ему было присвоено звание народного артиста республики.

Трудно было не попасть под чары этого талантливого, красивого, обаятельнейшего человека. В его жизни было много любви - его любили, и он любил. Молва приписывала ему увлечение Линой Кавальери, одной из красивейших примадонн Италии, с ней он пел в России и за рубежом. Около 10 лет продолжалась романтическая связь с Е.М. Садовской - очаровательной артисткой из знаменитой театральной династии Малого театра. Затем - красивый роман с балериной В.А. Каралли, в будущем звездой немого кино. Почти 20 лет Собинов прожил со второй женой Н.И. Мухиной - она была похожа на тех итальянок.

Скончался Леонид Витальевич Собинов 14 октября 1934 г. на руках дочери - 14-летней Светланы. Вся культурная Москва провожала его в последний путь на Новодевичье кладбище. 66 лет прошло с тех пор, но имя его и прекрасный благородный облик не поглотила "медленная Лета". Россия не забывает своего "соловушку".

Лучшие дня


Последнее желание «Храброго Кита»
Посетило:82
Кит Баркетт

Посетило:64
Дэвид Наттер

Посетило:58
Диана Анкудинова

[an error occurred while processing this directive]